Выполнение боевых заданий.




Главные герои - Ваня Солнцев и Иван Бондарев.

Портрет.

У главных героев разных произведений – Вани Солнцева и Ивана Бондарева - много общего. В.П.Катаев и В.О.Богомолов пишут об обычных русских мальчишках, которые не отличаются от других. У обоих простое русское имя Ваня. Солнцеву Ване, по его словам, двенадцать лет, «хотя на вид больше десяти никак не дать». Бондарева Ивана Гальцев описывает как «худенького мальчишку лет одиннадцати».

Когда разведчики нашли Ваню Солнцева в окопе, он лежал «поджав босые, темные, как картофель, ноги» в зеленой луже и бредил во сне. Голова его была заросшая, давно не стриженная, с грязными волосами. Его воспаленные губы были обметаны лихорадкой. Выпуклые веки закрытых глаз были нездорового цвета. Короткие, густые ресницы слиплись. Лицо было все в царапинах и синяках.

Когда впервые Гальцев встретит Ивана, его поражает вид мальчика: жалкий, измученный. Лицо – скуластое, темновато-серое от въевшейся в кожу грязи. Плотно сжатые, посиневшие губы. Мокрые волосы висели клочьями. Тело - худенькое, с тонкими ногами и руками.

Наверное, такими и были в действительности дети войны.

Как оказались на фронте.

Перед войной Иван Бондарев жил с родителями на заставе где-то в Прибалтике. Его отец был пограничником и погиб в первый же день войны. Сестренка полутора лет была убита на руках у мальчика во время отступления. Жива ли мама, Иван не знает. Он остался один. «…И в партизанах был, и в Тростянце – в лагере смерти...». Желая мстить врагу, Иван приходит к разведчикам.

Ваня Солнцев жил в деревне, которую позже спалили фашисты. Его отец погиб на фронте в первые дни войны. Мать убили. Бабушка и маленькая сестренка умерли от голода. Ваня был вынужден заботиться о себе сам. Попался полевым жандармам и был направлен в детский изолятор. Там Ваня заразился чесоткой, болел сыпным тифом, но все-таки выжил и сбежал. Три года Ваня прятался в лесах. Там его и нашли разведчики. «…Совсем одичал. Злой стал. Настоящий волчонок».

Прежде чем попасть к разведчикам, обоим мальчикам пришлось пережить нищету, унижение и постоянный страх. Но если уход на фронт Ивана Бондарева это внутренняя потребность мстить, то Ваня Солнцев оказывается у разведчиков случайно, а оказавшись там, понимает, что «наконец он нашел добрых, хороших людей, которые его спасли, обогрели, накормили, полюбили, … наконец он попал в родную семью».

Характер. Отношения.

Пережив столько трудностей, мальчики изменились, и не только внешне. Меняется их характер, отношение к людям.

Про Ивана Гальцев говорит: «…он был совсем еще ребенок, но лицо не по-детски сосредоточенное с морщинками на выпуклом лбу». Держится Иван с Гальцевым независимо, а говорит уверенно и даже властно. Не просит, а требует. На один из вопросов Гальцева он отвечает с неприязнью, при этом «…зверовато сверкнув зелеными, как у кошки, глазами».

Характер Вани Солнцева описывает ефрейтор Биденко: «Смотрите, какой гордый! Маленький, а злой. Самостоятельный у него характер».

Несмотря на свой возраст, оба мальчика уже самостоятельны. Война сделала их взрослее.

Взрослые, узнав, что ребятам пришлось пережить, относятся к ним серьезнее.

Бойцы любят и жалеют мальчиков. Катасоныч и Холин готовы выполнить любую просьбу Ивана. Уже решено: если после войны не отыщется мать, Катасоныч или подполковник усыновят его.

К Ване Солнцеву разведчики тоже относятся с любовью и нежностью. Они называют его «пастушок». Горбунов говорит: «Он всем нам, как родной сын». Как и Ивану Бондареву, Ване Солнцеву взрослые пытаются облегчить жизнь, чем-то его порадовать. Разведчики справили для мальчика обмундирование, нашли сапожника и парикмахера. Капитан Енакиев, как и его солдаты, с первого взгляда полюбил Ваню. Наводчик Ковалев, с которым мальчик знакомится у артиллеристов, всячески подбадривает Ваню.

Взрослые по-отцовски относятся к ребятам и считают, что их необходимо отправить в тыл. Но повзрослевшие мальчишки считают иначе.

Ивана отправляют в интернат, но он говорит, что «…там тягостно, прямо невтерпеж». Поэтому оттуда сбегает. Иван согласен с тем, что ему надо учиться, но учиться он хочет после войны. Многие пытались его переубедить, но мальчик был непреклонен: «Офицером стать я еще успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало».

Ваня Солнцев, как и Иван Бондарев, понимал, что учиться надо. Он даже носил с собой потрепанный букварь – «чтобы грамоте не разучиться». Но когда узнал, что его хотят отправить в детский дом, «...в душе мальчика заговорила гордость». Лицо стало злым. Оно как будто сразу похудело. Маленький подбородок вздернулся, глаза упрямо сверкнули исподлобья. Зубы сжались.

 

«А я не поеду! – сказал мальчик» и по дороге в детский дом сбегал от Биденко дважды. Если он останется на фронте, он сможет принести много пользы, а выучиться успеет и после войны. Ваня проявил упрямство. Только после смерти капитана Енакиева он согласился, чтобы его отправили в Суворовское училище.

Оба мальчика считали, что их место только на передовой

Выполнение боевых заданий.

Мальчики хотят, чтобы война поскорее закончилась. Каждый пытается приблизить это время. Иван подолгу находится «на той стороне», ходит по деревням, одетый как побирушка, всматривается и все запоминает. Вернувшись, все аккуратно записывает и посылает в штаб. Каждый раз, отправляясь в разведку, Иван побаивается, но смело идет на задание, желая отомстить немцам за свою семью.

Ваня Солнцев был у разведчиков проводником. Он шел впереди, изучая местность, потом возвращался и докладывал, свободен ли путь. Но мальчик хотел большего. Он хотел быть настоящим разведчиком. Стащив компас, Ваня вел собственные наблюдения и все записывал на полях букваря. Так же, как и Ивану, Ване было страшно на немецкой территории. Но он смог перебороть страх, Ваня заставил себя снова превратиться в пастушка, заблудившегося со своей лошадью. Он тоже боится, но знает, что от него зависит выполнение боевого задания.

В обоих произведениях герои оказываются в непростых ситуациях и наравне с взрослыми рискуют своей жизнью. Эти мальчишки – воины. Но воины – дети. И это отличает их от всех остальных героев.

Детские увлечения.

Несмотря на все трудности, Иван и Ваня остаются детьми.

Как и у всех мальчишек, у Ивана есть увлечение – он собирает ножики. Когда он впервые увидел у Гальцева нож с наборной ручкой, глаза его загорелись, и мальчик сразу стал просить подарить ему это чудо. А когда Гальцев ему объясняет, что это подарок, Иван просит хотя бы поиграть. Оставшись в землянке один, мальчик играет в войну. Радость и веселье Ивану доставляют не только игры в войну. Мальчик читает журналы, просит Гальцева включить патефон, и очень доволен, когда Холин шевелит ушами.

Ваня Солнцев тоже совсем по-детски проявляет свою радость, когда ефрейтор Биденко приносит ему сверток с обмундированием. Ему нравятся маленькие пушечки на погонах. Он перебирает восхищенно вещи и хочет сразу все надеть. Мальчику кажется, что после этого он станет настоящим солдатом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: