Мотив – это импульс, побуждение или причина человеческой активности.
Мотив порождается определенной потребностью, выступающей конечной причиной человеческих действий. Мотивы существуют в системном взаимодействии с другими психологическими явлениями, образуя сложный механизм мотивации. Он включает в себя потребности, притязания, ожидания, стимулы, установки, оценки и т.д.
Мотивация – совокупность мотивов.
Мотивация – побуждения, которые вызывают активность и определяют направленность личности.
Мотивация учащихся – это очень важный этап на пути формирования у учеников мотивов, которые могут придать учёбе смысл, а сам факт учебной деятельности сделать важной целью для ученика или студента. В ином случае успешное обучение станет невозможным. Мотивация к обучению, к сожалению, сама по себе проявляется довольно редко. Именно по этой причине нужно использовать различные методы её формирования, чтобы она могла обеспечивать и поддерживать плодотворную учебную деятельность на протяжении продолжительного периода времени. Методов (приёмов) формирования мотивации к учебной деятельности довольно много.
Приведём примеры методов формирования мотивации учащихся.
Создание ситуаций занимательности – это процесс внедрения в учебные занятия интересных и занимательных опытов, жизненных примеров, парадоксальных фактов, необычных аналогий, которые будут привлекать внимание учащихся, и вызывать у них интерес к предмету изучения.
Эмоциональные переживания – это переживания, которые создаются путём привидения необычных фактов и проведения опытов во время занятий, а также вызываются масштабностью и уникальностью излагаемого материала.
Сопоставление научных и житейских толкований природных явлений – это такой приём, в котором приводятся какие-то научные факты и сопоставляются с изменениями в образе жизни людей, что взывает в учащихся интерес и желание узнать больше, т.к. это отражает действительность.
Создание ситуаций познавательного спора – данный приём основывается на том, что спор всегда вызывает повышенный интерес к теме. Привлечение учащихся к научным спорам способствует углублению их знаний, приковывает их внимание, вызывает волну интереса и желание разобраться в оспариваемом вопросе.
Создание ситуаций успеха в учении – этот приём используется, в основном, по отношению к учащимся, которые испытывают определённые затруднения в обучении. Основан приём на том, что радостные переживания способствуют преодолению трудностей в обучении.
Помимо перечисленных методов существуют и другие методы повышения мотивации к обучению. Такими методами считаются приближения содержания учебного материала к важным открытиям и достижениям, создание ситуаций новизны и актуальности. Существует также позитивная и негативная познавательная мотивация (см. выше (положительная или отрицательная мотивация).
Некоторые учёные указывают на то, что на мотивацию учащихся огромное влияние оказывает содержание учебной деятельности и содержание учебного материала. Отсюда следует, что чем интересней учебный материал и чем больше ученик/студент вовлечён в активный процесс обучения, тем более повышается и его мотивация к этому процессу.
Нередко на повышение мотивации влияют и социальные мотивы. Например, стремление к полезности или занятию определённой позиции в обществе, желание заслужить авторитет и т.п.
И последним, но не менее важным вопросом, который нам необходимо рассмотреть, будет вопрос самомотивации. Ведь зачастую то, к чему стремится человек и то, чего он достигает в итоге, зависит не столько от того, как его мотивируют работодатели, преподаватели и другие окружающие люди, сколько от того, насколько он способен мотивировать себя самостоятельно.
Под «традиционным обучением» понимается классно-урочная система обучения, сложившаяся в 17 веке на принципах дидактики Я.А.Коменского.
Отличительные черты ТО:
- учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, сохраняющийся на весь период обучения;
- класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию; дети приходят в школу в одно и то же время;
- основной единицей занятий является урок;
- урок посвящён одному учебному предмету, теме, т.о. учащиеся работают над одним и тем же материалом;
- работой учащихся на уроку руководит учитель: оценивает результаты обучения, уровень обученности; переводит в следующий класс;
- учебники применяются, в основном, для домашней работы.
Учебный год, учебный день, расписание уроков, перемены, каникулы – вот атрибуты традиционной классно-урочной системы обучения.
Цели обучения.
В советской педагогике ЦЕЛИ обучения включали в себя:
- формирование системы знаний, овладение основами наук;
- формирование основ научного мировоззрения;
- всестороннее и гармоническое развитие каждого ученика;
- воспитание идейно убеждённых борцов за коммунизм- светлое будущее всего человечества;
- воспитание сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду.
Таким образом, цели ТО были ориентированы преимущественно на усвоение ЗУН, и предполагали воспитание детей с заданными свойствами.
В современной массовой российской школе ЦЕЛИ несколько видоизменились: исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, изменились понятия нравственного воспитания…, НО: парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней.
Концептуальную основу ТО составляют принципы обучения, сформулированные Я.А.Коменским:
- научности (ложных знания нет, есть неполные),
- природосообразности (обучение определяется развитием, не форсируется
- последовательности и систематичности (линейная логика процесса обучения, от частного к общему),
- доступности (от известного к неизвестному, от лёгкого к трудному, усвоение готовых ЗУНов),
- прочности (повторение – мать учения),
- сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд),
- наглядности (привлечение разных органов чувств к восприятию),
- связи теории с практикой (учиться применять знания на практике),
- учёта возрастных и индивидуальных особенностей.
Обучение понимается как целостный процесс передачи ЗУНов, социального опыта от старших поколений –младшим, в составе которого определены цели, содержания, методы, средства.
Содержание образования в традиционной массовой школе, сложившееся в советское время (определялось задачами индустриализации, НТпрогресса, погоней за технически развитыми странами), и по сей день является технократическим. Знания адресуются к рассудку, а не к духовности. (3/4уч.предметов направлены на развитие левого (логического) полушария).
Традиционная система остаётся единообразной, невариативной, несмотря на декларацию свободы выбора и вариативности. Планирование содержания – централизовано. Базисные учебные планы основываются на единых для страны стандартах. Учебные дисциплины (основы наук) изолированы друг от друга. Обучение преобладает над воспитанием. Учебные и воспитательные формы работы не взаимосвязаны, клубные формы составляют лишь 3%. В воспитательном процессе преобладает педагогика мероприятий, вызывающая негативное восприятие всех воспитательных воздействий.
Методика обучения представляет собой авторитарную педагогику требований. Ученье слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями; отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.
Авторитаризм процесса обучения проявляется в:
- регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур (говорят: «школа насилует личность»),
- централизации контроля,
- ориентации на среднего ученика («школа убивает таланты»).
Позиция ученика: ученик – подчинённый объект обучающих воздействий; ученик- «должен»; ученик – ещё не полноценная личность, и пр.
Позиция учителя: учитель- командир, судья, старший («всегда прав»), «с предметом – к детям», стиль- «разящие стрелы».
Методы усвоения знаний основываются на:
- сообщении готовых знаний,
- обучении по образцу;
- индуктивной логике от частного к общему;
- механической памяти;
- вербальном (речевом) изложении;
- репродуктивном воспроизведении.
Слабая мотивация, отсутствие самостоятельности в учебной деятельности ученика:
- цели обучения ставит учитель;
- планирование учебной деятельности осуществляется учителем, иногда- навязывается вопреки желаниям ученика,
- оценивание деятельности тоже осуществляется учителем.
В таких условиях учение превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями (отчуждение ребёнка от учёбы, воспитание лени, обмана, конформизма,- «школа уродует личность»).
Проблема оценки. В ТО разработаны критерии количественной пятибалльной оценки ЗУНов по учебным предметам; требования к оценке (индивидуальный характер, дифференцированный подход, системность контроля и оценивания, всесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность).
Однако, на практике проявляются отрицательные стороны традиционной системы оценок:
- отметка часто становится средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, средством давления на ученика;
- отметка часто отождествляется с личностью ученика в целом, сортируя детей на «плохих» и «хороших»,
- ярлыки «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, унижения, либо приводят к индифферентности (равнодушию к учёбе), к занижения «Я-концепции»,
- «двойка» является непереводной, приводит к второгодничеству со всеми его проблемами, либо к бросанию школы и учения вообще. Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, приводит к конфликтам и пр.
К традиционным видам обучения относят: Классно-урочная форма обучения. 2.Лекции. 3. Практические занятия. 4. Лабораторные занятия. 5. Контрольные работы.
Интерактивное обучение – это одна из разновидностей активного метода обучения. Взаимодействие при интерактивном обучении осуществляется не только между педагогом и учеником, в данном случае все обучаемые контактируют и работают сообща (или в группах). Интерактивные методы обучения – это всегда взаимодействие, сотрудничество, поиск, диалог, игра между людьми или человеком и информационной средой. Используя активные и интерактивные методы обучения на уроках, педагог повышает объем усвоенного учениками материала до 90 процентов.