Тема 4.6 «Постиндустриальная цивилизация: тенденции изменения современного государства и права в глобализирующемся мире»




1. Чем характеризуется явление глобализации? Каковы причины данного явления?

2. Каковы основные тенденции изменений государственно-политических и правовых институтов в рамках явления глобализации? Для ведущих западных стран? Для развивающихся стран?

3. Как соотносятся элементы общего и особенного в различных правовых семьях в современный период? Что представляет собой явление конвергенции?

4. Дайте характеристику первых конституций развивающихся государств.

5. В чем заключаются особенности конституционного строя развивающихся государств?

6. Какие существуют проблемы в создании собственного «правового поля» у развивающихся государств?

7. Каковы истоки и перспективы развития антиглобалистского движения?

8. Каковы особенности обеспечения прав человека в условиях глобализации?

9. Что собой представляют перспективы эволюции постиндустриальной цивилизации?

10. Каковы роль и значение международных организаций в условиях глобализации?

11. Роль межгосударственных объединений в глобализирующемся мире.

 

Критерии оценки:

За ответ на вопрос собеседования / коллоквиума - максимально возможный бал, полученный студентом - 2. Максимальный бал выставляется в том случае, если студент: глубоко и полностью раскрыл поставленный вопрос, свободно владеет учебным материалом, отвечает на дополнительные вопросы. Частично раскрытый вопрос, неполное владение материалом приводит к снижение балла.

 

Автор: С.В. Рыбак

«__»__________2016 г.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

По теме 1.3.

Задача № 1

Император Константин решительно изменил отношение государства к христианской религии. Он признал христианскую веру и сделал ее официальной религией. Почему христианство стало государственной религией в Римской империи?

Задача № 2

Афиняне считали, что гражданин, не участвующий в общественной жизни, бесполезен для государства. Объясните, почему афиняне придавали такое большое значение общественной жизни?

 

Задача № 3

Известно, что афинском народном суде (гелиэя) было шесть тысяч присяжных заседателей, ежегодно избираемых по жребию. И все они получали за каждое заседание суда по 2 обола. Два обола – это дневной заработок афинянина. На какие стороны афинской демократии повлияла данная мера?

По теме 1.4.

Задача № 1

Авл Агерий неоднократно просил Нубия Нигерия срезать
ветви или срубить дерево» растущее на земле последнего, но всей
своей кроной склоняющееся на соседний участок, тем самым очень
затрудняя пользование последним. У.Нигерии отказался удовлетворить
эту просьбу, ссылаясь на то, что только он сам вправе распоряжаться­
тем, что растет на его земле. Тогда А. Агерий срубил дерево.­
Правомерны ли его действия по «Закону 12 таблиц»?

 

Задача № 2

Что есть право в соответствии с формулами римских юристов? Какие общие характеристики римского права можно вывести из формул римских юристов?

 

По теме 3.3.

Задача № 1

Некто Филипп де-Норбон, отец двух детей - Валентина и Валери, собственник весьма ценного собрания гравюр (основное достояние семьи, оцениваемое в 60 тыс. франков), 20 августа 1850 года подарил Марселю Труа, искусствоведу, несколько очень редких гравюр стоимостью 30 тыс. франков. Свой дар Ф.де-Норбон мотивировал тем, что во всем мире подлинную ценность гравюр знает только М. Труа. Валери и Валентин де-Норбон обратились с иском в суд, оспаривая действия отца. Как решить этот казус на основании ГК Франции 1804 г.?

 

Задача № 2

12 октября 1890 года Аллен Руа приобрел за 400 франков у Гастона Мулена пару породистых собак. Затем он узнал, что действительная стоимость последних меньшая. Руа потребовал расторжения сделки. Сославшись на незыблемость заключенного договора, продавец отклонил эти претензии. Какое решение примет суд, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Франции 1804 г.?

 

Критерии оценки:

Ситуационные задачи (решение задачи (казуса)) необходимо обосновывать правовыми нормами из соответствующих нормативно-правовых актов. Решение должно быть четким, ясным и мотивированным. Для этого нужно обязательно изучить соответствующие разделы учебника и другие источники. При выполнении задач (заданий) творческого уровня оценивается логика, творческий подход, умение самостоятельно мыслить. Основными критериями для выполнения заданий являются владение учебным материалом, правильность и аргументированность ответа. Максимальный бал – 2 балла. Частичное решение задачи приводит к понижению балла.

 

Автор: С.В. Рыбак

«__»__________2016 г.

ТЕМЫЭССЕ

По теме 2.2.

1. Различия между основными формами процесса в средневековом праве: обвинительным, розыскным (инквизиционным), состязательным и смешанным.

2. Региональные особенности розыскного (инквизиционного) судопроизводства (на примере Германии, Франции, России)

3. Процесс возрастания роли государства в борьбе с преступностью в средневековой Европе.

4. Понятие «вне закона» и его эволюция в европейском средневековом праве.

5. Ф. де Бомануар – «светоч» французской юриспруденции.

По теме 2.5.

1. Идея Халифата в ХХI в.

 

По теме 4.3.

1. Модернизация уголовного права в современной Франции.

2. Опыт французского конституционализма в ХХ - нач. ХХI вв.

По теме 4.6.

1. Контуры будущего мира: нации, регионы, транснациональные общности.

2. Антиглобалистские движения: истоки и перспективы.

3. Права человека в глобализирующемся мире.

 

ТЕМЫДОКЛАДОВ

По теме 2.1.

1.Античность - Средние века - Новое время. Причины и механизмы смены веков.

2.Города средневековой Европы: возникновение, население, роль в общественном и политическом развитии.

3.Пути развития феодализма в Западной Европе.

4.Государство в структуре феодального общества.

5.Исторические предпосылки интеграционного процесса в Европе.

По теме 2.2.

 

1. Процесс ужесточения наказаний в феодальной Европе на примере германской «Каролины».

2. Пытка как состязание в средневековом суде.

3. Кулачное право как форма судебного поединка.

 

По теме 3.1.

1. Основные тенденции в развитии государств-наций и национального права в ХVII - нач. ХХ вв.

2. Ранние буржуазные революции: предпосылки, основные преобразования, итоги.

3. Конституционно-правовая история Англии: опыт и традиции.

4. Судебно-правовая и полицейская система Англии: история формирования и перспективы развития.

5. Английское, французское, американское и русское просвещение: основные представители и идеи.

 

По теме 4.4.

1. Расовое законодательство фашистской Германии.

2. Идейные истоки, идеологическая доктрина и мифология национал-социализма.

3. Закон как источник гражданского и торгового права в странах романо-германской правовой системы.

4. Тоталитарные и авторитарные режимы в странах Европы в 1920-1939-е гг.

5. Раскол и объединение Германии во второй половине ХХ в.

 

Критерии оценки:

Основными критериями при подготовке докладов, эссе являются следующие:

- самостоятельность (не менее 50 % оригинального текста);

- полнота изложения (раскрыть полностью тему);

- грамотность изложения (понимание проблемы);

- последовательность изложения (соответствие структуре работы);

- правильность оформления (соответствие требованиям написания и оформления работы).

За подготовку доклада, эссе соответствующего указанным выше критериям и выступление с ним на занятии выставляется максимальное количество баллов - 3. За участие в дискуссии максимально возможный бал, полученный студентом - 2. Максимальный бал выставляется тому студенту, который активно участвовал в дискуссии, задавал вопросы, высказывал собственную точку зрения, достаточно полно ее аргументировал.

 

Автор: С.В. Рыбак

«__»__________2016 г.

ТЕМЫТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

По теме 1.1.

 

1. Периодизация учебного курса «История государства и права зарубежных стран»: разнообразие подходов.

2. Задачи и проблемы, стоящие перед российской историко-правовой наукой.

3. Основные тенденции в развитии методологии учебного курса «История государства и права зарубежных стран».

По теме 1.2.

1.Доктрина легизма в государственном строительстве Древнего Китая.

2.«Древневосточная деспотия» как научная категория.

3.Восточная деспотия и «идеальное государство» Платона.

4.Законы Хаммурапи: право или бесправие?

 

По теме 1.3.

1. «Народы моря» и их роль в развитии цивилизации.

2. Древние Афины – полис и центр культуры. Афинская демократия.

3. Роль античного наследия в европейском цивилизационном развитии.

4. Спартанская реальность и утопия Платона.

По теме 1.4.

1.Правовые и религиозные запреты в античном праве.

2.Пространство власти: ритуал, миф и реальность в Древнем Средиземноморье.

3. Община римских граждан и римское право.

4. Марк Тулий Цицерон. Государство и право.

 

По теме 2.2.

1. Особенности генезиса и эволюции средневекового права Западной Европы.

2. Правовые формы зависимого состояния у древних франков.

3. Принцип «майората» в западноевропейской и российской правовой традиции.

По теме 2.3.

1. Поземельные отношения в средневековой Англии и их правовое урегулирование.

2. Суд присяжных и мировой суд: истоки формирования и продолжение традиций.

3. Великая хартия вольностей – конституция средневековой Англии?

По теме 2.4.

1. Исторические предпосылки интеграционного процесса в Европе.

2. Византия и Русь: опыт государственно-политического и правового взаимодействия.

3. «Папская революция» и роль церкви в средневековой западноевропейской цивилизации.

 

По теме 2.5.

1. Мусульманское право: истоки формирования и характерные черты.

2. Автаркия как форма организации государственной власти на средневековом Востоке.

По теме 3.3.

1. Английское, французское, американское и русское просвещение: основные представители и идеи.

2. Наполеон Бонапарт – реформатор и законодатель.

3. Французское законодательство начала ХIХ в. и рецепция римского права.

4. Наследственное право Франции и Германии: сравнительный анализ на примере ГК Франции 1804 г. и ГГУ 1900 г.

5. Эволюция конституционного строя Франции: от монархии к республике и империи. Классическая наполеоновская кодификация права.

По теме 3.4.

1. «Малогерманский» путь объединения Германии в ХIХ в.

2. Эволюция государственного строя Германии на различных этапах создания централизованного государства (ХIХ - нач. ХХ в.).

3. Специфика формирования буржуазного права Германии. Кодификация имперского права.

4. Наследственное право Франции и Германии: сравнительный анализ на примере ГК Франции 1804 г. и ГГУ 1900 г.

По теме 3.5.

1. Установление конституционного правления и формирование партийной системы Японии на рубеже ХIХ-ХХ вв.

2. Буржуазные реформы 60-70-х гг. ХIХ в. в Японии и России: опыт сравнительного анализа.

3. Создание новой политической системы и образование партий в Японии в ХIХ в.

4. «Небесное государство» тайпинов в Китае.

5. Синьхайская революция в Китае: причины и условия.

6. Рецепция и адаптация европейского права к социокультурным условиям японского общества.

7. Изменения в государственном строе Китая на рубеже ХIХ-ХХ вв.

8. Правовая система Китая.

9. Проблемы государственного и правового развития КНР.

По теме 4.1.

1. «Новый курс» Ф. Рузвельта: сущность и значение для американской и всемирной истории ХХ в.

2. Антимонопольное законодательство США: истоки формирования и перспективы.

3. Социальное законодательство США в ХХ в.

4. Конституция США на рубеже ХХ – ХХI вв.: основные направления эволюции.

По теме 4.2.

1. Социальное и трудовое законодательство Великобритании в ХХ в.

2. Английские тредюнионы: истоки формирования и эволюция.

3. Модернизация уголовного права в современной Великобритании.

4. Английская монархия: искусство выживания.

 

По теме 4.5.

1. Страны Восточной Европы во второй половине ХХ в.: выбор путей развития.

2. Распад многонациональных государств в Восточной Европе в 1990-е гг.: причины и последствия.

 

По теме 4.6.

1. Освободительные движения в первой трети ХХ в.: революции, ненасильственное сопротивление.

2. Реформы и революции в странах Латинской Америки во второй половине ХХ в.

3. Освобождение народов Азии и Африки во второй половине ХХ в.: проблема становления национального государства и права.

4. Глобализация и эволюция правовых семей.

5. Ислам как фактор интеграции стран Азии и Африки. 6. Религиозное возрождение: фундаментализм и религиозный фанатизм.

7. Основные традиции изменения современного государства и права в глобализирующемся мире.

Критерии оценки:

При выполнении задач (заданий) творческого уровня оценивается логика, творческий подход, умение самостоятельно мыслить и использовать приемы и навыки сравнительного анализа, установления причинно-следственных связей, соотношения. Основными критериями для выполнения заданий являются владение учебным материалом и правильность ответа. Творческое задание, соответствующее указанным критериям оценивается в 5 баллов. Частичное выполнение описанных выше критериев приводит к понижению баллов.

 

 

Автор: С.В. Рыбак

«__»__________2016 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: