Анализ общих расходов приведен в таблице 2.27, а его структура представлена в таблице 2.28 и на рисунках 2.30 – 2.32.
Таблица 2.27 – Анализ общих расходов
Наименование показателя | Ед. изм. | Год | |||
Фонд оплаты труда | млн руб. | ||||
Отчисления на социальные нужды | млн руб. | ||||
Материалы | млн руб. | ||||
Топливо | млн руб. | ||||
Электроэнергия | млн руб. | ||||
Амортизация | млн руб. | ||||
Прочие | млн руб. | ||||
Всего | млн руб. |
Таблица 2.28 – Анализ структуры общих расходов
Наименование показателя | Ед. изм. | Год | |||
Фонд оплаты труда | % | 28,8 | 26,8 | 29,0 | 30,5 |
Отчисления на социальные нужды | % | 10,6 | 9,2 | 9,9 | 10,7 |
Материалы | % | 16,4 | 17,8 | 16,2 | 13,3 |
Топливо | % | 20,0 | 18,6 | 16,7 | 15,2 |
Электроэнергия | % | 1,8 | 1,4 | 1,2 | 1,5 |
Амортизация | % | 7,0 | 9,8 | 9,8 | 11,4 |
Прочие | % | 15,4 | 16,4 | 17,1 | 17,4 |
Всего | % |
Рисунок 2.30 – Структура общих расходов по элементам затрат за 2010-2011 года
Как видно на рисунке 2.30 за 2010 год наибольший удельный вес в структуре общих расходов занимает фонд оплаты труда (32 %), затем идет топливо (17 %), материалы (15 %), самый наименьший удельный вес имеет электроэнергия (2 %). За 2011 год наибольший удельный вес в структуре общих расходов занимает фонд оплаты труда (29 %), затем идет топливо (20 %), материалы (16 %), прочие затраты (15 %), самый наименьший удельный вес имеет электроэнергия (2 %).
Рисунок 2.31 – Структура общих расходов по элементам затрат за 2012-2013 года
Как видно на рисунке 2.31 за 2012 год наибольший удельный вес в структуре общих расходов занимает фонд оплаты труда (27 %), затем идет топливо (19 %), материалы (18 %), самый наименьший удельный вес имеет электроэнергия (1 %). За 2013 год наибольший удельный вес в структуре общих расходов занимает фонд оплаты труда (29 %), затем идет топливо (17 %) и прочие затраты (17 %), материалы (16 %), самый наименьший удельный вес имеет электроэнергия (1 %).
Рисунок 2.32 – Структура общих расходов по элементам затрат за 2014 год
Как видно на рисунке 2.32 наибольший удельный вес в структуре общих расходов занимает фонд оплаты труда (31 %), затем идут прочие затраты (17 %), топливо (15 %), материалы (13 %), отчисления на социальные нужды (11 %) и амортизация (11 %), самый наименьший удельный вес имеет электроэнергия (2 %).
Анализ эксплуатационных расходов приведен в таблице 2.29, а также структура эксплуатационных расходов приведена в таблице 2.30.
Таблица 2.29 – Анализ эксплуатационных расходов
Наименование показателя | Ед. изм. | Год | |||
Фонд оплаты труда | млн руб. | ||||
Отчисления на социальные нужды | млн руб. | ||||
Материалы | млн руб. | ||||
Топливо | млн руб. | ||||
Электроэнергия | млн руб. | ||||
Амортизация | млн руб. | ||||
Прочие | млн руб. | ||||
Всего | млн руб. |
Таблица 2.30 – Анализ структуры эксплуатационных расходов
Наименование показателя | Ед. изм. | Год | |||
Фонд оплаты труда | % | 30,2 | 27,9 | 29,9 | 31,2 |
Отчисления на социальные нужды | % | 11,1 | 9,6 | 10,2 | 11,0 |
Материалы | % | 12,4 | 14,0 | 12,8 | 10,9 |
Топливо | % | 22,2 | 20,4 | 18,2 | 16,3 |
Электроэнергия | % | 1,8 | 1,3 | 1,2 | 1,4 |
Амортизация | % | 7,4 | 10,4 | 10,4 | 12,0 |
Прочие | % | 14,9 | 16,3 | 17,3 | 17,2 |
Всего | % |
Как видно из таблицы 2.30 наибольший удельный вес в структуре эксплуатационных расходов за 2014 год занимает фонд оплаты труда (31,2 %), затем идут прочие затраты (17,2 %), топливо (16,3 %), амортизация (12 %), отчисления на социальные нужды (11 %) и материалы (10,9 %), самый наименьший удельный вес имеет электроэнергия (1,4 %).
Анализ расходов по ИВД приведен в таблице 2.31, а также структура расходов по ИВД приведена в таблице 2.32.
Таблица 2.31 – Анализ расходов по ИВД
Наименование показателя | Ед. изм. | Год | ||||
Фонд оплаты труда | млн руб. | |||||
Отчисления на социальные нужды | млн руб. | |||||
Материалы | млн руб. | |||||
Топливо | млн руб. | |||||
Электроэнергия | млн руб. | |||||
Амортизация | млн руб. | |||||
Прочие | млн руб. | |||||
Всего | млн руб. | |||||
Таблица 2.32 – Анализ структуры расходов по ИВД
Наименование показателя | Ед. изм. | Год | |||
Фонд оплаты труда | % | 17,6 | 17,5 | 20,7 | 23,0 |
Отчисления на социальные нужды | % | 6,4 | 6,0 | 7,0 | 7,9 |
Материалы | % | 47,8 | 50,4 | 46,9 | 38,0 |
Топливо | % | 3,2 | 2,8 | 3,3 | 4,0 |
Электроэнергия | % | 2,2 | 1,6 | 1,6 | 1,8 |
Амортизация | % | 3,6 | 4,7 | 4,5 | 5,7 |
Прочие | % | 19,2 | 17,1 | 15,9 | 19,6 |
Всего | % |
Как видно из таблицы 2.32 наибольший удельный вес в структуре расходов по ИВД за 2014 год занимают материалы (38,0 %), а самый наименьший удельный вес имеет электроэнергия (1,8 %).
Анализ себестоимости перевозок приведенных 10 т-км приведен в таблице 2.33, а его динамика представлена на рисунке 2.33.
Таблица 2.33 – Анализ себестоимости перевозок приведенных 10 т-км
Наименование показателя | Ед. изм. | Год | |||||
Себестоимость перевозок, 10 привед. т-км | руб. | 1259,9 | 2529,4 | 3055,9 | 3365,1 | ||
Себестоимость перевозок, 10 привед. т-км (в сопоставимых ценах) | руб. | 3379,1 | 3513,3 | 3451,1 | 3365,1 | ||
Абсолютный прирост | по цепной схеме | руб. | - | 134,2 | -62,2 | -86 | |
по базисной схеме | руб. | - | 134,2 | -14 |
Окончание таблицы 2.33
Наименование показателя | Ед. изм. | Год | |||||
Темп роста | по цепной схеме | % | 103,9 | 98,2 | 97,5 | ||
по базисной схеме | % | 103,9 | 102,1 | 99,6 | |||
из них грузовых, 10 т-км | руб. | 977,2 | 2413,8 | ||||
из них грузовых, 10 т-км (в сопоставимых ценах) | руб. | 2519,2 | 2603,0 | 2544,1 | 2563,0 | ||
Абсолютный прирост | по цепной схеме | руб. | - | 83,8 | -59 | 8,9 | |
по базисной схеме | руб. | - | 83,8 | 24,9 | 43,8 | ||
Темп роста | по цепной схеме | % | 103,3 | 97,7 | 100,8 | ||
по базисной схеме | % | 103,3 | 100,9 | 101,7 | |||
пассажирских, 10 пасс-км | руб. | 2821,3 | 6343,2 | 8497,7 | |||
пассажирских, 10 пасс-км (в сопоставимых ценах) | руб. | 9694,0 | 10488,6 | 10548,7 | 8497,7 | ||
Абсолютный прирост | по цепной схеме | руб. | - | 794,6 | 60,1 | -2051,6 | |
по базисной схеме | руб. | - | 794,6 | 854,4 | -1196,3 | ||
Темп роста | по цепной схеме | % | 108,2 | 100,6 | 80,6 | ||
по базисной схеме | % | 108,2 | 108,8 | 87,7 | |||
Рисунок 2.33 – Динамика себестоимости перевозок приведенных 10 т-км
Как видно на рисунке 2.33 темп роста себестоимости за 2014 год уменьшился на 4,7 % ли на 167,5 руб., а по сравнению с базисным 2010 годом он составил 98 %.
Анализ себестоимости приведенных 10 т-км приведен в таблице 2.34, а также структура представлена в таблице 2.35.
Таблица 2.34 – Анализ себестоимости приведенных 10 т-км
Наименование показателя | Ед. изм. | Год | |||
Фонд оплаты труда | руб. | 381,0 | 706,7 | 913,7 | 1051,1 |
Отчисления на социальные нужды | руб. | 140,0 | 241,8 | 313,2 | 369,2 |
Материалы | руб. | 156,0 | 354,2 | 391,5 | 367,0 |
Топливо | руб. | 279,5 | 516,7 | 555,3 | 550,1 |
Электроэнергия | руб. | 22,2 | 34,1 | 35,6 | 48,5 |
Амортизация | руб. | 93,6 | 264,0 | 318,6 | 401,7 |
Прочие | руб. | 187,6 | 411,9 | 528,0 | 577,4 |
Всего | руб. | 1259,9 | 2529,9 | 3055,9 | 3365,1 |
Таблица 2.35 – Структура себестоимости приведенных 10 т-км
Наименование показателя | Ед. изм. | Год | |||
Фонд оплаты труда | % | 30,2 | 27,9 | 29,9 | 31,2 |
Отчисления на социальные нужды | % | 11,1 | 9,6 | 10,2 | 11,0 |
Материалы | % | 12,4 | 14,0 | 12,8 | 10,9 |
Топливо | % | 22,2 | 20,4 | 18,2 | 16,3 |
Электроэнергия | % | 1,8 | 1,3 | 1,2 | 1,4 |
Амортизация | % | 7,4 | 10,4 | 10,4 | 11,9 |
Прочие | % | 14,9 | 16,3 | 17,3 | 17,2 |
Всего | % |
Как видно из таблицы 2.35 наибольший удельный вес в структуре себестоимости приведенных 10 т-км занимает фонд оплаты труда (31,2 %), затем идут прочие затраты (17,2 %), топливо (16,3 %), амортизация (11,9 %), отчисления на социальные нужды (11,0 %) материалы (10,9 %), и самый наименьший удельный вес имеет электроэнергия (1,4 %).
Анализ среднемесячной заработной платы приведен в таблице 2.36. Динамика среднемесячной заработной платы представлена на рисунке 2.34.
Таблица 2.36 – Анализ среднемесячной заработной платы
Наименование показателя | Ед. изм. | Год | |||
Среднемесячная заработная плата | млн руб. | 2339,8 | 4874,9 | 6757,3 | 7375,2 |
Среднемесячная заработная плата (в сопоставимых ценах) | млн руб. | 7400,8 | 7697,5 | 7561,4 | 7375,2 |
Окончание таблицы 2.36
Наименование показателя | Ед. изм. | Год | ||||
Абсолютный прирост | по цепной схеме | млн руб. | - | 296,7 | -136,1 | -186,2 |
по базисной схеме | млн руб. | - | 296,7 | 161,4 | -24,8 | |
Темп роста | по цепной схеме | % | 104,1 | 98,2 | 97,5 | |
по базисной схеме | % | 104,1 | 102,2 | 99,7 |
Рисунок 2.34 – Динамика среднемесячной заработной платы
На основании произведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности отделения железной дороги можно сделать вывод о том, что фактический объем эксплуатационных тонно-километров увеличился на 0,8 %, или на 33,4 млн т-км. Это произошло в следствие увеличение темпа роста перевезенных грузов за 2014 год на 1,2 % или на 503,3 тыс. т, а также с увеличением темпа роста погрузки за 2014 год на 1,5 % или на 268,8 тыс. т.
Анализ пассажирооборота показал, что наблюдается снижение средней населенности пассажирского вагона, что снизило пассажирооборот на 19,4 % или на 226,4 млн пасс-км. Из анализа приведенных т-км видно, что темп роста показателя снизился за 2014 год по сравнению с предыдущим на 2,5 %, это было связано с уменьшением пассажирооборота.
Снижение контингента связано с уменьшением объемов работ и запланированным сокращением штата. Вследствие уменьшения темпа роста приведенных т-км за 2014 год на 2,5 % и темпа роста контингента – на 1,4 % произошло снижение темпа роста производительности труда на 1 %.
За 2014 год доходы по отделению составили 3 083 085 млн руб., где темп роста по сравнению с базисным увеличился на 0,3 % или на 10355 млн руб., а по сравнению с предыдущим 2013 год темп роста показателя уменьшился на 0,7 %. По сравнению с базисным 2010 годом темп роста доходов по перевозкам за 2014 год уменьшился на 0,1 %, а по сравнению с предыдущим 2013 годом этот показатель также уменьшился на 1 %.
Наибольший долю в доходах занимают перевозки, где за 2014 они составили 93,8 %, а ИВД занимает 6,2 %. Наибольший долю в доходе приходится на грузовые перевозки, где удельный вес за 2014 год составил 92,8 %, а пассажирские перевозки имеют удельный вес 7,2 %. За 2014 год пассажирские перевозки имеют отрицательный прирост дохода –49964 млн руб, а по сравнению с базисным –19926 млн руб.
Расходы по отделению за 2014 год составили 2 572 870 млн руб. Анализ показал, что темп роста за 2014 год по сравнению с базисным уменьшился на 4,7 % или на 126531 млн руб, а по сравнению с предыдущим уменьшился на 8,1 % или на 226616 млн руб. Наибольший долю в расходах занимают перевозки, где за 2014 они составили 91,1 %, а ИВД занимает 8,9 %.
По сравнению с базисным 2010 годом темп роста расходов по перевозкам за 2014 год уменьшился на 2,8 % или на 67395 млн руб, а по сравнению с предыдущим 2013 годом этот показатель также уменьшился на 7,1 % или на 180315 млн руб. Наибольший расход приходится на грузовые перевозки, где удельный вес за 2014 год составил 65,9 %, а пассажирские перевозки имеют удельный вес 34,1 %. За 2014 год пассажирские перевозки имеют отрицательный прирост расходов–192570 млн руб, а по сравнению с базисным –76797 млн руб.
Прибыль по отделению составила 565 475 млн руб. Анализ показал, что темп роста за 2014 год по сравнению с базисным увеличился на 14,7 % или на 72674 млн руб, а по сравнению с предыдущим также увеличился на 37,5 % или на 154132 млн руб. Наибольшую долю в общей прибыли занимают перевозки, где за 2014 они составили 96,8 %, а ИВД занимает 3,2 %. По сравнению с базисным 2010 годом темп роста прибыли от реализации от грузовых перевозок за 2014 год увеличился на 0,6 %, от пассажирских перевозок уменьшился на 8,9 %.
Наибольший удельный вес в структуре общих расходов занимает фонд оплаты труда (31 %), затем идут прочие затраты (17 %), топливо (15 %), материалы (13 %), отчисления на социальные нужды (11 %) и амортизация (11 %), самый наименьший удельный вес имеет электроэнергия (2 %).
Темп роста себестоимости за 2014 год уменьшился на 4,7 % ли на 167,5 руб., а по сравнению с базисным 2010 годом он составил 98 %.
Следует отметить, что за 2014 год темп роста производительности труда (100,8 %) превышает темп роста заработной платы (94,9 %) на 5,9 %, что говорит об эффективной деятельности предприятия.
В целом можно сказать, что отделение работает относительно прибыльно, так как основную часть прибыли отделение получает за грузовые перевозки. Общая рентабельность за 2014 год составила 22,7 %, по перевозкам – 23,4 %.
Для повышения эффективности работы отделения необходимо изучать свою конкурентную позицию на рынке. Одним из факторов повышения эффективности выявлен фактор необходимости более полного удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках. Предложено рассмотреть маркетинговые исследования в сфере пассажирских перевозках для установления дифференцированных цен на билеты.
Список литературы
1. Анализ хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / под общей редакцией В. Г. Гизатуллиной, Д. А Панкова; Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования "Белорусский государственный университет транспорта". - Гомель: БелГУТ, 2008. - 367c.
2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / Л.Л.Ермолович и др.. - Минск: Современная школа, 2006. - 728 с.
3. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник для высших учебных заведений - Москва: Дашков и К°, 2008. - 499 с.
4. Ромина, А.Г. Коммерческая деятельность: учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальностям "Коммерческая деятельность", "Товароведение и экспертиза товаров" - Минск: БГЭУ, 2009. - 316 с.
5. Савицкая, Г.В. Экономический анализ: Учеб. для вузов по экон. направлениям и специальностям - М.: Новое знание, 2004. - 640 с.
6. Экономика железнодорожного транспорта: учебное пособие / О. Г. Быченко, А. Ф. Сыцко. – Гомель: УО «БелГУТ», 2006. – 228 с.
7. Экономика предприятия: учебное пособие / [Л. Н. Нехорошева и др.]; под редакцией Л. Н. Нехорошевой. - Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2008. – 718 с.
8. «Положение о производственной практике», утвержденное Постановлением Совета Министров от 30.11. 2000 г. №1823 (в ред. постановления Совмина от 02.05.2003 № 595, от 05.08.2005 №872, от 30.12.2006 №1778, от 04.12.2008 №1862)
9. Управление предприятием / Е. М. Карпенко, Н. П. Драгун. - Минск: ТетраСистемс, 2008. - 127 с.