ГЛАВА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.




Русский мыслитель второй половины ХIХ в. Николай Яковлевич Данилевский в книге «Россия и Европа» рассматривал всемирную историю, как совокупность самостоятельных и специфических цивилизаций или культурно-историческогих типов (КИТ) человечества.
Он так же выделил периоды развития КИТов:

1. Этнографический (древний) – начинается с отделения племени от родственных ему племен, обретения ими способности к самостоятельной деятельности;

2. Политический (государственный) – народ выходит из этнографической формы бытия, строит свое государство и обеспечивает свою политическую независимость;

3. Цивилизационный – обеспечивает народам реализацию своих духовных идеалов в науке, искусстве, осуществив развита свою творческую миссию, цивилизация исчерпывает свои силы и умирает.

По-мнению Н.Я. Данилевского, ни одна цивилизация не проявила свою всесторонность. Цивилизация проявляет созидательность только в одной или нескольких областях:
-еврейская – тольков религии;
- греческая цивилизация – в эстетической области и философии;
-римская – в области права и политической организации;
- индийская – в религии, мистики и в сфере воображения, фантазии
В итоге¸ Н.Я. Данилевский выделяет 4 типа цивилизаций:

· Первичные (в них нет ведущего начала, определяющего их смысл) – египетская, китайская, иранская, некоторые другие;

· Одноосновные (имеющие одно выраженное начало, от которого происходят все их особенности) – еврейская (религия), древнегреческая (культура), древнеримская (политика);

· Двухосновные (покоящиеся на преобладающем развитии двух начал)- европейская (политика и культура);

· Объединительные (в гармонии развивающая начала политические, культурные, религиозные и нравственно-экономические)- славянская (пока не как реальность, а как возможность)

В цивилизации он видел наиболее творческий период развития КИТа.

Цивилизации имеют свою судьбу, свое предназначение, свою историю. Они рождаются, расцветают и гибнут.
Все народы Н.Я. Данилевский поделил на следующие виды:

1. Позитивные творцы истории, создающие велики КИТы;

2. Негативные творцы истории – гунны, монголы, турки, не создавшие КИТов, но способствовавшие разрушению дряхлых цивилизаций (Рим пал под ударами варваров и т.п.);

3. Народы и племена, оставшиеся этнографическим материалом, использованные творческими народами для обогащения своих цивилизаций (бывшие колонии)

Немецкий философ Освальд Шпенглер издал в 1918 году первую часть книги «Закат Европы». Шпенглер решительно опроверг общепринятую условную периодизацию истории на Древний мир – Средние века – Новое время (поскольку они не имеют никакого значения для неевропейских сообществ). Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю – как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам периоды зарождения, становления и умирания (или детство, юность, зрелость, старость). В своей теории он четко разграничивал понятия цивилизации и культуры.
Каждая культура имеет свою душу – первоначало, из которого развертывается все богатство культуры, своеобразная программа развития социального организма. Рождение культуры – есть пробуждение великой души. Взаимодействие между культурами отсутствует, культуры непроницаемы. После достижения целей культуры она переходит в цивилизацию. Цивилизация – утрата индивидуальности, так как общества обретают сходные черты, начинает умирать душа культуры, выражающаяся, прежде всего, в религии. Вместо религии широкое распространение получает атеизм. Цивилизация – последняя фаза существования культуры, это ее закат. Умирание всякой культуры характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда, ключевое в его концепции противопоставление на «становящееся» (культур) и «ставшее» (цивилизация).
Таким образом, цивилизации понимались им как стадия упадка, умирания культуры, ее окостенения потери творческих сил.
По-мнению О. Шпенглера на данной стадии находился западный мир.
Говоря о культурах, О. Шпенглер подчеркивал их изолированность и самостоятельность, выделяя всего восемь:

 

1. Египетскую;

2. Вавилонскую;

3. Индийскую;

4. Китайскую;

5. Арабо-византийскую;

6. Греко-римскую;

7. Западную;

8. Культуру инков


По Шпенглеру, цивилизация сопровождается процессами «омассовления», проникающими во все сферы человеческой жизни, глобализации форм и способов человеческого существования - хозяйства, политики, техники, науки и т.д. Неизбежными спутниками «цивилизации» являются мировые войны, цель которых – глобальное господство над миром государства-победителя.

Английский историк и философ Арнольд Тойнби в 30-60-ые гг. ХХ в. Опубликовал многотомный труд «Постижение истории». Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории»

Стадии существования цивилизации:

Зарождения

Роста;

Надлома;

Разложения;

Гибели

Зарождение цивилизации:

В качестве условий возникновения цивилизаций Тойнби выделял:

- присутствие в обществе творческого меньшинства;

- благоприятное окружение

Исследуя движущие силы развития цивилизации, Тойнби сформулировал закон «вызов - ответ».

История (окружение) постоянно бросает обществу «вызов», препятствия, которые общество, чтобы выжить, должно преодолеть, найти правильный «ответ» на данный «вызов», возникшую проблему. Поиск нужного решения осуществляет творческая элита, тем самым обеспечивает постоянное движение общества к цивилизации. «Вызов» та сила, которая заставляет цивилизацию меняться, прогрессировать или регрессировать.

Пример:

- В Африке в древние времена произошла сильная засуха. Кто не ответил на вызов природы, те погибли в пустыне Сахара, а кто ответил, переселился в долину Нила, те выжили и создали египетскую цивилизацию.

2) Рост цивилизации – процесс внутреннего самоопределения, самовыражения. В античности – эстетика, западно-европейская цивилизация – в научно-техническом прогрессе (НТП).

3) Надлом – ситуация, когда общество не способно справиться с «вызовом». Гибель цивилизации происходит не от внешнего врага, а в результате собственного развития. Элита теряет способность эффективно решать проблемы, она утрачивает авторитет и пытается сохранить свое положение силой. В подобный период общество не справляется с вызовом, что приводит к надлому общества.

Пример:

- После Второй мировой войны Запад сделал СССР технический «вызов». СССР проигнорировал этот «вызов», не «ответил», не решил проблемы отставания, что привело к краху СССР.

4) Разложение – такой период, когда общество утрачивает единство, что способствует гибели цивилизации

Пример:

- Греция не помогла народам, воевавшим с римлянами, и в итоге сама погибла от рук римлян. Отсутствие единства, привело к гибели античной древнегреческой цивилизации

По его мнению, цивилизация – замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев:

Религия и форма ее организации

Территориальный признак

Тойнби выделял следующие цивилизации:

Первичные (неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, малосильные, легко возникающие и легко погибающие);

Вторичные (возникающие в ответ на «вызов», изменяющий условия их первоначального существования);

Третичные (возникающие на основе формирования единых религий и церквей из «вторичных» цивилизаций).

К середине ХХ в., по мнению А. Тойнби, осталось не более 7-8 из почти 30 существовавших в истории цивилизаций (христианская, исламская, буддийская, индуистская и др.)Цивилизации развиваются независимо друг от друга. Их гибель неизбежна, если в будущем не удастся сформировать единую высшую религию, создать на ее основе «вселенскую церковь» и «вселенское государство» (т.е. перейти к «третичной цивилизации»).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Из всего сказанного выше ясно каким многослойным и многозначным является понятие “цивилизация”. Многие современные философы вообще считают, что пытаться дать какое-то фиксируемое устойчивое определение этой категории бессмысленно. Но тем не менее попытаемся это сделать. Прежде всего цивилизация - это нечто большее, чем культура. Она включает и технологическую основу нашей жизни, и нравственные представления, которые ее определяют, то есть это достаточно широкое представление о способах жизни человека на Земле.

Говорить о зарождении цивилизации можно когда человек окончательно выделился из животного мира. На этом этапе биологическое совершенствование человека прекратилось и эволюция перешла в новую стадию общественного развития.

Что же касается фундамента классификации и систематизации типологий цивилизаций, то, безусловно, им можно считать работы Тойнби, Шпенглера и Данилевского. В нашей работе мы ставили целью классифицировать и систематизировать различные виды типологий цивилизационного развития, используя уже имеющиеся системы знаний и воспользовались именно их работами в этой области и достигли определённых успехов.

Задачи поставленные нами также были выполнены в данной работе.

Мы успешно выявили роль понятия «Цивилизация», пользуясь такими ее определениями, которыми пользовались Шпенглер, Мирабо, Копечны.

Рассмотрели ведущие типы цивилизационных систем на примерах Данилевского, Тойнби и Шпенглера и в итоге смогли предоставить чёткую и простую классификацию по предоставленным типам систем.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Гуревич П. С. Культурология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М. - 2001. - 54 – 109 с.

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Книга, 1991. – 574 с.

3. Драч Г.В., Матяш Т. П. Культурология. Краткий тематический словарь – М.: «Феникс», 2001. – 123 - 304 с.

4. Левяш И. Я. Культурология. Уч пособие для студ. вузов. – 4-е изд. Стереотип. – Мн, 2001. – 16 – 407 с.

5. Тойнби А. Дж. Постижение истории: пер. с англ. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 640 с.

6. Ширшов И. Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И. Е. – Мн.: Экоперспектива 2010. – 12 – 46 с.

7. О. Шпенглер. Закат Европы. - М.: «Феникс», 2001.

8. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М.: Политиздат, 1978. – 240 с.

9. Эренгросс Б. А. Культурология. Учебник для вузов / Б. А. Эренгросс, Р. Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007. – 34 – 69 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: