Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики центральных банков в условиях глобального финансового кризиса




 

Глобальный финансовый кризис внес существенные коррективы в каналы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики многих центральных банков (ЦБ) как развитых стран, так и стран с формирующимися рынками. В условиях кредитного сжатия традиционные каналы трансмиссионные механизмы перестали функционировать и передавать импульсы денежно-кредитной политике, оказывающие воздействие на экономическую активность частного сектора и домашних хозяйств. Это побудило многие ЦБ обратиться к мерам денежно-кредитной политике, которые не применялись в докризисный период.

В докризисный период основным каналом трансмиссионного механизма, который ЦБ использовали в процессе проведения денежно-кредитной политики, был канал процентной ставки. В условиях глобального финансового кризиса кредитные рынки практически перестали функционировать, поэтому процентные ставки, устанавливаемые по операциям ЦБ, перестали передавать импульсы денежно-кредитной политике и оказывать воздействие на экономическую активность частного сектора и домашних хозяйств. В условиях, когда "ценовые" параметры финансовых активов (процентные ставки) перестали выполнять функции передаточных механизмов, ЦБ оказались вынуждены воздействовать на рынки посредством изменения "количественных" параметров, т.е. наращивать предложение как национальной, так и иностранной ликвидности. ЦБ стали реализовывать широкий набор мер и инструментов, которые в настоящее время западные специалисты определяют как "нетрадиционные".

В ходе текущих дискуссий термин "нетрадиционные" меры денежно-кредитной политики широко используется в западных публикациях, но среди специалистов не сложилось общего понимания его содержания. В литературе представлены два принципиально разных подхода к пониманию нетрадиционного характера денежно-кредитной политике, реализованной в ходе текущего финансового кризиса. Сторонники первого подхода полагают, что применявшиеся меры являются нетрадиционными, так как отличны от мер денежно-кредитной политики, используемых ЦБ в нормальных условиях. В свою очередь, осуществленные в ходе купирования кризиса нетрадиционные меры можно классифицировать по целям и методам применения. Сторонники второго подхода считают, что применявшиеся в условиях кризиса меры не являются нетрадиционными мерами по своей сути. Например, в 60-70-х годах такие меры считались "каноном" трансмиссионных механизмов монетарной политики. Но в настоящее время их можно определять как нетрадиционные, поскольку при их применении ЦБ воздействуют на необычные сегменты финансового рынка [11, c.76].

В общем плане нетрадиционные меры денежно-кредитной политики в рамках антикризисных программ совместного воздействия ЦБ и правительств на национальные экономики через стимулирование финансовых рынков включали три направления:

). изменение структуры балансовых счетов ЦБ, которые стали не балансами отдельных юридических лиц, а были трансформированы в часть общего баланса общественного сектора;

). реализация кредитных и количественных послаблений: в частности, они применялись для сокращения кредитных спрэдов по отдельным финансовым операциям (например, сделкам с обязательствами строительных компаний или ценными бумагами, обеспеченными закладными), а также для снижения базовой доходности или для стимулирования экономической активности. В этом случае применялись в основном прямые и нестерилизованные закупки государственных ценных бумаг (в отдельных странах - перечень покупаемых ЦБ обязательств был достаточно широким);

). валютные операции (инъекции иностранной валюты на внутреннем рынке, в том числе и за счет валютных свопов между ЦБ).

В рамках вышеперечисленных направлений совместного воздействия ЦБ и правительств на национальные экономики через стимулирование финансовых рынков применявшиеся меры и инструменты денежно-кредитной политики можно подразделить на следующие группы.

. Прямые инструменты рынка денег. Некоторые ЦБ смягчили национальные резервные требования для преодоления недостатка внутренней ликвидности, включая снижение норм обязательного резервирования, введение новых правил усреднения резервов, расширение перечня разрешенных исключений при расчете резервных требований. В большинстве случаев смягчение резервных требований не сопровождалось снижением политической процентной ставки. Это предполагало, что ЦБ стремились увеличить предложение ликвидности, а не изменить характер монетарной политики.

. Системные соглашения по выделению национальной ликвидности. В период купирования острой фазы глобального финансового кризиса данный комплекс мер получил наибольшее распространение. Многие ЦБ смягчили условия предоставления ликвидности, включая удлинение сроков операций рефинансирования, снижение требований к принимаемым обеспечениям, увеличение частоты проведения кредитных аукционов. Несколько ЦБ предоставляли ликвидность приоритетным финансовым институтам, которые затем должны были поставить ее на рынок.

. Меры правительства по прямому выделению ликвидности. В отдельных случаях выделение дополнительной национальной ликвидности осуществлялось за счет бюджетных средств. Для этого применялись такие меры, как размещение бюджетных средств на срочные банковские депозиты правительства, в том числе в государственных финансовых институтах, в целях ее последующего распределения среди других кредитных организаций, отсрочки налоговых платежей, выпуск специальных государственных займов, предназначенных для размещения исключительно среди кредитных институтов. В некоторых странах были также изменены стратегии управления государственным долгом для насыщения финансового рынка дополнительной ликвидности.

Инъекции иностранной валюты. Многие ЦБ смягчили условия валютно-обменных операций и ввели новые операции. По таким операциям был расширен перечень контрагентов ЦБ, включая небанковские финансовые институты (например, экспортеры или импортеры жизненно важных товаров). Одновременно, одни ЦБ снизили резервные требования по банковским пассивам, номинированным в иностранной валюте, а другие - исключили их из перечня пассивов, на которые распространяются резервные требования.

В результате реализации данных мер многие ЦБ были вынуждены взять на себя вместо рынков денег и капиталов функции посредников, трансформирующих финансы общественного сектора в ресурсы финансовых институтов, прежде всего банков. Закупая государственный долг и делая частный сектор зависимым от государственной поддержки, ЦБ оказываются в центре конфликта интересов между налогоплательщиками и собственниками финансовых институтов. ЦБ столкнулись с опасностью утратить операционную независимость в проведении денежно-кредитной политики, ориентированной на достижение законодательно установленных целей их деятельности и предполагающей применение главным образом инструментов косвенного монетарного воздействия.

Скорость распространения глобального финансового кризиса показала, что большинство ЦБ развитых стран оказалось неготовыми к негативному развитию событий на финансовых рынках. Среди факторов, какие могли спровоцировать развитие глобального финансового кризиса наиболее часто выделяют следующие:

). слишком мягкий характер денежно-кредитной политики в основных мировых экономиках в докризисный период, способствовавший формированию серьезных глобальных финансовых дисбалансов;

). ускорение финансовой глобализации и интеграции национальных финансовых рынков при сохранении или структурных слабостей национальных финансовых систем, или сегментации национальных финансовых рынков, что привело к усилению воздействия глобальных финансовых дисбалансов на национальные экономики;

). быстрый рост цен на реальные активы, которые участники рынка рассматривали как альтернативные инвестиции для снижения (хеджирования) финансовых рисков и неопределенностей;

). отсутствие единого регулирования и надзора над состоянием в национальных финансовых системах. Концентрация внимания национальных регулирующих органов на функционирование банковской системы и отдельных сегментов финансового рынка не позволяла своевременно выявлять дисбалансы в их развитии, а постоянное распространение финансовых инноваций (прежде всего транс-рыночных продуктов) способствовало накоплению в национальных финансовых системах систематических рисков;

). отсутствие механизмов координации мероприятий денежно-кредитной политики центральных банков разных стран, а также деятельности органов, регулирующих деятельность финансовых посредников на отдельных сегментах финансового рынка.

Первые традиционные антикризисные меры, которые реализовывали ЦБ развитых стран, оказались в новых условиях недостаточно эффективными. К числу их недостатков можно отнести:

. Предоставление ЦБ дополнительной ликвидности финансовым институтам на начальной фазе кризиса носило нерыночный характер, а ее объем был ограничен собственными средствами ЦБ. В результате ЦБ не смогли решить проблему дефицита ликвидности, но их интервенции подорвали доверие участников межбанковского рынка друг к другу и не смогли предотвратить его "полураспад".

. Ценообразование на средства экстренной поддержки ЦБ финансовым институтам носило непрозрачный и нерыночный характер. Это, с одной стороны, разрушало рыночную конкуренцию, а с другой - способствовало конфликту интересов между налогоплательщиками и собственниками финансовых институтов.

. Введение дополнительных гарантий по банковским вкладам способствовало сохранению у участников финансового рынка склонности к проведению рисковых стратегий. Они также позволили остаться на рынке ряду финансовых институтов, которые в противном случае могли бы обанкротиться (т.е. не сработала "очистительная" функция кризиса).

. Расширение государственных гарантий по банковским вкладам было не в состоянии покрыть издержки банкротства системно важных финансовых институтов.

. Предоставление государственных (бюджетных) гарантий по эмиссиям банковских долговых инструментов субсидировало слабые банки. Это привело к тому, что инвесторы стали "сбрасывать" банковские ценные бумаги, не имеющие подобных гарантий. В результате рыночное ценообразование было искажено.

Денежно-кредитная политика выступает инструментом макроэкономического регулирования, только если функционируют каналы трансмиссионного механизма. Например, процентный канал эффективен, если краткосрочная ставка по операциям рефинансирования ЦБ воздействует на цены конкретных финансовых сделок - рыночные процентные ставки, курсы ценных бумаг, уровень обменного курса и т.п. В этом случае, контролируя уровень политической (краткосрочной) процентной ставки, ЦБ может воздействовать на ставки по закладным, корпоративным заимствованиям и другие цены, которые влияют на потребление и инвестиции, а значит, и на совокупный спрос.

Но данный канал трансмиссионный механизм функционирует только при соблюдении ряда важных условий, к числу которых как минимум можно отнести наличие:

а). спроса у кредитных организаций на рефинансирование от ЦБ;

б). данный спрос эластичен по процентной ставке;

в). эффективного межбанковского кредитного рынка;

г). спроса на кредитные продукты банков у хозяйствующих субъектов, обладающих устраивающей финансовые институты кредитоспособностью. Без этого данный канал трансмиссионный механизм не работает.

Глобальный финансовый кризис и резкое сжатие экономической активности потребовали от ЦБ многих стран принятия нетрадиционных мер. В условиях, когда объявленная политическая процентная ставка снизилась до нуля, ЦБ стали активно использовать балансовые счета для прямого воздействия на рыночные цены и краткосрочные процентные ставки. Балансовые счета - это часть консолидированного счета общественного сектора.

Для того чтобы не поступиться финансовой независимостью и операционной самостоятельностью, ЦБ были вынуждены в условиях финансового кризиса научиться изолировать рынок банковских резервов (подконтрольный ЦБ) от объема балансовых счетов. Более всего это удалось ЦБ развитых стран, чем ЦБ с формирующимися рынками.

финансовый кризис денежный кредитный политика




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: