Сон представляет собой сложно организованное функциональное состояние мозга, во время которого отмечаются выраженные физиологические и вменения во всех отделах и системах. Организм как бы работ на другом энергетическом уровне. Наиболее яркой характеристикой сна является его цикличность - чередование фаз медленного (ФМС) и быстрого сна (ФБС). Очевидно, что периодичность состояний бодрствования и сна является циркадным ритмом, и эта ритмичность осуществляется с помощью "биологических часов", "встроенных" в головной мозг. Во время ФМС (обычного сна) отмечается замедление ритма дыхания и сердечной деятельности, а также появление на ЗЭГ медленных волн. Во время ФБС или сна со сновидениями наблюдаются быстрые движения глаз, изменчивость, нерегулярность вегетативных проявлений (пульса, дыхания и др.). ЭЭГ приближается к наблюдаемой во время бодрствования, хотя и имеет некоторые особенности (вспышки альфа-волн в затылочной области по частоте на 1-2 Гц меньше, чем во время бодрствования, обнаруживается низковольтная активность; вспышки острых волн частотой 2-3 в секунду в центральной области коры, длящиеся несколько секунд и связанные во времени с быстрыми движениями глаз). В настоящее время в клинической практике используется модифицированная классификация стадий сна, предложенная И. Куглером (Штутгарт, 1981 г.).
Стадии сна | Состояние сознания | ЭЭГ паттерны | |||
критерии | реакции | ||||
A0 | Бодрствование | а -ритм в затылочной области, зональные различия | отчетливая реакция на открывание глаз (РОГ) | ||
А | A1 | Покой (расслабленное состояние) | Регулярный а -ритм, а -ритм малой амплитуды с тенденцией к замедлению | уменьшенная РОГ парадоксальная РОГ | |
A2 | |||||
В | В0 | Дремота | Низкоамплитудная t - активность, единичные а - волны низко- и среднеамплитудная t - активность, среднеамплитудная t - активность, редкие 6 - волны | отсутствует РОГ | |
I | В1 | низкоамплитудные а - веретена | |||
В2 | высокоамплитудные а - веретена | ||||
С | С0 | Поверхностный сон | t - активность больше 30% времени, t - активность больше 50% времени, непрерывная высокоамплитудная t - активность | К - комплексы | |
II | С1 | ||||
С2 | |||||
Д | Д2 | Сон средней глубины | 6 - активность до 30% времени 6 - активность до 50% времени 6 - активность до 80% времени | К - комплексы | |
III | Д2 | ||||
Д2 | |||||
IV | ФМС | Е | Глубокий сон | непрерывная 6 - активность | нет |
V | ФБС | Сон со сновидениями и быстрыми движениями глаз | быстропроходящие A1- В2 стадии с низкой амплитудой | редковозникающие а - веретена |
|
Альфа (а) — 8 — 13 пер/сек
Бета (в) — 13 пер/сек
Тета (t) — 4—7,5 пер/сек
Дельта (6) — 0,5 — 3,5 пер/сек
Анализ результатов экспериментальных перерезок ствола мозга на различных уровнях позволяет сделать вывод, что структуры, ответственные за регуляцию цикла "сон - бодрствование", а также чередование ФМС и ФБС, расположены в стволе мозга. В то же время эксперименты с полным удалением полушарий выше таламуса позволяют думать, что стволовые механизмы регуляции цикла "сон - бодрствование'' могут оказывать влияние на нисходящие, корковые и подкорковые механизмы. Механизмы регуляции ФБС расположены преимущественно в стволе мозга (А. Вейн, 1990г.).
ФБС чередуется с ФМС, меняется в течение ночи 4-5 раз и длится каждый раз 6-8 мин, занимая около 20-25% всего времени поведенческого сна. Первый период ФБС наступает через 45-90 мин после засыпания. При его депривации наблюдается невротические проявления. Как для обычного медленного, так и для быстрого сна характерен "перерыв непрерывности потока сознания" с утратой способности отдавать себе отчет в месте, времени и окружающем. При сновидениях - переживание иной ситуации.
|
Между состоянием сна и бодрствования существует целая гамма переходов.
Сон может быть частичным, а глубина сонного торможения - различной. Во время естественного сна у спящего нередко обнаруживают избирательную чувствительность к определенным раздражителям, в то время как другие (даже более сильные) раздражители могут не оказать заметного влияния.
Это возможно в тех случаях, когда во время сна участки бодрствования образуют "сторожевые пункты". Через него спящий может поддерживать контакт-раппорт с внешним миром.
Естественно, что сон со "сторожевым пунктом" будет частичным. Поскольку явление раппорта являются важной предпосылкой, обеспечивающей возможность лечения внушением во время сна, остановимся на них подробнее.
Явление раппорта свойственны не только человеку. Они встречаются и в животном мире, являясь биологически целесообразными. В связи с этим способность к сохранению "сторожевого пункта" во время сна, возникающая в процессе приспособления организма к условиям внешней среды, должна была закрепиться путем естественного отбора.
В.Н. Сперанский следующим образом объяснил прохождение раппорта: "Сторожевое животное бдительно охраняет стадо. В случае приближения опасности оно издает особый звук, сигнал, и этого достаточно, чтобы все стадо было на ногах, готовое к бегству, защите и т.п., в зависимости от характера сигнала. Никакие другие шумы, наполняющие лес, не тревожат сон стада. Между сторожевым животным и стадом поддерживается раппорт. Если бы его не было, стадо погибло бы".
|
Интересное наблюдение проводит Л.А. Орбели: "Головоногий молюск-осминог обладает сменой сна и бодрствования. Он укладывается на дне аквариума, подбирает вокруг себя ноги, закрывает глаза и спит. Но из восьми ног одну ногу он оставляет дежурной. Семь ног опутаны вокруг туловища, а восьмая торчит кверху и проделывает все время вращательные движения. Интересно, что если во время сна какой-нибудь палочкой тронуть у него туловище или конечность, он не просыпается, но если прикоснуться к дежурной ноге, то он просыпается, выпускает черную краску и вообще проявляет соответствующую активную реакцию". Очевидно, во время сна моллюска сохраняется "сторожевой пункт", через который и осуществляется контакт (раппорт) с внешним миром. Уставшая мать может крепко заснуть возле ребенка и не реагировать на шум, доносящийся с улицы, звонки или стук в соседней комнате. Однако достаточно появиться малейшему шороху, исходящему от ребенка, и она сразу же проснется. Солдат может крепко спать, не пробуждаясь от доносящихся громких звуков стрельбы, однако, услышав сигнал тревоги, поданный часовым, тут же просыпается. Аналогичным образом капитан на корабле может проснуться, как только прекратится монотонный гул машины, мельник - если остановится мельница и перестанет доноситься стук мельничных колес. Во всех этих случаях во время естественного сна срабатывает "сторожевой пункт", через который поддерживается раппорт со стороны определенного раздражителя. "Пункт" этот, по существу, является сложной системой, включающей устройство, обеспечивающее прием сигнала, его сличение и эффекторный механизм, способный вызвать полное или частичное пробуждение.
Как было показано исследованиями А.М. Свядоща, "сторожевой пункт" во время естественного сна может возникнуть, если человек засыпает при восприятии речи и связь между ним и источником речи продолжает сохраняться. Особенно если при этом произносить фразы: "Спите спокойно, не просыпайтесь. Слушайте и запоминайте слова. Наутро будете все помнить". Или если он перед сном настроит себя на восприятие речи, внушит себе, что будет спать и слушать речь, не просыпаясь. Можно образовать "сторожевой пункт" и при помощи других приемов, например, путем предварительного внушения наяву или в гипнотическом сне.
Сам процесс восприятия речи во время сна не осознается. Обследуемые не отдают себе отчета в том, что они слушают речь, которая воспринимается ими как мысли, спонтанно появившиеся или же возникшие по логическому ходу действий, развернувшихся в сновидении.
Внушение во время естественного сна путем нашептывания фраз спящему стали применять при лечении детей Н.В. Вяземский, Ч. Бурдон и др. Эффект от внушения во время естественного сна нередко не уступал эффекту при глубоком гипнозе.
Дети иногда разговаривают во время сна, в это время с ними удается установить речевой контакт. Однако он обычно быстро утрачивается, и попытки внушить им что-либо в таком состоянии редко удаются. В общем, установить раппорт с человеком, спящим естественным сном, трудно, но возможно.
Для внушения во время естественного сна необходимо сесть у изголовья спящего. Можно прикоснуться к его пальцу и слегка удерживать его так, чтобы не разбудить спящего, или положить свою руку ему на лоб (при этом глубина сонного торможения у спящего уменьшается). Далее в течение 2-3 мин тихим шепотом, в ритм дыхания, повторяют слова: " Спите глубже, спите глубже ".
Внушение во время сна производится тихим внушающим голосом. Затем ритм слов начинают то замедлять, то ускорять. Если при этом ритм дыхания спящего также начнет соответственно то ускоряться, то замедляться, контакт установлен, и можно переходить к внушениям. До их производства целесообразно сказать спящему: " Мой голос вас не будит, не пробуждает. Спите все глубже, глубже, глубже ". Если при попытке установления раппорта спящий проснется, нужно попросить его закрыть глаза и провести гипнотизацию, которая будет описана ниже. Просить открыть глаза и фиксировать взглядом какой-либо предмет нецелесообразно, так как это может привести к рассеиванию просоночного состояния, если пробуждение от сна было неполным. Если проснувшийся человек испугается, это полностью разбудит его, и он насторожится. Ориентировочная реакция проснувшееся и его недоумение по поводу происходящего вокруг него, ваши слова, заставляющие заснуть или расслабиться, делают погружение в гипнотический сон затруднительным у взрослых людей. Для этого предварительно днем или во время гипнотического сна пациенту внушают: "С егодня ночью вы будете слышать мой голос. Сегодня ночью вы будете хорошо слышать то, что я вам скажу. Мой голос не вызовет у вас удивления и настороженности. Вы будете хорошо слышать мой голос, не просыпаясь ".
Вместо предварительного внушения предварительная настройка на восприятие речи может быть достигнута путем самовнушения.
Для этого испытуемому предлагается сесть или лечь в удобной позе и несколько раз повторить слова: " Буду спать и слышать, спать и слышать, спать и слышать, не просыпаясь ".
Самовнушение более эффективно, если оно осуществляется в состоянии релаксации, вызванном аутогенной тренировкой.
Можно несколько модифицировать описанный выше метод. Пациенту днем разъясняют лечение внушением во время сна. Текст внушения можно записать на магнитофонную ленту. Можно поставить магнитофон или динамик недалеко от изголовья испытуемого и включить, когда он уже дремлет или заснул. После окончания сеанса магнитофон отключается автоматически либо лицом, проводящим внушение.
Внушение делается ночью в течение первых 15-45 мин сна и далее под утро за 1 -2 часа до пробуждения. Садятся на расстоянии метра от спящего (не рекомендуется садиться на постель). Далее тихим голосом произносят слова: " Спите глубже, глубже. Мой голос вас не пробуждает, вы спите все глубже, глубже. Спите спокойно, не просыпайтесь. С каждым днем чувствуете себя все лучше и лучше. Спите спокойно! Ваш сон тщательно оберегается и охраняется ".
Далее следует формула внушения, например: " Сейчас все ваше внимание приковывается к тому, что я говорю. Ваши руки стали словно пуховыми, воздушными. Их тянет вверх ".
В этот момент слегка дотрагиваются до рук спящего, словно подталкивая. Удостоверившись в том, что раппорт установлен, вы можете поставить или посадить его на кровать и даже попытаться с ним вступить в разговор. Это проще сделать во время бормотания ночью или сноговорения.
Например, ребенку с ночным недержанием мочи (энурез) говорят: " Теперь ты можешь удерживать мочу всю ночь. Ты хорошо чувствуешь свой мочевой пузырь. Твоя кроватка всегда сухая и чистая. Если тебе захочется в туалет, ты проснешься, сядешь на горшок или пойдешь в туалет. Ты больше не будешь бояться темноты и страшных сказочных героев. С сегодняшнего дня, с этой минуты ты становишься храбрым, сильным, смелым ".
Эти слова можно повторять много раз. В этот момент можно поднять ребенка и медленно довести до туалета или посадить на горшок, но при этом производить внушения, комментирующие еш действия, руководящие его поведением. Например: " Сейчас ты встанешь. Я возьму тебя за руку. Не открывая глаз, ты дойдешь до туалета ".
Если ребенок проснулся, переносят сеанс на следующую ночь. Воспринятое ночью ребенок забывает. Этот прием можно рекомендовать проводить самим родителям.
Возможность перевода ночного сна в гипнотический известна давно. Для этой цели можно применять приемы, описанные Л.Л. Васильевым.
Подойдя к человеку, спящему обычным сном, гипнотизер садится у его изголовья и тихо сидит 2-3 мин. Затем начинает проводить руками вдоль тела спящего, не прикасаясь к его коже.
Сначала тихим голосом, чтобы не разбудить человека, а потом все громче гипнотизер говорит спящем) o " Не пугайтесь. Спокойно продолжайте спать. Продолжайте спать. Вы не должны присыпаться. Вы слышите мой голос, но продолжаете спать. Спите глубже, ещё глубже. Вы не должны просыпаться. Спите крепче! Теперь вы хорошо слышите мой голос и продолжаете спать. Вслушайтесь в мои слова. Спите крепче! Они вас не тревожат, не беспокоят, не будят. Вы хорошо слышите мой голос и продолжаете спать. Спите, спите еще глубже. Мой голос вас убаюкивает. Теперь вы можете отвечать на мои вопросы, не просыпаясь! Как ваше имя? Отвечайте! Отвечайте не просыпаясь! Как вас зовут? Отвечайте!".
Если спящий начинает, не просыпаясь, отвечать на вопросы, то цель достигнута - нормальный сон перешел в гипнотический, и гипнотизеру удалось установить раппорт со спящим.
Теперь можно смелее переходить к беседе со спящим. Нужно стремиться к тому, чтобы получать ответы на все задаваемые вопросы. Это будет свидетельствовать о наличии связи между гипнотизером и пациентом.
Затем можно переходить к осуществлению лечебных внушений.
Заканчивая сеанс, необходимо сказать, что в следующий раз испытуемый особенно легко вступит в контакт и при этом не проснется.
У некоторых больных с навязчивыми мыслями или страхами, страдающими дурными привычками, может происходить избирательное восприятие речевых сигналов (слов), адресующихся к "больному пункту", в то время как усвоения речи нейтрального содержания может и не быть. Судить о том, что речь была воспринята, приходится по терапевтическому эффекту (критерий ненадежен).
Внушение можно также производить в просоночном состоянии.
Спящего переводят из состояния сна в просоночное, с ним устанавливают контакт, затем позволяют вновь заснуть. Для этого кладут руку на голову спящего, он слегка пробуждается, и ему предлагают выполнить простейшие действия: " Поднимите руку, выше, еще выше. Продолжайте спать. Спите глубже, глубже ".
Далее переходят к лечебным внушениям. Сеансы внушения во время естественного сна можно проводить как индивидуально, так и коллективно.
Лечение внушением во время естественного сна не всегда легко осуществимо. Когда сон слишком чуткий, поверхностный, то пробуждение наступает легко или очень резко выражена ориентировочная реакция и требуется ряд повторных сеансов, чтобы ее погасить. Иногда, наоборот, сон слишком глубок и добиться раппорта со спящим не удается.
Наиболее широкое применение этот метод нашел при лечении страхов и истерических симптомов у детей. Используется этот метод также для лечения онанизма, энуреза, некоторых вредных привычек у детей.
При лечении навязчивых состояний у взрослых, а также явлений невроза ожидания иногда наблюдается ослабление навязчивых страхов и улучшение общего самочувствия.
Формула внушения: " Не думайте о болезненном симптоме. Если и вспомните, не волнуйтесь, будьте совершенно спокойны "
ВНУШЕНИЕ В СОСТОЯНИИ НАРКОТИЧЕСКОГО СНА
Внушение в состоянии наркотического сна может проводиться лишь в том случае, если сон неглубок и у пациента нет аллергических реакций на данное вещество. При глубоком наркотическом сне торможение носит столь глубокий и разлитой характер, что не удается сохранить "сторожевой пункт" в коре, через который можно поддерживать контакт со спящим. Кроме того, в таком состоянии трудно вызвать лежащий в основе внушения "очаг концентрированного возбуждения" в мозгу.
Пациенту разъясняют характер проводимого лечения и укладывают его в горизонтальное положение. Вводят внутривенно, очень медленно 2-8 мл 10% раствора пентонала, барбамила (амитал натрия), гексенала, оксибутирата натрия 10 мл 10% (ослабленным больным лучше вводить 5% раствор).
Достигнув сна желаемой глубины, поддерживают его в течение нескольких минут медленным введением снотворного (иглу из вены не вынимают).
Во время наступившего сна производят лечебные внушения, после чего дают больному возможность выспаться.
Наиболее благоприятным для внушения является неглубокий наркотический сон, предшествующий появлению аналгезии и развитию последующей амнезии этого периода. Для контроля глубины сна предлагают больному вслух считать от 20 в обратном порядке или производить простое вычисление (например, от двузначных чисел отнимать всегда по 4) и считают сон слишком глубоким, если больной не в состоянии это задание выполнить.
В процессе лечебных внушений иногда происходит оживление психотравмирующих переживаний, в связи с чем возникает бурная эмоциональная реакция, выражающаяся в виде аффекта то страха, то тоски или отчаяния, сопровождающихся экспрессивными движениями. В этих случаях в достижении терапевтического эффекта, помимо внушения, может играть роль и реагирование во время сна (наркокатарзис).
Вызывание наркотического сна может сочетаться с вызыванием гипнотического сна.
При этом либо можно давать снотворное, а потом проводить гипнотизацию (наркогипноз), либо вызывать гипнотический сон, а затем для его углубления давать снотворное (гипнонаркоз).
В конце XIX в. начали использовать фармакологические препараты для облегчения гипнотизации. Впервые стали применять эфирный и хлороформный наркозы. М.Э. Телешевская широко применяла этот метод под названием наркопсихотерапии и детально разработала методику лечения.
С помощью этой методики ею достигались устранения истерических моносимптомов многолетней давности, затяжных астеноипохондрических состояний, расстройства сна и эмоциональных нарушений у больных неврозами.
А в это время секретными службами разведывательных управлений разрабатывались препараты манипулирования психикой.
Джон Маркс, бывший сотрудник разведки государственного департамента США, в одной из своих работ пишет: "Ни один метод контроля над психикой людей не привлекал столь пристального внимания и не вызывал такого страха, как гипноз".
История этого вопроса уходит далеко в прошлое. Мексиканские индейцы искусственным путем могли получать мескалин из эссенции пейотового кактуса. Ацтеки называли эти растения "божьей плотью".
Жрецы уже знали, что эти экстракты (опьяняющие настойки) способны подавлять и подчинять волю человека, заставляли "грешника" раскаиваться в своем поведении, изменять свои мысли.
Прослышав, что в Мексике произрастает некий загадочный гриб, который по своим свойствам мог оказаться перспективным для специальных операций, ЦРУ срочно занялось выяснением правдивости слухов. Впрочем, "волшебный гриб", как ни странно, нашел не ученый, не разведчик, а банкир, миколог-любитель (микология - наука о грибах). Это был Гордон Уэссон, написавший вместе со своей женой Валентиной, русской по происхождению, книгу "Грибы, Россия и история".
Успешно завершив экспедицию в девственные леса Мексики и используя собранный материал, Роже Хейм вырастил грибы из спор, поражающих рожь Успех был потрясающий. Образцы Хейм послал Альберту Хофману в Швейцарию, тот быстро выделил и синтезировал активный химический ингредиент, присвоив ему имя "псилоцибин". Получив порошок, сотрудники ЦРУ сразу же пустили его в дело. Доктор Харис Исбелл в штате Кентукки ввел этот препарат девяти неграм. Через 30 мин подопытные стали ощущать тревогу их охватывало чувство страха, все, казалось им, куда-то летит, рушится, как будто вот-вот разразится катастрофа Им казалось, что они летят на Луну, их тела рвут в клочья какие-то драконы, они сходят с ума, погибают... Они плакали, кричали...
В 1943 г. Хофман внезапно открывает новое вещество под названием ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты). Он вспоминает, как однажды он по неосторожности допустил, чтобы ЛСД начал действовать на его организм. Появились кошмарные видения, всевозможные иллюзии, всякая чертовщина голова шла кругом.
Позже Хофман рассказывал: "Я был в трансе, мне хотелось бежать, броситься в омут, все вертелось и кружилось. Было такое ужасное ощущение, что казалось, что я вот-вот сойду с ума, тело мое как бы раздваивалось, куда-то улетучивалось... Я не знал, чем все кончится..."
Приблизительно в то же время "медики" СС и гитлеровского гестапо в концентрационном лагере Дахау проводили эксперименты с применением наркотических веществ, которые сильно действовали на сознание человека; экспериментировали на заключенных, в первую очередь на русских.
Целью эсэсовских медиков-палачей было найти средства чтобы подавить волю, парализовать психику человека, застить его забыть о своей стране, своем народе и при помощи внушении и всевозможных препаратов воздействовать на сознание человека в нужном плане.
Идея создания "сверхоружия" или психотропного оружия не угасает и по сей день.
Существует мнение, будто бы с помощью гипноза человека можно ввести в определенное состояние перевести на уровень сознания. При этом гипнотики могут быть переносчиками любой информации, которую сами не могут осознать, или быть запрограммированными убийцами. Может быть в этом есть элемент феномена "зомби", перекликающийся с возникающими у людей фантазиями.
Однако доля истины имеется в каждом конкретном случае. Так, например, с помощью СВЧ-генератора на определенных частотах можно подавить одновременно сознание многих людей и внушить им определенное поведение или даже чужие идеи.
Социальной психологии известны способы воздействия на личность, разрабатываются методы исследования закономерностей взаимодействия людей.
В настоящее время общественные и межличностные отношения рассматриваются с позиции информационного обмена (коммуникативная сторона общения), как взаимодействие (интеракционная сторона общения) и как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
Знания этих механизмов используются в пропаганде, где разработана концепция повышения эффективности воздействия на открытую аудиторию путем доведения ее до возбуждения; в частности, в фашистской пропаганде специальная служба разрабатывала способы вовлечения аудитории в состояние экстаза. В этой связи методы внушения социально-психологического заражения (ритуальные танцы, смех, плач, спортивный азарт в небольших группах, паника и т.д.) могут рассматриваться как способы своеобразного психопрограммирования аудитории, т.е. относиться к методам манипулятивного воздействия на личность.
МЕТОДЫГИПНОТИЗАЦИИ
Что касается новизны, то нет такого человека, который глубоко познакомившись с наукой и наблюдая мир, не проникся бы твердой мыслью "Нет ничего нового на Земле"
Фрэнсис Бэкон
Многие изложенные выше приемы определения степени внушаемости и гипнабельности сами по себе могут быть использованы как метод гипнотизации. С их помощью - применяя их обособленно или в сочетании со словесным внушением признаков сонливости и сна - можно вообще погрузить человека в обычное и часто даже глубокое гипнотическое состояние. Эти приемы служат для укрепления доверия сомневающихся в гипнозе, для усиления восприимчивости к гипнозу, но в основном - для выявления внушаемости.
На практике используют различные приемы и техники гипнотизирования. К первой группе относятся приемы, воздействующие на те или иные анализаторы без словесного внушения. Чаще всего применяется смешанный способ гипнотизации. Он заключается в одновременном применении словесного воздействия и воздействия на различные анализаторы - зрительный, слуховой, кожный и др.
Вот что по этому поводу писал И.П. Павлов: "Теперь постоянно применяющийся способ - повторяющиеся слова (к тому же произносимые в минорном однообразном тоне), описывающие физиологические акты сонного состояния. Эти слова суть, конечно, условные раздражители, у всех нас прочно связаны с сонным состоянием и поэтому его вызывающие".
Погружению в гипнотический сон способствует все то, что приводит к наступлению естественного сна, поэтому человека, который хочет спать, погрузить в гипнотический сон легче, чем выспавшегося. Вечером загипнотизировать легче, чем днем или утром, отсюда желательно первый сеанс проводить в вечернее время. При гипнотизации лучше посадить человека в удобное для него кресло или предложить лечь в той позе, в которой он обычно засыпает, так как когда человек стоит, в мозг поступает большое количество интроцептивных раздражителей от мышц, связок, суставов, повышающих тонигенное влияние ретикулярной формации и тем самым препятствующих наступлению сна. Наступлению гипнотического сна способствует также тишина, отсутствие яркого, раздражающего света (полумрак), то есть уменьшение потока раздражений, поступающих через слуховой или зрительные анализаторы. Важно также, что бы кресло или кровать, на которых проводится гипнотизация, не были холодными, а условия окружающей среды комфортными (средняя комнатная температура 18-20°С). И.П. Павлов в своих работах приводит пример: если животному перерезать нервные волокна, по которым проходят
импульсы от всех органов чувств, то оно засыпает почти на полные сутки и просыпается лишь на короткий промежуток времени.
Для эффективности гипнотизации имеет особо важное значение поза гипнотизера, жесты, мимика, речь. Психическое воздействие на человека начинается уже с того момента, как он увидел гипнотизера, а возможно и раньше, если в коллективе формируется мнение об этом человеке. Вся обстановка, внешний вид, поведение должны быть приспособлены к тому, чтобы продолжить это воздействие, углубить его.
Прежде чем начать сеанс гипнотизации, рекомендуется подробно рассказать человеку - конечно, с учетом степени его осознания, умственного развития, - о гипнозе как физиологическом состоянии, похожем на обычный сон. Следует подчеркнуть, что гипнотический сон не только совершенно безвреден, но, как и обычный сон, уже сам по себе полезен для организма; в немногих словах примерно описать ощущения во время предстоящего сна и указать, что он будет слышать сквозь дремоту голос гипнотизера. Можно объяснить, что речь идет о состоянии, промежуточном между сном и бодрствованием, просоночном состоянии, возникающим обычно каждый день и продолжающимся недолго, но которое предстоит продлить. Необходимо добавить, что амнезия вызывается необязательно, и с каждым последующим сеансом вы будете засыпать все глубже и быстрее. Психотерапевты иногда используют метод перевода аутогенного транса при проведении гетеротренинга в гипнотический сон. Надо сказать, что среди пациентов бывают люди, которых привлекает "магическая", таинственная сторона гипноза, и они, в сущности, предпочитают обходиться без разъяснений. Это положение также должен использовать врач-гипнолог, используя принцип медицины "Не навреди!"
И.И. Буль в книге "Основы психотерапии" все методы гипнотизации свел в три группы. Первая группа включает методы преимущественного воздействия на зрительный анализатор, вторая - на слуховой, а третья - на кожный.
Методы воздействия на зрительный анализатор
Гипнотизируемый располагается в горизонтальном положении на кушетке или сидя в кресле. Гипнотизер садится рядом и держит перед его глазами, примерно на расстоянии 10 см, какой-либо блестящий предмет.
В мире животных случаи гипноза при воздействии на зрительный анализатор наблюдаются и вне всякого эксперимента. Известны случаи обездвиживания, оцепенения зайцев или других животных, перебегающих через дорогу и ослепляемых фарами автомобилей, движущихся по шоссе. Так, например, пауки при фиксации сильного света на паутине впадают в состояние, напоминающее каталепсию.
В литературе описано много приемов воздействия на зрительный анализатор.
Прием Бреда: гипнотизируемый продолжительное время сосредотачивает взгляд на блестящем предмете (металлический шарик на палочке, неврологический молоточек, ключ и т.п.). Фиксируемый предмет должен находиться на уровне переносицы гипнотизируемого. Концентрация зрения в одной точке и неподвижность взгляда обычно вызывает усталость, а затем сон.
Прием Филипса: блестящий металлический диск помещают перед гипнотизируемым на столе или держат на коленях. Это та же фиксация взгляда на предмете, только в несколько другой форме.
Прием Льюиса: гипнотизируемый фиксирует взгляд на быстро вращающемся зеркале, что вызывает утомление зрительного анализатора.
Прием Лери: фиксирование взгляда на красном кресте, расположенном на сером фоне при словесном внушении.
Прием Бремота: пациент, несколько наклонив вперед голову, смотрит в глаза гипнотизеру или на сильный источник света.
Во всех приемах гипнотизируемому предлагается пристально смотреть на предмет, фиксировать на нем взгляд. через 5-7 минут гипнотизер тихим, монотонным голосом начинает произносить формулы словесного внушения: "Ваши веки тяжелеют. Ваши глаза устают, они слезятся, начинают мигать. Вам все труднее удерживать ваши глаза открытыми. Веки тяжелеют все больше. Все темнее становится вокруг вас. Веки тяжелые, тяжелые, словно наливаются свинцом. Ваши веки слипаются, в голове легкий туман. Он все нарастает, все усиливается. Вас охватывает сонливость. Веки смыкаются. Вы забываетесь, забываетесь приятной дремотой. Засыпаете, засыпаете. Спите!"
Обычно, если гипнотизируемый достаточно внушаем, то требуется немногим больше времени для усыпления, чем для прочтения этого текста. Если веки не сомкнутся к концу произнесения этого текста, то формулу внушения повторить. Используя этот метод, блестящий предмет вначале держат чуть выше переносицы гипнотизируемого, постепенно к концу внушения блестящий предмет медленно опускают так, чтобы взор гипнотизируемого, следуя за фиксируемой точкой, поник бы невольно вниз. Это вызовет чувство тяжести в веках и будет подкреплять внушение об отяжелении век. После того как гипнотизируемый закроет а, нужно некоторое время еще внушать ему чувство нарастающей сонливости.
Некоторые пациенты с большим трудом поддаются действию взгляда, и в таком случае нельзя рассчитывать на спел. Если провести половую дифференциацию, то можно казать, что мужчины лучше поддаются воздействию на зрительный анализатор, а женщины - на слуховой. Эти наблюдения можно сравнить со следующим высказыванием: мужчины любят глазами, а женщины ушами.
Многие субъекты вообще не переносят пристального взгляда. Это вызывает у них состояние возбуждения или подавленности. Другие лица плохо сосредотачиваются на предметах, непрерывно наблюдают за собой, контролируют себя. При таких особенностях успех может быть достигнут, если применять примерно следующие формулы внушения:
"Сейчас я проверяю вашу внимательность, и то, как вы умеете сосредотачиваться. Для этого вы должны с полной готовностью согласиться со всем тем, что я буду говорить. Перед этим отрегулируйте ритм своего дыхания. Сделайте его плавным и неторопливым. Неторопливое дыхание успокаивает нервную систему. Дышите спокойно и равномерно. Слушайте меня, слушайте внимательно. Пристально смотрите на блестящий шарик (блестящий предмет). Концентрируйте свое внимание на одной точке. Вы скоро почувствуете усталость век, вы не в состоянии держать глаза открытыми. Постепенно ваши глаза начнут утомляться, веки будут тяжелеть. Вы пристально смотрите на блестящий шарик. Не нужно меня обманывать, пристально смотрите в одну точку. Глаза постепенно все более и более утомляются, все тяжелеют и тяжелеют веки. Зрение ослабевает, становится расплывчатым и неясным, а веки непреодолимо тяжелеют, они уже несколько опускаются. Опускаются все больше и больше".
В это время блестящий предмет опускают все ниже и ниже, это подкрепляется внушением: "Глаза закрываются все больше и больше. Веки делаются все тяжелее и тяжелее. Вы становитесь усталым, вялым, сонливым. Веки тяжелеют все больше. У вас чувство усталости во всем теле. Усталость все усиливается, ваши веки тяжелеют. Ваши глаза устают, они слезятся, начинают мигать. Веки уже тяжелеют, мигают. Вы уже не в силах удержать глаза открытыми, веки опускаются. Теперь я кладу вам руку на лоб".
При этих словах медленно кладете свою руку на лоб гипнотизируемого: "Вы чувствуете, как это успокаивает, как приятно утомляет. Веки отяжелели, словно налились свинцом. Ваши веки слипаются. Вы не можете держать глаза открытыми, вы находитесь в состоянии полного глубокого покоя, вы дышите совершенно спокойно, глубоко и ровно. Глаза все больше и больше смыкаются, все больше и больше Теперь закрываются совсем. Веки смыкаются Веки плотно смыкаются, вы не в силах их поднять"
При этом мягко, совершенно незаметно касаются пальцами век. Если глаза не закрываются, предлагают пациенту их закрыть и продолжают: "Глаза закрыты, усталость и и сонливость явнее, ощутимее и сильнее. Веки плотно сомкнуты, и у вас нет желания открыть глаза. Чем больше тяжелеют веки, тем больше вас будет охватывать приятное состояние, приятная усталость. Все тише в голове, во всем теле. Дыхание становится медленным, неторопливым. Когда я провожу рукой полбу, вы чувствуете, как усталость возрастает, как все тело делается тяжелым".
При этих словах проводят рукой по лбу.