ШКАЛА ДЕЙВИСА И ХЬЮСБЭНДА




 

 

Глубина Степень Симптомы
Невосприимчивые    
Гипновидность    
  Релаксация
  Мигания
  Закрывание глаз
  Полное физическое расслабление
Легкий транс   Каталепсия глаз
  Каталепсия конечностей
  Ригидная каталепсия
  Анестезия (типа перчаток)
Средний транс   Частичная амнезия
  Постгипнотическая амнезия
  Изменение личности
  Простые постгипнотические внушения; кинестетические иллюзии; полная амнезия
Глубокий транс   Способность открывать глаза без изменения глубины транса
  Постгипнотические фантастические внушения
  Полный сомнабулизм
  Позитивные постгипнотические зрительные галлюцинации
  Позитивные постгипнотические слуховые галлюцинации
  Постгипнотическая системная амнезия
  Негативные слуховые галлюцинации
  Негативные зрительные галлюцинации

Акцентуация характера и психопатия

 

(классификация Н.Я. Иванова, А.Е. Личко, 1992)

 

 

Психопатия проявляется патологическими чертами характера, дисгармонией личности, нарушениями эмоциональной и волевой сфер, нарушением адаптации личности в обществе. Дисгармоничность, неуравновешенность личности определяет особенности психической деятельности. Интеллект существенно не страдает.

 

 

Паранойяльный тип. Основная черта - склонность к образованию сверхценных идей (собственной значимости, изобретательства, ревности, сутяжничества и др.). Находясь полностью под властью этой идеи, направляет на реализацию ее все свои силы. При этом все факты, опровергающие правильность этой идеи или не подтверждающие ее, отбрасываются или не принимаются во внимание. Попытки разубедить приводят к усилению его убежденности в правильности его идей и необходимости реализации намеченных действий. Эти люди обычно подозрительны, застревают на мелочах, обидах, склонны к мести Мышление паранойяльных личностей характеризуется инертностью, обстоятельностью. Они весьма склонны к конфликтам, сутяжничеству.

Гипертимный тип. Такие подростки отличаются почти всегда хорошим, даже слегка повышенным настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью, постоянным стремлением к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке, но плохо переносят одиночество, размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Склонны к переоценке своих возможностей и к чрезмерно оптимистическим планам на будущее. Стремление окружающих подавить их активность и лидерские тенденции нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения. Самооценка нередко неплохая, но часто стараются показать себя более конформными, чем это есть на самом деле.

Циклоидный тип. Встречается только в виде акцентуаций характера. При патологическом уровне развивается одна из форм нервно-психического расстройства - циклотимия. При циклоидной акцентуации фазы гипертимности и субдепрессии выражены не резко, обычно кратковременны (1-2 недели) и могут перемежаться длительными интермиссиями. В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, подростки становятся вялыми домоседами, избегают компании. Неудачи и даже мелкие неурядицы тяжело переживаются Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности и ненужности и подтолкнуть к суицидальному поведению. В субдепрессивной фазе также плохо переносится крутая ломка стереотипа жизни (переезд, смена учебного заведения и т.п.). В гипертимной фазе циклоидные подростки не отличаются от гипертимов. Самооценка формируется постепенно по мере накопления опыта "хороших" и "плохих" периодов. У подростков она нередко бывает еще неточной.

Лабильный тип. Главная черта этого типа - крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. От настроения момента зависит и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, кто сами к ним проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. Всякого рода эксцессов избегают. К лидерству не стремятся. Тяжело переносят утрату или эмоциональное отвержение со стороны знакомых лиц Самооценка отличается искренностью и умени ем правильно подметить черты своего характера.

Астено-невротический тип. Также встречается только в виде акцентуации характера Патологический уровень проявляется чаще всего развитием неврозов в виде неврастении. Главными чертами является повышен ная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях и в обстановке соревнований. При утомлении аффективные вспышки возникают по ничтож ному поводу. Самооценка обычно отражает ипохондрические установки

Сенситивный тип. У этого типа две главные черты - большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множе ство недостатков, особенно в области качеств морально-этических и воле вых. Замкнутость, робость и застенчивость выступают среди посторонних и в непривычной обстановке. С незнакомыми трудны даже самые поверх ностные формальные контакты, но с теми, к кому привыкли, бывают достаточно общительны и откровенны. Ни к алкоголизации, ни к делинквентности склонности не обнаруживают. Непосильной оказывается ситу ация, где подросток оказывается объектом неблагожелательного внимания окружения, когда на его репутацию падает тень или он подвергается несправедливым обвинениям. Самооценка отличается высоким уровнем объ ективности

Психастенический тип. Главными чертами являются нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожная мнительность в виде опасений за будущее - свое и своих близких, склонность к самоанализу и легкость возникновения навязчивостей. Черты характера обычно обнаруживаются в начальных классах школы - при первых требованиях к чувству ответственности. Отвечать за себя и особенно за других бывает самой трудной задачей. Защитой от постоянной тревоги по поводу воображаемых неприятностей и несчастий служат выдуманные приметы и ритуалы. Нерешительность особенно проявляется, когда надо сделать самостоятельный выбор. Алкоголизация и делинквентность не присущи. В самооценке встречается тенденция находить у себя черты разных типов, включая совершенно несвойственные.

Шизоидный тип. Главными чертами являются замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Трудно устанавливать неформальные, эмоциональные контакты - эта неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется неумением понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном вслух. К этому примыкает недостаток сопереживания. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для услаждения самого себя, служат утешению честолюбия или носят эротический характер. Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычностью, изысканностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью. Алкоголизация и делинквентное поведение встречаются нечасто. Труднее всего переносятся ситуации, где нужно быстро установить неформальные эмоциональные контакты, а также насильственное вторжение посторонних во внутренний мир. Самооценка обычно - неполная: хорошо констатируется замкнутость, трудность контактов, непонимание окружающих, другие особенности подмечаются хуже. В самооценке иногда подчеркивается нонконформизм.

Эпилептоидный тип. Главной чертой является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постепенно накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. В этими состояниями обычно связана аффективная взрывчатость. Аффекты не только сильны, но и продолжительны. Большим напряжением отличается инстинктивная жизнь. Любовь почти всегда окрашена ревностью. Алкогольные опьянения часто протекают тяжело - с гневом и агрессией. Лидерство проявляется стремлением властвовать над сверстниками. Неплохо адаптируются в условиях строгого дисциплинарного режима, где стараются подольститься к начальству показной исполнительностью и завладеть положением, дающим власть над другими подростками. Инертность, тугоподвижность, вязкость накладывают отпечаток на всю психику - от моторики и эмоций до мышления и личностных ценностей. Мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм обычно рассматриваются как компенсация собственной инертности. Самооценка обычно однобокая: отмечается приверженность к порядку и аккуратности, нелюбовь к пустым мечтаниям и предпочтение жить реальной жизнью; в остальном обычно представляют себя гораздо более конформными, чем есть на самом деле.

Истерический (гистрионический) тип. Главными чертами являются беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Все остальные особенности питаются этим. Лживость и фантазирование целиком служат приукрашиванию своей особы. Внешние проявления эмоциональности на деле оборачиваются отсутствием глубоких чувств при большой выразительности, театральности переживаний, склонности к рисовке и позерству. Неспособность к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей профессии. Выдумывая, легко вживаются в роль, искусной игрой вводят в заблуждение доверчивых людей. Среди сверстников претендуют на первенство или на исключительное положение. Пытаются возвыситься среди них россказнями о своих удачах и похождениях. Товарищи вскоре распознают их выдумки и ненадежность, поэтому они часто меняют компании. Самооценка далека от объективности. Обычно представляют себя такими, какими в данный момент легче всего произвести впечатление.

Неустойчивый тип. Главная черта - нежелание трудиться - ни работать, ни учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности. При строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случай отлынивать от любого труда. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается исполнения обязанностей, достижения целей, которые ставят перед ними родные, общество в целом. С желанием поразвлечься связаны делинквентность и ранняя алкоголизация. Тянутся к уличным компаниям. Из-за трусости и недостаточной инициативности оказываются там в подчиненном положении. Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюбленность несвойственна, сексуальная жизнь служит лишь источником наслаждений. К своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим. От любых трудностей и неприятностей стараются убежать и не думать о них. Слабоволие и трусость позволяют удерживать их в условиях строгого дисциплинарного режима. Безнадзорность быстро оказывает пагубное действие. Самооценка обычно неверная - легко приписывают себе гипертимные или конформные черты.

 

Конформный тип. Главная черта - постоянная и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своей среде. Живут по правилу: думать "как все", поступать "как все", стараться, чтобы все у них было "как всех" - от одежды до суждений по животрепещущим вопросам. Становятся целиком продуктом своего окружения: в хороших условиях старательно учатся и работают, в дурной среде со временем прочно усваивают обычаи, привычки, манеру поведения. Поэтому "за компанию" легко спиваются. Конформность сочетается с поразительной некритичностью, истиной считают то, что поступает через привычный канал информации. По этому добавляется консерватизм: новое не любят потому, что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в непривычной обста новке. Нелюбовь к новому легко проявляется неприязнью к чужакам. Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы. Плохо переносят крутую ломку жизненного стереотипа, лишение привычного общества. Самооценка может быть неплохой.

Смешанные типы. Достаточно часто встречаются как при акцентуациях характера, так при психопатиях. Однако далеко не все сочетания описанных типов возможны Практически не сочетаются следующие типы:

Гипертимный - с лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным;

Циклоидный - со всеми типами, кроме гипертимного и лабильного;

Лабильный - с гипертимным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным;

Сенситивный - с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым;

Психастенический - с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым;

Шизоидный - с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим;

Эпилептоидный - с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим;

Истероидный - с циклоидным, сенситивным, психастеническим;

 

Неустойчивый - с циклоидным, сенситивным, психастеническим.

Смешанные типы бывают двоякого рода.

 

 

Промежуточные типы. Эти сочетания обусловлены эндогенными, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, последних друг с другом и с психастеническим. Промежуточными могут быть также такие типы как шизоидно-сенситивный, шизоидно-психастенический, шизоидно-эпилептоидный, шизоидно-истероидный, эпилептоидно-истероидный. В силу эндогенных закономерностей с возрастом возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный.

Амальгамные типы. Эти смешанные типы формируются в течение жизни как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или других длительно действующих неблагоприятных факторов. На гипертимное ядро могут наслаиваться черты неустойчивости и истероидности, к лабильности присоединяться сенситивность или истероидность. Неустойчивость может также наслаиваться на шизоидное, эпилептоидное, истероидное и лабильное ядро. Под действием асоциальной среды из конформного типа может развиться неустойчивый. В условиях жестких взаимоотношений в окружении эпилептоидные черты легко наслаиваются на конформное ядро.

 

 

ПОСВЯЩАЕТСЯ СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ АКАДЕМИКА ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА БЕХТЕРЕВА, КОТОРЫЙ ПО ПРАВУ ЯВЛЯЕТСЯ ОТЦОМ РУССКОЙ НАУЧНО-КЛИНИЧЕСКОЙ ГИПНОЛОГИИ. ПУСТЬ ЭТА КНИГА БУДЕТ ПРОДОЛЖЕНИЕМ ЕГО НЕЗАКОНЧЕННЫХ РАБОТ.

 

 

ОТ АВТОРА

 

 

Книга посвящена одной из актуальных проблем, находящихся на стыке двух наук - медицины и психологии. Актуальность данной темы определяется возрастающим интересом к проблеме гипноза не только со стороны врачей и других специалистов, но и широкого круга читателей. Вопросы гипноза и внушения имеют немаловажное значение в практике современной психотерапии, в педагогической деятельности, в системе управления, а также в общении между людьми: в семье, коллективе, обществе. В настоящее время гипноз рассматривается как временное состояние сужения сознания, вызванное путем концентрации внимания, благодаря действием гипнотизера (гетерогипноз) или воздействию на собственную личность (аутогипноз) и обусловленное повышенной внушаемостью и гипнабельносгью, что проявляется в изменении уровня мышления, волевого контроля и эмоционального настроя.

В первой главе подробно прослеживаются этапы становления науки о гипнозе, которые можно разделить на три периода: 1 -и - религиозно-мистический, охватывающий древние и средние века; 2-й - метафизический, начавшийся в XVII в. и закончившийся в начале XIX в.; 3-й - период научного подхода к обоснованию гипноза, начало которого связано с именем английского хирурга Бреда и португальского аббата Фариа. Все достижения гипнологии - результат исторического развития, который можно понять и оценить в полной мере, лишь заглянув в прошлое. В то же время в разных странах в разное время этот процесс имел свою специфику. За каждой методикой, классификацией - труд многих поколений ученых. Однако необходимо отметить, что более успешное применение гипнотерапия нашла в нашей стране, где люди с детства привыкли подчиняться и поклоняться, а также в период экономического кризиса, когда у людей исчезает "будущее" и на арену выходят маги, волшебники, колдуны и другие мистификаторы, которые выполняют определенный социальный заказ общества. Появление большого количества экстрасенсов в нашей стране обусловлено кризисом медицины, психологии и вообще новым отношением к человеку во всех сферах его деятельности. Экстрасенсы пропагандируют здоровый образ жизни, предлагая посещение оздоровитель* ных сеансов. Говоря об экстрасенсорном воздействии, они в большей степени пользуются различными методами психотерапии и психокоррекции. Это необходимый этап в развитии естествознания (медицины и психологии) и общества в целом, после чего мы вновь обратимся к человеку, к его личности не на словах, а на деле.

 

 

Философско-методологические аспекты включают в себя проблему "мозг и психика", среди которых рассматриваются вопросы соотношения мозга и сознания как проблемы физиологии и психолргии, связь гипнологии с парапсихологией, экстрасенсорикой и религией. Эти положения способствуют формированию мировоззрения в отношении сущности гипноза и связанных с ним явлений.

В следующих главах рассматриваются психофизиологические механизмы гипноза, в которых различают две стороны этого вопроса: во-первых - это механизмы гипнотического торможения в головном мозге, а во-вторых - это условия и предпосылки действия словесных внушений. Обсуждая социально-психологические и нейрофизиологические механизмы, их гармоническое взаимодействие, можно сказать, что гипноз представляет собой состояние, отличное по своим проявлениям как от бодрствования, так и от естественного сна. Описанные стадии и степени глубины гипнотического сна позволяют отличить различные состояния сна и бодрствования с закрытыми глазами от гипноза. В книге также на ярких примерах прослеживается общность механизмов гипноза у человека и животных.

На основании используемой литературы и собственного опыта описывается влияние гипноза на органы и системы организма. Однако людей больше интересует механизм влияния гипнотического и постгипнотического внушения на поведение, формирование мнительности и суеверий и многие другие феномены, связанные с психикой.

В книге рассматриваются методики преподавания и обучения в состоянии гипноза, способствующие всестороннему развитию личности. Большое внимание уделено внушаемости и восприимчивости к гипнозу, а также контрвнушаемости. Эти данные позволяют читателю ответить на многие вопросы, связанные с гипнотизацией: "Почему нельзя загипнотизировать любого человека? Почему одни люди поддаются гипнозу, а другие как бы мысленно, иногда даже неосознанно, говорят про себя: нет, меня не возьмешь, не загипнотизируешь? Почему при телевизионной психотерапии Анатолия Кашпировского и экстрасенсорном воздействии Алана Чумака у одних зрителей возникали осложнения, а у других улучшалось самочувствие, рассасывались рубцы, исчезла седина волос и т.п.? Можно ли научиться гипнотизировать? Кто может стать гипнотизером?" Появление различных способов гипнотизации при воздействии на зрение, слух, кожу, различные современные методики заставляют сформулировать показания и противопоказания к гипнотерапии и методики устраняющие возможные осложнения Большой интерес представляют приемы гипнотизации животных, методы, используемые эстрадными гипнотизерами, влияние гипноза на резервы человеческой психики и организма в целом Подробно описаны способы овладения каждой методикой, встречающиеся трудности и их преодоление

Все сказанное выше представляется важным в настоящее время в связи с распространением ложных мнений и внедрением в сознание населения мифических представлений о неограниченных возможностях гипноза (лечение СПИДа, рака и т д)

В книге показаны возможности гипноза при использовании его в основной медицинской модели Конкретные рекомендации при лечении и реабилитации больных неврологическими, пограничным^ и другими психосоматическими заболеваниями могут быть применены в стационарах, поликлиниках санаториях, домах отдыха, в комнатах психологической разгрузки и реабилитационных центрах, в дошкольных учебных учреждени ях, в спортивных клубах, а также в семье Советы родителям позволят избежать развития нервозности у детей, а в отдельных случаях излечить их от различных психоневрологических заболеваний (энурез заикание, тики, энкопрез и др) Книга заканчивается главой об использованной и рекомендуемой литературе, где собраны почти все отечественные и Зарубежные источники, посвященные проблеме гипноза за последние 100 лет

Данный труд выполнен в свете решения общего собрания Российской Академии медицинских наук (РАМН) от 26-30 января 1993 г и научной программы по нейронаукам "Мозг человека"

 

 

Р. S. Предложения, пожелания, рекомендации, замечания и все, что связано с феноменами, описанными в данной книге, просим Вас посылать по адресу Россия, Нижний Новгород 603042, ул. Краснодонцев, д. 11а, кв. 45, Мышляеву Сергею Юрьевичу

 

 

Заранее благодарю всех читателей

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.2., М., 1980.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. МГУ. 1980.,

3. Анохин U.K. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., Медицина, 1968.

4. Аристотель. О душе. Соч. в 4-х т. М., 1975.

5. Архангельский Г.В. История неврологии от истоков до XX века. М., Медицина, 1965.

6. Бауман Д.Э., Буль П.И. Наследуемость гипнабельности у человека.

Генетика, 1981, № 2, с.352-356. Т.БезменоваН.А. Очерки по теории и истории риторики. Наука, М., 1991.

8. Беленков Н.Ю. Принцип целостности в деятельности мозга. М., Медицина, 1980.

9. Бернгейм. О гипнотическом внушении и применении его к лечению болезни. В 2-х т. Пер. с франц., 1888.

10. Беспалько И.Г. Экспериментальное исследование сновидений в гипнозе: Автореф. дисс. к.м.н., 1956.

11. Бехтерев В.М. Лечебное значение гипноза. СПб, 1900.

12. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1908.

13. Бехтерев В.М. Внушение и воспитание. Петроград, 1928.

14. Бехтерев В.М. Объективная психология. М., Наука, 1991.

15. Болезни нервной системы. Под ред. П.В.Мельничука. М., Медицина, 1982.

16. БульП.И. Техника врачебного гипноза, Л., Медгиз, 1955.

17. Буль П.И. Гипноз и внушение в клинике внутренних болезней. Л., Медгиз. 1985.

18. БульП.И. Основы психотерапии. Л., Медицина, 1974.

19. Буреш Я., Бурешова О. и др. Методика и основные эксперименты по изучению мозга и поведения. М., Высшая школа, 1991.

20. Бирман Б.Н. Экспериментальный сон: Автореф дисс. к.м.н., 1925.

21. Брэг Р. Гипноз (самоучитель). Пер. с эсперанто. М., 1992.

22. Васильев Л.Л. Таинственные явления человеческой психики. М., Политиздат, 1964.

23. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. МГУ, 1991.

24. Вейн А.М. Три жизни. М., Знание, 1979.

25. Вейн А.М., Хехт К. Сон человека: физиология и патология. М., Медицина, 1989.

26. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. М., 1982.

27. Варшавский К.М. Гипносуггестивная терапия. Л., Медицина, 1973.

 

28. Вольперт И.Е. Исследование сновидений в гипнозе: Автореф." дисс. к, м.н.,Л., 1952.

29. Бунд В. Гипнотизм и внушение. Пер. с нем., 1883.

30. Герке Р.П. О гипнозе и внушении. Рига, Зинатне, 1966.

31. Гримах Л.П. Моделирование состояния в гипнозе. М., Наука, 1978.

32. Гримах Л.П. Резервы человеческой психики. М., Политиздат, 1987.

33. Групповая психотерапия. Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера. М., Медицина, 1990.

34. Данилевский В.Я. Единство гипнотизма у человека и животных. СПб., 1891.

35. Данилевский В.Я. Гипнотизм. Харьков, 1926.

36. Декарт Р. Избранные произведения. М., Политиздат, 1950.

Ъ1. Демченко И. Т. Кровообращение бодрствующего мозга. Л..Наука, 1983.

38. Дубров А. П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. М., Соваминко, 1990.

39. Дубровский Д.И. Психические явления и мозг. М., Медицина, 1973.

40. Егорова И.С. Электроэнцефалография. М., Медицина, 1973.

41. Ефимов А.С. Гипнотерапия при сердечно-сосудистых неврозах и ранних стадиях гипертонической болезни: Автореф. дисс. к. м.н. Горький, 1955.

42. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., Медицина, 1982.

43. Зейгарник Б.В. Патопсихология. МГУ, 1986.

44. Зимняя И. А. Психология говорения и слушания: Автореф. дисс. д.п.н. М., 1973.

45. Кант И. Об органе души. В кн.: Трактаты и письма'. М., Наука, 1980.

46. Каптерев П.В. Гипнотизм. М., 1909.

47. КарвасарскийБ.Д. Психотерапия. М., Медицина, 1985.

48. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Л., Медицина, 1982.

49. КарвасарскийБ.Д. Неврозы. М., Медицина, 1990.

50. Кар неги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступать публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. М., Прогресс, 1990.

51. Картамышев А.И. Гипноз и внушение в терапии кожных болезней. Медгиз, 1953.

52. Клиническая психиатрия. Под.ред. Н.Е.Бечерикова. Киев, Здоровье, 1989.

53. КозачаВ.В. Психофизиологическое измерение суггестивных явлений: Автореф. дисс. к. п. н., 1966.

54. Комаров Ф.И., Петренко В.П., Шамов И.А. Философия и нравственная культура врачевания. Киев. Здоровье, 1988.

55. Краткий психологический словарь. Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М., Политиздат, 1985.

56. Краткий словарь по философии. Под ред. И.В.Блауберга, И.К.Панти-на. М., Политиздат, 1982.

57. Краффт-Эбинг. Экспериментальное исследование в области гипнотизма. Пер. с нем., СПб., 1889.

58. Краффт-Эбинг. Гипнотические опыты. Пер. с нем., Харьков, 1929.

59. Кречмер Э. Внушение. Пер. с нем., Киев, 1925.

60. Кронфельд А.А. Гипноз и внушение. Пер. с нем., Л., 1923.

61. Куликов В.Н. Социально-психологические аспекты суггестии: Автореф. дисс. к. п. н., Л., 1974.

62. Левенфельд Л. Гипноз и его техника. Очерк учения о гипнозе и внушении и их практическое применение. Пер. с нем., 1929.

 

63. Лейбниц Г.В. Сочинения. М., Мысль, 1982.

64. Леонгард К. Акцентуированнные личности. Киев, Виша школа, 1981.

65. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

66. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: психобиология, этология и эволюция. М., Мир, 1988.

67. Мартынов А.В. Исповедальный путь. М., Прометей, 1989.

68. Марченко В.А., Петленко В.П., Сержантов В.Ф. Методологические основы клинической медицины. Киев, Здоровье, 1990.

69. Менегетти А. Словарь образов. Практическое руководство по имаго-гике. Пер. сигал. Л., Экое, 1991.

70. Мендельсон А.Л. Гипноз и внушение. Л., 1931.

71. Механизмы деятельности мозга человека. Ч. 1. Нейрофизиология человека. Под ред. Н.П.Бехтеревой. Л., 1988.

72. Милнер П. Физиологическая психология. М., Мир, 1973.

73. Мышляев С.Ю. Психокоррекция больных сосудистым поражением головного мозга: Методическое пособие для врачей и медицинских психологов. Н.Новгород, 1991.

74. НаливайкоН.В. Гносеологические и методологические основы научной деятельности. Новосибирск, 1990.

75. Напалков А.В. и др. Информационные механизмы работы мозга. МГУ, 1988.

o76. Небылицин В.Д. Избранные психологические труды. М., Педагогика,

| 1990.

1-77. Невский М.П. ЭЭГ изучение гипнотического сна у человека: Автореф. дисс. д. м. н., М., 1962.

; 78. Никифоров А.С. Бехтерев. М., Молодая гвардия, 1986.

'79. Методологические аспекты науки о мозге. Под ред. О.С.Андрианова и

Г.Х.Шингарова. М., Медицина, 1988.

80. Ноздрачев А.Д., Поляков Е.Л. и др. Исследования функций головного мозга. ЛГУ, 1987.

1 81. Овчинникова О.В. Гипноз в экспериментальном исследовании лично-

f ста. МГУ, 1989.

182. Об ораторском искусстве. М., Литература, 1973 (сборник. Автор-соста-

[ витель А.В.Толмачев).

1 83. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. М., 1958.

' 84. Павлов Л.П., Романенко А.Ф. Системный подход к психофизиологическому исследованию мозга человека. Л., Наука, 1988. 85. ПайкинД.Н. Нейрофизиологические механизмы гипнотизации кроликов путем обездвиживания: Автореф. дисс. к.м.н., 1971.

| 86. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. 87. Петров Б.Д. Самовнушение в древности и днес. София, Медицина и физкультура, 1983.

' 88. Петровский А.В. Общая психология. М,г Просвещение, 1979.

89. Плам Ф., Познер Дж.Б. Диагностика ступора и комы. М., Медицина, 1986.

90. Платонов К.И. О практическом значении инструкции, о порядке применения гипноза, выраб. Научн.советом при НКЗ РСФСР. Труды I Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров. М., 1927.

91. Платонов К.И. Слово как психологический и лечебный фактор. М., Медгиз, 1957.

92. Платонов К.И. Методологические проблемы психологии. М., Медицина, 1977.

 

 

93. Поляков Г. И. Проблема происхождения рефлекторных механизмов мозга. М., Медицина, 1964.

94. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., I96&.

95. Прибрам К. Языки мозга. Пер. с англ., М., Прогресс, 1975.

96. Принцип системности в психологических исследованиях. Под ред. Д.Н.Эпвалиишна. М., Наука, 1990.

97. Райков В.Л. Терапия психических заболеваний. М., 1969.

98. Райков В.Л. Гипнотическое состояние как форма психического отражения // Псих, журнал, т.З, № 4, 1982.

99. Райков В.Л. Роль гипноза в творчестве // Псих, журнал, т.4 № 1, 1983.

100. Ранняя диагностика психических заболеваний. Под ред. В.Блейхера. Киев, Здоровье, 1989.

101. Рожнавский Г.В. Внушаемость и гипнабельность у больных хроническим алкоголизмом: Автореф. дисс. к.м.н. 1985.

102. Рожнов В.Е. Гипноз в медицине. М., Медгиз, 1954.

103. Рожнов В.Е., Рожнова М.А. Правда о "чудесных" исцелениях. М., Медицина, 1969.

104. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., Педагогика, 1989.

105. Руководство по неврологии. В 8-ти т. М., Медгиз, 1957. '106. Руководство по нейрофармакологии. Под ред. С.В.Аничкова. М., Медицина, 1982.

107. Руководство по психиатрии. В 2-х т. Под ред. А.В.Снежневского. М., Медицина, 1983.

108. Руководство по психотерапии. Под ред. В.Е.Рожнова. Ташкент, Медицина, 1985.

109. Руководство по физиологии: Клиническая нейрофизиология. Л., Наука, 1972.

ПО. Руководство по физиологии: Частная физиология нервной системы. Л., Наука, 1983.

111. Рязанцев В.А. Психотерапия и деонтология при алкоголизме. Киев, Здоровье, 1983.

112. Сеченов И.М., Павлов И.П., Введенский Н.Е. Физиология нервной системы. В 4-х т. Под ред К.М.Быкова. М., Медгиз, 1952.

113. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., Наука, 1981.

114. Синельников Р. Д. Атлас анатомии человека. В 3-х т. М., Медицина, 1968.

115. Слободяник А.П. Психотерапия, внушение, гипноз. Киев, Медицина, 1968.

116. Смирнов В.М., Резникова Т.Н., Губачев Ю.М. и др. Мозговые механизмы психофизиологических состояний. Л., Наука, 1989.

117. Срезневский В.В. Гипноз и внушение. Л., 1927.

118. СвядощА.М. Неврозы. М., Медицина, 1982.

119. Судаков К.В. Общая теория функциональных систем. М., Медицина, 1984.

120. Справочник по невропатологии. Под ред. Е.В.Шмидта. М., Медицина, 1981.

121. Справочник по психиатрии. Под ред. А.В.Снежневского. М., Медицина, 1985.

122. Теплое Б.М. Избранные психологические труды. М., Педагогика, 1989.

123. Токаревский А. А. Терапевтическое применение гипноза. М., Медицина, 1890.

124. Тремнер Е. Гипнотизм и внушение. Пер. с нем., Кишинев, 1991.

 

125. Трошин В.Д., Шубина Л.П. Теоретические и методологические основы нейропрофилактики. Новосибирск, Наука, 1988.

126. Трошин В. Д. Профилактика нервных заболеваний. Горький, 1988.

127. Трошин В. Д. Нервная система и здоровье. Горький, 1989.

128. Узнадзе Н. К. К теории постгипнотического внушения //Экспериментальные исследования по психологии установки, т.2, Тбилиси, 1963.

129. Фейербах Л.О. О спиритизме и материализме. Избр. филос. произв. М., Политиздат, 1955, т.1, с.442-457.

130. Физиология человека. Под ред. Г.И.Косицкого. М., Медицина, 1985.

131. Форель Е. Гипнотизм и лечебное внушение. Пер. с нем., Л., 1925.

132. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., Просвещение, 1989.

133. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., Наука, 1989.

134. ХолмскаяЕ.Д. Нейропсихология. МГУ, 1987.

135. ХэссетДж. Введение в психофизиологию. Пер. сангл. М., Мир, 1981.

136. Шерток Л. Непознанное в психике человека. М., 1982.

137. Шерток Л. Гипноз. М., 1992.

138. Шерток Л., Р. де Соссюр. Рождение психоаналитика. От Месмера до

Фрейда. Пер. с франц. М., Прогресс, 1991. 13ч Чикин С Я Врачи-философ| *, Медицина, 1990. 140. Шевелев И.А. и др. Термоэнцефалоскопия. М., Наука, 1989. 141 Шильдер П Сущность! иши ~ т 962

142. Шеррингтон Ч. Интегративная деятельность нервной системы. Л., Наука, 1969.

143. ЭкклсДж. Физиология синапсов. М., Мир, 1966.

144. ЯнчукВ.А. Дифференцированная внушаемость личности и ее возрастная динамика: Автореф. дисс. к.п.н., Минск, 1986.

145. Ярошевский М.Г. История психологии. М., Мысль, 1976.

146. Ambrose С., Newbold О.A. Handbook of Medical Hypnosis - London, 1956.

147. Bernheim H. De la Suggestion dans 1'etat hypnotique el dans 1'etat de veill

- Paris; Octave Doin, 1884.

148. Bernheim H. Hypnotisme, suggestion, psychotherapie, Paris; Octave Doin, 1891.

149. Bernheim H. Automatisme et suggestion - Paris. Alcan, 1917.

150. Bondoin C. Suggestion et antisuggestion - Paris. Delachaux et Niestle, 1939.

151. Bord-Jacobson M., Mirchand E., Hahoy J.-L. Hepnosses - Paris.

Galilee, 1984. isj HraniHt-llJ M Hypnotism, its History, Practice and Theory. - New York:

Julian Press, 1956.

153. Brenman M. The Phenomena of Hypnosis. - In Problems of consciousness.

- New York, 1951.

154. Brenman M., Cill M. M. Hypnotherapy. - New York, Univers. Press, 1947.

155. Crujeliev /., Brow Т., Perry A. et aL Hypnotic susceptibility: a lateral predisposition and altered cerebral asymmetry and hew. Inter J. psychophysiol. 1984, Vol. 2, № 1, p. 131-139.

156. Duwal S., Wicklund R.A. A Theory of objective self - a wereness. New York, 1972.

157. Eccles J. C. Hypothesis relating to the brain - mind - problem - Nature. 1951, Vol. 168, p.53-57.

158. Ferenczi S., Rank O. Entwicklungsziele der Psychoanalyse. Leipzig, Zurich: Internazionale Psychoanalyticher Verlag, 1924.

 

159. Fromm E. Quovobis hyphosis? Prediction of future trends in hypnosis research. Hypnosis: developments in research and new perspectives. New York, 1979.

160. HilgardE.R. Hypnotic susceptibility. New York, 1965.

161. Janet P. Les Meditation psychologique. - Paris, 1923.

162. Kleinsorge N. U., Klumbies J. Technik der Hypnose fur Arzte, Vienn, 1962.

163. Kvoder W.S. Clinical and experimental hypnosis. Philadelphia, Monreal, 1963.

164. Liebeau.lt A.A. Therapeutique suggestive, Son mecanisme. Paris: Messon, 1883.

165. Liebeau.lt A.A. Etude sur le zoomagnetisme. - Paris: Messon, 1883.

166. Lowenfeldl. Der Hypnotismus. Munchen, 1903.

167. Ludwig C. Lehrbuch der Psychologit des Menschen. Heidelberg. Akad. Verlagshandlung, 1952.

168. Meszaros I., Crowford M.I. et. al. Asymmetry of E.E.G. activity and verbal imaginal discrimination of a consequense of hypnotic responsivennes and hypnotic State. Neuroscience, 1987. Vol.22 Suppl, p.472.

169. Popper K.R., Eccles I.C. The self and its brain. - New York, London, Berlin: Springer, 1977.

170. PellissierA. Principes de thetorique tracaise. Paris, 1894.

171. Perelman C. Lempire thetorique: Rithorique et argumentation. Paris, 1973.

172. Sardin T.R., Сое W.C. Hypnosis: a social psychological analysis of influence communication. New York, 1972.

173. Svorad D. Hypnose animal. Bratislava: Academic slovaque des sciences, 1956.

174. Swirsky-Saccett Т., Margolis C.G. The effects of a comprehensive self hypnosis training program on. The use of factor VII in sciences hemofilia. Int. J. of clinical and exp. hypnosis, 1986. Vol.34, № 2.

175. Szewezyk N. Medizin psychologic in der arztlichen Praxis: Verlag Vork und Gesundheit, Berlin, 1988.

176. Unestahl L.S. Hypnosis and posthypnotic suggestions. Uppsala, 1974.

177. Volgyesi F.A. Menschen - und Tierhypnose. Verlag Zurich, 1963.

178. Wagner. Suggestion, Hypnose und Telepathia. Wiein, 1919.

179. Wietzenhaffer A.M. General Techniques of Hypnotism. - New York, Grune and Station, 1957.

180. Wund T. W. Hypnotismus und Suggestion. Leipzig, 1892.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: