Память
Каждый из нас обладает памятью. Мы пользуемся ею с такой легкостью, что очень редко задумываемся над ее особенностями.
Что значит вспомнить? По мнению знаменитого психолога Джеймса, вспомнить - это значит подумать о чем-нибудь, что было пережито в прошлом, и о чем мы непосредственно перед этим не думали. Это определение на первый взгляд кажется удачным, но все же понятие "память" не так-то просто определить одной фразой.
Память - это сложный психологический процесс, который предполагает запечатление, сохранение и воспроизведение прежнего содержания нашего опыта.
Энграммы или следы, позволяющие создавать представление, одновременно являются и физиологической предпосылкой памяти, которая тесно связана с соображением. Физиологической основой памяти является пластичность нервной системы. Между отдельными энграммами возникает связь. Новейшие исследования доказывают, что с образованием отпечатков связана концентрация и структура РНК.
Однажды А.Н. Пахомов задал И.П. Павлову вопрос о гепермнезии и ее физиологической трактовке: "В литературе имеется психологическое объяснение катарсиза, а физиологического объяснения нет. О каких процессах идет речь? Почему человек в бодром состоянии помнит события в одном объеме, а в гипнозе - в другом объеме - в большем?" И.П. Павлов предложил А.Н. Пахомову самому ответить на
свой вопрос, на что тот сказал: "Те следы, которые были слабее вследствие заторможенности, в гипнозе становятся в силу уравнительной фазы более сильными. Таким образом появляется возможность связать с настоящим поведением те события, которые участвовали, не доходя до сознания, окрашивая реакцию в тот или другой тон, а когда мы его потом будим, то приводим в фазу бодрствования и даем
|
задание повторить то, что он нам рассказал. Мы делаем ему внушение, чтобы он помнил это в бодрствовании, повторяем и закрепляем этот опыт". К сказанному И.П. Павлов добавил: "Получив от него эти сведения, вы сообщите ему, и они оживляют следы, которые были затемнены и задержаны. Вы эти следы усиливаете, и он начинает их припоминать. Если господствует бодрая деятельность и отрицательно индуцируют слабые следы, да еще нарочно заторможенные, тогда она, конечно, уничтожает появление их в сознании. Когда же эти господствующие пункты устраняются, тогда они не мешают. Ничто не тормозит".
В постгипнотическом состоянии большинство испытуемых могут вспомнить почти все, что происходило в гипнозе, другие забывают лишь частично, и, наконец, третьи не помнят абсолютно ничего (спонтанная nocтгипнотическая амнезия). Спонтанная амнезия является показателем глубокой сомнамбулической стадии гипноза. Различают спонтанную и внушенную постгипнотическую амнезию. Вариантом внушенной амнезии является "амнезия источника", когда, например, человека чему-либо обучают и результат этого обучения сохраняется в постгипнотическом периоде, но налицо амнезия того факта, что он научился этому под гипнозом. Путем внушения можно вызвать эффект селективной, избирательной амнезии. Гипнотика можно заставить забыть свое собственное имя. Он во всем будет отдавать себе отчет, но не сможет вспомнить, как его зовут. Иногда гипнотизируемые так долго и мучительно пытаются вспомнить свою забытую личность, что это производит неблагоприятное действие на психику. Поэтому такого рода опыты далеко не всегда полезны и безопасны. В сомнамбулической стадии гипнотика можно заставить забыть имена или фамилии знакомых, близких, а также даты, адреса и т.п.
|
Если вы оттянете двумя пальцами кожу на горле человека, уже прошедшего тест на внушаемость, предварительно сказав: "Сейчас я отберу у вас голос, и вы не сможете говорить", дернете кожу и, отведя руку с зажатым кулаком, скажете: "Вот в этом кулаке ваш голос. Пробуйте говорить. У вас ничего не получится", гипнотизируемый, естественно, ничего не сможет сказать, как бы он ни старался. Если вы хлопнете в ладоши, предварительно сказав: "Я сейчас хлопну в ладоши и вы забудете свое имя и фамилию", то гипнотизируемый забудет свое имя и фамилию. Испытуемый будет стоять с открытыми глазами, все понимать, может даже делать попытку сопротивляться, но у него ничего не получится.
В настоящее время установлено, что путем внушения удается восстановить в памяти гипнотика такие воспоминания, которые совершенно невозможно извлечь из него в состоянии бодрствования. Эта обостренная способность воскрешать следы воспоминаний носит названия гепермнезии.
Чиричет наблюдал женщину, которая во время гипнотического сна пела мотивы второго акта "Африканки" Мейербера, но после пробуждения не могла вспомнить ни одной ноты.
В гипнозе наблюдается повышенная способность к восстановлению забытых воспоминаний различной давности. Особенно важное значение это приобретает во врачебной практике при актуализации амнезированных травмирующих переживаний далекого прошлого, послуживших основой для болезненных явлений. Таким образом выявляется причина расстройств, и далее в процессе гипнотизации происходит вытеснение аффектов.
|
В учебных рассказах Милтона Эриксона, записанных Сиднеем Розеном, приводятся слова знаменитого врача-гипнолога, связанные с изменением подсознания: "Я хочу, чтобы вы перенеслись в прошлое, в то время, когда вы были очень-очень маленькими. И мой голос будет с вами. И мой голос превратится в голос ваших родителей, соседей, друзей, одноклассников, товарищей по играм, учителей".
Российские исследователи А.А. Востриков и В.В. Иванов также получали в результате экспериментов подобное состояние и назвали его особым суггестивным состоянием психики (ОССП). В ОССП хорошо проявляется известный в психологии феномен, названный "вспышкой пережитого". При этом восстановление прошлых мгновенных состоянии психики происходит по строго заданным ассоциативным адресам. Ход мыслей в значительной степени опережает их словесное выражение. Для преодоления этой трудности испытуемому внушается, что узловые моменты хода мысли он будет лишь "маркировать" отдельным словом или графическим символом. Маркерными отправными точками здесь также могут быть любые сигналы, с которыми испытуемый сталкивался ранее Методика "повторного проигрывания" позволяет многократно повторять поток мышления с его сознательными и бессознательными компонентами для более детального выяснения всех моментов ситуации. Аналогичным образом можно сужать и расширять в том состоянии объем сознания испытуемого. Интересно, что режим с полностью исчезнувшим сознанием переживается субъективно как полное ничто - абсолютное отсутствие восприятия, времени, действительности.
Как объяснить это с физиологической точки зрения? И.П. Павлов по этому поводу отметил: "Мне кажется, что когда имеется гипноз, некоторое торможение, то оно на высшей инстанции - на лобных долях, а дальше переходит на остальные анализаторы, при этом 1Орможсние движется по разным слоям коры. Тут же кора сразу вся быстро тормозится и индуцирует положительно подкорку, и получает плач, гнев и другие эмоции" (вспоминается вся психотравмирующая ситуация - М.С.).
Путем внушения у гипнотика можно вызвать искусственную амнезию разнообразного характера, например, стереть из памяти определенные периоды его жизни, и он может забыть, что недавно женился, переехал на другое место жительства и т.п. В гипнотическом состоянии можно лишить человека практических навыков, знании и тем самым сделать его неспособным писать, читать, рисовать, шить или производить даже простые действия при полной сохранности функционирования мускулатуры.
А.П. Слободяник говорил, что большую ценность имеет не способность памяти восстанавливать прежние следы, а другая, - способность активно воспринимать впечатления, сохранять их, а затем уже воспроизводить. И на эту чрезвычайно важную способность памяти соответствующим внушениям удается оказывать усиливающее или тормозящее влияние. Так, можно сказать гипнотику медленно и внушительно несколько десятков разных слов, и он свободно повторит их в том же порядке, причем слова могут быть удержаны в его памяти еще много дней после сеанса гипноза. В состоянии бодрствования это, несомненно, вызвало бы затруднение. Объясняется это не только освобождением от тех тормозных влияний, которые часто сопутствуют нашей духовной жизни и настроениям. Как известно, то или иное настроение может оказывать угнетающее, тормозящее действие на способность сосредоточить внимание.
В настоящее время в печати появляется информация о том, что с помощью гипноза или погружения в необычное " состояние можно вызвать впечатления прошлых жизней, открыть для себя неведомые миры, вспомнить себя плодом в материнском организме, прочувствовать свое рождение., Но как объяснить "прошлые жизни" и другие феномены? Многие представители трансперсональной психологии рассматривают этот факт с позиции переселения душ.
Знаменитый ученый Карл Густав Юнг создал теорию коллективной бессознательности, которая является общей для всех людей. Он считал, что на бессознательном уровне каждый человек имеет доступ к информации, накопленной человечеством за всю историю своего развития. Своеобразие сгустков этой информации - архетипы - люди могут получать в необычных состояниях сознания. Например, американец способен увидеть индийских богов, даже если раньше ничего о них и не знал. Или он с удивлением осознает себя жителем одной из древних цивилизаций, хотя и не подозревал о возможности прошлых жизней.
На сегодняшний день в современной науке накапливается все больше доказательств существования в природе такого феномена, как мировой лептонный газ (МЛГ), проникающий во все тела Вселенной, который состоит из сверхлегких микрочастиц с массой от 10 40 до 10 30 г. В научной литературе описано около десятка разновидностей таких частиц - это электроны, позитроны, мюоны, теоны и др. По сравнению с ядрами атомов лептоны настолько малы, что могут свободно пронизывать все предметы материального мира подобно молекулам воды, пролетающим сквозь ячейки рыбацких сетей. Некоторые авторы увязывают данную концепцию с открытиями в области ядерной физики.
Опыт психоанализа показал, что надо понять причину, чтобы избавиться от проблемы. Станислав Гроф его последователи полагают, что она не только в биографическом материале, но и в области коллективного бессознательного. Психика может страдать от того, что в подсознании хранятся переживания "тысячелетней давности".
Однако традиционная психология полагает, что сознание новорожденного подобно чистому листу бумаги. Все, что происходит в человеческой психике, она объясняет впечатлениями сознательной жизни.
Внимание
Основной категорией жизни является поведение, направленное на удовлетворение своих потребностей. Оно предполагает познание. Но если познание должно вести к!дели, то оно нуждается в организующем факторе активного поведения, каким является внимание.
Внимание представляет собой форму организации психической деятельности, проявляющейся в ее избирательной направленности (селективности), концентрации и относительной устойчивости. Условные связи, возникшие при многократном удовлетворении потребностей, определяют концентрацию, избирательность акта внимания, который в своей первоначальной основе является ориентировочным рефлексом. Селективная произвольность внимания вытекает из образования доминантных очагов. Концентрация внимания является усилением возбуждения в доминантном очаге; она сопровождается угнетением всей остальной части коры. И, наконец, относительная устойчивость вытекает из признаков доминанты: возбуждение в очаге доминанты имеет тенденцию к сохранению. Основная потребность самосохранения принуждает организм к ориентации - вниманию.
В гипнозе можно оказывать влияние на внимание, эту единственную "дверь" нашей души, через которую проходит все, что есть в сознании (К.Д. Ушинский). В основе внимания лежат определенные физиологические процессы торможения и возбуждения, концентрируя очаг оптимального возбуждения и изменения внимания.
В гипнозе можно воздействовать на внимание, его концентрацию, высокую степень сосредоточения, объем, распределяемость, устойчивость и отвлекаемость.
Джеймс так иллюстрирует данное положение: "...Проведите штрих на бумаге или доске и скажите человеку, что этого штриха там нет, и он не будет видеть ничего, кроме чистого листа бумаги или чистой доски. затем когда он не смотрит, окружите первый штрих другими точно такими же штрихами и спросите, что он видит. Он будет один задругам указывать на все новые штрихи и пропускать первый, каждый раз независимо от того, сколько будет добавлено штрихов и в каком порядке они будут расположены. Очевидно, что он не слеп ко всем штрихам, как кажется. Он не видит только один конкретный штрих, занимающий определенное положение на доске или бумаге, т.е. структуру объекта, и, как ни парадоксально это может звучать, он должен с большей точностью отличать его от всех других ему подобных, но он остается слеп к нему, когда рядом с ним появились другие. Он "воспринимает" его в качестве предварительного штриха и не видит его вообще!"
При использовании психофизиологических механизмов внимания во время гипноза возник новый метод обучения в состоянии внушенного и естественного сна - гипнопедия. Этот метод был красиво представлен в художественном фильме "Большая перемена", где роль ученика играл народный артист Евгений Леонов. Когда спящий воспринимает постороннюю речь, то восприятие, а следовательно, запоминание и обучение осуществляются только через незаторможенные "сторожевые", бодрствующие пункты (зона раппорта), которые и являются доминантным очагом возбуждения. В основе гипнопедии лежат определенные физиологические явления, при которых наблюдается так
называемая гипермнезия.
Методика гипнопедии состоит в следующем. Словесный материал, записанный на магнитофонную ленту, или устно повторяется многократно (30-40 раз), или в течение ночи подается через наушники. Испытуемые в состоянии гипноза (под воздействием специальной тренировки) смогли улучшить процесс запоминания иностранных слов в 20 раз (максимальный результат). Анализ данных говорит об особых свойствах функционирования памяти, о "бессознательной и вместе с тем произвольной памяти. Испытуемому внушали образ иностранца, знающего тот язык, который он изучает, и в этом случае он не осознавал своего "Я", был по отношению к своему самосознанию как бы в бессознательном состоянии Вместе с тем он мог активно сосредоточенно волевым усилием заставить "произвольно" изучать и запоминать иностранные тексты. (ВЛ. Райков, 1983г.).
При использовании ОССП обучение может происходить более быстро и эффективно не только за счет более прочного запоминания, но и за счет легкого образования мыслительных и двигательных навыков. Это становится возможным в результате оптимального ограничения зоны сознательного восприятия и мышления только тем, что непосредственно нужно для занятий. На этом фоне у испытуемого расширяется объем памяти, которая начинает функционировать по принципу необычно стойкого запечатления с последующим легким воспроизведением.
В ОССП значительно облегчается ассоциативная деятельность, а также перемещение идей и образов из сферы подсознательного в сознание. В результате оказывается возможным генерировать идеи, либо непосредственно используя погружение в ОССП, либо задав себе в этом состоянии отсроченное внушение, реализация которого происходила бы во время естественного сна
Личность
Если исходить из этимологии, то английское выражение "personality", французское "personnalite", немецкое "personhchkeit" отчетливо свидетльствует о латинском слове "persona", которое происходит от этрусского "phersu" - маска, характерная для бога потустороннего мира. Латинское "persona" означает "произносить", издавать звук через отверстие в маске. Маска была выражением определенного типа, была постоянной, выражала характер человека и одновременно предопределяла роль. Раб не был персоной, не был носителем прав, не имел никакой роли, не имел никакого признаваемого обществом характера - он не имел общественной маски.
Личность - это человек как психическое целое. В.А. Ганзен определяет личность как общественный индивид, субъект и объект социальных отношений в историческом процессе, проявляющий себя в деятельности, поведении, общении, облике. Однако следует сказать, что сколько людей - столько и мнений! В отечественной психологии существует четыре основных подхода к проблеме личности: с позиции психологии отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев), психологии деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), психологии общения (Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев) и психологии установки (Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили). В этой связи хочется привести несколько определений личности:
"Человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет отношение к окружающему".
(С.Л. Рубинштейн)
"Личность - это человек как носитель совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально-значимые формы деятельности и поведения".
(Е.В. Шорохова)
"Понятие личности обозначает человеческого индивида как часть общества, обозначает интегрированые в нем социально-значимые черты".
(И.С. Кон)
"Личность - субъект общественного поведения и коммуникации".
(Б.Г. Ананьев)
"Личность - это индивид, определяющий свою деятельную позицию ко всему, что его окружает: к труду, к социальному строю, к борьбе масс, к задачам коллектива, к;судьбе другого человека ".
(П.Е. Кряжев)
"Личность - человек как носитель сознания".
(К.К. Платонов)
"Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности
(А.В. Петровский)
"Личность - это интегрированное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально неповторимое"
(Б.Д. Парыгин)
Нам кажется целесообразным обратить внимание на то, что психологи при всем различии взглядов сходятся на том, что личность представляет собой единое целое, составляет единство как в смысле консистенции, интеграции психических и соматических процессов, так и в смысле консистенции времени (постоянно осознает себя), что она является динамической, переменчивой и постоянно изменяющейся. Мы добавили бы еще сюда важный признак индивидуальной самобытности - личность отличается от других индивидуальными свойствами. Поэтому личностью мы считаем организованное и организующее целое (структура) относительно постоянных свойств (черт) характера, динамически развивающихся из врожденных задатков индивида во взаимодействии с жизненной средой
По этому поводу можно сказать, что индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность доказывают или отстаивают как собственное мнение (собственную точку зрения).
Как всякая организация, психическая жизнь имеет определенное строение. Отвлекаясь от индивидуальных особенностей психического склада, нужно сказать о типичной структуре личности и установить, какие основные компоненты личности могут подвергнуться изменениям при гипнозе.
Первый компонент структуры характеризует направленность личное i и или избирательное и (ношение человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом один из компонентов направленности доминирует и имеет ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности. Так, например, доминирование здорового образа жизни приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что в свою очередь активизирует интеллектуальную деятельность в этом направлении. Одновременно естественные потребности несколько притормаживаются, повседневные заботы отодвигаются на задний план. Личность начинает обосновывать целесообразность своего поведения (увлечения), придавать ему особую общественную и личную значимость, формируя культ здоровья.
Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Так, например, у А.С. Пушкина доминировало поэтическое дарование, хотя он проявил себя и как историк, и как талантливый рисовальщик. Подчиненная способность усиливает основную, ведущую способность.
Очевидно, на характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения личности к действительности.
Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде. Характер - сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте. В системе характера можно выделить ведущие свойства. К ним относятся моральные, эмоциональные и волевые качества. Вот почему можно сказать, что морально-волевые и эмоционально-волевые качества составляют действенную основу характера.
Четвертым компонентом, надстраивающимся над всеми остальными, будет система управления, которая обычно обозначается понятием "Я". "Я" - образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.
По мнению Л.П. Гримак, специфические для гипнотического состояния процессы затрагивают прежде всем о область межфункциональных взаимоотношений между "сознательным" и "бессознательным". Активная перестройка взаимоотношений в этой сфере обуславливается комплексом воздействий на гипнотизируемого, призванных изменить его направленность, а если более конкретно, то его установку. Формирование новой установки происходит как в результате неосознаваемых моторно-висцеральных влияний на психическую сферу (соответствующая поза, гиподинамия, ограничение сенсорных раздражителей), так и под воздействием прямых словесных внушений
"Установка - писал Д.Н. Узнадзе, - представляет собой не частичное содержание сознания, не изолированное психическое содержание и вступает с ними во взаимодействия, а некоторое целостное состояние субъекта, и... это не просто какое-нибудь определенное частичное содержание
сознания субъекта, а целостная направленность его в определенную сторону, на определенную активность. Словом, это, скорее, установка субъекта как целое, чем какие-нибудь из его отдельных переживаний, - его основная, его изначальная реакция на воздействие ситуации, в которой
ему приходится ставить и решать задачи".
Теперь становится понятным, почему психофизиологические процессы, составляющие сущность гипнотического воздействия, практически не изменяет структуру личности гипнотизируемого Это процессы протекают в качественно ином русле психических явлений и связаны с личностными свойствами человека лишь косвенным образом. Своеобразие формирования установки, в которой реализуется гипнотическое состояние, в целенаправленном перераспределении компонентов сознания в сферу бессознательного и наоборот.
Данные литературных источников и экспериментов показали, что в состоянии гипноза не происходит значимых изменений структуры личности. Что же касается индивидуальных колебаний личностного профиля в состоянии гипноза, то они чаще всего имеют характер положительных корреляций, особенно проявляющихся при психосоматических заболеваниях.
В гипнозе прежняя личность никогда целиком и полностью не исчезает, не изменяется, не уступает место как бы новой личности, поэтому в судебной практике для раскрытия преступлений гипноз не применяется. Как бы мы ни гипнотизировали, человек контролирует ситуацию. Мы можем сослаться на известное письмо Э. Тельмана, в которое описываются тщетные попытки гестаповцев получить от него показания в состоянии гипноза.
Творчество
Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.
Психология творчества исследует процесс, психологический механизм протекания акта творчества. Так, например, Кант анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения. Последняя есть единство сознательной и бессознательной деятельности, поэтому гении творят как бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому, как творит природа, с той разницей, что этот объективный, т.е. бессознательный процесс протекает в субъективности человека и, стало быть, опосредован его свободой. Согласно Шеллингу - это высшая форма человеческой деятельности; здесь человек соприкасается с абсолютом.
В экзистенциализме носителем творческого начала считается личность, понятая как экзистенция, т.е. как некоторое иррациональное начало свободы, экстатический порыв природной необходимости, выход за пределы природного и социального, вообще "посюстороннего мира" (Н.А. Бердяев. Смысл творчества. М., 1989).
Осуществляя гипнотизацию, В.Л. Райков занимается психофизиологической мобилизацией творческих способностей в широком смысле слова. Учитывая творческую позицию, связанную с пониманием гипноза как особого состояния, в котором можно моделировать различные состояния, он, в частности, моделирует творческий процесс.
В настоящее время творчество можно рассматривать в качестве процесса как бы новою видения предметов и явлений. При этом творческий процесс предполагает сбалансирование, по крайней мере, двух компонентов: первичной, неуправляемой фантазии и ее логического, рационального контролирования
Его экспериментальные исследования позволили сделать предположение, что может существовать и, очевидно, существует особое, специфическое состояние психики, когда максимально активизируются психофизиологические функции, связанные с творчеством. Можно думать, что такое состояние сознания связано и с одновременным повышением интегративной внушаемости по отношению к объекту творческого решения и самому процессу работы, связанному с этим решением. Возникает специфическая мобилизация, как бы особого интуитивного проникновения в процесс решения задачи, окрашенного очень яркой и сильной эмоцией. Известно, например, что в период вдохновенного сознания человек может абсолютно не замечать окружающего. Возникает состояние, когда как бы исчезает ощущение времени, появляется полная отрешенность. Все подчиняется одному напряженному и вдохновенному порыву творческой деятельности. Известно, что Архимед был настолько погружен в свои математические расчеты, что не заметил взятия Сиракуз, которые он защищал. Такие состояния могут возникать при наличии сильной доминанты, проявляющейся в четкой психологической установке на решение какой-либо творческой задачи, течение образно-ассоциативных процессов перестает быть беспорядочным и приобретает продуктивный, целенаправленный характер, а внешние раздражители как бы утрачивают свою значимость (сенсорная депривация). Останавливаясь на "просоночном" состоянии сознания, как более близком к гипнотическому, необходимо сказать, что человек может решать в этом состоянии доминирующие творческие задачи, не заглушаемые даже болезнью. Именно таким образом было сделано, к примеру, блестящее математическое открытие "гения одной ночи" французского математика Эвариста Галуа. Теория алгебраических уравнений высших степеней одним неизвестным сложилась у него накануне смерти, вступившей вследствие ранения на дуэли. Последнюю ночь Галуа провел в лихорадочном состоянии (а оно всегда характеризуется резкой активацией образно-ассоциативной деятельности). Говоря об особенностях творческой мыслительной деятельности человека, уместно вспомнить об открытии периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеевым. В этом случае имеет место продуктивная активация образно-ассоциативной деятельности во время сна. Менделеев три дня и три ночи, не ложась спать, проработал у конторки, пробуя скомбинировать результаты своей мысленной конструкции в таблицу, но попытки достигнуть этого оказались неудачными. Наконец под влиянием крайнего утомления Менделеев лег спать и тотчас заснул. "Вижу во сне таблицу, где элементы расставлены как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги, - только в одном месте впоследствии оказалась нужной поправка".
Как же происходит процесс творчества? Как рождаются новые идеи? Любой творческий акт не возникает сам по себе, нужна некая предуготовленность организма, сосредоточение и направленность всего нашего внимания и помыслов на решение какой-либо проблемы или задачи. Недаром великий английский физик и математик И. Ньютон говорил: "Гений - это внимание". Сосредоточение, способность уйти вниманием в одно явление, в одну идею - это есть необходимая, постоянная и драгоценная черта работы мозга.