ГЛАВА 10. ГОСПОДЬ ЧАЙТАНЬЯ В ДЖАГАННАТХА-ПУРИ ПОСЛЕ ПАЛОМНИЧЕСТВА НА ЮГ ИНДИИ




 

2.10.1 Ниже идет повествование на основе «Чайтанья-чаритамриты» (Мадхья-лилы, 10-й главы) Кришнадаса Кавираджа Госвами с переводом А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады. Некоторые тексты откорректированы, а некоторые добавлены.

Напоминаем, что в Двапара-югу являлись две Божественные Личности - Господь Кришна Вриндавана и Господь Кришна Двараки, Они не являются инкарнациями один другого. В дальнейшем повествовании Господа Кришну Вриндавана будем называть - Господь Кришна. А Господа Кришну Двараки будем называть Господь Васудева Кришна. Господь Кришна является с Кришналоки из духовного мира, а Господь Васудева Кришна – с Вайкунтхи. В некоторых книгах отождествляют этих двух Богов и считают одной Личностью, но это оскорбление.

Напоминаем, что в Кали-югу являлись две Божественные Личности: Господь Чайтанья - c Кришналоки, а Господь Гаурахари – с Вайкунтхи. В некоторых книгах отождествляют этих двух Богов и считают одной Личностью, но это тоже оскорбление.

Напоминаем, что иногда в текстах Гададхару Пандита (Шримати Радхарани), Господа Нитьянанду, Господа Шривасу, Господа Адвайту именуют преданными, ибо Они играли роли преданных – живых существ и не говорили, что Они – Богиня и Боги. Господь Чайтанья также не говорил, что Он – Бог. Они играли роли чистых преданных, но чаще всего в текстах не подчеркивают: кто из преданных был чистым преданным, а кто – просто – преданным, но все преданные имели преимущественную гуну благости в разуме.

Часто в ведической литературе указывают годы жизни Господа Чайтаньи: 1486 г. – 1534 г.. Но строго говоря правильно нужно указывать так: Господь Гаурахари (1486 г. – 1510 г.), а Господь Чайтанья (1510 г. – 1534 г.).

Заметим, что в реальности Кришнадас Кавираджа Госвами говорит от имени Господа Чайтаньи, других Богов и преданных. Но чтобы подтверждать эти разговоры, Кришнадас Кавираджа приводит ссылки из известных писаний и из писаний ачариев времен Господа Чайтаньи. Эти новые писания ачариев появились уже позже тех событий, о которых повествует Кришнадас Кавираджа.

2.10.2 Кришнадас Кавираджа Госвами пишет:

«Слава Чайтанье Махапрабху! Слава Гададхару Пандиту! Слава Нитьянанде Прабху! Слава Адвайте Ачарию! Слава Шривасе Пандиту! Слава всем преданным Господа Чайтаньи!

2.10.3 В этом тексте дано короткое повествование этой главы.

Я в почтении склоняюсь перед Господом Чайтаньей. Он подобен туче, орошающей поля со злаками, которые пересохли от засухи, а преданные в разлуке с Господом подобны высохшим злакам. Разлука со Шри Чайтаньей Махапрабху для преданных подобна засухе, но, когда Господь возвращается, Его присутствие - это дождь нектара, выпадающий на посевы и спасающий их от гибели.

 

-----Встреча Сарвабхаумы Бхаттачария и царя Пратапарудры---

 

2.10.4 После того, как Шри Чайтанья Махапрабху отправился в паломничество по Южной Индии, царь Пратапарудра пригласил к себе во дворец Сарвабхауму Бхаттачария. Когда Сарвабхаума Бхаттачарий пришел, царь оказал ему все подобающие почести, удобно усадил его и стал расспрашивать о Шри Чайтанье Махапрабху.

2.10.5 Царь сказал Сарвабхауме Бхаттачарию: «Я слышал, что у тебя дома поселился один великий святой из Бенгалии. Говорят, что Он очень и очень милостив. Еще я слышал, что ты удостоился Его особой благосклонности. Это утверждают самые разные люди. Как бы то ни было, сделай мне одолжение и помоги мне встретиться с Ним».

2.10.6 Сарвабхаума Бхаттачарий ответил: «Все, что ты слышал, - правда. Что же касается встречи, то сделать это очень трудно. Шри Чайтанья Махапрабху - санньяси, полностью отошедший от мирских дел. Он предпочитает уединение и даже во сне избегает общения с теми, кто имеет власть. Невзирая на это, я бы все равно попытался устроить твою встречу с Ним, если бы недавно Он не отправился в паломничество по Южной Индии».

2.10.7 Царь спросил: «Почему Он ушел из Джаганнатха-Пури?»

2.10.8 Сарвабхаума Бхаттачарий ответил: «Великие святые ходят по местам паломничества для того, чтобы очистить их. По этой причине Чайтанья Махапрабху посещает многие тиртхи и освобождает от грехов множество обусловленных живых существ.

2.10.9 Чистый преданный совершает паломничество по святым местам ради очищения от грехов и ради спасения от безверия падших обусловленных живых существ, которых он встречает там и по пути. На самом деле Шри Чайтанья Махапрабху не относится к числу обычных живых существ. Он – Сам Господь. Поэтому Чайтанья Махапрабху обладает безраздельной властью над всем сущим. Но поскольку Он играет роль чистого преданного, то ведет Себя соответствующим образом».

2.10.10 Выслушав это объяснение, царь спросил: «Почему ты позволил Ему уйти? Почему ты не бросился Ему в ноги и не уговорил остаться?»

2.10.11 Сарвабхаума Бхаттачарий ответил: «Шри Чайтанья Махапрабху - Господь, и Он не зависит ни от кого. Он не кто иной, как Сам Господь Кришна, и потому волен поступать как Ему заблагорассудится. Тем не менее, я изо всех сил пытался удержать Его здесь. Однако Он - Господь и потому полностью независим. Неудивительно, что все мои усилия не увенчались успехом».

2.10.12 Царь сказал: «Бхаттачарий, ты самый просвещенный и умудренный опытом человек из всех, кого я знаю. Поэтому, когда ты называешь Шри Чайтанью Махапрабху - Господом Кришной, я принимаю это как истину. Когда Шри Чайтанья Махапрабху вернется, я хочу увидеть Его хотя бы раз, чтобы мои глаза очистились».

2.10.13 Сарвабхаума Бхаттачарий ответил: «Шри Чайтанья Махапрабху вернется очень скоро. Я хочу подготовить для Него жилище в спокойном и уединенном месте. Дом Господа Чайтаньи должен стоять особняком и в то же время располагаться недалеко от храма Джаганнатхи. Пожалуйста, подумай над этим и реши, где Его поселить.»

2.10.14 Царь ответил: «Дом Каши Мишры - это именно то, что тебе нужно. Он находится рядом с храмом в тихом и спокойном месте».

2.10.15 После этого разговора царь стал с нетерпением ожидать возвращения Господа Чайтаньи, а Сарвабхаума Бхаттачарий отправился к Каши Мишре сообщить ему о решении царя.

2.10.16 Услышав это предложение, Каши Мишра воскликнул: «Мне очень повезло, ибо в моем доме будет жить Шри Чайтанья Махапрабху, повелитель всех прабху!»

 

----Господь Чайтанья возвратился в Джаганнатха-Пури после паломничества на юге Индии-----

2.10.17 Так множество жителей Джаганнатха-Пури (Пурушоттамы) с нетерпением ожидали новой встречи со Шри Чайтаньей Махапрабху. Когда желание жителей Джаганнатха-Пури снова увидеть Господа Чайтанью достигло апогея, Господь вернулся из Южной Индии.

2.10.18 Услышав о приходе Господа Чайтаньи, все обрадовались и пришли к Сарвабхауме Бхаттачарию с такой просьбой: «Пожалуйста, устрой для нас встречу со Шри Чайтаньей Махапрабху. Лишь по твоей милости можем мы найти прибежище у лотосных стоп Господа Чайтаньи.»

2.10.19 Сарвабхаума Бхаттачарий ответил собравшимся: «Завтра Господь Чайтанья будет в доме у Каши Мишры. Там вы все сможете встретиться с Ним.»

2.10.20 Первую ночь после возвращения в Джаганнатха-Пури Господь Чайтанья провел в доме Сарвабхаума Бхаттачария. Всю ночь напролет приближенные Господа Чайтаньи слушали рассказ о Его паломничестве.

2.10.21 Господа Чайтанью слушали Господь Нитьянанда, Джагадананда, Дамодара пандит, Мукунда, Гопинатха ачарий и Сарвабхаума Бхаттачарий.

2.10.22 На следующий день Шри Чайтанья Махапрабху в сопровождении Сарвабхаумы Бхаттачарии, охваченный счастьем, опять направился в храм Джаганнатхи. Слуги Божества Джаганнатхи поднесли Шри Чайтанье Махапрабху остатки трапезы Джаганнатхи. Шри Чайтанья Махапрабху в ответ обнял каждого из них.

2.10.23 Налюбовавшись на Божество Джаганнатху, Шри Чайтанья Махапрабху вышел из храма, и Бхаттачарий повел Его в дом Каши Мишры.

 

-----Встреча Господа Чайтаньи с преданными в доме Каши Мишры-----

 

2.10.24 Когда Шри Чайтанья Махапрабху появился в доме Каши Мишры, тот припал к лотосным стопам Господа Чайтаньи, отдав Ему самого себя и все, что у него было. Тогда Шри Чайтанья Махапрабху явил Каши Мишре Свой 4-х рукий образ с помощью защитной оболочки «Йога-майя». Признав Каши Мишру Своим слугой, Господь Чайтанья обнял его.

2.10.25 После этого Шри Чайтанья Махапрабху сел на приготовленную для Него асану, а все преданные во главе с Нитьянандой Прабху разместились рядом. Шри Чайтанья Махапрабху остался очень доволен Своим новым жилищем, где было все, что Ему нужно.

2.10.26 Сарвабхаума Бхаттачарий сказал: «Это место наилучшим образом подходит для Тебя. Пожалуйста, поселись здесь. Каши Мишра так хочет этого!»

2.10.27 Шри Чайтанья Махапрабху ответил: «Мое тело принадлежит вам. Поэтому Я согласен со всем, что вы скажете.»

2.10.28 Затем Сарвабхаума Бхаттачарий, сидевший по правую руку от Господа Чайтаньи, стал представлять Ему некоторых жителей Джаганнатха-Пури.

2.10.29 Бхаттачарий сказал: «Дорогой Чайтанья Махапрабху, все эти люди, живущие в Нилачале - Джаганнатха-Пури с нетерпением ждали встречи с Тобой. В Твое отсутствие они были подобны птице чатака, которая жалобно кричит, томимая жаждой. Пожалуйста, прими их как Своих слуг».

2.10.30 Первым Сарвабхаума Бхаттачарий представил Джанардану: «Это Джанардана, слуга Божества Джаганнатхи. Он служит Божеству, когда приходит время обновления Его тела».

2.10.31 Во время Анавасары, после Снана-ятры, Божество Джаганнатхи отсутствует в храме 15-ть дней, во время которых Божество обновляют. Это происходит каждый год. Джанардана, которого представили Шри Чайтанье Махапрабху, служил Божеству Джаганнатхе именно в тот период.

2.10.32 Затем Сарвабхаума Бхаттачарий стал представлять других преданных: «Это Кришнадас, а это Шикхи Махити – писарь, который главным образом занимается тем, что составляют храмовую летопись «Маталапанджи».

2.10.33 Это Прадьюмна Мишра, предводитель всех вайшнавов. Он великий слуга Божества Джаганнатхи, и величают его Дасом. Это Мурари Махити, брат Шикхи Махити. У него нет ничего, кроме Твоих лотосных стоп. Вот Чанданешвара, Симхешвара, брахман Мурари и Вишнудас. Все их помыслы всегда устремлены к Твоим лотосным стопам.

2.10.34 Вот Парамананда Прахарараджа, представляющий царя, пока трон пуст. Его также называют Махапатра. Он очень и очень умен.

2.10.35 Все эти преданные - украшение Джаганнатха-Пури. Они постоянно поглощены размышлениями о лотосных стопах разных Богов.»

2.10.36 После того, как все эти жители Пури были представлены Шри Чайтанье Махапрабху, они упали перед Ним ниц, как палки. Явив этим преданным особую милость, Шри Чайтанья Махапрабху обнял каждого из них.

2.10.37 В это время пришел Бхавананда Рай с четырьмя сыновьями, и все они простерлись у лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху.

2.10.38 У Бхавананды Рая было пять сыновей, один из которых – чистый преданный по имени Рамананда Рай. Бхавананда Рай впервые встретился со Шри Чайтаньей Махапрабху после Его возвращения из Южной Индии. В то время Рамананда Рай еще находился на государственной службе. Вот почему Бхавананда Рай пришел к Шри Чайтанье Махапрабху только с четырьмя сыновьями. Их звали Ванинатха, Гопинатха, Каланидхи и Судханидхи.

2.10.39 Сарвабхаума Бхаттачарий сказал: «Это Бхавананда Рай, отец Шри Рамананды Рая, который является его старшим сыном».

2.10.40 Шри Чайтанья Махапрабху обнял Бхавананду Рая, с большим уважением отозвавшись о его сыне Рамананде Рае.

2.10.41 Шри Чайтанья Махапрабху выразил почтение и самому Бхавананде Раю, сказав: «В этом бренном мире невозможно найти подходящие слова, чтобы описать славу человека, имеющего такого замечательного сына, как Рамананда Рай. Ты и твоя жена очень удачливы, что имеете таких сыновей.»

2.10.42 Выслушав похвалу Шри Чайтаньи Махапрабху, Бхавананда Рай ответил: «В общественной иерархии я занимаю лишь четвертую ступень и веду жизнь мирского человека. Но хотя я так низко пал, Ты все равно прикоснулся ко мне. Это доказывает, что Ты – Сам Господь. Свой дом, богатство, слуг, пятерых сыновей и себя самого я приношу к Твоим лотосным стопам. Мой сын Ванинатха всегда будет находиться подле Твоих лотосных стоп, чтобы незамедлительно выполнять все Твои указания и прислуживать Тебе. Дорогой Господь, пожалуйста, когда бы и чего бы Ты ни пожелал, только прикажи, и я все сделаю.»

2.10.43 Шри Чайтанья Махапрабху принял подарок Бхавананды Рая со словами: «Я не колеблясь соглашаюсь, ибо ты вместе со своей семьей служишь Мне жизнь за жизнью. Всего через неделю сюда придет Рамананда Рай, и тогда Мое желание исполнится. Общение с ним доставляет Мне несказанное блаженство».

2.10.44 С этими словами Шри Чайтанья Махапрабху обнял Бхавананду Рая и коснулся Своими лотосными стопами голов его сыновей.

2.10.45 Затем Шри Чайтанья Махапрабху отправил Бхавананду Рая домой, а Ванинатху Паттанаяку оставил в качестве личного слуги.

2.10.46 После этого Сарвабхаума Бхаттачарий попросил всех приглашенных преданных разойтись. Тогда Шри Чайтанья Махапрабху позвал Калу Кришнадаса, который сопровождал Его в паломничестве по Южной Индии.

 

------Господь Чайтанья осудил поступок Кала Кришнадаса, который сопровождал Его в паломничестве на юге Индии------

 

2.10.47 Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Уважаемый Бхаттачарий, только послушайте о том, как вел себя этот Кали Кришнадас, который пошел со Мной в Южную Индию. Он ушел от Меня, чтобы жить с бхаттатхари, но Я спас его от них и привел сюда. Теперь же, приведя его обратно, Я хочу, чтобы он оставил Меня. Он может идти куда угодно, ибо Я за него больше не отвечаю».

2.10.48 Поняв, что Господь Чайтанья отверг его, Кала Кришнадас зарыдал. А Шри Чайтанья Махапрабху, не обращая на него внимания, пошел обедать.

 

------Преданные помогают Кришнадасу продолжать служение Господу Чайтанье ------

 

2.10.49 Тогда Господь Нитьянанда и другие преданные - Джагадананда, Мукунда и Дамодара, видя искреннее раскаяние Кала Кришнадаса, стали обдумывать как ему помочь продолжать служение и получить милость Господа Чайтаньи.

2.10.50 Они рассуждали так: «Кто-то должен отправиться в Бенгалию и сообщить Шачимате о возвращении Шри Чайтаньи Махапрабху в Джаганнатха-Пури. Узнав, что Шри Чайтанья Махапрабху вернулся, такие преданные, как Адвайта и Шриваса, обязательно придут увидеться с Ним. Поэтому давайте пошлем в Бенгалию Кришнадаса». Решив так, они вдохновили Кришнадаса продолжать служить Господу Чайтанье.

2.10.51 На следующий день все преданные стали просить Шри Чайтанью Махапрабху: «Пожалуйста, позволь нам отправить кого-то в Бенгалию. Не зная о том, что Ты уже завершил паломничество по Южной Индии, матушка Шачи и все преданные во главе с Адвайтой Прабху пребывают в горе. Пусть кто-нибудь один пойдет в Бенгалию и принесет всем радостную весть о Твоем возвращении в Джаганнатха-Пури».

2.10.52 Так Кала Кришнадаса послали в Бенгалию. Ему дали много маха-прасада Божества Джаганнатхи для раздачи в Бенгалии. Кала Кришнадас отправился в Бенгалию и сначала пришел в Навадвипу, чтобы встретиться с Шачиматой.

2.10.53 Придя к матушке Шачи, Кала Кришнадас прежде всего поклонился ей и угостил остатками трапезы Божества Джаганнатхи [маха-прасадом]. Затем он сообщил ей хорошую новость: «Шри Чайтанья Махапрабху вернулся из паломничества по Южной Индии.»

2.10.54 Эта новость очень обрадовала матушку Шачи и всех преданных в Навадвипе во главе со Шривасой Тхакуром. Услышав о возвращении Господа Чайтаньи в Пури, все были очень счастливы. После этого Кришнадас отправился домой к Адвайте Ачарию.

2.10.55 Выразив Адвайте Ачарию почтение и поклонившись Ему, Кришнадас передал Ему маха-прасад, а затем подробно рассказал все новости о Господе Чайтанье. Узнав, что Шри Чайтанья Махапрабху вернулся, Адвайта Ачарий обрадовался. Охваченный небывалым экстазом духовной любви, Он долгое время издавал громоподобные звуки, танцевал и пел.

2.10.56 Добрая весть, принесенная Кришнадасом, доставила много радости Мурари Гупте, Харидасу Тхакуру, Васудеве Датте и Шивананде Сену.

2.10.57 Гададхара Пандит, Ачарьяратна, Вакрешвара пандит, Ачарьянидхи - все стали счастливы, получив эту весть.

2.10.58 Шрирама пандит, Дамодара пандит, Шриман пандит, Виджая и Шридхара также были очень рады этому. Радовались Рагхава пандит, сын Адвайты Ачарии и остальные преданные. Разве всех перечислишь?

-----Преданные в Бенгалии собираются на встречу с Господом Чайтаньей в Джаганнатха-Пури-------

 

2.10.59 Все они, очень счастливые, собрались в доме Адвайты Ачарии. Все вайшнавы почтительно склонились к лотосным стопам Адвайты Ачарии, а Он в ответ обнял каждого. Адвайта Ачарий устроил праздник, который продолжался 2 или 3 дня. После этого все твердо решили идти в Джаганнатха-Пури. Все преданные собрались в Навадвипе и, спросив позволения у матушки Шачи, отправились в Джаганнатха-Пури.

2.10.60 К Адвайте Ачарию также присоединились жители Кулинаграмы - Сатьяраджа, Рамананда и остальные местные преданные. Дома у Адвайты Ачарии, намереваясь отправиться вместе с Ним в Джаганнатха-Пури, также собрались Мукунда, Нарахари, Рагхунандана и остальные преданные из Кханды.

2.10.61 В то время из Южной Индии пришел Парамананда Пури. Идя вдоль берега Ганги, он в конце концов достиг Надии. В Навадвипе Парамананда Пури остановился в доме Шачиматы. Она была с ним очень почтительна и заботилась обо всех его нуждах. Живя у Шачиматы, Парамананда Пури услышал о возвращении Шри Чайтаньи Махапрабху в Джаганнатха-Пури и решил немедленно идти туда.

2.10.62 У Шри Чайтаньи Махапрабху был один преданный по имени Двиджа Камалаканта. Отправляясь в Джаганнатха-Пури, Парамананда Пури взял его с собой.

 

-----Встреча Господа Чайтаньи с Параманандой Пури---

2.10.63 Вскоре Парамананда Пури пришел к Шри Чайтанье Махапрабху. При виде его Господь Чайтанья очень обрадовался.

2.10.64 В великом экстазе духовной любви Господь Чайтанья стал поклоняться лотосным стопам Парамананды Пури – ученика Мадхавендры Пури. А Парамананда Пури в ответ в великом экстазе обнял Господа.

2.10.65 Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Прошу, окажи Мне любезность и останься со Мной в Джаганнатха-Пури».

2.10.66 Парамананда Пури ответил: «Я тоже хочу быть с Тобой. Для этого я и пришел из Бенгалии, Гауды, в Джаганнатха-Пури. Шачимата и все преданные в Навадвипе очень обрадовались, узнав о Твоем возвращении из Южной Индии. Все они идут сюда на встречу с Тобой, а я, видя промедление с их стороны, не стал ждать и пришел сюда один, впереди всех».

2.10.67 В доме Каши Мишры была одна комната, в которой никто не жил, и Шри Чайтанья Махапрабху предоставил ее Парамананде Пури. Он также дал Парамананде Пури слугу.

 

------Встреча Господа Чайтаньи со

Сварупой Дамодарой-------

2.10.68 На следующий день пришел Сварупа Дамодара. Сварупа Дамодара был очень близким другом Шри Чайтаньи Махапрабху - океаном духовной расы.

2.10.69 Раньше живя в Навадвипе под опекой Шривасы Пандита, Сварупа Дамодара носил имя Пурушоттама ачарий.

2.10.70 Когда Пурушоттама ачарий узнал, что Гаурахари будет принимать санньясу, он немедленно отправился в Варанаси, чтобы тоже принять санньясу. Он жаждал поклоняться Шри Кришне так, чтобы ничто ему не мешало, и потому, не задумываясь, отрекся от мира.

2.10.71 Посвятив Пурушоттаму ачария в санньяси, его духовный учитель - Чайтаньянанда Тиртха дал ему имя Сварупа и такой наказ: «Читай «Веданта-сутру» и учи других». Приняв санньясу, Пурушоттама ачарий поступил в соответствии с правилами: обрезал прядь волос на затылке и снял священный шнур. Но он не стал одевать шафрановые одежды. Он также не взял себе титула санньяси, а остался найштхика-брахмачари. Спросив разрешения у своего санньясы-гуру, Сварупа (Пурушоттама ачарий) пришел в Нилачалу – в Джаганнатха-Пури к Господу Чайтанье.

2.10.72 Сварупа (Пурушоттама ачарий) был очень строг в своем отречении от мира и очень учен. Всем сердцем он принял покровительство Шри Кришны.

2.10.73 Придя в Джаганнатха-Пури, Сварупа простерся в поклоне у лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху и продекламировал следующий стих.

2.10.74 «О океан милости, Шри Чайтанья Махапрабху! Очень прошу, пролей на меня благодать Твоей милости, которая без труда рассеивает все скорби и наполняет все чистотой и духовным блаженством. Воистину, Твоя милость пробуждает духовное блаженство и затмевает любые материальные наслаждения. Она устраняет все противоречия, существующие между разными писаниями. Твоя благодатная милость порождает в сердце духовные вкусы и потому заставляет сердце радоваться. Твоя, исполненная радости, милость неизменно вдохновляет на служение с преданностью и возвеличивает супружескую духовную любовь к Богу. Я прошу, чтобы по Твоей безграничной милости в моем сердце пробудилось духовное блаженство.» («Шри Чайтанья-чандродая-натака» 8.10)

2.10.75 Шри Чайтанья Махапрабху поднял Сварупу и заключил его в объятия. В приливе экстатической духовной любви они оба потеряли сознание. Когда они пришли в себя, Шри Чайтанья Махапрабху начал говорить.

2.10.76 Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Мне сегодня приснилось, что ты пришел. Это хороший знак. Я был подобен слепцу, однако твой приход вернул Мне зрение».

2.10.77 Сварупа ответил: «Дорогой Кришна Чайтанья, пожалуйста, прости мне мой грех. Я оставил Твое общество и отправился принимать санньясу. Это было большой ошибкой. У меня нет даже следа любви к Твоим лотосным стопам. В противном случае разве смог бы я расстаться с Тобой и отправиться в далекие края? Из этого явствует, что я - последний грешник. Но Ты от меня не отказался. Набросив мне на шею аркан Своей милости, Ты вернул меня к Своим лотосным стопам».

2.10.78 Затем Сварупа поклонился лотосным стопам Нитьянанды Прабху, а Нитьянанда Прабху в порыве любви обнял его.

2.10.79 Выразив почтение Нитьянанде Прабху, Сварупа приветствовал в соответствии с этикетом Джагадананду, Мукунду, Шанкару и Сарвабхауму. Сварупа вознес молитву Парамананде Пури, а тот в свою очередь обнял его в духовном порыве.

2.10.80 Шри Чайтанья Махапрабху поселил Сварупу в тихом и безлюдном месте, распорядившись, чтобы слуга обеспечивал его водой и всем необходимым. Сварупа Дамодара нашел прибежище у Шри Чайтаньи Махапрабху. Сварупа Дамодара был очень учен, но он ни с кем не разговаривал. Он просто жил в уединении, и никто не знал, где он.

2.10.81 Переполняемый экстатической духовной любовью к Кришне, Сварупа Дамодара день и ночь наслаждался духовной сладостью любовного служения Господу Чайтанье.

2.10.82 Шри Сварупа Дамодара был олицетворением экстатической духовной любви к Богу и в совершенстве познал духовную сладость взаимоотношений с Кришной. Он был представителем Шри Чайтаньи Махапрабху. Во времена Господа Кришны он был Лалитой.

2.10.83 Если кто-то, написав книгу, сложив стихи или песню, хотел показать их Шри Чайтанье Махапрабху, вначале их должен был проверить Сварупа Дамодара. Лишь после этого Шри Чайтанья Махапрабху соглашался слушать эти произведения.

2.10.84 Шри Чайтанье Махапрабху не нравились книги и стихи, противоречащие основам служения Господу с преданностью, которые содержали утверждения бхакти-сиддханта-вируддха, то есть те, которые противоречили основному закону духовной науки «непостижимое единство и различие всего сущего». Господь Чайтанья не желал также слушать произведения, которые грешили расабхасой - смешиванием двух основных вкусов всех 5-ти духовных рас.

2.10.85 Сварупа Дамодара имел обыкновение просматривать все подобные произведения, чтобы убедиться, что в них нет ошибок. Лишь после этого он позволял зачитывать их Шри Чайтанье Махапрабху.

2.10.86 Сварупа Дамодара читал Шри Чайтанье Махапрабху стихи Видьяпати и Чандидаса, а также «Шри Гита-Говинду» Джаядевы Госвами, и его пение доставляло Господу Чайтанье огромное блаженство. В музыке Сварупа Дамодара был так же искусен, как гандхарв, и искусен он был в ведении духовных бесед.

2.10.87 Сварупа Дамодара был очень дорог Адвайте Ачарию и Нитьянанде Прабху, и все преданные во главе со Шривасой Тхакуром очень любили его.

------Встреча Господа Чайтаньи с

Говиндой, учеником Ишвара Пури --------

 

2.10.88 На следующий день Шри Чайтанья Махапрабху сел с Сарвабхаумой Бхаттачарием и другими преданными и стал беседовать с ними о лилах Кришны.

2.10.89 В это время перед ними предстал Говинда и, поклонившись, смиренно сказал следующее: «Я слуга Ишвары Пури, и зовут меня Говинда. Я пришел сюда, исполняя волю духовного учителя. Ишвара Пури, покидая этот бренный мир, чтобы достичь высшего совершенства, велел мне отправиться к Шри Чайтанье Махапрабху и служить Ему. Кашишвара тоже прибудет сюда, когда обойдет все святые места. Я же, выполняя наказ духовного учителя, без промедления направился сюда, чтобы находиться подле Твоих лотосных стоп».

2.10.90 Шри Чайтанья Махапрабху ответил: «Духовный учитель, Ишвара Пури, всегда питал ко Мне отцовскую любовь. Поэтому по своей беспричинной милости он направил тебя сюда».

2.10.91 Услышав это, Сарвабхаума Бхаттачарий спросил Шри Чайтанью Махапрабху: «Почему Ишвара Пури держал слугу из семьи шудр?»

2.10.92 Кашишвара и Говинда лично служили Ишваре Пури. Говинда происходил из семьи шудр, но получил посвящение у Ишвары Пури и потому, вне всяких сомнений, был брахманом.

2.10.93 Шри Чайтанья Махапрабху ответил: «Господь - абсолютно независим, но по воле Господа духовный учитель, который является чистым преданным, может поступать, не учитывая ведические заповеди и запреты в системе варнашрамы. Духовный учитель - Ишвара Пури действовал по воле Господа. Поэтому действия и милость Ишвары Пури не определяется никакими ведическими заповедями и запретами. Милость Господа не ограничена рамками касты и вероисповедания.»

2.10.94 Шри Чайтанья Махапрабху обнял Говинду, а Говинда в ответ с почтением склонился к лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху.

2.10.95 Шри Чайтанья Махапрабху снова обратился к Сарвабхауме Бхаттачарию: «Говинда служил Ишваре Пури, но как же он теперь может служить Мне, если Я принял санньсу в Шанкара-сампрадае? Как Мне быть?»

2.10.96 Сарвабхаума Бхаттачарий сказал: «Воля духовного учителя нерушима, ею нельзя пренебрегать. Так гласят шастры, богооткровенные писания.»

2.10.97 Выслушав Сарвабхауму Бхаттачария, Шри Чайтанья Махапрабху обнял Говинду и доверил ему служение Своему телу. Все уважали Говинду как любимого слугу Шри Чайтаньи Махапрабху, а Говинда служил всем вайшнавам и заботился о них.

2.10.98 Говинда делил свое жилище с двумя певцами, Харидасом-младшим и Харидасом-старшим, а также с Рамаем и Нандаем. Все они жили вместе с Говиндой, чтобы прислуживать Шри Чайтанье Махапрабху. Поэтому невозможно даже вообразить, сколь велика была удача Говинды.

 

------Встреча Господа Чайтаньи с

Брахманандой Бхарати--------

 

2.10.99 На следующий день Мукунда Датта сообщил Шри Чайтанье Махапрабху, что пришел Брахмананда Бхарати, который хочет увидеться с Ним. Брахмананда Бхарати был санньяси и принадлежал к Шанкара-сампрадае.

2.10.100 Мукунда Датта спросил Господа: «Привести его сюда?» Шри Чайтанья Махапрабху ответил: «Брахмананда Бхарати для Меня как духовный учитель. Лучше Я Сам пойду к нему».

2.10.101 Сказав так, Шри Чайтанья Махапрабху пошел со Своими преданными к Брахмананде Бхарати.

2.10.102 Санньяси считается духовным учителем брахмачари. Брахмананда Бхарати принял титул санньяси, а Господь Чайтанья оставил титул брахмачари – ученика санньяси. Согласно существующему тогда этикету Брахмананда Бхарати должен быть принят как духовный учитель.

2.10.103 Приблизившись к Брахмананде Бхарати, Шри Чайтанья Махапрабху и Его преданные увидели, что он облачен в шкуру оленя. Это очень расстроило Шри Чайтанью Махапрабху. Потому что в то время некоторые санньяси носили такую одежду, только чтобы подчеркнуть, что они отреклись от мира.

2.10.104 Заметив, что Брахмананда Бхарати облачен в оленью шкуру, Чайтанья Махапрабху сделал вид, что не видит его, и спросил Мукунду Датту: «Где же Брахмананда Бхарати, Мой духовный учитель?»

2.10.105 Мукунда Датта ответил: «Так вот же Брахмананда Бхарати, перед Тобой».

2.10.106 Господь Чайтанья ответил: «Ты, вероятно, говоришь о ком-то другом. Это никак не может быть Брахмананда Бхарати. Ты ничего не понимаешь. Разве стал бы Брахмананда Бхарати носить оленью шкуру?»

2.10.107 Услышав это, Брахмананда Бхарати подумал: «Шри Чайтанье Махапрабху не понравилось, что я одет в оленью шкуру».

2.10.108 Признав свою ошибку, Брахмананда Бхарати подумал: «Он прав. Я ношу оленью шкуру только ради почета. Пересечь океан невежества невозможно, просто надев оленью шкуру. Отныне я больше не буду носить эту шкуру.»

2.10.109 Когда Брахмананда Бхарати принял такое решение, Шри Чайтанья Махапрабху, прочитав его мысли, сразу же послал ему одежду санньяси.

2.10.110 Как только Брахмананда Бхарати снял с себя шкуру и облачился в одежды санньяси, Шри Чайтанья Махапрабху пришел к нему и поклонился ему.

2.10.111 Брахмананда Бхарати сказал: «Своим поведением Ты показываешь пример всем. Я никогда не буду поступать вопреки Твоей воле, иначе Ты перестанешь оказывать мне милость и начнешь пренебрегать мной, а меня это очень страшит. Я вижу перед собой два проявления Брахмана (духовной энергии). Одно - это Божество Джаганнатхи, и Он неподвижен, а второе, которое движется, - это Ты. Божество Джаганнатха есть арча-виграха, неподвижный Брахман - это Он. Ты же, Господь Чайтанья, ходишь по земле. Оба Вы властвуите над материальной природой, однако Вы играете две разные роли: один из Вас движется, другой - неподвижен. Таким образом, в Джаганнатха-Пури - Пурушоттаме, сейчас находится два проявления Брахмана (духовной энергии). У одного проявления Брахмана, то есть у Тебя, кожа светлая, а у другого, Божества Джаганнатхи, - черная. Вместе Вы помогаете спастись всему миру от грехов.»

2.10.112 Заметим, что Брахмананда Бхарати и когда смотрел на Божество Джаганнатхи и когда видел Господа Чайтанью воспринимал через чистое сознание в своем сердце тень духовной энергии – это он называл «проявления Брахмана».

2.10.113 Брахмананда Бхарати продолжал: «Господь является источником живых существ. Так гласят богооткровенные писания. Шри Чайтанья Махапрабху очистил меня, забрав у меня оленью шкуру. Это доказывает, что Он вездесущ и всемогущ, а я - Его слуга.

2.10.114 «Цвет Его кожи золотистый, и все Его тело своим сиянием напоминает расплавленное золото. Все члены Его тела идеально прекрасны и умащены сандаловой пастой. Отрекшись от мира, Господь всегда невозмутим. Он верен Своему предназначению и постоянно повторяет святые имена. Философия «непостижимого единство и различие всего сущего» - Его нерушимое кредо, а умиротворенность - неизменное состояние». («Вишну-сахасра-нама-стотра» из «Махабхараты»)

2.10.115 Шри Чайтанья Махапрабху имеет все признаки, упомянутые в этом стихе из «Вишну-сахасра-нама-стотры». Его руки украшены сандаловой пастой и шнуром от Шри Джаганнатхи. Таковы Его украшения».

2.10.116 Чайтанья Махапрабху хотел остановить Брахмананду Бхарати от такого прославления.

2.10.117 Но Брахмананда Бхарати сказал: «Пожалуйста, послушай еще об одном проявлении Твоего величия. Я с детства медитирую на Брахман, чтобы осознавать душу, однако, когда я увидел Тебя, я тотчас воспринял в сердце присутствие Господа Кришны. После встречи с Тобой я стал ощущать присутствие Господа Кришны и в своем уме и видеть Его своими глазами. Теперь мне хочется повторять святое имя Господа Кришны. Более того, в глубине сердца я убежден, что Ты Сам Кришна, поэтому я так хочу служить Тебе. Ради постижения Бога как Личности Билвамангала Тхакур прекратил попытки постичь Его безличное проявление. Я вижу, что я тоже изменился и нахожусь в сходном положении.

2.10.118 «Хотя я пользовался большим уважением среди тех, кто ступил на путь монизма, и хотя я получил посвящение в йогический метод самопознания, один озорник, постоянно шутящий с гопи, заставил меня стать Его служанкой»». (стих Билвамангалы Тхакура цитируется в «Бхакти-расамрита-синдху» 3.1.44).

2.10.119 Господь Шри Чайтанья Махапрабху ответил: «Твоя экстатическая духовная любовь к Кришне глубока.»

2.10.120 Сарвабхаума Бхаттачарий сказал: «Вы оба правы. Увидеть Кришну воочию способен лишь тот, кто получил Его милость. Не обладая экстатической духовной любовью к Кришне, нельзя увидеть Его своими глазами. И Брахмананда Бхарати получил возможность созерцать Господа только по милости Шри Чайтаньи Махапрабху».

2.10.121 Шри Чайтанья Махапрабху воскликнул: «Сарвабхаума Бхаттачарий, как ты можешь такое говорить? О Господь Кширодакашайи Вишну, защити Меня! Такая похвала не лучше, чем оскорбление».

2.10.122 Сказав это, Шри Чайтанья Махапрабху привел Брахмананду Бхарати к Себе домой. С тех пор Брахмананда Бхарати остался со Шри Чайтаньей Махапрабху.

 

-----Господь Чайтанья оказывает покровительство преданным-----

2.10.123 Затем к ним присоединились Рамабхадра ачарий и Бхагаван ачарий. Оставив прочие обязанности, они делили кров со Шри Чайтаньей Махапрабху.

2.10.124 На следующий день пришел Кашишвара Госвами. Он тоже остался жить со Шри Чайтаньей Махапрабху, который принял его с большим почетом. Кашишвара сопровождал Шри Чайтанью Махапрабху, когда тот шел в храм Джаганнатхи. Он шагал впереди, прокладывая дорогу через толпу, и следил, чтобы никто не дотрагивался до Господа.

2.10.125 Как все реки впадают в океан, так и преданные со всех концов страны нашли прибежище у Шри Чайтаньи Махапрабху. А поскольку все эти преданные приняли Его покровительство, Господь Чайтанья пролил на них Свою милость и взял их под опеку.

2.10.126 Так я рассказал о встрече вайшнавов со Шри Чайтаньей Махапрабху.

2.10.127 Молясь у лотосных стоп Шри Рупы и Шри Рагхунатхи, уповая на их милость, я, Кришнадас, рассказываю «Шри Чайтанья-чаритамриту».

 

----- Комментарии ----

 

-----о Сварупе Дамодаре------

 

2.10.128 Сварупа Дамодара раньше носил имя Пурушоттама ачарий. Сварупа - это одно из имен, которые носят брахмачари в сампрадае Шанкарачарии. В соответствии с ведическими традициями если брахмачари прислуживает санньяси, носящему титул Тиртха или Ашрама, сам он получает имя Сварупа. Хотя имя Сварупа он получил еще в бытность свою брахмачари, приняв санньясу, он не стал менять его. Как санньяси он мог бы именоваться Тиртхой, однако решил оставить имя брахмачари - Сварупа.

2.10.129 За преданность Господу Кришне и сладкозвучный голос, музыкальные способности Шри Чайтанья Махапрабху называл его Дамодарой. Это имя дал ему Шри Чайтанья Махапрабху, добавив его к имени, полученному от санньяси-гуру. Так его стали называть Сварупа Дамодара или Дамодара Сварупа.

2.10.130 Сварупа Дамодара очень хорошо разбирался в музыке и был непревзойденным знатоком ведических писаний. Он написал книгу по музыке под названием «Сангита-Дамодара».

 

------особенность условий для чистых преданных во времена Господа Чайтаньи------

 

2.10.131 Чистые преданные во Вриндаване времен Господа Кришны в силу особых условий не знали, что Кришна - Господь. Особые условия были в том, что 1) была не Кали-юга, 2) к тому же деревня Вриндаван была маленькой и поэтому могущественным Богам во вселенной ее легче было тщательно охранять, 3) там все были преданными. Но в условиях Кали-юги и в Навадвипе, и в Джаганнатха-Пури и в других местах жили преданные и непреданные, атеисты, демоны. Поэтому в таких тяжелых внешних условиях не было возможности устроить так, чтобы постоянно (и днем и ночью) чистые преданные в разных расах не понимали, что Чайтанья Махапрабху – это Господь, и чтобы они постоянно могли глубоко погружаться в духовные наслаждения. Для преданных времен Господа Чайтаньи возможно было только периодически устраивать такие особые условия.

2.10.132 Хотя Сварупа Дамодара периодически глубоко погружался в духовную супружескую расу, но в другое время он был в разных расах и осознавал, что Кришна Чайтанья – это Господь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: