Лекция_2. ЭТАПЫРАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Исторические этапы развития ИТ
Информационные технологии - это совокупность методов, способов, приемов и средств обработки документированной информации, включая прикладные программные средства, и порядка их применения.
Под компьютерными информационными технологиями можно понимать компьютерное оборудование и программное обеспечение, предназначенное для получения, хранения и передачи информации и позволяющее реализовать указанные методы и способы.
Исторически информационная технология, в своем развитии, прошла несколько этапов.
Первый этап - ручной. В основе информационной технологии были ручка и бухгалтерская книга. Связь осуществлялась путем направления писем. Данный этап характеризовался низкой продуктивностью информационной обработки данных.
Второй этап - механический. Характеризуется тем, что для обработки информации стали применять пишущие машинки и телефон.
Третий этап - электрическая обработка информации. Для обработки информации использовались электрические пишущие машинки и копировальные машины.
Четвертый этап - компьютерная технология. Появление ЭВМ. Информационная технология, содержит как минимум три компоненты обработки информации: учет, анализ и принятие решений.
Пятый этап - появление персональных компьютеров. Происходит переход от вычислительных центров к распределенному вычислительному потенциалу, происходит повышение однородности технологии обработки информации.
Шестой этап - этап новых информационных технологий, основу которых составляют:
1. развитые коммуникации;
2. дружественное программное обеспечение;
|
3. распределенная компьютерная техника.
Наибольший интерес вызывают конечно последние этапы, чем они более конкретно характеризовались и характеризуются в настоящее время.
Этапы развития ИТ-отрасли в виде платформ
В настоящее время этапы развития ИТ-отрасли представляют в виде трех платформ.
Ø Первая платформа была построена на базе мейнфреймов и терминалов, на которых работали тысячи приложений и пользователей.
Ø В основе Второй платформы лежат традиционные персональные компьютеры, Интернет, клиент-серверная архитектура и сотни тысяч приложений.
Ø Третья платформа характеризуется стремительно растущим количеством постоянно подключенных к Интернету мобильных устройств в сочетании с широким использованием социальных сетей и развитой облачной инфраструктуры, применяемой для решения комплексных аналитических задач.
Рисунок 1. Три платформы развития ИТ-отрасли
3.Мейнфре́ймы
Мейнфре́йм — большой универсальный высокопроизводительный отказоустойчивый сервер со значительными ресурсами ввода-вывода, большим объёмом оперативной и внешней памяти, предназначенный для использования в критически важных системах с интенсивной пакетной и оперативной транзакционной обработкой, предназначенный для решения задач, связанных с интенсивными вычислениями и обработкой больших объемов информации.
Понятие «мейнфрейм» синонимично термину «большая электронно-вычислительная машина».
Мейнфреймы занимали господствующие позиции на компьютерном рынке до начала 1980-х годов. Наиболее крупный производитель мейнфреймов — американская фирма Ай-Би-Эм (IBM).
|
Современные мейнфреймы отличаются исключительной надежностью, высоким быстродействием, очень большой пропускной способностью устройств ввода и вывода информации. К ним могут подсоединяться тысячи терминалов или микрокомпьютеров. Области применения – это серверы крупных сетей, управление крупными транспортными системами, научно- технические вычисления.
Историю мейнфреймов принято отсчитывать с появления в 1964 году универсальной компьютерной системы IBM System/360, на разработку которой корпорация IBM затратила 5 млрд долларов. Сам термин «мейнфрейм» происходит от названия типовых процессорных стоек этой системы.
В 1960-х— начале 1980-х годов System/360 была безоговорочным лидером на рынке. Её клоны выпускались во многих странах, в том числе— в СССР (серия ЕС ЭВМ).
Рисунок 2. Мейнфреймы 60-х годов
Мейнфреймы IBM используются в более чем 25 тыс. организациях по всему миру (без учёта клонов), в России их по разным оценкам от 1500 до 7000 (с учётом клонов). Около 70 % всех важных бизнес-данных обрабатываются на мейнфреймах.
В начале 1990-х начался кризис рынка мейнфреймов, пик которого пришёлся на 1993 год. Многие аналитики заговорили о полном вымирании мейнфреймов, о переходе от централизованной обработки информации к распределённой (с помощью персональных компьютеров, объединённых двухуровневой архитектурой «клиент-сервер»).
Важной причиной резкого уменьшения интереса к мейнфреймам в 1980-х годах было бурное развитие PC и Unix-ориентированных машин, в которых, благодаря применению новых технологий создания микросхем, удалось значительно уменьшить энергопотребление, а их размеры достигли размеров настольных станций. В то же время для установки мейнфреймов требовались огромные площади, а использование устаревших полупроводниковых технологий в мейнфреймах того времени влекло за собой необходимость охлаждения. Так что, несмотря на их вычислительную мощь, из-за дороговизны и сложности обслуживания мейнфреймы всё меньше пользовались спросом на рынке вычислительных средств.
|
Ещё один аргумент против мейнфреймов состоял в том, что в них не соблюдается основной принцип открытых систем, а именно — совместимость с другими платформами.
Отнесясь к критике конструктивно, руководство компании IBM, основного производителя аппаратного и программного обеспечения мейнфреймов, выработало кардинально новую стратегию в отношении этой платформы с целью резко повысить производительность, снизить стоимость владения, а также добиться высокой надёжности и доступности систем. Переход на новую элементную базу позволил значительно снизить уровень энергопотребления мейнфреймов и упростить требования к системе электропитания и охлаждения.
Согласно одному из прогнозов к 1993 году ожидалось отключение последнего мейнфрейма, однако по состоянию на 2013 год не только многие мейнфреймы ещё не выведены из продуктивной эксплуатации, но и активно выпускаются новые, и продажи новых машин спорадически растут.
Рисунок 2. Современные мейнфреймы