Авторы Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина




Пояснительная записка

к завершённой предметной линии учебников «Литература» для 5―9 классов

авторы Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина

издательство ……

Представленная на экспертизу завершённая предметная линия учебников «Литература» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений разработана с учётом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17.12.2010.

В состав завершённой предметной линии входят:

1. Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина «Литература. 5 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений;

2. Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина «Литература. 6 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений;

3. Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина «Литература. 7 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений;

4. Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина «Литература. 8 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений;

5. Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина «Литература. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений;

 

I. Программа курса и линия учебников разработаны на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. Представленный курс литературы строится на основе традиций отечественной методики преподавания литературы, характеризующейся фундаментальностью и системностью.

В соответствиис Фундаментальным ядром содержания общего образования в представленной программе отобраны основополагающие элементы научного знания из истории и теории литературы, эстетики, философии, психологии, лингвистики, истории, а также определены ведущие универсальные учебные действия, формирование которых осуществляется в ходе освоения литературы как учебного предмета.

Учебный курс построен на основе примерной программы по литературе для основной школы. Материал изложен системно, соответствует требованиям ФГОС к результатам обучения и фундаментальному ядру содержания образования.

В основе построения курса – компетентностный подход. Авторы стремились избежать традиционного противопоставления двух путей изучения литературы: от теории к деятельности и от деятельности к теории. В основу методической концепции кладется идея творческого познания как синкретического по своей сути процесса.

Учебники ориентированы на достижение целей основного общего образования, а также на полноценный вклад в развитие личности школьника, в подготовку его к жизни и продолжение образования. Ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность.

Основные содержательные особенности построения учебников:

· курс литературы с 5 по 8 класс намеренно стоится не по хронологическому принципу, т.к. учащиеся еще не владеют необходимым объемом знаний по истории; в основу положен деятельностный принцип. С 9 класса вводится хронологический принцип организации материала;

· развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы в 5-8 классах способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, предполагают поиск, догадку, самостоятельный анализ явления;

· в названии каждого тематического раздела программы 5-8 классов содержится вопрос или познавательное противоречие. Читая и анализируя предложенные программой тексты литературных произведений, учащиеся под руководством учителя последовательно проходят путь совместного поиска решения поставленной проблемы;

· учащиеся 9 класса в условиях сформированного познавательного интереса способны самостоятельно выявлять закономерности, существенные стороны изучаемого явления, делать выводы и обобщения, поэтому в основе программы 9 класса лежит формирование представления о литературе как о процессе. Создание специальных проблемных ситуаций уступает место созданию условий для самостоятельного выявления учащимися возможных познавательных противоречий и поиска пути их разрешения;

· в основу каждого этапа изучения литературы заложена актуальная именно для данного этапа теоретико-литературная и методическая идея: 5 класс – осознание природы художественного образа; 6 класс – осознание специфики содержания художественного произведения в единстве его образных, сюжетных и композиционных аспектов компонентов; 7 класс – представление о пафосе как об эмоционально-смысловой доминанте произведения; 8 класс – наблюдение над коммуникативно-прагматической направленностью произведения, обнаруживающейся в системе отношений автор – читатель; 9 класс – представление о литературном процессе как о последовательном, культурном и историческом развитии;

· в основе изучения литературы на каждом этапе -- текст, представленный в учебниках тремя его разновидностями: текст об авторе, текст о произведении, собственно художественный текст;

· цели и задачи каждого этапа формирования познавательной компетенции достигаются в осознании и усвоении актуального для данного этапа понятийного аппарата (когнитивная, эстетическая и теоретико-литературная концептосферы). При этом понятия, вводимые на одном этапе, поддерживаются и углубляются на последующих;

· методический аппарат учебников, реализующий деятельностный подход в обучении, нацелен на формирование читательской (и шире – коммуникативной) компетенции школьников, на развитие их творческих способностей, на формирование речевых умений (владения всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, слушанием и письмом);

· В учебнике представлена следующая система заданий:

– задания передкаждым текстом, помещенным в учебнике, нацеливающие на его осмысленное чтение и понимание;

– вопросы, которые помогают выяснить, внимательно ли учащиеся читали текст и адекватно ли восприняли его содержание;

– вопросы, предоставляющие возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, спорить, аргументировано отстаивать свою позицию;

– вопросы и задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями, формирующие умение воспринимать и интерпретировать поликодовый текст;

– специальные вопросы и задания к анализу текстов лирических произведений, учитывающие специфику лирики как рода литературы, ее субъективно-эмоциональное воздействие на читателя;

– задания, развивающие речевые умения; особая роль в системе этих заданий отведена словарной работе: выделение ключевых слов текста, их толкование, включение в активный словарь;

– задания-проекты, задания-исследования, которые ориентируют на самостоятельный поиск истины, учат работать с разными источниками информации, ставить перед собой цели и определять пути их достижения; с ними логически связаны специальные задания, развивающие умение читать, анализировать и конспектировать научную литературу, успешно участвовать в научном дискурсе;

– творческие задания, выполняя которые можно рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах, сочинять тексты, выступать на сцене;

– задания, выполняемые в паре: школьники учатся принимать совместное решение, прислушиваясь к позиции партнера и отстаивая собственное мнение;

– коллективные задание формируют умение сотрудничать, распределять обязанности в команде, вырабатывать общее решение и отстаивать его – необходимое условие успешного решения учебных и жизненных задач;

– рефлексивные задания позволяют учащемуся оценить эффективность своей работы, проанализировать уровень актуальности и доступности полученной информации.

Формулировки всех вопросов и заданий в учебниках содержат алгоритм их выполнения, определяют последовательность действий для достижения цели.

Многие задания предусматривают возможность выбора учащимся формы их выполнения (письменно или устно, самостоятельно или в паре, с предварительной подготовкой или без нее).

 

II. УМК реализует основные задачи «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» посредством синетеза двух составляющих курса:

- содержательной, заключающейся в отборе для изучения лучших произведений русской и зарубежной литературы, аккумулирующих духовный опыт человечества, оказывающих колоссальное духовно-нравственное воздействие на читателя;

- деятельностной, реализующей задачу формирования духовно-нравственного облика ученика в процессе чтения, анализа, интерпретации, обсуждения художественных текстов.

В учебнике каждого класса предусмотрена система заданий, направленная на формирование ведущих нравственных ценностей, обозначенных в ФОГС. Ниже приведем примеры заданий из учебников разных классов:

 

патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

5 класс. Задания к разделу «Мы помним»:

Перед текстом о произведениях: Что тебе известно о событиях Великой Отечественной войны? Может быть, в твоей семье есть ветераны этой войны. Расскажи о них. Какими воспоминаниями они делятся с тобой?

В.П.Катаев. Повесть «Сын полка»

Прочти внимательно девятнадцатую главу повести, найди в ней слова о патриотизме. Объясни, как ты понимаешь, что такое истинный патриотизм.

Прав ли был командир полка, когда говорил Ване: «Ты был достойным сыном капитана Енакиева – хорошим, храбрым, исполнительным»? Подтверди свою мысль.

В этом году ты уже познакомился с повестью, которая рассказывает о детях, чья жизнь была покалечена войной, – с «Кладовой солнца» М. М. Пришвина. Сравни два эти произведения: чем похожи и чем отличаются время, изображенное в них, герои, события.

Представь, о чем мог бы рассказать Ваня в письме Биденко из суворовского училища. Напиши это письмо.

6 класс. Задания к разделу «Мы помним»:

Возьми в библиотеке книгу произведений В.В. Быкова, прочитай повесть «Дожить до рассвета» и выполни задания:

Расскажи о лейтенанте Ивановском: какова история его жизни, каковы главные черты характера. Что в жизни герой ценит больше всего?

Изменился ли герой под влиянием событий, в которых он участвовал? Обоснуй свою точку зрения.

Кто еще из героев повести тебе запомнился? Расскажи об этом герое, опираясь на текст произведения.

Что такое, с точки зрения автора, настоящий героизм? Подтверди свое мнение текстом.

7 класс. Задания к разделу «Мы помним»:

Возьмите в библиотеке повесть Б.Л. Васильева «Завтра была война», прочитайте ее и выполните задания:

Согласны ли вы с утверждением, что свою первую боевую победу герои повести одержали еще до войны? Обоснуйте свою позицию.

Расскажите об Искре Поляковой. Справедливо ли директор школы назвал ее «хорошим человеком»? Раскройте свою точку зрения.

Какие качества личности проявили бывшие девятиклассники во время войны? Можно ли их назвать героями? Обоснуйте свою точку зрения.

Чем необычно название повести? Раскройте его смысл.

8 класс. Задания к стихотворению А.А.Блока «Родина»

С какой целью Блок использует олицетворение в стихотворении «Родина»? Отвечая на вопрос, приведите примеры из текста стихотворения.

На примерах из текста стихотворения «Родина», покажите, как использование оксюморона помогает выразить сложные, противоречивые патриотические чувства лирического героя.

Прочитайте отрывок из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» и найдите в тексте стихотворения Блока «Родина» сходные мотивы и образы.

Класс.

Прочитайте повесть М.А.Шолохова «Судьба человека» и выполните задания:

В чем проявляется истинный героизм Соколова?

Сколько раз Андрею Соколову пришлось делать нравственный выбор? Как в этих ситуациях проявился его характер?

Почему Андрей Соколов не ожесточился, пройдя суровые жизненные испытания?

Проанализируйте пейзаж в начале рассказа. Какое настроение передает это описание природы? С какой целью в описании используются эпитеты, метафоры, олицетворение? Отвечая на вопрос, опирайтесь на текст. Созвучно ли настроение этого пейзажа пафосу романа? Обоснуйте свою точку зрения.

 

социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

Класс

<К разделу «Фольклор»>

Попробуй составить необычный Устав твоей школы. Пусть он состоит из 10 пунктов. Каждый пункт – пословица. Какие пословицы ты отберешь? В каком порядке поместишь в Устав?

Класс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: