А.И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор»




Перед чтением текста обратись к словарю и определи значение слова «милосердие». Читая текст, размышляй над вопросом: можно ли считать проблему милосердия главной в этом рассказе.

Считаешь ли ты, что семья Мерцаловых достойна того чуда, которое с ними произошло? Обоснуй свою позицию.В рассказе говорится о том «великом, мощном и святом», что было в докторе Пирогове. Как, по-твоему, следует понимать эти слова?

Класс

Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала»

Искренен ли полковник с дочерью и другими людьми?

Какие цвета преобладают в описании сцены бала?

Как вы думаете, почему полковник, любящий и внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам?

Для чего Толстой противопоставляет две части рассказа? Какие художественные детали помогают создать контрастность частей? Почему именно вторая часть вынесена в название рассказа?

Почему потерпела крушение любовь Ивана Васильевича к Вареньке? В чем истинные причины, изменившие жизнь человека?

Почему Иван Васильевич отказался от государственной службы? Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

Класс

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»

Найдите в тексте эпизод, в котором Гринев понял причину своей пощады.

Каким предстает Пугачев на военном совете?

Объясните символический смысл песни, которую поет Пугачев. Как она связана с содержанием романа?

Как характеризует Гринева его ответ Пугачеву: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»?

Почему Пугачев симпатизирует Гриневу?

Как Пугачев пытается расплатиться с Гриневым за его милость на постоялом дворе? Каково значение этой подробности в тесте романа? Как характеризуют Савельича слова: «Я недаром подал мошеннику челобитную…»?

Класс

А.С. Пушкин. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Согласны ли вы с анализом идеи стихотворения, данной литературоведом Д.Д.Благим: «Он подчёркивал, как самое ценное в своем поэтическом творчестве, гуманистический его характер («чувства добрые я лирой пробуждал») и освободительный пафос («В мой жестокий век восславил я свободу»)». Дайте аргументированный ответ. Выберите устную или письменную форму ответа.

 

гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

Класс

К «Повести временных лет…»

На основании прочитанных фрагментов сделай вывод: какие события истории Руси летописец считает наиболее важными. Какие качества людей ценит? Какие – осуждает? Выражает ли он открыто свою позицию? Как ты думаешь, почему?

Класс

«Поучение Владимира Мономаха»

Каков образ идеального русского князя, созданный в «Поучении»? Отвечая на вопрос, обращайтесь к тексту.

Что именно, по мнению Мономаха, следует делать, чтобы «не погублять душу»?

Как вы думаете, почему автор почитает трудолюбие как одну из главных добродетелей?

Актуально ли «Поучение» в наши дни? Свой ответ обоснуйте.

Класс

Текст об А.С. Грибоедове

Докажите, опираясь на прочитанный текст, что Грибоедов – человек разносторонне одаренный, высокообразованный и независимый в своих поступках и суждениях.

Как вы думаете, что дало основание Пушкину утверждать о судьбе Грибоедова: «Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни»?

Класс

Текст об А.И. Солженицыне

Расскажите, под влиянием каких событий и как формировались общественно-политические и художественно-эстетические взгляды Солженицына.

Чем проза Солженицына выделялась среди литературы шестидесятых годов?

Докажите, опираясь на прочитанный текст, что Солженицын всегда сохранял независимую гражданскую и человеческую позицию.

 

семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

Класс

М.М. Пришвин «Кладовая солнца»

Расскажи, как жили Настя и Митраша, оставшись сиротами.

Как случилось, что дети пошли за клюквой разными доргами?

Кто, по-твоему, главный герой этого произведения? Почему?

Зачем в повествование о Насте и Митраше Пришвин включает воспоминания об Антипыче, который не участвует непосредственно в происходящих событиях?

Какую же правду «перешептал» Антипыч Травке?

Расскажи, какие особенности характеров детей посволили односельчанам называть их «золотой курочкой» и «мужичком в мешочке»?

Почему маленькие герои изменились? Расскажи, какими они стали в конце повествования?

Класс

К повести о «Петре и Февронии»

Как ты понимаешь слова: «национально-историческая основа произведения»? Охарактеризуй национально-историческую основу «Повести о Петре и Февронии».

Какие качества личности Петра и Февронии прославлены в повести?

Класс

В.М. Шукшин. Рассказ «Микроскоп»

Оправдываете ли вы героя, не посчитавшегося с проблемами семьи и купившего себе бесполезную и дорогую игрушку?

Можно ли считать Андрея Ерина счастливым человеком? Обоснуйте свою точку зрения.

Чем герой отличается от остальных персонажей рассказа?

Класс

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»

Перед каким выбором оказался Гринев, получив письмо от Маши? Как характеризует героя принятое им решение обратиться за помощью к Пугачеву? Нарушает ли он наказ отца? Обоснуйте свою позицию.

Показалось ли вам решение Пугачева помочь Гриневу неожиданным? Обоснуйте свою позицию. Как характеризуют Пугачева слова: «Кто из моих людей смеет обижать сироту? Будь он семи пядень во лбу, а от суда моего не уйдет»?

Какие испытания выпали на долю влюбленных? Что помогло им выстоять и сделать верный нравственный выбор?

Класс

А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»

С какой целью Пушкин посвящает первую главу изображению детства и юности Онегина? Согласны ли вы с утверждением исследователей, что тон этой главы ироничен? Обоснуйте свою точку зрения.

Под влиянием каких противоположных культурных традиций формировался характер Татьяны? В чём своеобразие её характера? Отвечая на вопросы, опирайтесь на текст произведения.

Чем похожи и чем различаются Татьяна и Онегин? Почему драматически завершилась история их любви?

Чем похожа Татьяна на известных вам героинь Пушкина (Маша Миронова, Мария Троекурова) и чем отличается от них?

Согласны ли вы с утверждением В.Г.Белинского, что Пушкин «вывел из моды и чудовищ порока, и героев добродетели, рисуя вместо них простых людей»? Обоснуйте свою точку зрения.

Удалось ли вам выполнить задания самостоятельно? Если вы обращались за помощью к источникам, обоснуйте их выбор.

 

труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

Класс

А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире»

Почему машинист Мальцев проявлял равнодушие к своим помощникам?

Как случилось, что машинист потерял зрение?

Почему, ослепнув, Мальцев не заметил этого и продолжал вести поезд?

За что Мальцева отдали под суд и посадили в тюрьму?

Зачем помощник решил подвергнуть Мальцева физическому эксперименту?

Почему изображенное в рассказе Платонов назвал «прекрасным» миром?

Что явилось смыслом жизни машиниста Мальцева? В чем проявилось мужество этого человека?

Каким ты представил себе помощника машиниста? Как ты думаешь, прав ли он был, когда подвергал Мальцева эксперименту? Обоснуй свою жизнь?

Класс

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Поэт»

Чем близки Пушкин и Лермонтов в определении сущности поэтического таланта?

Объясни, почему именно образ кинжала Лермонтов использует для аллегорического изображения поэзии? Выдели эпитеты, которые использованы автором при описании кинжала. Как они помогают передать отношение автора к изображаемому?

Найди в тексте стихотворения ответ на вопрос: почему современный поэт предает свой талант, на что разменивает его.

Найди в тексте сравнения, которые автор использует для изображения поэзии, поэтического вдохновения. Как в этих сравнениях выражается авторская позиция?

Класс

И.С. Тургенев. Рассказ «Певцы»

Объясните, почему состязание в пении происходит в кабаке? Как место действия связано с идеей рассказа?

Расскажите, как ведут себя герои во время состязания. Как поведение характеризует героев?

В чем особенность финала рассказа? Почему рассказик не остается в кабаке после окончания состязания? Раскройте свою точку зрения.

Какие черты русского национального характера нашли воплощение в этом рассказе?

Согласны ли вы со следующим высказыванием Ф.И. Тютчева: «Тургенев в «Записках охотника» соединил два трудносочетаемых элемента: сочувствие к человеку и артистическое чувство»? Напишите небольшое сочинение-рассуждение на эту тему.

Класс

Раздел «Учимся работать с научной литературой». Отрывок статьиА.А.Блока «О назначении поэта»

Найдите в тексте ответы на следующие вопросы:

· Почему Блок называет поэта «сыном гармонии»?

· Каково первое дело поэта?

· Каково второе требование к поэтическому служению?

· Что представляет собой третье дело поэта?

· Какой смысл Блок вкладывает в понятие «чернь»?

· В чем суть столкновения поэта с чернью?

· Что значит свобода для поэтического творчества?

Записывая ответы на вопросы, можно использовать цитаты из статьи, формулировать ответ своими словами, опираясь на прочитанный текст, а также комбинировать оба эти способа.

Е

Подумайте и постарайтесь объяснить, почему именно воспоминание о Пушкине дало Блоку основу для размышления о назначении поэта?. Аргументируйте свою точку зрения.

Класс

А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери»

Почему героем произведения Пушкин избирает не великого композитора, а менее известного музыканта? Обоснуйте свою точку зрения.

Какую роль для понимания идеи трагедии имеет соотношение понятий «талант» и «гений»?

Как соотносятся с идеей произведения слова Сальери: «Все говорят: нет правды на земле, Но правды нет – и выше»?

В чём внутренний конфликт Сальери? Как он отражён в монологах этого героя?

 

наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

Класс

<Задание к вводному тексту> Найди в энциклопедии, Интернете или спроси у старших, что такое латинский язык. Когда и где не нем говорили?

Класс

<Задание к тексту о стихотворных размерах> Как ты думаешь, зачем необходимо уметь определять стихотворные размеры? Обоснуй свою точку зрения.

Определи размер стихотворений, известных тебе из курса литературы 5 класса: «Анчар», «Пущину» А.С.Пушкина, «Весенняя гроза» Ф.И.Тютчева.

Слово «строфа» восходит к древнегреческому слову «поворот» (strophē). Попробуй объяснить взаимосвязь этих значений.

Класс

Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»

Какие события являются завязкой, кульминацией, развязкой сюжета пьесы?

Кто в пьесе играет наиболее активную роль? Почему же она названа «Недоросль»?

Расскажите, как каждый из героев пьесы относится к образованию. На какие группы по этому основанию можно разделить всех действующих лиц комедии?

Класс

<Раздел «Учимся работать с научной литературой»>

Прочитайте фрагмент статьи известного филолога Ю.М.Лотмана и составьте его конспект, пользуясь вопросным планом, приведенным после текста.

Класс

<Раздел «Учимся работать с научной литературой». Д.С.Лихачев «“Слово о полку Игореве” и художественная культура киевской Руси». (фрагменты)>



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: