А.И.Куприн. Рассказ Чудесный доктор




Перед чтением текста обратись к словарю и определи значение слова «милосердие». Читая текст, размышляй над вопросом: можно ли считать проблему милосердия главной в этом рассказе.

Класс

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Школьник»

Перед чтением текста вспомните, в творчестве кого из уже изученных вами русских писателей одной из ведущих является проблема поколения и будущего России.

Класс

Темы для самостоятельных исследовательских или проектных работ:

Проблема мести в русской и зарубежной литературе (В. Шекспир «Гамлет», А.С. Пушкин «Выстрел», «Дубровский»)

Класс

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Ночевала тучка золотая»

Раскройте философскую проблематику стихотворения. Как воплощается в нем тема судьбы?

 

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

Примеры заданий по классам:

Класс

<К стихотворению Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»>

Прочитай стихотворение. Перед началом чтения вспомни изученное на уроках истории, посмотри в энциклопедии, Интернете или спроси у старших, каких крестьян называли крепостными. В каких условиях они жили и трудились? Когда был принят указ, по которому крепостные крестьяне получили право стать свободными людьми?

Класс

Стихотворение Дж.Г. Байрона «Прометей»

Перед чтением текста вспомни из курса истории древнего мира (прочитай в энциклопедии или Интернете), какими временными рамками определяется существование Древней Греции. Какие древнегреческие мифы тебе известны? Кто из героев этих мифов особенно запомнился?

Класс

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Перед чтением текста вспомните основные события отечественной войны 1812 года. Какую роль в этой войне сыграло Бородинское сражение? Кого из великих полководцев, отличившихся в войне 1812 года, вы можете назвать? В случае необходимости, отвечая на вопросы, обращайтесь к энциклопедии, специальной литературе или Интернету.

Класс

Тема самостоятельного исследования:

Современные любовные романы и произведения сентиментализма: общее и различное в изображении человеческих страстей.

Класс

В ходе изучения материалов раздела отберите аргументы, которые помогут вам поддержать одного из участников интернет-форума (дискуссии), которые приведены ниже. Вы вправе принять любую точку зрения. Главное – суметь ее доказать. Подводя итог изучению раздела, организуйте подобную дискуссию в классе.

Интернет-форум:

Первая точка зрения. Проходили античку. Уважаю в общем-то. Все авторы древности хороши по-своему: тут и эпический красноречивый слог Гомера, и лирика Сапфо, великая троица: Эсхил – Софокл – Еврипид; из римлян: Вергилий. Не может оставить равнодушным надрывность и искренность стихов Катулла (видимо, он мне больше всех нравится, прямо что-то общее с Лермонтовым). Многое читал… даже «Илиаду» полностью.

Вторая точка зрения. Проходили античку, не понравилось. Не понимаю, почему некоторым интересно читать эти произведения? Что конкретно современный человек может почерпнуть из этой покрытой пылью веков мудрости?

 

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

Примеры заданий по классам:

Класс

<Внеклассное чтение после раздела «Басня»>

Как ты понимаешь слова: «лирическое отношение к миру»? (Прежде чем ответить на этот вопрос, перечитай первый абзац текста…)

Класс

Рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Перед чтением текста вспомни, как называется жанр фольклорного или литературного произведения, основанного на изображении чуда, чудесного события?

Класс

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Дума»

Какова главная тема стихотворения «Дума»?

Сколько частей можно выделить в стихотворении? Как композиция «Думы» соотносится с ее проблемой и идеей?

Докажите, что «Дума» – действительно стихотворение-размышление.

Охарактеризуйте лирического героя. В ответе используйте цитаты из стихотворения.

Какие образы и с какой целью противопоставлены в стихотворении «Дума»?

Класс

А.Н. Островский. Драма «Бесприданница»

Сопоставьте образы Паратова и Карандышева. Чем различаются герои? Есть ли между ними что-то общее? Почему Лариса полюбила Паратова и не замечает Карандышева? Все свои ответы подтверждайте текстом пьесы.

Класс

Сравните стихотворения «Вечер» Жуковского и Фета. Что, на ваш взгляд, их роднит? Проведите письменное или устное сопоставление. Продумайте план ответа, оформите его в виде традиционного плана или в виде таблицы.

 

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

Примеры заданий по классам:

Класс

Сколько частей в прочитанном тобой тексте? Озаглавь каждую, используя цитаты из текста (можешь подчеркнуть эти предложения карандашом).

Класс

А.И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор»

Сопоставь эпитеты, которые использует автор, описывая праздничные елки за окнами и магазины, с теми эпитетами, к которым он прибегает, изображая район, где жили мальчики. Сделай вывод из своих наблюдений.

Перечитай внимательно пейзаж в зимнем саду. Укажи олицетворения. С какой целью автор использует этот прием?

Класс

Внеклассное чтение. Эсхил. Трагедия «Прометей прикованный»

Как строится трагедия Эсхила? Из каких частей состоит? Чем композиция трагедии похожа на построение известных вам пьес, чем отличается?

Класс

Объясните, как композиция повести «Станционный смотритель» отражает философский характер произведения.

Класс

Шолохов «Судьба человека»

Проанализируйте пейзаж в начале рассказа. Какое настроение передает это описание природы? С какой целью в описании используются эпитеты, метафоры, олицетворение? Отвечая на вопрос, опирайтесь на текст. Созвучно ли настроение этого пейзажа пафосу романа? Обоснуйте свою точку зрения

 

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

Примеры заданий по классам:

Класс

Есть ли у тебя любимое лирическое стихотворение? Если есть, то прочитай его; объясни, почему оно тебе нравится. Если нет, объясни, почему ты не любишь поэзию. Какой род литературы тебе ближе, почему.

Класс

А.Гайдар. Повесть «Тимур и его команда»

Посоветуешь ли ты прочитать эту повесть своим друзьям? Раскрой свою позицию.

Класс

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин»

Какая из приведенных глав поэмы понравилась вам больше всего? Выучите ее наизусть и подготовьте выразительное чтение.

Класс

Р. Рождественский. Стихотворение «Мгновения»

А. Читая текст стихотворения, вы наверняка отметите, что он вам уже известен. Где вы встречались с этим стихотворением? Расскажите о первом впечатлении, которое произвел на вас этот текст. Сравните с теми чувствами, которые он вызвал у вас при чтении.

Класс

А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери»

Кого из героев можно назвать трагическим героем? Обоснуйте свою позицию. Дайте развернутый устный или развернутый письменный ответ – по вашему выбору.

 

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

Примеры заданий по классам:

Класс

Возможно, тебе уже известны стихотворения Маяковского (например те, которые поэт адресовал детям). Вспомни их. Прав ли был, по-твоему, художник Бурлюк, назвавший Маяковского «гениальным поэтом»? Обоснуй свою точку зрения.

Класс

Согласны ли вы с утверждением литературоведа: «Мазепа, пожалуй, первый из пушкинских характеров, выдержанный с начала до конца как резко отрицательный, заслуживающий самого сурового приговора, в нем нет ни одной светлой, противоречащей его злым помыслам черты»? Обоснуйте свою позицию.

Класс

Согласны ли вы с исследователем, утверждающем, что в Акакии Акакиевиче «можно увидеть предельное унижение, подавленность, неспособность кроме переписывания что-либо делать, можно говорить об узости кругозора»? Обоснуйте свою позицию.

Класс

Согласны ли вы с утверждением П. Анненкова, что «Пиковая дама» – это «легкий фантастический рассказ»? Обоснуйте свою точку зрения.

 

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

Примеры заданий по классам:

Класс

А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире»

Почему изображенное в рассказе автор назвал «прекрасным» миром?

Класс

А.И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор»

Расскажи, почему автор называет прошедший год «ужасным», «роковым» для семьи Мерцаловых.

Класс

Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

Каким изображен Маттео Фальконе в этой новелле? Каково отношение автора к герою? Как вы относитесь к этому персонажу?

Класс

Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»

Какова роль автора-повествователя в повести? Сформулируйте авторскую позицию.

Класс

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

Как проявляется авторская позиция в поэме? Отвечая на вопрос, опирайтесь на текст.

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

Примеры заданий по классам:

Класс

А.П. Платонов. В прекрасном и яростном мире

Прочитай рассказ. Он разделен автором на несколько частей. В ходе чтения последовательно озаглавливай каждую часть.

Класс

Экзюпери. Повесть «Маленький принц»

Читая сказку, подбери эпиграфы к каждой главе (используй строки из уже известных тебе произведений, пословицы, поговорки). Если это задание кажется тебе трудным, читая, выделяй в каждой главе слова и предложения, в которых сосредоточена идея каждой части.

Класс

М. Джалиль. Стихотворение «Прощая, моя умница»

Читая стихотворение, выделите в нем части, различающиеся настроением и интонацией.

Класс

I. Исследователь творчества Лермонтова писал: «Грусть стала звучать в песне Лермонтова, как только он начал петь…Она проходит непрерывающимся мотивом по всей его поэзии. Грусть лишена счастья, не ждет, даже не ищет его и не жалуется». Согласны ли вы с утверждением исследователя? Читая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на вопрос.

Класс

Н.А.Некрасов, Стихотворение «Тройка»

Читая стихотворение, подумайте, чья речь воспроизводится в нём? К кому она обращена? Обоснуйте свою точку зрения.

 

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

Примеры заданий по классам:

Класс

М.М.Пришвин. Повесть-быль «Кладовая солнца»

В тексте повествуется о судьбе нескольких персонажей. Подготовь три устных рассказа: история Насти, история Митраши, История Травки. Постарайся рассказывать подробно, не упуская важных деталей текста, но и не увлекайся: не включай в рассказ то, что не имеет отношения к истории твоего героя.

Класс

Экзюпери. Повесть «Маленький принц»

Расскажи подробно о Маленьком принце: кто он; какова история его жизни; каковы его характер и жизненные принципы. Опиши внешность и особенности речи Маленького принца.

Класс

И.С. Тургенев. Повесть «Певцы»

Расскажите, как ведут себя герои во время состязания. Как поведение характеризует героев?

Класс

Ф.М. Достоевский. Роман «Бедные люди»

Расскажите, о каком эпизоде своей жизни Макар Девушкин отзывается так: «Этим поступком они мой дух воскресили»? Как в этой сцене проявляется гуманистическая позиция автора романа? Как данная сцена связана с эпиграфом романа? К кому относятся слова Одоевского о «сказочниках»? Все свои ответы обосновывайте.

Класс

Расскажите, как история создания романа «Мастер и Маргарита» подтвердила тезис «Рукописи не горят».

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

Примеры заданий по классам, выполнение которых предусматривает письменную форму:

Класс

<К разделу «Фольклор»>

Попробуй составить необычный Устав твоей школы. Пусть он состоит из 10 пунктов. Каждый пункт – пословица. Какие пословицы ты отберешь? В каком порядке поместишь в Устав?

Класс

Куприн. Рассказ «Белый пудель»

Вырази письменно свое мнение по одному из вопросов (по твоему выбору). Обязательно обоснуй свою позицию: · Дедушка Лодыжкин говорит, что «дружба - это самое настоящее слово». Согласен ли ты с героем? · Барыня утверждает, что нет вещи, которая бы не продавалась. Как ты относишься к такому утверждению?

Класс

Согласны ли вы со следующим высказыванием Ф.И. Тютчева: «Тургенев в «Записках охотника» соединил два трудносочетаемых элемента: сочувствие к человеку и артистическое чувство»? Напишите небольшое сочинение-рассуждение на эту тему.

Класс

Если вы знакомы со знаменитым мюзиклом «Собор Парижской Богоматери», напишите рецензию на эту постановку. Объясните, удалось ли, по-вашему, автору мюзикла передать основную идею, атмосферу, пафос романа Гюго? Похожи ли характеры героев мюзикла на характеры героев романа? Схожий ли эмоциональный отклик вызвали у вас просмотр мюзикла и чтение романа?

Класс

Согласны ли вы с критиком Н.Страховым: «Стих (Фета) имеет волшебную музыкальность, и притом постоянно разнообразную. По богатству мелодий никто с ним не может равняться». Докажите свою позицию, опираясь на текст рассмотренных стихотворений. Выберите форму ответа: развернутый письменный ответ, развернутый устный ответ.

 

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

Примеры заданий по классам

Класс

<К тексту «Что такое пьеса»>

Объясни, как получается, то на сцене нет автора, не слышно его голоса.

Что значит: «пьеса подражает жизни»?

Класс

Найди в тексте ответ на вопрос, кто же такой «лирический герой».

Каков лирический герой Пушкина? Лермонтова? Тютчева?

Попробуй объяснить, чем лирический герой отличается от героя эпического произведения и героя драмы.

Класс

Объясните, опираясь на прочитанный текст, что такое «художественный мир».

Приведите собственные примеры, иллюстрирующие различие в способах отображения действительности в произведениях, относящихся к трем родам литературы.

Класс

В прочитанном вами тексте утверждается: «Литературный художественный текст не существует отдельно от реальной действительности». Не являются ли произведения, относящиеся к жанру фантастики, опровержением этого тезиса? Обоснуйте свою точку зрения.

Раскройте смысл высказывания С.Я. Маршака: «Читатель тоже художник – иначе мы не могли бы разговаривать с ним на языке образов и красок… Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели».

Класс

Назовите два фактора появления литературы.

Как с течением времени меняется соотношение устного народного творчества и литературы?

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Примеры заданий по классам

Класс

Пушкин. Послания «Няне», «И.И.Пущину»

Какое стихотворение кажется тебе более энергичным, оптимистичным, а какое – более печальным и лиричным? Объясни свою точку зрения. При овеете опирайся на текст стихотворения (обрати внимание на прилагательные, на наличие восклицательных предложений, на ритм стихотворений). Чем можно объяснить различие в настроении стихотворений?

Класс

Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога»

Какое настроение передано в стихотворении? Укажи слова, эпитеты, поэтические образы, с помощью которых создается это настроение.

Класс

Лермонтов. Стихотворение «Бородино»

Приведите примеры метафор в тексте стихотворения. Объясните их роль.

Класс

Покажите, какую роль в стихотворении «Девушка пела в церковном хоре…» играет прием контраста. Какими лексическими средствами он создается?

С какой целью Блок использует олицетворение в стихотворении «Родина»? Отвечая на вопрос, приведите примеры из текста стихотворения.

На примерах из текста стихотворения «Родина», покажите, как использование оксюморона помогает выразить сложные, противоречивые патриотические чувства лирического героя.

Класс

Некрасов. Стихотворение «Вчерашний день часу в шестом…»

Объясните, почему в стихотворении мало эпитетов и много глаголов. Отвечая на вопрос, приводите примеры из текста.

 

 

Таким образом, содержание и методический аппарат учебников способствуют формированию у учащихся личностных результатов обучения, отражающих формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; метапредметных результатов, формируемых через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться; предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

С уважением,

Авторы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: