Прочитайте фрагмент статьи и составьте его конспект, пользуясь вопросами, приведёнными после текста.




 

искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

Класс

А.С. Грин. Рассказ «Зеленая лампа»

Какое подтверждение словам «Если желание сильно, то исполнение не замедлит» можно найти с тексте рассказа?

За что судьба сурово наказала Стильтона?

Какие качества личности и особенности характера помогли Иву добиться успеха в жизни?

Как ты думаешь, почему рассказ назван «Зеленая лампа»?

Рассказ написан почти 80 лет назад. Интересен ли он современному читателю? Обоснуй свою точку зрения.

Класс

А.С. Пушкин. Повесть «Выстрел»

Сравни двух пушкинских героев: Сильвио и Дубровского. Чем похожи их характеры? Чем отличаются? Какой главный мотив движет их поступками? Как Пушкин относится к одному и другому герою?

Класс

Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»

Пронаблюдайте, как ведут себя Остап и Андрий в сцене возвращения из бурсы домой. Чем похожи и чем различаются сыновья Тараса Бульбы?

Перечитайте сцену казни Остапа и гибели Андрия. Как ведут себя герои? Какие последние слова произносят? Каково отношение автора к героям? Обоснуйте свою точку зрения.

Согласны ли вы с утверждением, что Андрия «погубила любовь»? Обоснуйте свою позицию.

Подготовьте устный рассказ или напишите сочинение на тему (по вашему выбору): «Кто из героев повести произвел на меня самое большое впечатление? Почему?» или «Согласен ли я с авторской оценкой героев?» Помните о том, что все ваши утверждения должны быть подтверждены текстом повести.

Класс

Б. Пастернак. Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…»

Каким вы представили себе лирического героя стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…»? Почему, на ваш взгляд, стихотворение построено не как повествование от первого лица, а как обращение ко второму лицу? Как вы думаете, к кому именно обращено стихотворение? Обоснуйте свою точку зрения.

Класс

М.А. Шолохов. Повесть «Судьба человека»

Сколько раз Андрею Соколову пришлось делать нравственный выбор? Как в этих ситуациях проявился его характер?

За что капитан Мюллер оставил Соколова живым? Можно ли этот эпизод считать счастливым случаем в судьбе героя? Обоснуйте свою точку зрения.

 

природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Класс

К стихотворениям Ф.И.Тютчева

Подчеркни карандашом, что в тексте говорится об особенностях поэзии Тютчева. Теперь попробуй доказать, что все четыре стихотворения, помещенный в этом разделе, принадлежат именно Тютчеву.

Найди эпитеты в стихотворениях «весенняя гроза» и «Весенние воды». Какое настроение они передают? Как ты полагаешь, почему именно такое настроение вызывает у лирического героя приход весны?

Какие чувства вызывает у тебя эта картина природы? Постарайся описать свое состояние как можно более подробно. Из прочитанных стихотворений выбери те, которые можно было бы проиллюстрировать с помощью приведенных иллюстраций.

Класс

С.А. Есенин. Фрагменты стихотворения «Сорокоуст»

В чем особенность изображения поезда в первой строфе стихотворения? Какими средствами поэт достигает того, что поезд воспринимается нами как живое существо? Какие эпитеты использованы при описании поезда? Почему, изображая движение состава по степным просторам, автор использует глагольную форму «кроясь» (то есть «прячась», «скрываясь»)? Раскрой свою позицию. Выдели эпитеты, с помощью которых автор описывает жеребенка. Какие чувства переданы в этом описании?

Попробуй сформулировать главную идею стихотворения.

Класс

Перед чтением текста вспомните, в каких известных вам стихотворениях М.Ю. Лермонтова изображена природа. Какие именно картины природы создает поэт? Какое настроение они отражают?

Найдите в прочитанном тексте ответ на вопрос: чем объясняется мастерство Лермонтова в изображении картин природы.

Как в поэзии Лермонтова соотносятся изображение природы и выражение патриотического чувства?

Класс

Лирика С.А. Есенина

Какие цветовые эпитеты преобладают в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…»? Как вы думаете, почему Есенин избирает именно такую цветовую палитру? Обоснуйте свою точку зрения.

Какими поэтическими средствами передаются звуки и запахи «родного края» в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…»? Ответьте на вопрос, анализируя текст стихотворения.

Покажите, как метафоры и сравнения в этом стихотворении отражают состояние восторга лирического героя при встрече с «Русью родной».

Выделите цветовые эпитеты в стихотворении «Отговорила роща золотая…». Какова их особенность и роль в стихотворении? Сопоставьте цветовую палитру стихотворений «Гой ты, Русь, моя родная…» и «Отговорила роща золотая…». Сделайте выводы из своих наблюдений.

Найдите в тексте стихотворения «Отговорила роща золотая…» повторяющиеся строки. Объясните роль повторов в этом стихотворении.

Анализируя стихотворение «Отговорила роща золотая…», объясните, как олицетворения помогают выразить единство состояния природы и человека.

Класс

А.С. Пушкин. Стихотворение «Осень»

Объясните значение картин природы в этом стихотворении? Как соотносится описание природы с главной философской идеей стихотворения?

Почему Пушкин назвал стихотворение «отрывком»?

Охарактеризуйте роль эпитетов, метафор, сравнений в этом стихотворении.

 

человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество

Класс

<К разделу внеклассного чтения, посвященного творчеству Гейне и Гете>

Найди в прочитанном тексте подтверждение мысли: «Гете – одни из самых великих людей Германии».

Как ты думаешь, почему, переводя стихотворения Гете «Ночная песня странника», Лермонтов отказался от такого названия? Как изменилось при этом содержание стихотворения?

Проанализируй перевод этого стихотворения, сделанный другим русским поэтом, Валерием Брюсовым. Какие отличия от перевода Лермонтова ты заметил?

Класс

Творчество Дж. Байрона

Назови русских поэтов – современников Байрона?

Какие человеческие качества Байрон особенно ценил и изображал в своих произведениях?

Дай развернутый ответ, как ты понимаешь слова: «свобода и море – синонимы в поэзии Байрона»?

Класс

Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

Каким изображен Матео Фальконе в этой новелле? Каково отношение автора к герою? Как вы относитесь к этому персонажу?

Можно ли утверждать, что Фортунато совершил предательство из трусости? Обоснуйте свою позицию, опираясь на текст новеллы.

Почему Матео убил сына? Мог ли он отказаться от своего намерения?

Проведите самостоятельный сопоставительный анализ новеллы «Матео Фальконе» и повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Сравните сюжет, тему, идею, главных героев произведений. Сделайте выводы из проведенного сопоставления.

Класс

М. Сервантес. Роман «Дон Кихот»

Прочитайте стихотворение Дмитрия Сергеевича Мережковского «Дон Кихот». Как вы думаете, почему русский поэт в конце XIX века обратился к образу героя романа испанского писателя XVI века? Чем похож образ Дон Кихота в стихотворении на образ Дон Кихота в романе, в чем состоит их отличие? Какие стороны личности Дон Кихота восхищают поэта? Почему Мережковский сравнивает героя со «всеми пророками и поэтами»?

Класс

Темы для самостоятельных исследовательских или проектных работ:

Поэзия Катулла в русской литературе (переводы А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, В.Брюсова).

Античные традиции в лирике А.С.Пушкина.

Жанр элегии: зарождение жанра в античной литературе и его эволюция в литературе нового времени.

Олимпийские боги в русской и зарубежной лирике Нового времени.

 

III. Методический аппарат учебника нацелен на достижение следующих результатов изучения предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов (подробно раскрыто при характеристике реализации в УМК концепции духовно-нравственного развития);

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Примеры заданий по классам:

Класс

Найди в энциклопедии, интернете или спроси у старших, кто такой В.И. Даль. Чем он известен?

Класс

Перед чтением текста вспомни из курса истории древнего мира (прочитай в энциклопедии или Интернете), какими временными рамками определяется существование Древней Греции. Какие древнегреческие мифы тебе известны? Кто из героев этих мифов особенно запомнился?

Класс

Прочитайте в энциклопедии или Интернете, что такое «гомеровский вопрос». Расскажите одноклассникам об этой загадке в литературе.

Класс

Расскажите, что вам известно о традиции вручения Нобелевской премии (при подготовке ответа обратитесь к энциклопедиям или Интернету). Кто из русских писателей, кроме Пастернака, был удостоен этой награды?

Класс

Найдите в толковом словаре или интернете значение слова «этюд». Почему Стихотворение «Утес» названо философским этюдом?

 

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

Примеры заданий по классам:

Класс

А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире»

Посмотри в словаре, что означает слово «яростный». С каким из значений этого слова связано содержание рассказа? Раскрой свою мысль. В случае затруднения обратись за помощью к старшим.

Класс

<К разделу «Песня как малый жанр фольклора»>

Докажи, что прочитанный тобой текст – это русская народная песня. Отвечая на этот вопрос, назови все известные тебе признаки фольклорной песни и укажи примеры их использования в тексте.

Класс

А.П. Чехов. Рассказ «Тоска»

Согласны ли вы с утверждением английской писательницы Кэтрин Мэнсмлет, назвавшей рассказ «Тоска» «одним из мировых шедевров»? Раскройте свою позицию.

Класс

<К разделу, посвященному творчеству А.С.Пушкина>Исследователь творчества Пушкина утверждает: «Лирика Пушкина представляет нам автора таким, каков он есть, в разных качествах и проявлениях, в падениях и взлетах; она представляет его человеком, который, может быть, умеет молчать, но лгать и прикидываться – никогда». Согласны ли вы с утверждением исследователя? Читая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на этот вопрос.

Размышляя над высказыванием, найдите в материалах раздела ответы на вопросы:

· Как соотносятся реальные биографические факты и лирические ситуации представленных в этом разделе стихотворений? Можно ли понять и прочувствовать эти стихотворения, не зная предыстории их создания? Обоснуйте свою точку зрения.

· Каков лирический герой стихотворений Пушкина, представленных в этом разделе? Отметьте особенности лирического героя в каждом стихотворении.

· Какими поэтическими средствами создается предельная искренность в выражении чувств и переживаний лирического героя? Свои мысли подтвердите анализом текста.

· Есть ли в данных стихотворениях мотивы «взлета» и «падения» лирического героя? Обоснуйте свою точку зрения.

Класс

<К разделу «Средневековая литература»>

В ходе изучения материалов раздела отберите аргументы, которые помогут вам принять участие в интернет-форуме (дискуссии). Вы вправе выразить любую точку зрения. Главное – суметь ее доказать. Подводя итог изучению раздела, организуйте подобную дискуссию в классе.

Один из пользователей Интернета предложил тему для обсуждения: «Кто читает и кому нравятся произведения Средневековой литературы»?

Нормальный человек не видит причины продираться через архаичное многословие, многочисленные повторы, романскую тяжесть и готическую вычурность текста, который и как художественное произведение-то сегодня воспринимается через силу...

 

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

Примеры заданий по классам:

Класс

<Задание к вводному тексту>

Проверь себя. Знаешь ли ты, что означают эти слова? В случае затруднения обратись к словарю. Передай содержание текста, опираясь на выделенные слова.

Класс

<К тексту «Лирический герой»>

Перед чтением текста вспомни, что ты уже знаешь о герое литературного произведения (в случае затруднения перечитай текст «Герой литературного произведения»). Объясни, что означает это понятие. Почему героев драматического произведения называют «действующими лицами»?

После текста

Проверь себя. Знаешь ли ты, что означают эти слова? В случае затруднения обратись к словарю. фантастическое произведение, автопортрет, грань, многомерный образ, оттенок.

Класс

А.С. Пушкин. Стихотворение «Погасло дневное светило…»

Сопоставьте ваши предварительные наблюдения над ритмом стихотворения с тем, как характеризуется и объясняется ритмическое своеобразие стихотворения в прочитанном тексте. Какие дополнения ваших собственных выводов вы сделали?

Можно ли считать это стихотворение философским? Обоснуйте свою точку зрения.

Класс

<К разделу «Учимся работать с научной литературой»>

Прочитайте фрагмент статьи известного филолога Ю.М.Лотмана и составьте его конспект, пользуясь вопросным планом, приведенным после текста.

Ю.М.Лотман. Идейная структура «Капитанской дочки»

Записывая ответы на вопросы, можно использовать цитаты из статьи, формулировать ответ своими словами, опираясь на прочитанный текст, а также комбинировать оба эти способа.

Какие наблюдения исследователя показались вам наиболее интересными? Чем именно? Объясните свою точку зрения.

Класс

<Лирика А.С. Пушкина>

Проанализируйте результаты выполнения заданий 1 -- 9:

- Какая общая цель объединяет эти вопросы и задания?

- Сколько заданий вам удалось выполнить правильно?

- Вы справились с заданиями самостоятельно? Обращались за помощью? К каким источникам? Чем был обусловлен их выбор?

- Какие вопросы вызвали затруднения? Почему?

- Какие вопросы показались слишком легкими? Почему?

- Какие вопросы с к прочитанному стихотворению могли бы задать вы?

 

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Примеры заданий по классам:

Класс

<Работа с иллюстрациями, приведенными в учебнике>

Внимательно рассмотри иллюстрацию, на которой представлена картина И.И.Шишкина «На севере диком…» Как ты думаешь, удалось ли художнику передать настроение стихотворения Г.Гейне? Почему ты так думаешь?

Класс

Подготовь и расскажи одноклассникам небольшое сообщение на темы:

· Какие образы природы чаще всего встречаются в поэзии Есенина? Почему именно они?

· Какие цвета Есенин использует чаще всего для изображения картин природы? Почему именно эти цвета?

При выполнении задания опирайся на прочитанные в классе стихотворения, а также используй другие стихотворения Есенина, дополнительную литературу, сведения из энциклопедий и Интернета.

Класс

<После текста о Лермонтове>

Дополните рассказ об основных этапах творчества Лермонтова интересными, значительными фактами и эпизодами. Найдите соответствующий материал в энциклопедии, специальной литературе или Интернете и сделайте сообщение на уроке.

Класс

<Фрагменты памятки «Как работать над самостоятельным исследованием или проектом по литературе»>

1. Выбрав тему исследования, внимательно прочитайте ее формулировку. Убедитесь в том, что вы понимаете предложенную вам познавательную проблему. Помните, что главным требованием к научно–исследовательской работе является глубина понимания проблемы.

3. Подберите необходимую литературу для работы: тексты художественных произведений и литературоведческие работы по теме исследования (см. список рекомендованной литературы в приложении II).

5. Проведите реферирование выбранных вами литературоведческих работ. Реферирование – это отбор, извлечение и переработка информации, содержащейся в тексте.

Класс

<Раздел «Русская литература первой половины XIX в.»>

Перед чтением раздела вспомните:

· главные события в истории России первой половины XIX века. Какие из них и каким образом повлияли на развитие литературы?

· по каким признакам вы определяете произведения, относящиеся к жанрам элегии, баллады, басни? Приведите известные вам примеры таких произведений.

К каким источникам вы обращались, отвечая на данные вопросы? Чем обусловлен ваш выбор?

 

III. Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

Примеры заданий по классам:

Класс

<Раздел «Фольклор»>

Какие еще сказки о животных ты читал и слышал? Какой изображена лиса в этих сказках? Во всех ли сказках она одинакова? Почему?

Почему героями этих произведений являются не люди, а «говорящие» животные?

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» есть ли «намек» в сказке «Лиса и тетерев»? как ты об этом догадался?

Класс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: