Идеи античного мира.
Первыми мыслителями античной философии были милетцы. Древнегреческие философы Милетской школы (VIII-VI вв. до н. э.) считали, что жизнь зародилась из воды, либо из различных влажных или гниющих материалов, а так же несколько других стихийных проявлений, что было результатом непосредственного влияния вавилонской культуры. Считается, что Фалес (624-547 гг. до н. э.) отрицал мифологические представления и создал стихийно-материалистическое мировоззрение с элементами диалектики. Фалес, как и его приемники, стоял на точке зрения гилозоизма- воззрения, по которому жизнь- имманентное свойство материи, сущее- само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем[1].
Приемники Фалеса продолжали развивать его стихийно-материалистическое воззрение, выдвигая всё новые и новые идеи появления жизни на Земле.
Одним из его последователей был Анаксимандр(ок. 610-540 до н.э). За первооснову всего сущего он принял апейрон - неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее начало: оно доступно чувственному восприятию, но постежимо разумом.[2]
Третий последователь Милетской школы- Анаксимен(ок. 585-525 до н.э.). Он полагал, что первоначалом всего является воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения.
Идеи милетцев можно считать наивными для нашего времени, но всё же эти мысли можно найти в отражении работ И. Канта, которые искрили гипотезами о том, что планеты и все космические тела берут свое начало из бесконечной газообразной массы. А идеи Канта прозвучали во времена после И. Ньютона. Определенно, можно считать, что милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых был поставлен такой интригующий вопрос ”Из чего всё?”, который до сих пор интересует нас довольно сильно.
|
Пифагор(VI в. До н.э), теорему которого мы так хорошо запомнили в школе, был озабочен этим вопросом так же как и милетцы, но его рассмотрение он произвел с другой стороны. Довольно необычные мысли он высказывал и считал, что “Все есть число”. Так же Пифагор учил, что душа бессмертна и он верил в переселение душ.
Великим диалектиком античного мира является Гераклит из Эфеса(ок. 530-470 до н.э.). Субстанцией, составляющей мир, он считал огонь. Все существующее по Гераклиту постоянно переходит из одного состояния в другое. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель- бытие и небытие- связаны между собой, обуславливая и переходя друг в друга.[3]
Развитие идей самозарождения живых существ осуществляется позже в трудах Демокрита (460-370 гг. до н. э.) и Эпикура (341-270 гг. до н. э.). По мнению этих философов, возникновение живых существ -естественный процесс, результат природных сил, а не «акта творения» внешних сил.[4]
Идеи Платона (427-347 гг. до н. э.) о двойственности мира: о первичном мире идей, и вторичном материальном мире -сыграли отрицательную роль в развитии взглядов на возникновение жизни. Даже такой разносторонний и мудрый философ, как Аристотель (384—322 гг. до н. э.), который колебался между идеализмом и материализмом, признавал бога за высшую форму и перводвигатель.
|
Согласно Аристотелю, организмы могут происходить от организмов, но вместе с тем могут возникать и от неживой материи. Он считает, что материя лишь пассивное начало, возможность, которая может осуществиться только через определенную форму(эйдос). Бытие содержит внутреннюю цель развития, целеустремленная энергия(энтелехию). По Аристотелю, именно энтелехия как целеустремленная внутренняя сущность вдыхает жизнь в материю. Взгляды Аристотеля почти на 2000 лет определяют судьбу идеи о самозарождении жизни, которая становится предметом ряда идеалистических и мистических трактатов.[5] Во всех выше приведенных примерах наблюдается любопытная особенность: при различии исходных философских и теоретических позиций большинство мыслителей Древнего и Нового времени убеждены были в том, что жизнь, живые организмы не только когда-то зародились при определенных условиях в неживой материи, но что этот процесс самозарождения живых организмов повсеместно происходит на Земле и в настоящее время.
Идеи античных мыслителей определенно имеют главенствующую роль в развитии философских идей о происхождении и эволюции мира. Невзирая на некую древность знаний, данные идеи будут актуальны во все времена.
Средневековое видение происхождения жизни(креационизм)
Средневековая философия известна тем, что она имеет религиозный характер, и великие мыслители того времени были нацелены на теологическую направленность изучения происхождения жизни на Земле. По вопросу о происхождении жизни было широко развито учение о самозарождении организмов, сущность которого христианские богословы видели в одушевлении безжизненной материи «вечным божественным духом».
|
В качестве примера, можно рассмотреть одного из наиболее известных богословов среднего века, Фому Аквинского, учения которого и по сегодняшний день признается католической церковью единственной истинной и верной философией. В своих сочинениях Фома Аквинский учил, что живые существа возникают путем одухотворения безжизненной материи. Так образуются земноводные различных видов, рыбы, при гниении органических веществ, находящихся в воде и почве. Даже те черви, которые в аду мучают грешников, по мнению Фомы Аквинского, возникают там в результате гниения грехов.[6] Фома вообще всячески поддерживал и пропагандировал воинствующую демонологию. Он считал, что дьявол реально существует как глава целой армии демонов. На этом основании он утверждал, что возникновение паразитов, вредящих человеку, может происходить не только по повелению божьему, но и в результате козней дьявола и подчиненных ему духов зла. Практическим выводом из этого положения явились многочисленные в средние века процессы над «ведьмами», которых обвиняли в том, что они напускали мышей и других вредителей на поля и таким образом губили посевы.[7]
В учении Фомы Аквинского западная христианская церковь возвела в догму принцип внезапного самозарождения организмов, согласно которому живые существа возникают из безжизненной материи, вследствие ее одушевления духовным началом.
Раннее христианство в вопросе о происхождении жизни основывалось на библии, которая в свою очередь, как было сказано ранее, заимствовала данные из мистических сказаний Египта и Вавилона. Богословские авторитеты конца четвертого и начала пятого века, сочетали эти сказания с учением неоплатоников и разработали на этой основе свою мистическую концепцию происхождения жизни, которая полностью сохранилась и до настоящего времени во всех христианских вероучений. Так или иначе богословие было связано с философией и в некотором роде они схожи.
Как известно, в основе так называемых монотеистических религий (иудаизма, христианства, ислама) лежит теизм, т. е. вера в существование вне мирового существа — бога, создавшего мир и управляющего им. Это мировоззрение имеет метафизический характер, так как оно учит, что природа создана богом в законченном, совершенном виде и поэтому все в ней якобы постоянно, неизменно. Виднейший средневековый богослов Фома Аквинский говорил, что идея развития, беспрерывного обновления мира колеблет креационизм (от «креацио» — творение) — догмат божественного творческого акта, так как «делает менее очевидным бытие бога». Эти высказывания сильно пошатнули умы людей. Даже многие ученые прошлого под влиянием господствовавшей религиозной идеологии отрицали взгляд о преемственной связи органических видов, т. е. считали, что эти виды появились в результате отдельных и независимых друг от друга актов творения, так что «видов столько, сколько различных форм было создано в самом начале».
Можно смело сказать, что средневековая философия, на серьезном, религиозном уровне ввела множество своих идей в больное место философии, касаемое вопроса “Из чего всё?”.