Средневековое видение происхождения жизни(креационизм)




Идеи античного мира.

Первыми мыслителями античной философии были милетцы. Древнегреческие философы Милетской школы (VIII-VI вв. до н. э.) считали, что жизнь зародилась из воды, либо из различных влажных или гниющих мате­риалов, а так же несколько других стихийных проявлений, что было результатом непосредственного влияния вавилонской культуры. Считается, что Фалес (624-547 гг. до н. э.) отрицал ми­фологические представления и создал сти­хийно-материа­листическое мировоз­зрение с элементами диалектики. Фалес, как и его приемники, стоял на точке зрения гилозоизма- воззрения, по которому жизнь- имманентное свойство материи, сущее- само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем[1].

Приемники Фалеса продолжали развивать его стихийно-материалистическое воззрение, выдвигая всё новые и новые идеи появления жизни на Земле.

Одним из его последователей был Анаксимандр(ок. 610-540 до н.э). За первооснову всего сущего он принял апейрон - неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее начало: оно доступно чувственному восприятию, но постежимо разумом.[2]

Третий последователь Милетской школы- Анаксимен(ок. 585-525 до н.э.). Он полагал, что первоначалом всего является воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения.

Идеи милетцев можно считать наивными для нашего времени, но всё же эти мысли можно найти в отражении работ И. Канта, которые искрили гипотезами о том, что планеты и все космические тела берут свое начало из бесконечной газообразной массы. А идеи Канта прозвучали во времена после И. Ньютона. Определенно, можно считать, что милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых был поставлен такой интригующий вопрос ”Из чего всё?”, который до сих пор интересует нас довольно сильно.

Пифагор(VI в. До н.э), теорему которого мы так хорошо запомнили в школе, был озабочен этим вопросом так же как и милетцы, но его рассмотрение он произвел с другой стороны. Довольно необычные мысли он высказывал и считал, что “Все есть число”. Так же Пифагор учил, что душа бессмертна и он верил в переселение душ.

Великим диалектиком античного мира является Гераклит из Эфеса(ок. 530-470 до н.э.). Субстанцией, составляющей мир, он считал огонь. Все существующее по Гераклиту постоянно переходит из одного состояния в другое. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель- бытие и небытие- связаны между собой, обуславливая и переходя друг в друга.[3]

Развитие идей самозарождения живых существ осуществ­ля­ется позже в трудах Демокри­та (460-370 гг. до н. э.) и Эпикура (341-270 гг. до н. э.). По мне­нию этих фи­лософов, возникновение живых существ -естественный процесс, резуль­тат при­родных сил, а не «акта творения» внеш­них сил.[4]

Идеи Платона (427-347 гг. до н. э.) о двойственности мира: о первичном мире идей, и вто­ричном материальном мире -сыграли отрицательную роль в развитии взглядов на возник­новение жизни. Даже такой разносторонний и мудрый фи­лософ, как Аристо­тель (384—322 гг. до н. э.), который колебался между идеализ­мом и материализмом, признавал бога за высшую форму и перводвигатель.

Со­гласно Аристотелю, организмы могут происходить от организмов, но вместе с тем могут возникать и от неживой мате­рии. Он считает, что мате­рия лишь пас­сивное начало, возможность, которая может осуществиться только через опре­деленную форму(эйдос). Бытие содержит вну­треннюю цель развития, целеустремленная энергия(энтелехию). По Аристотелю, именно энтелехия как це­леустремленная внутренняя сущность вдыхает жизнь в материю. Взгляды Ари­сто­теля почти на 2000 лет определяют судьбу идеи о самозарождении жизни, которая стано­вится предметом ряда идеалистических и мистических тракта­тов.[5] Во всех выше приведенных примерах наблюдается любопытная особенность: при различии исходных философских и теоретических позиций большинство мыслителей Древнего и Нового времени убеждены были в том, что жизнь, живые организмы не только когда-то зародились при определенных условиях в неживой материи, но что этот процесс самозарождения живых организмов повсеместно происходит на Земле и в настоящее время.

Идеи античных мыслителей определенно имеют главенствующую роль в развитии философских идей о происхождении и эволюции мира. Невзирая на некую древность знаний, данные идеи будут актуальны во все времена.

Средневековое видение происхождения жизни(креационизм)

Средневековая философия известна тем, что она имеет религиозный характер, и великие мыслители того времени были нацелены на теологическую направленность изучения происхождения жизни на Земле. По вопросу о происхождении жизни было широко развито учение о самозарождении ор­ганизмов, сущность ко­торого христианские богословы видели в оду­шевлении безжиз­ненной материи «вечным божественным ду­хом».

В качестве примера, можно рассмотреть одного из наиболее известных богословов среднего века, Фому Аквинского, учения которого и по сегодняшний день признается ка­толиче­ской церковью единственной истинной и верной философией. В своих сочинениях Фома Аквин­ский учил, что живые су­щества возникают путем одухотворения безжизненной ма­терии. Так образуются земноводные различных видов, рыбы, при гниении органических веществ, находящихся в воде и почве. Даже те черви, которые в аду мучают грешников, по мнению Фомы Ак­винского, возникают там в результате гниения грехов.[6] Фома вообще всячески поддержи­вал и пропагандировал воинствующую демо­нологию. Он считал, что дьявол ре­ально су­ществует как глава целой армии демонов. На этом основании он утверждал, что воз­никновение парази­тов, вредя­щих человеку, может происходить не только по повелению божьему, но и в результате коз­ней дьявола и подчиненных ему духов зла. Практическим выводом из этого по­ложения яви­лись многочисленные в средние века процессы над «ведьмами», которых обвиняли в том, что они напускали мышей и других вредителей на поля и та­ким образом губили посевы.[7]

В учении Фомы Аквинского западная христианская церковь возвела в догму принцип внезап­ного самозарождения организмов, согласно которому жи­вые су­щества воз­никают из безжизненной материи, вслед­ствие ее одушевления духовным нача­лом.

Раннее христианство в вопросе о происхождении жизни основывалось на библии, кото­рая в свою очередь, как было сказано ранее, заим­ствовала данные из мистических сказаний Египта и Ва­ви­лона. Бого­словские авторитеты конца четвертого и на­чала пятого века, сочетали эти сказания с учением неоплатони­ков и разрабо­тали на этой ос­нове свою мистическую концеп­цию происхождения жизни, которая пол­ностью со­хранилась и до настоящего времени во всех христианских вероуче­ний. Так или иначе богословие было связано с философией и в некотором роде они схожи.

Как известно, в основе так называемых монотеистиче­ских религий (иудаизма, хри­стиан­ства, ислама) лежит теизм, т. е. вера в существование вне мирового существа — бога, соз­давшего мир и управляющего им. Это ми­ровоззрение имеет метафизический характер, так как оно учит, что природа создана богом в законченном, со­вер­шенном виде и поэтому все в ней якобы постоянно, не­изменно. Виднейший средневековый богослов Фома Аквинский говорил, что идея развития, беспрерывного обно­вления мира колеблет креационизм (от «креацио» — творение) — догмат божественного творческого акта, так как «делает менее очевидным бытие бога». Эти высказывания сильно пошатнули умы людей. Даже многие ученые прошлого под влиянием господствовавшей религиозной идеологии отрицали взгляд о преемст­венной связи орга­нических видов, т. е. считали, что эти виды по­явились в результате отдельных и незави­симых друг от друга актов творения, так что «видов столько, сколько различных форм было создано в самом начале».

Можно смело сказать, что средневековая философия, на серьезном, религиозном уровне ввела множество своих идей в больное место философии, касаемое вопроса “Из чего всё?”.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: