Тема 2.2 Развитие субъективности человека в онтогенезе




Задание для самостоятельной работы № 32:

У.1. осуществлять поиск, анализ и отбор психологической информации в соответствии с поставленной целью;

Содержание задания: Выполнение домашней контрольной работы

Темы контрольных работ по психологии

1. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.

2. Кризис новорожденности.

3. Психическое развитие в период младенчества.

4. Кризис первого года жизни.

5. Психическое развитие ребенка в раннем детстве.

6. Кризис трех лет.

7. Влияние кризиса на формирование личности.

8. Концепция генезиса общения М.И. Лисиной.

9. Теория социализации ребенка Л.И. Божович и А.В. Петровского.

10. Психофизиологическая концепция П.П. Блонского.

11. Познавательное развитие дощкольника.

12. Личностное развитие дошкольника.

13. Самосознание и становление сравнивающей рефлексии, общение дошкольника с взрослыми.

14. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

15. Психологическая готовность ребёнка к школе.

16. Интеллектуальная готовность ребенка к школе.

17. Коммуникативная готовность ребенка к школе.

18. Мотивационная готовность ребенка к школе.

19. Психологическая характеристика кризиса семи лет.

20. Особенности познавательной сферы в младшем школьном возрасте.

21. Развитие личностной сферы младшего школьника.

22. Кризис подросткового возраста.

23. Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее отражение в психологических особенностях подростка.

24. Особенности познавательной сферы подростка.

25. Особенности развития личности в подростковом возрасте.

26. Общая характеристика периода ранней юности.

27. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание, стили.

28. Педагогическое взаимодействие. Трудности педагогического взаимодействия.

Примерная структура домашней контрольной работы

Титульный лист

Оглавление. Последовательно излагаются названия пунктов домашней контрольной работы с указанием страницы, с которой начинается каждый пункт.

Введение. Определяется актуальность темы, формулируется суть исследуемой проблемы, указываются цель и задачи домашней контрольной работы.

Основная часть. Каждый ее раздел, доказательно раскрывая отдельный вопрос, логически является продолжением предыдущего.

Заключение. Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме домашней контрольной работы

Список литературы. Литературу студенты подбирают самостоятельно. Как правило, при разработке домашней контрольной работы используют не менее 5 -10 различных источников.

 

Задание для самостоятельной работы № 3 3:

У.1. осуществлять поиск, анализ и отбор психологической информации в соответствии с поставленной целью;

343.Влияние перинатального опыта на развитие психики ребёнка.

Содержание задания: Составить таблицу по теме: «Психическое развитие ребенка в период новорожденности» По образцу:

Границы возраста Соц. ситуация развития Вед. тип деятельности Сензит. период развития Особенности познав. сферы Развитие личности Новообразование
               

При заполнении таблицы студенты могут использовать источники из списка основной и дополнительной литературы по учебной дисциплине.

 

Задание для самостоятельной работы № 34

У.1. осуществлять поиск, анализ и отбор психологической информации в соответствии с поставленной целью;

347. Особенности динамики межличностных отношений в школьном и дошкольном возрасте.

348. Факторы, влияющие на поведение детей в группе в школьном и дошкольном возрасте

Содержание задания: Составить таблицу по теме: «Психическое развитие ребенка младенческом возрасте». По образцу:

Границы возраста Соц. ситуация развития Вед. тип деятельности Сензит. период развития Особенности познав. сферы Развитие личности Новообразование
               

При заполнении таблицы студенты могут использовать источники из списка основной и дополнительной литературы по учебной дисциплине.

 

Задание для самостоятельной работы № 35

У.1. осуществлять поиск, анализ и отбор психологической информации в соответствии с поставленной целью;

347. Особенности динамики межличностных отношений в школьном и дошкольном возрасте.

348. Факторы, влияющие на поведение детей в группе в школьном и дошкольном возрасте

Содержание задания: Составить таблицу по теме: «Психическое развитие ребенка раннем детстве» По образцу:

Границы возраста Соц. ситуация развития Вед. тип деятельности Сензит. период развития Особенности познав. сферы Развитие личности Новообразование
               

При заполнении таблицы студенты могут использовать источники из списка основной и дополнительной литературы по учебной дисциплине.

 

Задание для самостоятельной работы № 36

У.1. осуществлять поиск, анализ и отбор психологической информации в соответствии с поставленной целью;

347. Особенности динамики межличностных отношений в школьном и дошкольном возрасте.

348. Факторы, влияющие на поведение детей в группе в школьном и дошкольном возрасте

Содержание задания: Написать конспект по теме «Проявление половых и индивидуальных различий и их учет в организации деятельности и общения»

Рекомендации по составлению конспекта:

1. Ознакомьтесь с текстом, выделите информационно значимые места текста, главную мысль, идею автора.

2. Сделайте библиографическое описание конспектируемого материала: автор, название, литературный источник (название журнала, год выпуска, номер, страницы).

3. Составьте план текста.

4. Наполните пункты плана информационным содержанием, при этом используйте способ изложения от третьего лица («автор считает…», «автор раскрывает…», «автор описывает…», «по мнению автора…» и т.д.).

5. Расположите на полях собственные комментарии, вопросы, размышления по данной позиции автора.

6. Точно цитируемый текст заключайте в кавычки.

При составлении конспекта важно обратить внимание на следующие моменты: какова основная идея автора, его позиция; отличается ли она от традиционной точки зрения, чем; по каким вопросам автор не согласен с другими исследователями и др.

Литературу для написания конспекта студенты подбирают самостоятельно. Возможно использование источников из списка основной и дополнительной литературы по учебной дисциплине.

Задание для самостоятельной работы № 37

У.1. осуществлять поиск, анализ и отбор психологической информации в соответствии с поставленной целью;

347. Особенности динамики межличностных отношений в школьном и дошкольном возрасте.

348. Факторы, влияющие на поведение детей в группе в школьном и дошкольном возрасте

344..Роль сюжетно-ролевой игры в формировании личностных и познавательных качеств дошкольника.

Содержание задания: Составить таблицу по теме: «Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте» По образцу.

Границы возраста Соц. ситуация развития Вед. тип деятельности Сензит. период развития Особенности познав. сферы Развитие личности Новообразование
               

При заполнении таблицы студенты могут использовать источники из списка основной и дополнительной литературы по учебной дисциплине или подбирают литературу самостоятельно.

 

Задание для самостоятельной работы № 38

У.1. осуществлять поиск, анализ и отбор психологической информации в соответствии с поставленной целью;

344..Роль сюжетно-ролевой игры в формировании личностных и познавательных качеств дошкольника.

Содержание задания: Подготовить сообщение: «Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.»

Литературу для написания конспекта студенты подбирают самостоятельно. Возможно использование источников из списка основной и дополнительной литературы по учебной дисциплине

Задание для самостоятельной работы № 39

 

У.1. осуществлять поиск, анализ и отбор психологической информации в соответствии с поставленной целью;

347. Особенности динамики межличностных отношений в школьном и дошкольном возрасте.

348. Факторы, влияющие на поведение детей в группе в школьном и дошкольном возрасте

Содержание задания: Написать сообщение по теме: «Условия адаптации ребенка в детскому саду».

Литературу для написания конспекта студенты подбирают самостоятельно. Возможно использование источников из списка основной и дополнительной литературы по учебной дисциплине

 

Задание для самостоятельной работы № 40

У.1. осуществлять поиск, анализ и отбор психологической информации в соответствии с поставленной целью;

347. Особенности динамики межличностных отношений в школьном и дошкольном возрасте.

348. Факторы, влияющие на поведение детей в группе в школьном и дошкольном возрасте

Содержание задания.

Студентам необходимо, используя различные источники информации, разработать Комплекс упражнений, направленных на адаптацию ребенка к детскому саду (10-12 игр и упражнений) или рекомендации родителям и воспитателю по взаимодействию с ребенком в этот период.

План описания игры и Критерии оценивания приведены в задании для самостоятельной работы № 3.

При выполнении данного задания студенты могут использовать источники из списка основной и дополнительной литературы по учебной дисциплине или подбирают литературу самостоятельно.

 

Задание для самостоятельной работы № 41

У.1. осуществлять поиск, анализ и отбор психологической информации в соответствии с поставленной целью;

Содержание задания.

Студентам необходимо, используя различные источники информации, разработать Комплекс упражнений по формированию психологической готовности ребенка к школе (10-12 игр и упражнений).

План описания игры и Критерии оценивания приведены в задании для самостоятельной работы № 3.

При выполнении данного задания студенты могут использовать источники из списка основной и дополнительной литературы по учебной дисциплине или подбирают литературу самостоятельно.

 

Задание для самостоятельной работы № 42

У.1. осуществлять поиск, анализ и отбор психологической информации в соответствии с поставленной целью;

Подготовить конспекты на выбор: «Интеллектуальная готовность к школе», «Личностная готовность к школе», «Социальная готовность к школе».

Рекомендации по составлению конспекта:

1. Ознакомьтесь с текстом, выделите информационно значимые места текста, главную мысль, идею автора.

2. Сделайте библиографическое описание конспектируемого материала: автор, название, литературный источник (название журнала, год выпуска, номер, страницы).

3. Составьте план текста.

4. Наполните пункты плана информационным содержанием, при этом используйте способ изложения от третьего лица («автор считает…», «автор раскрывает…», «автор описывает…», «по мнению автора…» и т.д.).

5. Расположите на полях собственные комментарии, вопросы, размышления по данной позиции автора.

6. Точно цитируемый текст заключайте в кавычки.

При составлении конспекта важно обратить внимание на следующие моменты: какова основная идея автора, его позиция; отличается ли она от традиционной точки зрения, чем; по каким вопросам автор не согласен с другими исследователями и др.

Литературу для написания конспекта студенты подбирают самостоятельно. Возможно использование источников из списка основной и дополнительной литературы по учебной дисциплине.

Задание для самостоятельной работы № 43

У.2. применять знание об индивидуально-типологических (возрастных) особенностях детей дошкольного возраста при решении педагогических задач;

Содержание задания: Студентам необходимо решить предложенные психологические задачи.

Рекомендации: В широко распространенном смысле задача - вопрос, ответ на который представляет практический или теоретический интерес. В психологии задача - цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств. Поиск, мобилизация и применение этих средств (способов, действий, операций) составляют процесс решения задачи. В зависимости от характера конечной цели различают Задачи практические и теоретические. Практические задачи направлены на непосредственное преобразование действительности, теоретические - на познание ее. В реальной человеческой деятельности практические и познавательные З. образуют иерархию, меняя свои функции в качестве целей и средств: решение более частных З. становится средством решения более общих.

Проблемная ситуация возникает при каких-либо затруднениях (преградах) в деятельности, когда еще неясное и малоосознанное впечатление сигнализирует о необходимости осмыслить ситуацию. В процессе ее осмысления происходит переход из одной ситуации в другую, более близкую для решающего, но еще не решенную. Чтобы ее разрешить, необходимо проанализировать проблемную ситуацию, отделяя известное от неизвестного. В результате проблема приобретает статус задачи, в которой поставлен вопрос для поиска решения, а полученные данные – известные и неизвестные – статус вопроса, благодаря которому процесс мышления становится целенаправленным, выявляются все новые и новые, до того неизвестные условия и требования задачи. Эти новые факты могут явиться той подсказкой, которая поможет решить задачу

Алгоритм решения психолого-педагогической задачи

1. Описание поступка.

Укажите действия (направленность, цель, средства, результаты) и состояние личности (настроение, эмоциональное возбуждение, установки, активность), отношения личности (к обществу, коллективу, товарищам, преподавателям, самому себе), проявившиеся в поступке (положительные, отрицательные). Какие качества личности проявились в ситуации?

2. Объяснение поступка.

Установите внешние причины (стимулы) и внутренние, личностные причины поступка. Был ли поступок нечаянным или преднамеренным, сознательным или импульсивным, случайным или типичным для данного человека. Каковы предполагаемые мотивы поступка?

Влияние направленности личности, интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств на формирование и осуществление поступка.

Какие известные и предполагаемые причины и условия способствовали развитию устойчивых качеств личности, проявившихся в анализируемой ситуации?

Подумайте, какие мотивы могут быть, какие варианты развития событий возможны в данной ситуации? Ваш прогноз поведения.

3. Педагогическая оценка поступка и его причин.

Как и в какой мере поступок (действия, состояние, отношения), влияет на формирование положительных (или отрицательных) качеств личности, проявившихся в ситуации, уровень их развития и педагогическая значимость.

Какие внешние факторы и в какой мере причинно обусловили педагогическую целесообразность или нежелательность поступка?

4. Диагностические решения.

Какие действия, состояния, отношения личности требуют педагогического вмешательства, воздействия и с какой целью (стимулирование поступка, противодействие ему или предупреждение последующих поступков), какие внешние факторы необходимо устранить в данной ситуации, или, наоборот, создать для достижения педагогических целей?

Определите качества личности, которые необходимо развивать, изменять, а также качества, требующие уточняющей диагностики.

Нужно принять решение и о том, какие постоянные внешние факторы педагогически целесообразно сохранить, усилить; или наоборот – устранить или ослабить.

5. Предвидение.

Какие варианты развития событий возможны в данной ситуации?

Ситуация 1. Мама во время кормления поднимает ложечку с едой сначала до уровня глаз ребенка, с тем чтобы он посмотрел на эту ложку, а затем, когда у ребенка рефлекторно открывается рот, спокойно его кормит.

С чем связано такое кормление ребенка?

Ситуация 2. Мама Наташи (1 месяц) все время – и на прогулке, и дома – разговаривает с дочерью, напевает ей песенки. Соседка заметила: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно ничего не понимает!»

Правильно ли поступает мама Наташи?

Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?

Ситуация 3. Мама говорит сыну, что нельзя брать в рот снег. А малыш, все понимая, продолжает это занятие и, хитро улыбаясь, говорит: «Моззя, моззя».

Чем объяснить такое поведение ребенка?

Ситуация 4. «Я тоже хочу варить кашу», – говорит трехлетняя Нина, наблюдая, как мама варит кашу. «Ты еще маленькая, – отвечает мама, – кашу варят только взрослые». «Я хочу», – настаивает девочка. Наконец мама не выдерживает: «Не мешай мне, иди играть».

С каким явлением в развитии ребенка связано поведение Нины?

Какова роль взрослого в этот период развития ребенка?

Задание для самостоятельной работы № 44

У.1. осуществлять поиск, анализ и отбор психологической информации в соответствии с поставленной целью;

345. Особенности познавательной и личностной сферы младшего школьника.

347. Особенности динамики межличностных отношений в школьном и дошкольном возрасте.

348. Факторы, влияющие на поведение детей в группе в школьном и дошкольном возрасте

Содержание задания: составить таблицу по теме: «Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте» По образцу:

Границы возраста Соц. ситуация развития Вед. тип деятельности Сензит. период развития Особенности познав. сферы Развитие личности Новообразование
               

При заполнении таблицы студенты могут использовать источники из списка основной и дополнительной литературы по учебной дисциплине или подбирают литературу самостоятельно.

 

Задание для самостоятельной работы № 45

У.1. осуществлять поиск, анализ и отбор психологической информации в соответствии с поставленной целью;

350. Методы формирования устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности.

351. Психологические причины и методы профилактики девиаций в подростковом возрасте

Содержание задания: составить таблицу по теме: «Психическое развитие ребенка в подростковом возрасте» По образцу:

Границы возраста Соц. ситуация развития Вед. тип деятельности Сензит. период развития Особенности познав. сферы Развитие личности Новообразование
               

При заполнении таблицы студенты могут использовать источники из списка основной и дополнительной литературы по учебной дисциплине или подбирают литературу самостоятельно.

 

Задание для самостоятельной работы № 46

У.1. осуществлять поиск, анализ и отбор психологической информации в соответствии с поставленной целью;

343.Влияние перинатального опыта на развитие психики ребёнка.

344..Роль сюжетно-ролевой игры в формировании личностных и познавательных качеств дошкольника.

345. Особенности познавательной и личностной сферы младшего школьника.

346. Кризис отрочества, особенности познавательных функций и формирования личности.

347. Особенности динамики межличностных отношений в школьном и дошкольном возрасте.

348. Факторы, влияющие на поведение детей в группе в школьном и дошкольном возрасте

349. Причины и профилактика школьной дезадаптации.

350. Методы формирования устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности.

351. Психологические причины и методы профилактики девиаций в подростковом возрасте

Содержание задания: составить таблицу: «Сравнительный анализ познавательных и личностных особенностей детей разных возрастных групп».

  Ранний возраст Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старщий дошкольный возраст
Особенности познавательной сферы        
Особенности развития личности        

При заполнении таблицы студенты могут использовать источники из списка основной и дополнительной литературы по учебной дисциплине или подбирают литературу самостоятельно.

Задание для самостоятельной работы № 47

У.2. применять знание об индивидуально-типологических (возрастных) особенностях детей дошкольного возраста при решении педагогических задач;

Содержание задания: Решение психологических задач

Рекомендации и алгоритм решения психолого-педагогических (психологических задач представлен в задании для самостоятельной работы № 43.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: