БПОУ ВО «Вологодский педагогический колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для самостоятельной работы
По учебной дисциплине
ПСИХОЛОГИЯ
специальность 44.02.01 Дошкольное образование
(заочная форма обучения)
Автор-составитель: Манько Ж.В. |
Рассмотрено на заседании ПЦК «____» ____________ 20_______ Председатель ПЦК ______________/__________________ |
Вологда
Методические рекомендации для самостоятельной работы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО44.02.01 Дошкольное образование углубленной подготовки, программы учебной дисциплины Психология.
Разработчик:
Манько Ж.В. методист, преподаватель психолого-педагогических дисциплин БПОУ ВО
«Вологодский педагогический колледж»
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины «Психология»
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
-применять знания по психологии при решении педагогических задач;
-выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся..
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
-особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;
-основы психологии личности;
-закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;
-возрастную периодизацию;
-возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;
-особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте
-групповую динамику;
-понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
основы психологии творчества
Задания для самостоятельной работы студентов
Раздел 1. Общая психология
Тема 1.1. Особенности психологии как науки. Её связь с педагогической наукой и практикой
Задание для самостоятельной работы № 1:
Заполнение сравнительной таблицы «Методы психологического исследования. Достоинства и недостатки».
У.1. осуществлять поиск, анализ и отбор психологической информации в соответствии с поставленной целью;
З7. Объект, предмет и методы психологии;
З8. Разделы психологии;
Содержание задания:
Студентам необходимо структурировать информацию о Методах психологии в виде таблицы.
Метод психологического исследования | Достоинства метода | Недостатки метода | Возможности применения метода с детьми дошкольного возраста |
При оценке учитывается умение студентов структурировать информацию по изученной проблеме, выделение общего и различного в разных методах психологического исследования, умение анализировать возможности методов исследования, их достоинства и недостатки.
Литературу для заполнения таблицы студенты подбирают самостоятельно.
При заполнении таблицы студенты могут использовать источники из списка основной и дополнительной литературы по учебной дисциплине.
Задание для самостоятельной работы № 2:
Составление схемы «Отрасли психологии».
У.1. осуществлять поиск, анализ и отбор психологической информации в соответствии с поставленной целью;
З7. Объект, предмет и методы психологии;
З8. Разделы психологии;
Содержание задания: Студентам необходимо структурировать информацию по разделам психологии и предмету их исследования в виде схемы:
Разделы (отрасли) психологии
Предмет изучения: ______ Предмет изучения: _____ Предмет изучения: ______
Примечание: Представлен фрагмент схемы, количество разделов психологии, представленных в схеме, определяется обучающимся самостоятельно.
При составлении схемы студенты могут использовать источники из списка основной и дополнительной литературы по учебной дисциплине.
Задание для самостоятельной работы № 3:
У.1. осуществлять поиск, анализ и отбор психологической информации в соответствии с поставленной целью;
З7. Объект, предмет и методы психологии;
Содержание задания:
Подготовка сообщений по темам (одного по выбору студента):
1.«Использование метода наблюдения за детьми дошкольного возраста»,
2. «Использование метода беседы в детском саду»,
3. «Особенности анализа продуктов деятельности»,
4.«Особенности тестирования».
Рекомендуемый план сообщения:
1. Определение метода
2. Возможности применения метода.
3. Специфика использования метода с детьми младшего школьного возраста.
Литературу для подготовки сообщения студенты подбирают самостоятельно. Возможно использование источников из списка основной и дополнительной литературы по учебной дисциплине
Задание для самостоятельной работы № 4:
У.1. осуществлять поиск, анализ и отбор психологической информации в соответствии с поставленной целью;
З11. Понятие «психика»;
З12. Эволюция психики животных;
З13. Понятие и функции сознания;
З14. Психологическая структура сознания;
Составить конспект «Понятие психики и ее эволюция».
Примерный план конспекта:
1. Понятие «психика»
2. Уровни развития психики живых организмов
3. Происхождение и развитие сознания человека (гипотеза о происхождении сознания А.Н. Леонтьева, Культурно-историческая концепция развития психики человека Л.С. Выготского)
4. Функции сознания.
5. Психологическая структура сознания
6. Специфика бессознательного, его структура.
Рекомендации по составлению конспекта:
- Ознакомьтесь с текстом, выделите информационно значимые места текста, главную мысль, идею автора.
- Сделайте библиографическое описание конспектируемого материала: автор, название, литературный источник (название журнала, год выпуска, номер, страницы).
- Составьте план текста.
- Наполните пункты плана информационным содержанием, при этом используйте способ изложения от третьего лица («автор считает…», «автор раскрывает…», «автор описывает…», «по мнению автора…» и т.д.).
- Расположите на полях собственные комментарии, вопросы, размышления по данной позиции автора.
- Точно цитируемый текст заключайте в кавычки.
При составлении конспекта важно обратить внимание на следующие моменты: какова основная идея автора, его позиция; отличается ли она от традиционной точки зрения, чем; по каким вопросам автор не согласен с другими
исследователями и др.
При написании конспекта студенты могут использовать источники из списка основной и дополнительной литературы по учебной дисциплине.