Буддизм (численность и распространение верующих, основные черты буддизма, течения в Буддизме, основные тенденции в развитии Буддизма в XX – XXI вв.).




Буддизм – это древнейшая мировая религия, возникшая около VI в. до. н. э. в Южной Азии и оказавшая влияние на все сферы жизни последователей.

Буддизм является древнейшей мировой религией, зародившейся на севере индийскогосубконтинента и распространившейся в странах Южной, Юго-Восточной Азии, государствахДальнего Востока, а позже и в странах Запада. Для буддизма характерны традиция миссионерской деятельности, принцип огромной веротерпимости, отрицание насилия в любой форме, отказот авторитарности иориентациянавнутреннее самосовершенствование.

Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама Шакьямуни Будда. Эти и другие канонические имена на санскрите имеют большое значение. Сиддхартха Гаутама – «потомок Готамы, успешный в достижении целей»; Шакьямуни – «Просветленный мудрец из рода Шакьев»; Будда –«Просветленный, пробудившийся»; Джина – «Победитель». Относительно хронологических рамок жизни Будды существуют различные точки зрения; одна из наиболее распространенных концепций определяет их как 566/563-486/483 гг. до н.э.

Согласно традиции Будда родился в селении Лумбини (санскр. «любимый»), неподалеку от города Капилавасту (современный Непал) в царской семье. В возрасте 29 лет Гаутама оставил мирскую жизнь для того, чтобы стать монахом. В целях духовного самосовершенствования он занялся йогической медитацией, позже он начал вести аскетическую жизнь отшельника. Постепенно Гаутама сконцентрировался на «срединном пути», избегая крайностей чувственной жизни и самоистязания, и посредством медитации достиг «пробуждения» в возрасте 35 лет. Последующие 45 лет Будда посвятил проповеднической деятельности. Смерть Будды трактуется как уход в Паранирвану (Нирвана без остатка).

Численность и распространение верующих. Буддизм - доминирующая религия в Бутане, Мьянме, КамбоджеКамбоджа, Тибете,[5] Лаосе,[5] Монголии Монголия, Шри-Ланке и Таиланде. Большое буддийское население проживает в Китае (18%), Японии (36%), Тайване (35%), Макао (17%), Северной Корее (14%), Непале (11%), Вьетнаме (10%),Сингапуре (33%), Гонконге (15%) и Южной Корее (23%). Китай это страна с самым большим населением буддистов, приблизительно 244 миллиона человек или 18,2% от общей численности населения.

Основыбуддийскоговероучения. В основе буддизма лежит учение оЧетырех Благородных Истинах, сформулированныхБуддойиподдерживаемыевсемишколамибуддизма:

1. Истина о страдании (духкха – болезнь и страдание). В буддийской философии страданиеявляется основной характеристикой человеческого существования. Рождение, жизнь и смерть рассматриваются в качестве страдания,котороеможетбытьвызванонетолькопрямым причинениемзла, но и разлучением с приятным. Человек не властен над обстоятельствами, влияющими на его физическоеи эмоциональное состояние.

2. Истина о происхождении и причинах страдания (самудая – источник). В качестве причиныстраданияназывается«жажда»,приводящаяккруговоротурожденияисмерти,т.е.стремлениекпереживаниючувственного опыта. Стремлениесуществовать в сансарном бытии (т.е. желаниежить)обусловливает новое рождение иновыестрадания.

3. Истина о прекращении страдания и устранении его источников (ниродха – подавление). Это положение выступает одной из целей буддийского учения, в рамках которой возникает осознание бессмысленности сансарного бытия. На этом этапе последователь буддизма достигает состояния,вкоторомпонимает,чтоотсутствиестраданийдостижимовнирване.Нирвана(«угасание», «прекращение») – одно из центральных понятий в буддизме, означающее состояние освобождения отстраданий. Нирвана понимается в нескольких аспектах: во-первых, как разрыв в цепи перерождений,прекращение перевоплощений, во-вторых, как трансцендентное состояние абсолютного покоя. В тожевремясостояние нирваны неподдается никаким определениям.

4. Истина о путях прекращения страдания (марга – путь). Согласно буддийской доктринеосвобождение от страданий возможно, если следовать Восьмеричному Благородному Пути – срединномупутидостижениянирваны.

ВосьмеричныйБлагородныйПуть состоитизтрехэтапов,подразделяемыхнавосемь степеней:

I. Этап мудрости (праджня):

1. Истинное понимание – усвоение Четырех Благородных Истин.

2. Истинная решимость – кончательное решение встать на путь освобождения.

II. Этап нравственности или соблюдения обетов (шила):

3. Истинная речь – воздержание от лжи, грубости, сплетен.

4. Истинная деятельность – принятие определенных обетов, необходимых для улучшения кармы. Минимальное количество обетов для буддистов-мирян:

• отказ от неправильной (дурной) речи;

• неприсвоение чужого (отказ от воровства);

• отказ от употребления одурманивающих веществ (алкоголь, наркотики);

• отказ от прелюбодеяния;

• ненасилие.

• 5. Истинный образ жизни – истинная деятельность, но в более широком социальном измерении. Этот обет воспринимается в широком понимании и включает все то, что не совместимо с правильным поведением или принципами морали: торговля оружием, наркотиками, людьми и животными, проституция, гадания и составление гороскопов (поскольку это обман) и др.

• III. Этап сосредоточения или концентрации (самадхи):

• 6. Истинное усердие, усилие – занятие буддийской йогой.

• 7. Истинная осознанность (правильное «помятование») – полный контроль над психологическими и физиологическими процессами, избавление от аффектов.

• 8. Истинное сосредоточение – форма созерцания, при которой исчезают различия между субъектом, объектом и процессом созерцания.

Большое значение в буддийском вероучении играет категория «вера». Путь к просветлению и нирване начинается для буддиста с веры, и лишь затем следуют нравственное самосовершенствование и медитация. Вера понимается как упование на Три Сокровища (Драгоценности): Будду, дхарму и сангху.

Фигура Будды лежит в основе учения как эталон. Будда продемонстрировал путь к спасению, но он рассматривается не только как образец для подражания, но и в качестве помощника и прибежища в процессе Восьмеричного Пути.

Широким и универсальным понятием является «дхарма» (санскр. – «закон», «правило»). В узком значении дхарма – это явление, часть сознания о мире и себе. В данном контексте дхармы делятся на омраченные и неомраченные. Первые понимаются как причины страданий с оттенком аффективности. В широком значении дхарма – это универсальный закон бытия, открытый Буддой, и в целом буддийское учение.

Важным компонентом веры является опора на сангху (санскр. – «собрание», «множество»). В узком смысле термин «сангха» используется для обозначения всех святых, достигших просветления. В более широкой трактовке сангха обозначает монашескую общину или локальную общину буддистов-мирян, а в наиболее широких рамках включает в себя всех последователей буддизма. Сангха также воспринимается как убежище на пути спасения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: