В начале ХХ в. в рамках Эпохи пробуждения Азии наблюдается некий «ренессанс буддиз- ма». В Индии, где буддизм в период нового времени практически исчез, получает развитие ново- буддийское движение. Усиливается политическая роль буддизма в ряде стран Юго-Восточной Азии,где он выступал в качестве идеологической базы антиколониального движения. Кроме того, активизируется миссионерская деятельность и наблюдается проникновение буддизма в страны Запада.
На рубеже XIX-XX вв. возникло такое явление, как необуддизм. Общими для всех течений необуддизма являются более или менее глубокая степень секуляризации и усиление социальной интерпретации буддийского вероучения.
В Китае преобразования Синьхайской революции 1911-1913 гг. также привели к обновленческим движениям внутри буддийской общины. Стали появляться буддийские школы нового типа, монашеские ассоциации и светские буддийские общества. После образования КНР в 1949 г. буддистам была гарантирована свобода совести. В 1953 г. была создана Китайская буддийская ассоциация, которая к концу 50-х гг. объединяла 500 тыс. монахов и около 100 млн. верующих. С началом Культурной революции в 1966 г. буддийские храмы и монастыри стали закрываться, а монахи отправляться на «перевоспитание» в лагеря. Только в 1980 г. возобновилась деятельность Китайской буддийской ассоциации. В последующие годы стали восстанавливаться монастыри, были открыты Буддийская академия и ряд монастырских школ. На рубеже XX-XXI вв. стал возрастать интерес широких слоев к буддизму, увеличилось число посещающих храмы. В современном Китае численность последователей буддизма составляет, по некоторым оценкам, около 90 млн. человек.
|
Политизация буддизма проявилась в нескольких формах. Во-первых, буддизм стал использоваться как идеологическая основа антиколониальной борьбы, что находило свое выражение в широком спектре акций: начиная от мирных демонстраций сангхи и заканчивая актами самосожжения буддийских монахов. Во-вторых, в условиях конфронтации двух политических систем некоторые религиозные и политические деятели отмечали близость и схожесть буддизма и социализма19. Однако в последней трети XX в. практика политизации буддизма, как не оправдавшая себя и не получившая широкой поддержки, прекратила существование.
Во второй половине ХХ в. модернизация буддизма проявилась в широком обращении к кармизму в ущерб нирванизму. Достижение нирваны как высшей цели буддиста, согласно учению, осуществлялось через внутреннее духовное совершенствование и отказ от мирской деятельности. Для основной массы верующих отказ от практической деятельности был невозможен. Кармизм означает спасение делами, накопление заслуг и достижение положительного баланса добрых и недобрых дел.
Основные направления буддизма. Среди множества школ буддизма на сегодняшний день сохранились школы направлений Тхеравада, Махаяна и Ваджраяна. В свою очередь им предшествовали ранние школы, объединяемые в направление Никая.
Согласно буддийскому преданию, вскоре после паранирваны Будды стали образовываться различные школы. В течение четырех столетий было создано 18 школ, которые условно объединяют в две большие группы: Стхавиравада и Махасангхика (см. выше). Между некоторыми школами расхождения были довольно значительными, однако большинство отличались лишь деталями, касающимися, например, дисциплинарного кодекса монахов. Некоторые из ранних школ просуществовали до X-XI вв., большинство же исчезло, дав начало двум основным направлениям буддизма.
|
Стхавиравада дала начало Тхераваде («учение старейших») – единственной сохранившейся из 18 школ раннего буддизма. Старое наименование этого направления – Хинаяна («Малая колесница») – в настоящее время не используется, поскольку подразумевает уничижительное сравнение с Махаяной («Большой колесницей»). Считается, что Тхеравада сложилась ко времени Третьего буддийского собора около 250 г. до. н. э. Однако письменная фиксация кодекса Тхеравады осуществилась лишь около 80 г. до н. э. на Шри-Ланке.
Тхеравада является монашеской формой буддизма, поскольку считается, что только монах может стать архатом и достичь нирваны. В Тхераваде Будда воспринимается не в качестве бога, а в виде примера. Поэтому поклонение требуется не Будде, а людям, воздающим таким образом своеобразный долг памяти. Буддисты-миряне не могут достичь нирваны, а способны лишь к улучшению своей кармы за счет добрых дел, для того чтобы в последующей жизни стать достойными принять обеты монашества.
На Тхераваду большое влияние оказал индуизм, поэтому данное направление получило распространение в странах Южной и Юго-Восточной Азии, которые развивались под влиянием индийской культуры. Тхеравадины составляют большинство населения в Таиланде, Мьянме, Шри-Ланке, Камбодже, Лаосе. Имеются они также в Индии, Бангладеш, Вьетнаме, Китае и др. В Таиланде буддизм Тхеравады является де-факто государственной религией. В современном мире насчитывается порядка 100-120 млн. последователей Тхеравады, которые в том числе есть и на Западе.
|
Второе направление раннего буддизма – Махасангхика – трансформировалось в Махаяну («Большую колесницу») параллельно с развитием Тхеравады. Доктринальные идеи Махаяны значительным образом отличаются от Тхеравады.
Будда воспринимается махаянистами не как человек, а как особая метафизическая реальность, которая может проявляться в других Буддах. Значение Будды в том, что он стал бодхисатвой («Просветленным существом»). Бодхисатва – это существо, достигшее просветления, но не ушедшее в нирвану и остающееся в мире ради спасения других. Одним из ключевых понятий Махаяны является махакаруна («Великое сострадание»). Идеалом в Махаяне является не архат, а бодхисатва, а ценность представляет не столько нирвана, сколько просветление (пробуждение).
Махаяна получает большее распространение, нежели Тхеравада, поскольку отличалась демократизмом, ориентацией на широкий круг мирских последователей и склонностью к миссионерству. Махаяна распространяется в странах, не испытавших воздействия классической индийской культуры и индуизма, в странах Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония) и Вьетнаме, имевших тесные связи с Китаем. Современная численность последователей Махаяны оценивается в 600 млн. человек.
В настоящее время направление Махаяны существует в двух основных вариантах: тибето-монгольском (ламаизм) и дальневосточном.
Тибето-монгольская форма буддизма основана на сочетании черт Махаяны и Ваджраяны. Систематическое проникновение буддизма в Тибет началось в первой половине VII в. В X-XIII вв. был осуществлен перевод буддийских текстов на тибетский язык. Тибетский канон был представлен двумя частями. Первая – Ганджур – включала тексты наставлений Будды, вторая – Данджур – была представлена переводами постканонических текстов по философии и тантре.
В XIII в. складывается уникальная традиция передачи учения, а также светской и духовной власти в рамках системы перерождений (тулку). Большое значение приобретают культ лам – духовных учителей и монастырская традиция.
Постепенно тибетский буддизм начинает распространяться на север. В XIII в. он проникает в Монголию и становится господствующей системой в XVI-XVII вв. Из Монголии в начале XVII в. тибетский буддизм проникает в Джунгарию и Забайкалье.
Дальневосточный вариант Махаяны получил распространение в Китае, Корее, Японии и Вьетнаме. Это направление буддизма формировалось в направлении адаптации к социокультурным условиям региона. Наиболее китаизированной и влиятельной школой дальневосточного буддизма является школа Чань (Чань цзун). Некоторые исследователи считают ее квинтэссенцией китайского буддизма. Чань – это транскрипция санскритского дхьяна (созерцание, медитация). Основателем школы считается индийский проповедник Бодхидхарма, прибывший в Китай в начале VI в. На рубеже VII-VIII вв. школа Чань разделилась на Северную и Южную. Последователи Южной школы были убеждены в том, что Пробуждение не может быть ничем обусловлено и должно озарять профанное сознание подобно вспышке молнии. Адепты Северной школы настаивали на постепенном характере Пробуждения. К середине IX в. Северная школа прекратила свое существование, а Южная разделилась на пять направлений, два из которых существуют и поныне. Основными принципами школы Чань являются следующие принципы:
1. «Смотри в свою природу и станешь Буддой». Любое живое существо является Буддой, однако не знает об этом, но все же может постичь эту истину.
2. «Пробуждение передается особым образом от сердца к сердцу без опоры на письменные знаки». Пробуждение не может быть обусловлено внешними факторами, в том числе и изучением канонических текстов. Для достижения Просветления необходимо общение с пробужденным учителем, который воздействует на психику ученика.
Основной упор чаньская практика делала на психотехнику (созерцание в сидячей позе и во время физического труда, парадоксальные и алогичные беседы учителя с учеником). В X-XII вв. школа Чань с незначительными модификациями получила распространение в Корее (Сон), Японии (Дзэн), Вьетнаме (Тхиен).
С середины ХХ в. интерес к учению Чань (Дзэн) резко возрастает на Западе. В настоящее время чаньские (дзэнские) общины имеются в большинстве стран Запада, в том числе и в России.
Еще одной распространенной школой (хотя и в меньшей степени, нежели Чань) является школа Цзинту (школа Чистой Земли). Предтечей школы Цзинту считается «Общество Белого Лотоса», основанное в 402 г. Хуэй-юанем для почитания Будды Амитабхи.
Наиболее существенные отличия школы Дзёдо-сю и более популярной школы Дзёдо-синсю заключаются в следующем:
1. Спасение достигается постоянным повторением имени Будды Амиды. Основной упор делается на веру, доверие и душевное устремление, а не на механическое повторение формулы нэмбуцу.
2. В отличие от других школ, утверждающих, что добрые деяния помогут адепту достичь Чистой Земли, в школе Дзёдо-синсю говорится, что достаточна крепкая вера.
В основе школы Цзинту лежит махаянский культ Будды Амитабхи. От других буддийских школ Цзинту отличается тем, что освобождение от сансары достигается не собственными силами, а благодаря помощи Амитабхи. Одной из главных форм религиозной практики является произнесение мантры «Наму Амито-фо» (Поклонение Будде Амитабхе).
На сегодняшний день сосуществование и некоторый синтез Чань и Цзинту определяют жизнь буддийских общин в странах Дальнего Востока. В целом буддизм сыграл важную роль в формировании дальневосточной культурно-исторической общности.
Третьим направлением буддизма является Ваджраяна (санскр. – «Алмазная Колесница»). Ваджраяна основывается на философских учениях Махаяны. И отличия заключаются не столько в теории, сколько в практике достижения Пробуждения. По сути, Ваджраяна – это оккультная модификация буддизма. Главным средством достижения просветления считаются не достоинства человека, а тайная мантра.
Средством достижения состояния Будды в Ваджраяне считается йогическая практика (психотренинг) в сочетании с эзотерической и магической практикой, медитация, чтение мантр, почитание духовного наставника. В Ваджраяне имеется отсутствующий в других направлениях буддизма институт «живых богов» как якобы реализованная на практике концепция перерождения и воплощения персонажей божественного пантеона в живых людей. На конец XX в. число приверженцев Ваджрая- ны составляло более 19 млн. человек, из них 5 млн. в Тибете.