ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ ЦЕННОСТЕЙ ЗАПАДА, ВОСТОКА




Сравнительный анализ западной и восточной систем ценностных ориентаций

 

Исполнитель: студентка 2 курса группы «АФ-24»

факультета иностранных языков

Рожкова Анастасия Юрьевна

Проверил: доцент Костенич В.А.

 

Могилев 2013


НЕДОСТАТОЧНО, ВЫНЕ РАСКРЫЛИ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ(КАНОНЫ) ПОНИМАНИЯ КРАСОТЫУ ЯПОНЦЕВ. ТАКЖЕ НЕДОСТАТОЧНО РАССМОТРЕНО ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О «ДОЛГЕ» И «УЧТИВОСТИ».

И НЕ ДЕЛАЙТЕ ПРОМЕЖУТКИ МЕЖДУ РАЗДЕЛАМИ.

Введение

Ценностные ориентации - элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации. Ценности – это обобщенные представления людей о целях и средствах их достижения, о нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества.

 

Ценностные ориентации - это, прежде всего предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии в ними. В этом отношении содержание, вкладываемое в понятие "Ценностные ориентации", соответствует изначальному значению слова "ориентация" (лат. oriens, orientis - восток) как имеющему значение определения своего положения в пространстве, прежде всего по отношению к востоку - доминантно означенной точке восхода Солнца, но переносимом в пространство смысловое, а через него - и в социальное.

 

Ценности — важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами. Человек, в отличие от представителей животного мира, существующих по заданной инстинктами программе, живет в системе ценностей, которая призвана удовлетворить духовные потребности личности и обеспечить ее социальную адаптацию в мире себе подобных. Совокупность ценностных ориентаций внутреннего мира индивида составляет один из главных компонентов Личности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ ЦЕННОСТЕЙ ЗАПАДА, ВОСТОКА

Разделение культур на западные и восточные подразумевает не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно-экономических и политических структур.

Под понятием «Запада» в современной культурологии подразумевается культура Америки и Европы, под «Востоком», соответственно культуры стран Центральной, Юго-Восточной Азии, северной Африки, стран Ближнего Востока.

 

Западная культура представляет собой культуру, ориентированную на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности. Приоритет инициативы, идея значимости личности, творческое ее развитие лежат в основе западного общества. Социальная динамика западной культуры волнообразна и неравномерна. Продвижение от старого к новому протекает как ломка устаревших систем ценностей, политических и общественно-экономических структур. Запад, являясь носителем творческого начала, постоянного поиска, бунта и перемен и, в то же время, проявляя стремление к постоянному, всестороннему познанию окружающего мира и Вселенной чаще занимает сторону земного материалистического бытия, тем самым, разрушая гармонию, постоянство и органичность собственной духовной и материальной жизни, ее устоев, канонов и устоявшихся норм. “Национальный характер повсюду живуч. Но ни к какому народу это не относится в большей степени, чем к англичанам, которые, судя по всему, имеют нечто вроде патента на живучесть своей натуры. Такова первая и наиболее очевидная черта англичан…”

 

Восток, во многом в противоположность Западу являет собой воплощение спокойствия, непротивления. Боясь разрушить хрупкую гармонию мира человек культуры востока предпочитает не вмешиваться в развитие мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя течения жизни и бытия. Восток – это некое воплощение принимающего, женского принципа-начала он никогда не отступает от существующих в духовном мире заповедей (при этом часто ущемляя существование плоти, но при этом всегда стремясь к существованию гармонии и равновесию в мире).

На Востоке новое не стремится разрушить и опровергнуть устоявшееся старое, нажитое веками, а органично вписывается, дополняя его. В отличие от западной культуры, направленной вовне, восточная стремится погрузиться во внутренний мир человека. Большинство восточных мыслителей и философов были убеждены, в том, что усовершенствовать мир можно, лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если западная культура выбрала путь создания техники и технологий как средства общения с окружающим миром и природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом. Восток - это сжатость, глубина, тишина. Восток провозглашает принцип познания или, вернее сказать, постижения мира через отождествление, слияние с ним. Раствориться в окружающем, в Бытии, в мгновение оказаться Всем и одновременно мельчайшей частицей Всего.

“... Японский характер можно сравнить с деревцем, над которым долго

трудился садовод, изгибая, подвязывая, подпирая его. Если даже избавить потом такое деревце от пут и подпорок, дать волю молодым побегам, то под их свободно разросшейся кроной все равно сохранятся очертания, которые были когда-то приданы стволу и главным ветвям...”

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТЕЙ В СИСТЕМЕ “ВОСТОК – ЗАПАД”

Система ценностей формируется под воздействием мышления. Восточная, природоцентристская парадигма мышления складывалась в соответствии с тем типом мышления, который К. Г. Юнг назвал интровертивным. Для него характерны иррациональные способы познания мира, обращенность на внутренний мир, на самопознание, предмет­ность. Этот тип мышления отличает холистичное, целостное восприятие действительности, континуальность - непрерывность, в соответствии с ко­торой в первую очередь осваиваются не отдельные, конкретные сущности, а постигается Абсолют, то есть нерасчлененное бытие. Тип мышления, который Юнг связал с Западом, называется экстравертивным и для него характерны рациональность, абстрактность, обращенность на внешний мир, оперативность - мир постигается путем деятельностного освоения.

 

Характеристики мышления настолько точно совпадают с ценностными установками, что их описывают близкими, почти синонимичными понятиями: холизм – Абсолют, интровертивность – самопознание, созерцательность – консервативность, дискретность – индивидуализм, экстравертивность – познание, преобразование внешнего мира, активность – новаторство.

 

Общей чертой для ценностных систем Востока является то, что верхние этажи иерархии ценностей занимают категории бытия, наиболее близкие к Абсолюту, Универсуму: сам по себе Космос, Вселенная; затем – Порядок, закон, по которому существует все в природе; Природа как форма существования космоса, Абсолют явленный. Следующие по нисходящей этажи ценностной иерархии занимает общество как целостная форма существования человека. При этом человек в восточной системе ценностей не занимает никакое место, ибо это частность. Личность как ценностная категория на Востоке возникнуть в принципе не может. Человек всегда будет восприниматься как мельчайшая частица мироздания, в котором все будет старше и важнее человека, ибо природа может существовать без человека, а человека без природы нет. При этом все в природе живет и существует по естествен­ному закону. Жизнь – есть осуществление этого закона. И только человек в природе наделен субъективной волей, что позволяет ему нарушать этот естественный ход вещей. Поэтому человек может выступать и как антицен­ность – как существо, наделенное грехом, чем не наделено больше ничто и никто в природе.

 

Ценностные системы Запада возникли в пределах рационального типа мышления. И в соответствии с ним (дискретность, моторика, экстравертивность, экспериментирование) иерархия ценностей будет практически противоположной Востоку. Человек здесь выступает как венец творения в религиозной системе мышления или царь природы в атеистической, или мера всех вещей как философское кредо. В экстравертивном, рациональном типе мышления че­ловек уже мыслит, оперируя, действуя. Для него сама мысль есть действие. Поэтому вершину иерархии ценностей здесь занимает не просто человек, а именно активная личность. И личность имеет на Западе приоритет перед общест­вом. В свою очередь природа по отношению к обществу занимает подчинен­ное положение. Общество будет реализовывать инновационный тип разви­тия. Новации займут даже высокое место в иерархии ценностей. Такое об­щество ориентируется на установку «все новое - лучшее». Природа в этой системе ценностей (в соответствии с экстравертивным типом мышления) противопоставлена человеку. Более того, она еще является объектом его деятельности, причем достаточно малоценным, ибо человек обладает большей ценностью.

 

Отношение к ценности “Семья”

Семья представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью.

 

На протяжении всей истории семья существовала не столько, как проявление инстинкта природы, а сколько, как общественный порядок, модель существования человеческих индивидов в обществе. До последнего времени повсеместно считалось, что человек без семьи - ущербный человек. Конечно, семья всегда создается для продолжения рода, рождения и совместного воспитания детей, но одновременно семья - «основополагающая ячейка общества», простейший экономический элемент социума.

На Западе отмечают тенденцию к сокращению доли брачных союзов и откладыванию женитьбы (замужества). Молодые люди в странах Западной и Северной Европы теперь не спешат связывать себя брачными узами: за последние два десятилетия средний возраст вступления в первый брак возрос на пять лет и теперь, европейские мужчины и женщины обзаводятся семьями после 30 лет.

 

Этому способствуют изменения в экономике и общественной морали: быт налажен, внебрачные отношения становятся нормальным явлением, социальный статус с семейным положением связан все меньше. Детей рожают и в браке, и вне брака. Понятие «незаконнорожденный», по сути, утратило юридическую силу.

 

Сегодня юридическое оформление брака – это лишние хлопоты. Во-вторых, брак накладывает определенные обязательства. В-третьих, его можно расторгнуть. И выходит, что сегодня жить в браке сложнее, чем в одиночку, а обретаемые трудности не компенсируются обретаемыми преимуществами.

Некоторые специалисты считают, что современные нормы и ценности - следствие нового образа жизни, который стал складываться с переходом к индустриальному обществу. “…В Англии же сама идея о том, чтобы несколько поколений жили под одной крышей, представляется совершенно не совместимой с канонами частной жизни. Английские бабушки могут очень любить своих внуков, они с удовольствием будут угощать их по субботам и воскресеньям, они охотно возьмут их к себе на пару недель во время отпуска родителей. Но они никогда не согласятся быть для них постоянными бесплатными няньками, слишком ценя свою независимость.”

 

 

На востоке, особенно в таких развитых странах как Китай и Сингапур, семья по-прежнему мыслится как основа общества и гарантия счастья и спокойствия для ее членов. Строгие запреты на половую жизнь до брака, как и жизнь в неофициальном браке, в последние годы ослабли, однако матери-одиночки здесь по-прежнему редкость, разводов мало, а о стариках принято заботиться в семье, а не сдавать их в «дома престарелых». Нередко семья является частью разветвленного клана родственников, члены которого обязаны помогать друг другу. Часто крупные расходы, например, оплату образования, берут на себя дальние родственники. Дети обязаны демонстрировать уважение к старшим - это важнейшая составляющая «сыновнего почтения», заповеданного еще Конфуцием: «Сыновнее почтение - основа всех добродетелей. Она начинается с почтения к отцу, продолжается в верности повелителю, а заканчивается нахождением своего места в жизни».

 

По иронии судьбы самый большой удар по традиционному сыновнему почтению нанесла политика ограничения рождаемости: появилось поколение «единственных детей», на которых родители буквально молятся и которые, не имея братьев и сестер, не научились с детства считаться с другими и делиться. “…в японской семье, где также существует право первородства, дело обстоит совершенно иначе. Отчий дом, а на селе семейный надел играют там роль некоего страхового фонда, к которому при необходимости вправе обращаться все родственники. Целиком наследуя отцовское имущество, старший сын одновременно принимает на себя роль и ответственность главы семьи, причем не только по отношению к престарелым родителям, но и к младшим братьям. Если кто-то из них остался без работы, он может рассчитывать, что его жену и детей всегда приютят в родительском доме.”

Отношение к ценности “Патриотизм”

Естественной потребностью гражданина и проявлением его патриотизма является чувство гордости, глубокое уважение и почитание символов своей страны. Патриотизм выражается в мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения человека и проявляется в его поступках и деятельности. Вместе с тем, патриотизм проявляется и в коллективных чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Патриотизм — это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан на основе индивидуальной свободы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения, каждого человека. Таким образом, патриотизм выступает элементом гражданского общества, а его недооценка приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ общества. Патриотизм по своей сути и смыслу — нравственная основа жизнеспособности общества. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения.

Широко известно, как государственные символы почитаются на западе: в искусстве, кино, повседневной жизни людей. У людей сформировано отношение к государственным символам как к своим. Кинорежиссер и преподаватель А. Митта заметил: «Я бы сказал, что любовь к символам — и к флагу, гербу и так далее появляется тогда, когда есть некоторое чувство благодарности Родине, обществу, государству — это совершенно естественно.». Но патриотизм в некоторых западных странах, например, США иногда приобретает некоторую националистическую окраску.

“…Впрочем, эпоха "блистательной изоляции" лишь усугубила предрассудки, существовавшие задолго до нее. Еще в 1497 году венецианский посол доносил из Лондона; "Англичане большие почитатели самих себя и своих обычаев. Они убеждены, что в мире нет страны, подобной Англии. Их высшая похвала для иностранца - сказать, что он похож на англичанина, и посетовать, что он не англичанин...”

 

На Востоке также почитаются государственные символы и развито патриотическое чувство. Здесь хочется отметить особое отношение к патриотизму в Китае. Китайское правительство проповедует подлинный патриотизм. В Китае никогда не пропагандировали и не разжигали так называемый «национализм», используя патриотизм. Китай проводит политику открытости ко всем странам мира, развивает дружественные отношения и взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами мира. Люди здесь не только почитают государственные символы, но и настолько пронизывают свою жизнь патриотизмом, что для них высшим стремлением становится развитие и процветание своей Родины и своего народа.

Отношение к ценности “Труд”

В западном обществе принято работать качественно, но сам процесс труда и совместная деятельность людей тут не являются ценностью как таковой в массовых масштабах. Они являются таковыми лишь в порядке исключения, да и то где-то на заднем плане. Тут работа рассматривается, прежде всего, главным образом как дело и как техническая организация дела. Они оцениваются исключительно с той точки зрения, с какой они дают жизненные блага. Но сами по себе они не рассматриваются как блага. Они не есть самоцель и ценность независимо от приносимых ими благ.

В западной культуре отношение к труду преимущественно определяется идеей профессионального призвания. Согласно ей богатство морально оправдывается, а желание быть бедным ‒ осуждается, приравниваясь к желанию быть больным.Все действия совершаются медленно, не спеша и всё досконально проверяется.

“…Англичане не демонстративны в своем отношении к труду, как не демонстративны они в проявлении своих чувств вообще. Поначалу может показаться, что они делают все с прохладцей, шаляй-валяй, спустя рукава. Но постепенно начинаешь понимать, что их неторопливость, привычка избегать вытаращенных глаз и потного вдохновения отражает общий ритм жизни…“

На востоке, особенно в передовых странах труд стал одной из главных ценностей. Здесь труд ценен сам по себе, как благо, как вклад в общее дело развития страны, причём он предполагает большие достижения, и только уже потом как средство достижения личных благ. Здесь по-прежнему большая часть населения готова качественно и много работать и не обязательно за высокое вознаграждение.

В первую очередь следует обратить внимание на отношение нации к труду, как деятельности, которая удовлетворяет потребности людей и дает им возможность дальнейшего духовного и материального развития.

 

На протяжении длительной истории Китая трудовая деятельность в стране отождествлялась с физическим трудом — ей занимались представители низших классов. Выделение умственного труда, которым занимались высшие социальные слои, не сопровождалось быстрой профессиональной специализацией этой сферы. Поэтому накопление элементов профессионализма происходило в материальной сфере быстрее, чем в духовной.

“…Примечательная особенность Страны восходящего солнца состоит в том, что ее граждане остаются "трудоголиками" и в преклонном возрасте. Продолжают работать 75 процентов пенсионеров в возрасте 60-65…”

"…В Японии - все жители трудоголики, и даже сам глава правительства умер как трудоголик…"

Отношение к ценности “Благосостояние”

 

Под ценностью благосостояния понимают те ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности людей. К ценностям благосостояния относятся: благополучие (включает в себя здоровье и безопасность), богатство (обладание различными материальными благами и услугами), мастерство (профессионализм в определенных видах деятельности), образованность (знание, информационный потенциал и культурные связи), уважение (включает в себя статус, престиж, славу, репутацию).

 

Западное общество считает благосостояние главной ценностью. Благосостояние здесь понимается в основном как личный или семейный достаток. Люди стремятся обладать преимущественно материальными благами, духовные блага отодвигаются на второй план. В результате происходит искажение истинного смысла этой ценности, что приводит к стремлению обладать большим материальным богатством, деньгами и престижем.

 

“Англичане весьма непритязательны к повседневной пище. Деньги, израсходованные на питание, кажутся им потраченными впустую. Тут они готовы идти на самую жесткую и скрупулезную экономию. Они, безусловно, не делают культа и из одежды - во всяком случае, отнюдь не считают ее мерилом человеческого благосостояния. Собственный кров - вот предел мечтаний английской семьи, вот цель, ради которой она готова из года в год отказывать себе во всем, идти на любые жертвы.”

На востоке ценность благосостояния также стоит на первом месте, но здесь люди стремятся не только к личному богатству, но и к благосостоянию всей нации, всего населения страны. Благосостояние для них подразумевает обладание разумной совокупностью всех ценностей, как материальных, так и духовных в равной мере.

 

“…Утратив уверенность в завтрашнем дне, люди предпочитают не тратить, а сберегать заработанные деньги...”

Отношение к ценности “Свобода”

Для Запада — это безусловная свобода личности (которая на практике выражается в свободе материального выбора для потребляющего индивида). "Свобода человека" здесь как базовая ценность понимается как внутренняя, предполагает ответственность субъекта только за самого себя и только перед самим собой. Свобода предает, убивает, обманывает во имя интересов индивидуума, который имманентно как бы противостоит всему миру. Человек перестаёт видеть границу своей свободы и покушается на свободу другого человека.

 

На востоке ценность свободы понимается только как внешняя свобода — справедливость, которая рождает истинную свободу — свободу быть покорным Всевышнему, свободу быть каплей, свободно растворяющейся в Океане. Внутри себя человек не свободен, он постоянно оценивает конец своей свободы там, где начинается свобода другого человека.

“…В отличие от Запада с его культом индивидуализма и свободы личности, японцы склонны ставить общее благо выше личных интересов. Умение играть командой, готовность проявить себя в жизни, прежде всего как часть сплоченной группы - одна из главных пружин послевоенного рывка…”

Отношение к ценности “красота”

Чувство изящного, наклонность наслаждаться красотою свойственны в Японии всему населению от земледельца до аристократа. Уже простой японский крестьянин – эстетик и артист в душе, непосредственно воспринимающий прекрасное в окружающей природе. Нередко он совершает отдаленные путешествия, чтобы полюбоваться каким‑либо красивым видом, а особенно красивые горы, ручьи или водопады служат даже объектом благоговейного культа, тесно переплетаясь в представлениях простолюдина с конфуцианскими и буддийскими святынями. Из этого культа красоты, основывающегося на дивном колорите всего окружающего, возникло японское искусство."

Не будет большим преувеличением назвать национальной религией японцев культ красоты. Именно эстетические нормы во многом определяют жизненную философию этого народа.

Японцам присуще обостренное чувство гармонии. Художественный вкус пронизывает весь уклад их жизни. Эстетизм японцев основывается на убеждении, что красота присутствует в природе всюду и от человека требуется лишь зоркость, чтобы увидеть ее.

Любовь японцев к прекрасному коренится, таким образом, в их любви к природе.

Став горожанином, современный человек во многом утрачивает свой контакт с природой. Она уже почти не влияет на его повседневную жизнь. Японец же даже в городе остается не только чутким, но и отзывчивым к смене времен года.

Подчиняясь календарю, он старается, есть определенную пищу, носить определенную одежду, придавать должный облик своему жилищу. Он любит приурочивать семейные торжества к знаменательным явлениям природы: цветению сакуры или осеннему полнолунию; любит видеть на праздничном столе напоминание о времени года: ростки бамбука весной или грибы осенью.

Японцам присуща не столько решимость покорять, преобразовывать природу, сколько стремление жить в согласии с ней. Этой же чертой пронизано их искусство. Японские архитекторы возводят свои постройки так, чтобы они сливались с окружающей средой, были открыты ей. Цель японского садовника – воссоздать природу в миниатюре. Ремесленник стремится показать фактуру материала, повар – сохранить вкус и вид продукта.

«Красота требует жертв» – такой девиз могли смело написать на своих знаменах китайские женщины. И наиболее ярким примером этому может служить бинтование женских ног. Цель этого обычая – сохранить маленькую ножку, поскольку в Китае высшей добродетелью девушки считалась ножка в форме лотоса.

Начало бинтованию ног было положено в X веке до нашей эры. Годовалой девочке стягивали бинтами ножку таким образом, чтобы бинты не позволяли костям и мышцам нормально развиваться, а пальцы были подогнуты. К совершеннолетию ноги уродовались так, что женщина не могла быстро ходить и преодолевать большие расстояния.

Бинтование ног поначалу было уделом женщин высших слоев общества, но затем распространилось во всем китайском обществе, превратившись в своеобразную моду. Здесь сыграло свою роль то, что китайские женщины почти не занимались сельскохозяйственным трудом, соответственно процедура экзекуции над ногами совершалась даже в бедных крестьянских семьях.

С течением времени бинтование ног стало настолько обязательным, что девушки с нормальными ногами практически не имели шансов выйти замуж.

 

“Японская мораль коренится в эстетике. Нравственные принципы этого

народа тесно связаны с его представлениями о красоте. А культ прекрасного уяпонцев, в свою очередь, во многом сходен с религией р берет свое начало из обожествления природы.”

 

 

Сегодня на Западе многие дамы считают, что эталоном красоты является высокий рост в сочетании с размерами 90−60−90.

Женская красота – это тот объект, который всегда всех пьянит, в хорошем смысле этого слова, возбуждает и заставляет проявлять образцы неслыханного красноречия.

Во все времена у всех народов делались попытки найти общие критерии женской красоты, составить канонический образ красивой женщины, но результаты такого поиска, естественно, оказывались разноречивыми. Так, для испанского архипресвитера Хуана Руиса, автора «Книги благой любви», эталонная красота складывалась из серповидных бровей, светлокудрых волос, маленькой головки, тонкого стана, изящных ушек, точеного носика, белых ровных зубов и лебединой шеи. Для итальянца Фиренцуолы в каноне женской красоты должны были присутствовать 37 признаков, таких, например, как «вид», «внешность», «обаяние», «прелесть», «изящество», «величие» – каждый из которых служит средством для раскрытия тех или иных женских достоинств. Общим же критерием женской красоты должна быть, по мнению Фиренцуолы, только рука: большая, белая, с розовой мягкой ладонью.

Тридцать три тройки, так в 18 веке назывался романтический канон, по которому европейцы оценивали красоты женщины.

У красивой женщины, отвечающей этому канону, три части тела должны были быть белыми: кожа, руки и зубы; три – черными: глаза, брови и ресницы; еще три – красными: губы, щеки и ногти; три – длинными: фигура, волосы и руки; три – широкими: грудь, лоб и расстояние между бровей; три – полными: руки, бедра и икры; три – тонкими: губы, волосы и пальцы; три – маленькими: грудь, голова и нос, и так далее.

 

Красота природы в Европе не ценится, как на Востоке. Своё несовершенство и слабость перед силами природы европейцы начали возмещать созданием громоздких машин. Они резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. Более того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага. Ее надо было одолеть, победить, поставить себе на службу. Убедив себя, что человек есть венец творения и все в этом мире создано исключительно для него, европейцы принялись перекраивать природу на свой лад и расхищать ее богатства, не считаясь ни с загрязнением окружающей среды, ни с другими потерями, еще бы - природа ведь "не храм, а мастерская", как выражался Базаров в романе Тургенева "Отцы и дети".

“Британия заплатила дорогую цену за то, что именно она явилась родиной промышленной революции. Где еще увидишь более разительный контраст между красотой облагороженного трудом многих поколений сельского ландшафта и вопиющей безобразностью и удручающей безысходностью пролетарских предместий! Трудно поверить, что и то и другое создано одним и тем же народом. Кажется, что здесь приложили руку совершенно разные породы людей”.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: