Клиническая картина поддиафрагмального абсцесса не столь ярка, как абсцесса дугласова пространства, хотя здесь также формирование гнойника начинается спустя 5-7 дней после операции. Нередко локальные симптомы поддиафрагмального абсцесса являются стертыми, несмотря на то что у
больного имеется явная картина гнойной интоксикации. Это обусловило известный афоризм старых хирургов: «Если после аппендэктомии налицо клиника какого-то гнойника, который не удается отчетливо локализовать в брюшной полости, то нужно искать его под правым куполом диафрагмы».
Помимо общих признаков гнойной интоксикации (бледность, вялость, потеря аппетита, гектическая лихорадка, повышение числа лейкоцитов с нейтрофильным сдвигом влево), для поддиафрагмального абсцесса характерны тупые боли в нижних отделах грудной клетки справа, усиливающиеся при глубоком вдохе. Иногда к болям присоединяется сухой кашель, вызванный раздражением диафрагмы.
При осмотре грудной клетки нередко удается выявить отставание правой ее половины при дыхании, а в поздних стадиях поддиафрагмального абсцесса - выбухание нижних межреберий. В этой же области вследствие наличия реактивного выпота в плевральной полости выявляется притупление перкуторного звука, а при аускультации - ослабление дыхания.
Указанные симптомы дают основание для установления диагноза правосторонней нижнедолевой плевропневмонии, но она носит содружественный характер и не является главной причиной ухудшения состояния больного.
В диагностике поддиафрагмального абсцесса исключительная роль принадлежит рентгенологическому исследованию. При обзорной рентгеноскопии чаще всего удается заметить высокое стояние правого купола диафрагмы и его малоподвижность, мнимое увеличение печеночной тени. В половине всех случаев поддиафрагмальный абсцесс содержит газ, и тогда при рентгеноскопии или на рентгенограмме хорошо виден надпеченочный уровень жидкости с четкой полоской купола диафрагмы над ним и содружественным выпотом в правой плевральной полости.
|
Вскрытие поддиафрагмалыюго абсцесса является довольно тяжелым вмешательством для больного, ослабленного длительной гнойной интоксикацией. В связи с этим операцию нередко предпринимают не сразу после установления диагноза, а после предварительной подготовки больного в течение 1-2 дней. С этой целью применяют трансфузию альбумина, белковых гидролизатов, сорбитола, глюкозы, антитоксических препаратов: неокомпенсана, гемодеза и др. Само же оперативное вмешательство проводят, как правило, под общей анестезией.
Для вскрытия поддиафрагмального абсцесса предложены две категории доступов: чресплевральные и внеплевральные.
При чресплевральном доступе больного укладывают на левый бок и производят разрез по ходу VIП или IX ребра от лопаточной до средней подмышечной линии. Затем производят резекцию обнаженного ребра в пределах" несколько меньших, чем длина кожного разреза. В большинстве случаев поддиафрагмального абсцесса реберно-диафрагмальный синус облитерирован, в чем нетрудно убедиться после резекции ребра. Если
париетальная плевра плотна на ощупь, белесовата и сквозь, нее не виден край смещающегося при дыхании легкого, то можно с уверенностью приступить к непосредственному вскрытию гнойника.
|
Предварительно толстой иглой со шприцем делают прокол облитерированного синуса и диафрагмы, а после получения гноя по игле делают разрез длиной 4-5 см. Пальцем производят ревизию гнойной полости, вскрывая по необходимости мелкие гнойники при ячеистом строении абсцесса. Вслед за этим промывают полость абсцесса фурацилином или диоксидином, затем вводят один или два марлевых тампона и дренажную трубку для орошения антибиотиками или антисептическими растворами. Трубку и тампон фиксируют кетгутовыми швами к диафрагме. Операционную рану, как правило, не зашивают. Лишь в некоторых случаях накладывают по одному шелковому шву на углы раны.
При свободном реберно-диафрагмальном синусе прибегают к двухэтапному вскрытию поддиафрагмального абсцесса ввиду опасности инфицирования плевры и возникновения содружественной эмпиемы. В этом случае, убедившись после резекции ребра в том, что синус не облитерирован, прекращают вмешательство и рану туго заполняют тампонами с мазью Вишневского. Содержащийся в мази деготь и ксероформ вызывают асептическое воспаление и способствуют плотному слипанию реберной и диафрагмальной плевры.
Спустя 2 суток происходит полная облитерация синуса. Больного берут в операционную, где после пункции производят окончательное вскрытие и дренирование поддиафрагмального абсцесса по описанной выше методике.
В некоторых руководствах указано, что одномоментное вскрытие абсцесса можно выполнить и при незаращенном реберно-диафрагмальном синусе. С этой целью рекомендуют после отжатия легкого кверху произвести подшивание париетальной плевры к диафрагме и непосредственно вслед за этим произвести вскрытие гнойника. Однако не вовлеченная в воспалительный процесс париетальная плевра тонка и легко рвется, вследствие чего, как правило, не удается надежно изолировать, плевральную полость и предотвратить развитие эмпиемы. В связи с этим к одномоментному вскрытию абсцесса при свободном' реберно-диафрагмальном синусе лучше не прибегать.
|
Внеплевральные доступы технически выполнить труднее, однако их легче переносят больные, так как плевральная полость при этом остается интактной и у больного в послеоперационном периоде сохраняется полноценное дыхание.
При заднем внеплевральпом доступе производят резекцию Х и ХI ребер и вслед за этим тупо отслаивают диафрагму от прилежащего дна плеврального синуса кпереди. Обычно при этом хорошо удается подойти к нижнему полюсу гнойника через ложе резецированного ребра. В дальнейшем поступают так же, как и при чресплевральном доступе, т. е. после пункции производят вскрытие и дренирование гнойника.
Боковой внеплевральный доступ применяют при сочетанном гнойном процессе под диафрагмой и в боковом канале, что нередко бывает при ретроцекальном расположении червеобразного отростка.
В этом случае производят разрез, параллельный реберной дуге, протяженностью от задней подмышечной до среднеключичной линии через все слои брюшной стенки, включая брюшину. Отведя нижний край печени медиально, проникают под диафрагму, а приподняв нижний край раны, - в боковой канал. Эвакуируют гной и промывают полости абсцессов. Вслед за этим в боковом канале и под диафрагмой оставляют перчаточно-марлевые тампоны и дренажные трубки для введения антибиотиков. Верхний угол раны зашивают одним или двумя шелковыми швами через все слои брюшной стенки.
Внеплевральные доступы создают лучшие условия для оттока гноя и быстрейшего заживления поддиафрагмального абсцесса, но ввиду их технической сложности они могут быть рекомендованы только опытным хирургам.
При ведении больного после вскрытия поддиафрагмального абсцесса необходимо помнить, что полностью удалять тампоны можно не ранее чем через 2 недели после операции, а до тех пор нужно производить периодическую их замену и частые промывания полости абсцесса антибиотиками и антисептиками.
Межкишечный абсцесс
Обычно в формировании такого абсцесса участвуют петли тонких кишок, располагающиеся в нижней половине живота, а непосредственной причиной его возникновения служит соответствующая локализация деструктивного процесса.
Так же как и при других гнойниках брюшной полости, для межкишечного абсцесса характерен светлый промежуток, про должающийся 5-7 дней, с момента операции до первых: симптомов гнойника. Этими симптомами являются вялость, потеря аппетита, гектическая лихорадка, нейтрофильный сдвиг в крови. При объективном исследовании живота можно выявить плотное, без четких контуров опухолевидное образование, аналогичное аппендикулярному инфильтрату, но располагающееся не в правой подвздошной области, а несколько медиальнее ее. Симптомы раздражения брюшины при этом отсутствуют, но может быть умеренный парез кишечника.
В начальных стадиях, когда еще абсцесса как такового нет, а имеется лишь воспалительный инфильтрат, допустима консервативно-выжидательная тактика: покой, холод на область инфильтрата, антибиотики, динамическое наблюдение за картиной крови и температурой.
При появлении выраженных признаков гнойной интоксикации показано вскрытие абсцесса. Это вмешательство проводят, как правило, под общей анестезией. В проекции пальпируемого инфильтрата делают разрез длиной 6-8 см. Войдя в брюшную полость, тщательно изолируют рану влажными марлевыми салфетками. Далее исключительно тупым путем, осторожно раздвигая слипшиеся между собой петли кишок, вскрывают гнойник и эвакуируют гной отсосом. Полость абсцесса промывают раствором фурацилина (диоксидина) и оставляют в ней перчаточно-марлевый тампон и дренаж для введения антибиотиков, которые фиксируют кетгутом к краям раны. Помимо этого, в брюшную полость вводят отграничивающие тампоны. Операционную рану зашивают лишь частично, до дренажей и тампонов следя за тем, чтобы не произошло их ущемление.
III. ИНТЕГРАТИВНЫЕ СВЯЗИ:
базой для практических занятий являются знания, полученные студентами на предыдущих курсах по анатомии, физиологии, оперативной, общей и факультетской хирургии. На основании лекционного материала на 3-5 курсах, учебника «хирургические болезни» студенты должны знать анатомию органов брюшной полости, деление последней по областям и этажам, забрюшинного пространства, пути лимфатического и венозного оттока, провести дифференциальный диагноз с другими заболеваниями. Он должен знать стандартные методы диагностики и хирургическую тактику лечения в зависимости от локализации гнойника, а также профилактика гнойно-септических осложнений в послеоперационном периоде.
Выход знаний:
изучение данной темы углубляет и расширяет знания студентов о заболеваниях органов брюшной полости, позволяет на высоком квалифицированном уровне осуществлять раннюю диагностику и оказывать своевременную помощь больным с данной патологией, а также рациональное назначение антибактериальной терапии в послеоперационном периоде, что заметно снижает риск возникновения гнойных осложнений.
IV. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1. проверка присутствующих
2. вступительное слово преподавателя (особенность проведения занятия - его цель, уровень усвоения материала: что студенты должны знать и уметь).
3. контроль исходного уровня знаний (вопросы из материала предыдущих занятий или смежной дисциплины, которые помогают освоению учебного материала):
А) тестовый контроль: