Памятник Пушкину на Липецкой земле




2.1. ЛИПЕЦКАЯ КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА

В начале автобиографии Александр Сергеевич Пушкин пишет: «…Дед мой служил во флоте и женился на Марии Алексеевне Пушкиной, дочери Тамбовского воеводы»,- воевода ли Сокольский, Алексей Федорович Пушкин, или «желтух» из Козлова, Тамбовский воевода, Петр Михайлович Пушкин,- все это служивые военные люди, по разным причинам и в разное время уходили в отставку, обзаводились землей и становились хозяевами обширных земельных угодий. Таким хозяином обширных земель в Сокольском, Воронежском, а также Переяславском, Ярославском уездах станет Алексей Федорович Пушкин.

В чине капитана в 1746 году Алексей Федорович Пушкин уйдет в отставку, когда в его семье уже было трое детей. Два сына- Юрий и Михаил и только что прибывший в Покровское (Кореневщино) капитан в отставке будет отмечать 20 января годовщину со дня рождения своей маленькой дочурки Марии, которая и станет по рождению «капитанской дочкой», а по месту жительства – липецкой.

В 1773 году офицер морской артиллерии Осип Абрамович Ганнибал, третий сын Арапа Петра Великого, баловень петербургских салонов, только что получивший чин майора, по казенной надобности оказался в Липецких краях. На самом деле это было его бегство в глушь от долгов и скандала. В селе Покровском, куда он приехал «засвидетельствовать свое почтение» богатому помещику Алексею Федоровичу Пушкину, считая его родственником, его сестра была замужем за Андреем Павловичем Пушкиным, только из другой ветки огромного рода Пушкиных, о чем Ганнибал, видимо, не знал, он познакомился с Марией Федоровной Пушкиной, красоты редкостной. Были долгие вечерние застолья в традициях того времени, был долгий любезный разговор Осипа с Марией, - девицей с хорошим образованием, довольно живой и подвижной манерой вести беседы и поведением далеко не провинциального уровня.

«…ухаживания пылкого моряка были встречены благосклонно. Мария Пушкина скоро стала женой Осипа Ганнибал». В Москве у Марии была многочисленная родня, известие о том, что морской офицер «негр» стал мужем Марии становится для одних завистью, а для других насмешкой – «мол, выходит за арапа, ему бы на запятках сидеть», - и тут же откликнулись на этот поступок своей провинциальной родственницы стишком:

…Нашлась такая дура,

Что не спросясь Амура

Пошла за Визапура.

Визапур – выходец из Индии, темнокожий индус, женился на русской, носил титул князя, писал по французски, носил православное имя Александр.

Свадьба состоялась в Липецкой Вознесенской церкви. Найдены документы о браке Марии Алексеевны Ганнибал с Осипом Абрамовичем. Так на Липецкой земле повстречались и были повенчаны бабушка и дедушка Александра Сергеевича Пушкина.

Молодые жили сначала в Муроме. Такое решение, очевидно, возникло еще в Липецке, после свадьбы, получив в приданое от отца деревню в Ярославском уезде. Но вскоре свою приданную деревню Мария Алексеевна «принужденно решилась продать в связи с долгами мужа». Вот так первые дни замужества для Марии Алексеевны станут началом ее многочисленных приключений «с самым беспутным, со слов А.С. Пушкина, из всех Ганнибалов».

… «Испросив у отца мужа своего ему прощение и позволение к нему приехать», Мария Алексеевна решается приехать к своему свекру – Абраму Петровичу Ганнибал. Ю.Тынянов в романе «Пушкин»так описывает этот печальный прием молодых,- продержав их в чулане двое суток…» дед очень оробел,-укачивая маленького Сашку Пушкина, в который раз рассказывает бабушка Мария Алексеевна,- если он на вас шишкнет, прошу вас, душа моя, пасть перед ним на колени, как и я. Тогда простит. Он очень боялся отца – женился на мне не спросясь. Я сказала: «Я не таких правил, чтоб меня, друг мой, шишкали. Я не могу упасть на колени». А он говорит:… «в Африке и все так делают, и не считается за бесчестие. То в Африке, а то здесь, под Псковом. Дед даже заплакал от огорчения, слезы так и льются. Тогда еще мужчины не плакали, как теперь». … «Вот в ту ночь, друг мой и я не спала, как ты. Назавтра я объявлю, что еду назад, к родителям в Липецк и что до крайности изумлена.»

«Африканский характер моего деда – пишет А. Пушкин – пылкие страсти, соединенные с ужасным легкомыслием, вовлекли его в удивительные заблуждения». Поселившись в Суйде, под Петербургом, в имении свекра, после его известно-печального приема в Покровском, Осип Ганнибал, по словам Марии Алексеевны, недолгое время жил «в порядке», но вскоре, «следуя дурным своим склонностям, бежал из дома, оставя отцу своему письмо, что он навеки от него скрылся».

«Это был сорви-голова и ужас семьи» - так отзывался о деде поэта П.В. Анненков. 1775 г – родилась дочь Надя, через год, забрав ребенка и перепоручив его в Красном селе своему приятелю господину маэору и управителю Ал. Мазу, Осип Ганнибал покидает свою жену.

Оказавшись в полном потрясении и отчаянии Мария Алексеевна пишет Осипу письмо, в котором просит «… более вам своей особой тягости не делать, а расстаться на век и вас оставить от моих претензий во всем свободна, не только с тем чтобы дочь наша мне отдана была, дабы воспитание сего младенца было под присмотром моим.», а … «от вас и от наследников ваших ничего никак требовать не буду».

Подавленная, оскорбленная и униженная Мария Алексеевна возвращается с дочерью Надей в Липецк, в деревню Покровское, к своему отцу - «который, увидев меня в таком бедственном состоянии, получил паралич. От которой болезни и скончался».

«После смерти отца Мария Алексеевна в Покровском жила со своей матерью и маленькой дочерью в лютой бедности. Иной раз в доме не было черствого хлеба. Дворня бегала от них, боясь умереть голодной смертью». Вынужденная принять на себя все труды и обязанности по дальнейшей судьбе дочери, Мария Алексеевна «принуждена была подать просьбу на имя императрицы, которая с живостью вмешалась в это дело».

… «второй брак Осипа Ганнибала был расторгнут, а из его именной мызы Руново и деревни Кобрино по резолюции Екатерины II были выделины в ведомство дворянской опеки на содержание малолетней дочери Надежды, а сам он послан на кораблях на целую компанию в Северное море, дабы он службою погрешения свои наградить мог».

Спор за Кобрино и мызу Руново еще долго будет продолжаться с Осипом Ганнибал. Но Мария Алексеевна уже постоянно будет жить с дочерью в Петербурге и лишь летом у себя в Руновской мызе, не переставая заниматься воспитанием дочери. Надежда получила, как большинство дворянских барышень ее круга, великолепное воспитание. Баловала ее и мать и родные матери, и дядя Иван Абрамович Ганнибал. Ко дню рождения, когда ей исполнилось 16 лет, Иван Абрамович преподносит живой подарок – дочь дворового человека Суйдинской мызы девку Акулину Евдокимову.

«Надя всего два раза, «ребенком» видела отца, - и в первый раз он запомнился лучше и яснее. Она помнила цветочки на жилете его со стразовыми пуговицами и пестрый бант, влажный пожелуй и удивительно легкую походку, - он отскочил от нее как мяч. И всю свою жизнь, все свои 23 года она помнила и знала, что это то и было ее матери несчастье.»

У безжалостно покинутой Марии Алексеевны только и свету в окошке было Наденька. Безмерно любя дочь, она растила ее белоручкой-барышней:

французский язык, фортепьяно, манеры. «Смуглая красавица, наделенная природным умом, Надежда Осиповна быстро превзошла все эти премудрости, но оберегаемая матерью от малейших житейских тягот, была начисто лишена домовитости, расчетливости».

В доме Марьи Алексеевны в Петербурге часто бывал ее родственник, поручик 10-й роты лейб-гвардии Измайловского полка Сергей Львович

Пушкин. Он сделал предложение Надежде Осиповне, приходившейся ему внучатой племянницей.

28 сентября 1796 года в Суйдовской церкви венчались: «Лейб-гвардии Измайловского полка поручик отрок Сергей Львович сын Пушкин, артиллерии морской 2-го ранга капитана Осипа Абрамовича Ганнибала с дочерью его девицей Надеждой Осиповной, оба первым браком». Поручителями были: Генерал-поручик и кавалер Иван Абрамович Ганнибал, пример-майор Павел Федоров.

Мария Алексеевна Ганнибал ближе к пожилым годам охотно перебралась в Москву, это был город ее дедов, прадедов, многочисленных родных,- наконец, город, где она бывала в юности, покидая Липецкие поместья отца.

Прощание с лицейскими друзьями не для всех было праздником. Для Пушкина это и разлука и тайная грусть и поэтическое волнение.

«…Промчались годы заточенья;

Недолго мирные друзья,

Нам видеть кров уединения

И Царскосельские поля

Разлука ждет нас у порога,

Зовет нас света дальний шум

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем полных, юный друг»

 

Вместе с родителями (9 июля 1817г.) Пушкин выезжает в Михайловское. В его бумагах сохранилась записка о первом приезде в Михайловское: «Вышел из лицея, и почти тотчас отправился в Псковскую деревню моей матери. Помню как обрадовался сельской жизни, русской бане, клубнике и пр…» и конечно же самая долгожданная, после стольких лет разлуки, встреча Пушкина с самым дорогим для него – няней Ариной Родионовной и бабушкой Марией Алексеевной, для которой деревенское «Михайловское лето» уже не так согревало ее, как бывало в Захарове. «Часто болела. Тихо ходила по дому, вздыхая, и как бы прощалась со всеми и со всем, и на все смотрела, как бы прощаясь».

… «Тает,- скажет о ней Арина, - что свеча». Недолги, уже прохладные летние вечера в Михайловском для Марии Алексеевны станут последними

днями ее жизни. Умерла Мария Алексеевна Ганнибал 27 июня 1818 года в Михайловском.

Надежда Осиповна и Оленька в большом огорчении и здоровье ее очень худо и я о том очень сокрушаюсь, - пишет Василий Львович Пушкин, - от нашего поэта я около года не получал ни строчки.

Пушкин в это время болел, перенес тяжелую болезнь – «горячку»(тиф).

 

«…Я ускользнул от эскулапа

Худой, обритый, но живой;

Его мучительная лепта

Не тяготеет надо мной»

(1818 год)

 

Похороны состоялись в Святогорском монастыре. Похоронят ее рядом с Осипом Ганнибал. «Тридцать лет они жили розно, напишет потом Пушкин, и смерть их соединили.»


 

 

ПУТЕШЕСТВИЕ ПУШКИНА

 

Доброе и Коренищево – родные места для Марии Алексеевны Пушкиной, бабушки А.С. Пушкина. Каковы же они, родные места Марьи Алексеевны, о которых она рассказывала своему любимому внуку. Село Доброе – центр Добровского района, на правом берегу реки Воронеж. Село названо по урочищу Доброе Городище, где когда-то было укреплённое селение ещё до монголо-татарского нашествия. Название означало доброе, хорошее место для поселения на тенистых и туманных берегах, с озёрами на заливных лугах. Судьба распорядилась так, что родные места Марии Алексеевны буквально «запортретировал» талантливый «лирик в прозе» Александр Иванович Левитов. Левитовские поэтические свидетельства приобретают при этом особый смысл… «Степная дорога днём», «Степная дорога ночью», «Сельские тревоги», «Типы и сцены сельской ярмарки»….

Весна, окрестности Кореневщино, Доброго, типичные местечки Подстепья…»Всё выше и выше поднималось солнце – и с этим вместе роскошнее и роскошнее делался весенний сельский день: он весь был наполнен тёплыми, ярко-цветными красками, которые медленно и плавно лились с неба, дышавшего какой-то задумчивой и страстной жизненностью. Нежно звеневшие звуки несмолкаемо раздавались в расцвеченном солнечными лучами дневном свете и будили, таким образом, сельскую жизнь, заморенную гневной зимою. Эти вёсны воспеты и гением Пушкиным:

…Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синее блещут небеса…

Отец возил Машу в село Доброе. Это был древний русский город-крепость, который заложил царствовавший на Руси Михаил Фёдорович. Городок, окружённый деревянной стеной, имел шесть башен с пушками. Воронеж был тогда судоходным, по реке свободно проходили суда.

Какие сказки слышала в детстве Маша Пушкина? Какие были и былины очаровывали её? «Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма», – скажет потом возмужавший мастер художественного слова. А песенно-былинное сказание о вещем Олеге, а размышление Руслана на развилке сказочных дорог – всё это воспетые им сказания его «мамушкм». Любил юный Пушкин «разбойничью тему». Кто знает, может быть, Марья Алексеевна познакомила внука с добровско-кореневщинскими былями о благородных мятежах. И отсюда поёт пушкинский Стёпка «меланхоличную старую песню», песню, которую пели и под Кореневщино, и под Лебедянью, и под Ельцом.

Не шуми, мати зелёная дубравушка,

Не мешай мне, молодцу, думу думати,

Марья Алексеевна любила Александра больше других детей: «Не знаю, что из него выйдет…, то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг, так развернётся, что ничем его не уймёшь.

Как сильно любил Пушкин свою бабушку – много свидетельств. В его памяти навсегда остался «антик», «прабабушкин чепец», что носила Марья Алексеевна, да «прелесть таинственных ночей», когда слушал он её сказки «о чудесах, о подвигах Бовы».

«Люблю от бабушки московской

Я слушать толки о родне,

Об отдалённой старине.

Могучих предков правнук бедный.

Люблю встречать их имена

В двух-трёх строках Карамзина».

Во многих стихах Александра Сергеевича бабушка предстаёт женщиной умной и по своему времени образованной. Это она, своими рассказами о

семейных преданиях, пробудила интерес у будущего поэта к старине, к родной природе, к родословной.

Впоследствии А.С. Пушкин приезжал в Кореневщино, Капитанщину; на пути следования на Кавказ поэт проезжал вблизи вотчинных земель своих предков.

Великий подвижник музейного дела и первый исследователь пушкинских документов в Липецком архиве до революции и в 20-30-е годы бывал в Кореневщине, Капитанщине и других бывших владениях Пушкиных, где и записал предания о прежних хозяевах, в том числе и о посещении А.С. Пушкиным этих мест. Свидетельства эти, разумеется, имели гипотетический характер:

«Усадьба близ села Капитанщино Бутырской волости принадлежала в XIX веке родственнику поэта Н. Замятину, к которому в молодых годах приезжал в одно время Александр Сергеевич Пушкин. Встречать его выходили все крестьяне деревни Капитанщино. Крестьянам он очень нравился. Поэтому они прозвали его фруктовым кудрявым барином. В Капитанщино поэт приезжал встретиться с некой артисткой Качановой» Это записано со слов старожила крестьянина Андрея Лаврентьевича Федорова.

А.С. Пушкин много путешествовал. «По неволе иль воле» поэт проделал тысячи верст по дорогам России, повидал много городов и селений. «Путешествие нужно мне нравственно и физически», - признавался он в письме к П.В. Нащокину. Неустроенные российские дороги не страшили поэта.

Я ехал в дальние края;

Желал я душу освежить,

Бывалой жизнию пожить.

За пределы России Пушкин выехал лишь один раз, отправившись в путешествие в Арзрум. В рассказе об этой поездке Пушкин упомянул: «…с детских лет путешествия были моей любимой мечтой».

Возможно, что Пушкин мог побывать в краях, где родилась и выросла его бабушка, либо на пути в Арзрум в 1829 году, либо на обратном пути.

История Липецкого края отмечена пребыванием Пушкина в Ельце, в знаменитом имении богатых дворян Стаховичей в Пальне-Михайловке, в Задонске, в воронежских степях. По улице Главной, позже Орловской, ныне Коммунаров в Ельце, Пушкин дважды проезжал к Стаховичам и обратно. В своём дорожном дневнике поэт последовательно упоминал такие географические названия, как Елец, воронежские степи, Новочеркасск.

Поэт объясняет причину изменения своего первоначального маршрута:

«Мне предстоял путь через Курск и Харьков, но я свернул на прямую тифлисскую дорогу, жертвуя хорошим обедом в трактире (что не безделица в наших путешествиях) и не любопытствуя посетить Харьковский университет, который не стоит курской ресторации»; «Мне захотелось туда съездить для свидания с братом и с некоторыми из моих приятелей»; «Из Москвы поехал я на Калугу, Белев и Орёл и сделал, таким образом, двести с лишним вёрст лишних; зато я видел Ермолова».

Имя Алексея Петровича Ермолова Пушкину было хорошо известно со времён 1812 года. Кавалер почти всех российских и многих иностранных орденов, в шестнадцать лет он был награждён белым Георгием 4-й степени самим А.В. Суворовым. На службе у Ермолова находились «неблагонадёжные» -Кюхельбекер, Каховский, Якубович, братья Раевские, Грибоедов. Несомненная личная храбрость, полководческий талант, незаурядные государственные способности, добродушие и приветливость причудливо уживались с завистью и ревностью к чужим успехам; поразительное гражданское мужество и личная независимость шли рука об руку с жестокостью и двуличием. «Он всегда одинаков, всегда приятен, и вот странность: тех даже, кого не уважает, умеет к себе привлечь…» – писал А.С. Грибоедов – С.Н. Бегичеву.

Из полицейского донесения следует, что Пушкин пробыл в Орле два дня и виделся с Ермоловым не один раз. Он побывал у дома, где родилась А. Керн, побродил по тихим улочкам Орла, где некогда, в бытность города крепостью, воеводой был его дальний предок Пётр Михайлович Пушкин – Желтоух.

А.С. Пушкин писал о посещении Ермолова:

«Он был в зелёном черкесском чекмене. На стенах его кабинета висели шашки, кинжалы, памятники его владычества на Кавказе».

О правительстве и политике не говорили ни слова. Уединившись в тиши знаменитого Ермоловского кабинета-библиотеки, поэт и генерал, вспоминали события Сенатской площади. Кто знает, не думал ли Пушкин разговаривая с Ермоловым, и о том, что будь у генерала меньше хитрости и чуть больше «безрассудства», он повернул бы верные ему войска с Кавказа на север и не было бы ни виселицы, ни сибирской каторги друзей. Говорили о войне 12-го года, вспоминали Дениса Давыдова, и Николая Раевского. Пушкин назвал Ермолова «самым замечательным из наших государственных людей.

Если Пушкин скрывал своё пребывание в Орле, то Ермолов не сумел этого сделать. Позднее он писал Д.А. Давыдову:

«Был у меня Пушкин. Я в первый раз видел его и, как можешь себе вообразить, смотрел на него с живейшим любопытством. В первый раз не знакомятся коротко, но какая власть высокого таланта! Я нашёл в себе чувство, кроме невольного уважения».

А.П. Ермолов убедил Пушкина ехать через Елец на Старо-Тифлисский тракт, предупредив, что дорога до Малоархангельска будет очень тяжёлой, но за Ельцом пойдут ровные воронежские степи. В Ельце Ермолов советовал Пушкину заехать в имение Стаховичей:

– Вас там знают по произведениям и почитают, а что незнакомы, не беда – познакомитесь.

Из Орла дорога прямо вела до Ельца. О путешествии по Елецкой земле в работах А.С. Пушкина есть прямое упоминание: «Те же столбы, вёрсты,

шлагбаумы, станционные смотрители. Запах навоза на почтовых станциях. Весенние грозы так обильно насытили чернозём, что грязь орловская стала достойной грязи одесской». «До Ельца дороги ужасны. Несколько раз коляска моя вязла в грязи, достойной грязи одесской. Мне случалось в сутки проехать не более 50 вёрст…. На душе было тоскливо – сказывалась усталость от долгой езды.… Хотелось передохнуть.

Пошёл дождь, и лошади с трудом тащили коляску в гору. Ехавшие в ней порядком были измотаны не только медленной и скучной ездой с частыми остановками из-за распутицы. Угнетающе действовал и унылый вид окрестностей, по которым пролегал путь, столь невыразительный в пору ранней весны. Поэтому перемены в природе были сразу замечены. При подъезде к городу бросился в глаза зелёный ковёр окрестных полей. Сквозь тучу проглядывало солнце, и уже было слышно пение птиц…». «Весть о том, что едет Пушкин в Елец, обогнала его». К вечеру 5 мая 1829 года поэт прибыл в Елец. Особенно запомнились Пушкину, при въезде в город Елец – тюрьма и мужской монастырь.

Пушкин сразу получил приглашение господ Стаховичей навестить их. На что ответил:

«Стаховичи… Стаховичи.… Ах, да, генерал Ермолов в Орле советовал познакомиться с ними. Имение их кажется недалеко от Ельца. Ну что ж, можно и передохнуть: впереди долгая дорога».

Поэт принял приглашение, сел в присланную коляску и через полчаса его встречали в Пальне-Михайловке Надежда Михайловна и Александр Иванович Стахович в своём имении. «…Приведя после дороги себя в порядок, Александр Сергеевич вышел к ужину. Общих знакомых оказалось много и сообщения о них оказались взаимно интересными. Очень увлекательным было обсуждение стихов и статей в новых газетах и журналах. Интересно прошёл и день 6 мая. По просьбе Надежды Михайловны поэт в парке посадил дуб». В Пальне-Михайловке, кажется, каждый уголок дышит историей.

В начале 19 века на живописном берегу речки Пальны был разбит парк и выстроен дворец по проекту Витберга А.Л. (1787 – 1855) в неоклассическом стиле, сочетавшем строгие античные линии и формы с романтической красотой задумчивой русской природы. Вписанный в окружающий пейзажный ансамбль – лесистый склон и крутой берег Пальны, к которому от дома вела длинная прерывистая лестница. Пальновский дом Витберга вошел в историю отечественной архитектуры как показательный памятник деревянного неоклассицизма первой трети 19 века. Дворец дважды горел, перестраивался, но сохранил обаяние своеобразного стиля. Неоклассический стиль дворца соответственно и законченно сказался в его внутренней декоративной отделке, для чего в Пальну был приглашен воспитанный в России популярный мастер декоративной живописи Скотт Д.Б. (1776-1830). Росписи Скотте гризайлью (в один-два тона) отличались скульптурной четкостью и создавали иллюзию барельефа. Недалеко от дворца на открытой площади в 30-х годах 19 века сооружена усадебная церковь-мавзолей. Церковь построена по плану знаменитого московского зодчего Джиляра Д.И. (1788-1845) в форме ротонды, круглого глухого здания с куполом на барабане. Она украшена одним портиком с западной стороны и строгой простотой, тяжеловесной монументальностью напоминает римский Пантеон. Впоследствии напротив старого дворца на противоположном берегу реки был возведен другой двухэтажный дворец в готическом стиле, как и все прилегавшие к нему надворные строения. Он сильно пострадал в годы войны 1941 – 1945 годов, но еще не утратил своего оригинального вида. Готический стиль этой усадьбы подчеркивают пирамидальные дубы, вывезенные саженцами из Болгарии в турецкую компанию 70-х годов 19 века.

Стаховичи – были одарённые, прекрасно образованные и отлично воспитанные люди. Дом Стаховичей на протяжении 19 века являлся резиденцией елецких предводителей дворянства. Будучи любителями и знатоками искусства, они привлекали в Пальну талантливых архитекторов, художников, писателей, артистов, в результате чего развивались и множились Елецкие связи с представителями общенациональной культуры: Толстым Л.Н., Пришвиным М.М., Репиным И., Новиковым Н., Серовым В., Станиславским и МХАТом, зодчими Витбергом А., Джилярди Д., скульптором Клодтом П..

Долголетняя дружба Толстых и Стаховичей скреплялась постоянным общением. Стаховичи занимались пропагандой, собиранием и научным исследование творчества Л.Н. Толстого. В орбиту дружеских отношений Толстых и Стаховичей органично врастали, скрепляя их новые творческие знакомства и связи, как это случилось с И.Е. Репиным и К.С. Станиславским. Незабываемое впечатление произвела на Репина Пальна и ее обитатели. Он создал серию портретов Стаховичей, Пальновских рисунков, написал исключительно редкую для его кисти пейзажную картину «Пальна. Вид с балкона. 1891 г.» Почти все старинные постройки сохранились в Пальне, но нуждаются в реставрации и охране.

Веет от этого края грустью далёкой старины. И гордишься тем, что по этой земле ходил великий Пушкин. Существовал в этих местах и в семье Стаховичей культ Пушкина. Недаром Л.Н. Толстой, доводившийся Пушкину четвероюродным племенником, говорил Стаховичам: «Ваш Пушкин», а Репин посвятил им свою картину «Пушкин на набережной».Пальновский дом Стаховичей воскрешает для посетителей не только ушедший быт просвещённого дворянского гнезда, но и многочисленные предания и источники его культурных связей. Предание о посещении Пальны Пушкиным по дороге в Арзрум очень популярно среди местных жителей. Старожилы рассказывали, что в парке перед домом на открытой лужайке был посажен дуб, в ознаменование пушкинского визита в Пальну. А над рекой возвышалось бронзовое изваяние поэта – бюст на гранитном пьедестале, поклонник поэта, Стахович А.А., поставил в знак почитания его великого творчества. Многие жители Пальны-Михайловки покажут место, где рос большой дуб, якобы посаженный Пушкиным при посещении усадьбы. Этот «пушкинский дуб» очень оберегали Стаховичи, и когда в его вершину ударила молния и в стволе появилась трещина, то её замазали специальным раствором, а сам ствол скрепили в нескольких местах обручами.

Возвратился поэт из Пальны-Михайловки в Елец весёлым, будто помолодевшим. На вопрос смотрителя, беспокоившегося, как барин воспримет возможную задержку лошадей:

– Неужели, ваше сиятельство, клад изволили найти?

– Клад не нашёл, а богаче стал, – ответил Пушкин.

– Это как-же-с прикажете понимать?

– Очень просто – познакомился со Стаховичами. Замечательные люди.

– Очень знатные люди. И с учёными мужами знакомства водят-с, – в тон собеседнику добавил смотритель Ф. Меликов в «Ленинском Знамени», от 06. 07. 1969 года писал, что в Ельце поэт останавливался, на ночлег, в домике № 20 на углу ул. Коммунаров (бывшая Орловская) и М. Горького (бывшая Рождественская). «Домику этому в 1969 году было около 150 лет. 140 лет назад тут был заезжий двор некоего Никуленко, где останавливался поэт. Мраморная мемориальная доска на домике свидетельствовала: «В этом доме в 1829 году по пути из Москвы на юг останавливался великий русский поэт А.С. Пушкин». Прикреплена доска была в 1949 году.

В Ельце, на улице Коммунаров, стоит старинный дом №17. Этот дом (часть постоялого двора) некогда купил дед елецких художниц Валяевых и был по наследству передан им. Возможно поэт останавливался в этом доме. Преподаватель из Ельца В. Боев описал пребывание Пушкина в Ельце:

«Придя в отведённую для ожидания комнату, Пушкин достал бумагу, перо и чернильницу и приготовился было сесть за работу. Но тут услышал мелодичный перестук – словно родничок журчит. Поднялся, пошёл на звук. В соседней комнате увидел девушку. В глаза бросились правильные черты лица. «Вот тебе и провинция», мелькнуло в голове.
Девушка сидела, перебирала палочки, издающие мелодичные звуки. От них тянулись тонкие нити к кружевным узорам, схваченным булавками на чистой белой подушке, туго набитой соломой».

Это была девушка Александра. И в глубокой старости любила она рассказывать внукам и правнукам о том, как поцеловалась с самим Пушкиным, показывала будто бы подаренную им книгу «Руслан и Людмила». Как она рассказала Пушкину, откуда пошло кружево:

«В церкви батюшка сказывал: очень давно напал на наш Елец бусурманин Тимур с войском несметным. Много защитников полегло. Но последние стояли крепко, хоть кругом дым, смрад. Дышать и то тяжело – ну прямо настоящий ад. Хоть держатся, но силы уже на исходе. И тут будто даровал господь предводителю ельчан кольчугу невиданную: лёгкую, как пух и не пробиваемую ни копьём, ни стрелой калёной. Воодушевились тут защитники, вслед за предводителем ринулись на врагов. А бусурмане так надумали, что восстали посечённые христиане и, ужаснувшись, отступили от разрушенного города. И люди потом в благодарность всевышнему за спасение от гибели стали плести кружево, которое сетчатым узором напоминает ту чудесную кольчугу».

Так ли это было, или не так? Это всего лишь предание. Одно из немногих преданий русского народа о его великом поэте. Точное время выезда Пушкина из Ельца на Кавказ, не установлено.

Когда переехал на другой берег Сосны, попросил остановиться. Любуясь блестящими на солнце куполами и крестами церквей, подумал: «Да, славные люди живут, мужественные. Самому Тамерлану не покорились. И столь крепка в народе память о подвиге предков. И, право0 есть чем гордиться в нашей истории…». За Ельцом дорога была еже не та: гладкая наезженная, и застоявшиеся кони быстро несли коляску по степи. Пушкин стремился всю дорогу, чтобы, наконец, ехать свободно, вольно, быстро – с ветерком по равнинным зелёным полям. Этот переход в дороге запомнился ему на всю жизнь.

Известно, что в Воронеж он приехал в ночь с 7 на 8 мая.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Именно в Липецком крае жил прадед А.С. Пушкина Алексей Федорович Пушкин. Именно в Липецкой Вознесенской церкви были повенчаны бабушка и дедушка Александра Сергеевича Пушкина, но брак их распался и был несчастлив. И опять Мария Алексеевна возвращается в Липецк, в деревню Покровское, но уже с дочерью Надей, мамой Пушкина. Семья Пушкиных была всегда тесно связана с Липецким краем, но бабушка поэта, Мария Алексеевна, провела все свое детство в селе Кореневщино и оставила самый глубокий и неизгладимый след в воспитании своего внука и, конечно, в поэтическом его становлении. И по праву она может считаться Липецкой капитанской дочкой.

Липецкие тропы к Пушкину, сливаясь с тропами Михайловского, Захарова, Болдино, всея Руси, ведут нас к чистейшему роднику Поэзии, великой Красоты, великого Добра. Убеждаешься в правоте Николая Васильевича Гоголя, его пророческих, провидческих мыслей: «Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. Сама его жизнь совершенно русская». Именно благодаря Липецкой бабушке Пушкина мы можем считать его таковым.

Марина Цветаева с высоты своего поэтического дара заметила: "Пушкин есть..." памятник слияния кровей, как бывает памятник слияния рек" и это произошло в бракосочетании сына арапа Петра Великого Осипа Абрамовича Ганнибала с Марией Алексеевной Пушкиной".

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно», — писал Пушкин. По его мнению: «России определено было высокое предназначение». Творчество Пушкина «продолжало эпоху прошлого, наполняло мужественными звуками настоящее и посылало свой голос в будущее.

Могучим источником творческого вдохновения Пушкина было чувство национальной гордости. Поэт гордился историей своей родины, великой ролью русского народа в истории человечества. Поэтому мы тоже должны уважать историю и ценить знания, которые предки передали нам, заботится о памятниках культуры. Я считаю, что люди в наше время мало уделяют внимание истории. А она так важна! Я выбрала тему для своего проекта: «Липецкие корни Александра Сергеевича Пушкина», потому что считаю ее очень актуальной, значимой в наше время. Каждый образованный липчанин должен знать, что предки Пушкина ходили по нашей земле и, конечно, должны этим гордиться, как это делаю я. Иногда я хожу к памятнику Пушкина, чтобы постоять около него и подумать о смысле нашей жизни.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. А. Гордин «Пушкинский заповедник» - Москва: Искуство, 1956- с. 239, ил

2. В. Лузанов «В Суйду, в гости к Ганнибалу!» -Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»

3. В. Лузанов «Липецкая Капитанская дочка»

4. Издательство «Художник РСФСР» от 1989 «Семья художника. Пушкин»

5. Журнал «Огонек» от 23 июня 1979

6. М. Басина «Там где шумят Михайловские рощи» Издатель: Детская литература год: 1971

7. К.П. Лахостский В.Ф Фролова «Пушкин в школе» - [2-е изд.]. - Ленинград: Учпедгиз. Ленингр. отд-ние, 1959. - 418 с.

8. Леонид Гросстман «Пушкин» ЖЗЛ Издательский дом: ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» год издания: 1958

9. А. Гордин «Пушкин в Псковском крае» - Ленинград: Лениздат, 1970. - 326 с., 33 л. ил., 1 отд. л. карт.: ил.; 16 см.

10. Л. Рубенштейн «В садах лицея» издательство: Качели, 2021г

11. А. Гессен «Набережная Мойки, 12» Издатель: Народная асвета Город печати: Минск Год печати: 1983

12. И. Новиков «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество» изд.Москва 1954 г.,190 стр.

13. «Пушкинский вечер в школе» издатель: Москва: Детская литература, дата идания 1968г.

14. Тынянов «Кюхля» издатель: Вече, 2021г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: