Предмет и метод конституционного права как отрасли права, его система.
Нормы конституционного права, их особенности и виды.
Конституционно-правовые отношения, как предмет регулирования отрасли конституционного права.
Источники конституционного права: понятие и виды.
Конституционное право России как наука.
Литература:
1. Комментарий к Конституции Российской Федерации. | М.: Изд-во БЕК, 1994. Преамбула. С. 1-5. Гл. 1,9. С. 6-52, 421-428. |
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. | М., 1998. Гл.1-2. |
3. Еременко Ю.П. Предмет российского конституционного права. | Ростов н/Д, 1996. |
4. Конституционное право России: лекции // Отв. Ред. В.Т.Кабышев, Е.В.Колесников. | Саратов, 1995. С.12-15; 18-31. |
5. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. | М., 1997. |
6. СтрекозовВ.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право России. | М., 1997. Гл.1. |
Предмет и метод конституционного права как отрасли права,
Его система.
Конституционное право- ведущая отрасль системы права Российской Федерации. В отличии от других отраслей права, которые воздействуют на общественные связи в какой-либо одной области жизни, конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во многих сферах жизнедеятельности общества: политической, социальной, экономической и проч.
Конституционное право – это упорядоченная совокупность правовых норм, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.
Предметом конституционного права Российской Федерации являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:
· основ конституционного строя РФ;
|
· устройства Российского государства;
· форм правления;
· взаимоотношений государства и личности.
См. схему 1 на стр. 6 в Альбоме схем[1]
Схема 1
Основ конституционного строя | Устройства Российского государства | |
Политические, экономические, социальные основы общественного и государственного устройства РФ | Состав Российской Федерации, компетенция и предметы исключительного ведения РФ, предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ, компетенция субъектов РФ и др. | |
Общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием | ||
Взаимоотношений между государством и личностью | Форм правления | |
Правовое положение человека и гражданина в РФ; система государственно-правовых гарантий реализации прав и свобод; институт гражданства. | Принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления: Президент РФ; Федеральное Собрание; Правительство РФ, судебная власть, местное самоуправление. |
Методом конституционно-правового регулирования является совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения. Метод властеотношений имеет политико-правовой характер регулирования и означает:
1) наделение государственно-властными полномочиями одной из сторон общественных отношений;
2) возложение обязанности подчиняться на одну из сторон общественных отношений велением стороны, наделенной государственно-властными полномочиями;
3) установление конкретных правомочий и обязанностей участников общественных отношений.
|
Эти методы разнообразны и зависят от характера предмета правового регулирования. К ним можно отнести два основных:
а) императивный (метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, ответственности);
б) диспозитивный (метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях.
В свою очередь они подразделяются на различные способы воздействия. Как правило, выделяют следующие способы:
· дозволение (применяется к регулированию статуса человека и гражданина, субъектов РФ, определению компетенции государственных органов и учреждений);
· обязывание (применяется к организации власти, исполнению долга гражданина перед государством);
· запрещение (применяется к действиям, нарушающим права и свободы человека, посягающим на интересы государства).
· установление равенства сторон в отношениях.
Схема 2 [2]
МЕТОД ВЛАСТЕОТНОШЕНИЙ (имеет политико-правовой характер регулирования) | |||||
НАДЕЛЕНИЕ государственно-властными полномочиями одной из сторон общественных отношений | ВОЗЛОЖЕНИЕ обязанности подчиняться на одну из сторон общественных отношений велениями стороны, наделенной государственно-властными полномочиями | УСТАНОВЛЕНИЕ конкретных правомочий и обязанностей участников общественных отношений | |||
СПОСОБЫ диспозитивные императивные | |||||
Дозволение | Установление равенства сторон в отношениях | Обязывание | Запрет | ||
В целом, в конституционно-правовых методах и способах регулирования социальных связей преобладают властно-императивные начала.
|
Конституционное право РФ, как отрасль права имеет свое внутренне строение, заключающееся в разделении единых по своей направленности и назначению в общественной жизни внутренне согласованных норм и институтов. Это и составляет систему конституционного права Российской Федерации.
Схема 3 [3]
Основные принципы | Нормы конституционного права России | |||
Система Конституцион- ного права РФ | ||||
Конституционно-правовые институты | ||||
Под основными принципами Конституционного права России понимаются основные начала, в соответствии с которыми конституционное право строится как система правовых норм, а также осуществляется правовое регулирование общественных отношений.
К ним относятся:
- демократизм, полновластие народа;
- законность;
- равноправие и полноправие граждан, гарантированность прав и свобод;
- гуманизм;
- государственное единство;
- равноправие и самоопределение народов;
- разделение властей;
- идеологическое многообразие, многопартийность.[4]
Под конституционно-правовыми нормами понимается правовые правила, определяющие те общественные отношения, которые составляют предмет конституционного права.
Конституционно-правовые институты – это объединенные нормы конституционного права по признаку регулирования однородных и взаимосвязанных общественных отношений, имеющих относительную самостоятельность.
Таким образом:
*Конституционное право – это ведущая отрасль системы права Российской Федерации, под которым понимается упорядоченная совокупность правовых норм, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.
*Оно имеет свой предмет, метод и способы реализации.
*Конституционное право РФ, как отрасль права имеет свое внутренне строение, заключающееся в разделении единых по своей направленности и назначению в общественной жизни внутренне согласованных норм и институтов
Нормы конституционного права, их особенности и виды.
В юридической науке понятие «норма» означает выражающее волю народа, установленное или санкционированное государством и обеспечиваемое его принудительной силой правило, регулирующее взаимоотношения отдельных лиц, органов и организаций.
Нормам права вообще присущ ряд общих признаков: общеобязательность; установление государством; реализация с помощью государства; защита принудительными средствами.
Конституционно-правовыми нормами являются установленные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционные отношения.
Им присуще как вышеназванные общие признаки, так и специфические. Они отличаются своим содержанием; источниками; своеобразием вида норм (большинство из них общерегулятивного, а не конкретно-регулирующего характера); особым механизмом реализации (связаны с отношениями общего характера); учредительным характером содержащихся в них предписаний; специфическим характером субъектов, на регулирование которых они обращены; особенностями структуры (как правило отсутствуют санкция).[5]
Указанные нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государства. В них нередко отсутствует прямая связь между конкретными правами и обязанностями.
Например: в ст. 13 признается идеологическое многообразие, а обязанность государства заключается в запрете устанавливать в качестве государственной или обязательной какую-либо идеологию) |
Нормы конституционного права принято классифицировать по следующим основаниям:[6]
По объекту правового регулирования | 1. Закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя. 2. Устанавливающиеправовой статус личности, права и свободы, обязанности человека и гражданина. 3. Закрепляющие федеративное устройство России. 4. Регулирующиепорядок образования и принципы деятельности системы органов государственной власти и местного самоуправления. | |
По характеру содержащихся предписаний | 1. Управляющие– закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия. 2. Обязывающие– закрепляют обязанности субъектов соотносить свои действия с установками данных норм. 3. Запрещающие– содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. | |
По степени определенности содержащихся предписаний | 1. Императивные – не допускать свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. 2. Диспозитивные – предусматривают возможность выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. | |
По юридической силе | 1. Конституционные, т.е. обладающие высшей юридической силой (нормы Конституции РФ). 2. Другие, т.е. содержащиеся в иных правовых актах и обладающие меньшей юридической силой (нормы актов, издаваемых органами государственной власти РФ и субъектов РФ, др. | |
По назначению в механизме правового регулирования | 1. Материальные, предусматривающие содержание действия по правовому регулированию общественных отношений. 2. Процессуальные (процедурные), определяющие порядок, в котором они должны быть реализованы (организация работы представительных органов, процедура принятия законов и др. | |
По территории действия | 1. Действующие на всей территории РФ. 2. Действующие в отдельных субъектах РФ. 3. В границах местного самоуправления. |
Некоторые ученые правоведы выделяют и такие основания, как по функциональной роли: регулятивные и охранительные; по времени действия: постоянные и временные.
Особенностью конституционного права является большое количество декларативных и дефинитивных норм.
Нормы конституционного права объединяются в отраслевые институты. Ведущими из них являются пять:
1. Основы конституционного строя Российской Федерации.
2. Основы правового статуса человека и гражданина.
3. Федеративное устройство государства.
4. Система государственной власти.
5. Система местного самоуправления.
По мнению некоторых исследователей, нормы, регулирующие местное самоуправление, образуют укрупненный институт или подотрасль конституционного права, но не образуют в настоящее время обособленной отрасли права.
Система отраслей конституционного права и система Конституции РФ близки друг другу, но не совпадают.
Таким образом, конституционно-правовыми нормами являются установленные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционные отношения. Они имеют свою классификацию и объединяются в отраслевые институты.