№№ п/п | Тематический план | лекции | семинары |
1. | Социальная педагогика и ее предметно-объектная область: цели, задачи, функции | ||
2. | Факторы социального становления личности в современном обществе. Факторы социализации личности. | ||
3. | Проблемы социального становления личности в современном обществе | ||
4. | Социально-педагогические идеи в трудах отечественных просветителей | ||
5. | Социальная педагогика как область практической деятельности | ||
6. | Социальные воспитание как процесс и вид деятельности | ||
7. | Социализация как социально-педагогическое явление | ||
8. | Семья как социокультурная среда воспитания и развития ребенка. | ||
9. | Группа сверстников как фактор социализации личности | ||
10. | Роль средств массовой информации и коммуникации на процесс социальной адаптации поколений. | ||
11. | Воспитание в социально проблемных группах | ||
12. | Механизмы социального воспитания | ||
13. | Проблемы диагностики в процессе социального воспитания | ||
14. | Социальная защита детства | ||
15. | Опыт социально-педагогической деятельности в странах Европы и США | ||
Всего |
ТЕМА 1. Социальная педагогика и ее предметно-объектная область: цели, задачи, функции Социальная педагогика - определение, предмет, объем, функции, прикладные задачи. Основные понятия социальной педагогики: социальное воспитание, социальная среда, социализация личности ресосоциализация, социальная адаптация, дезадаптация, перевоспитание, реабилитация, коррекция.Философские, этические, этнографические, историко-культурные, социологические, медико-психологические истоки социальной педагогики.Социальная педагогика как интегративная отрасль знания. Место социальной педагогики в структуре педагогических дисциплин. ТЕМА 2 Факторы социального становления личности в современном обществе. Факторы социализации личности. Основные факторы социализации и их общая характеристика. Влияние уровня развития общества и процессы социализации.Микрофакторы социализации. Планетарные и мировые процессы, их влияние на среду обитания и жизнь человека. Страна как природногеографический фактор социализации. Общественные процессы на современном этапе.Мезофакторы социализации. Этнические особенности и их роль в социализации. Специфика социализации личности в условиях сельского и городского социума. Возможность основных институтов воспитания и образования в развитии личности. Влияние средств массовой информации на формирование ценностей и установок личности.Микрофакторы социализации. Семья как ведущий институт социализации.Специфика деятельности детских и молодежных сообществ в социуме. Понятие субкультуры. ТЕМА 3. Проблемы социального становления личности в современном обществе Диалектика отношений человека и общества в истории их развития. Демократизация и гуманизация общественного развития и проблемы целеполагания. Связь и зависимость воспитания с различными сферами социальной действительности. Становления личности, ее развитие как закономерный рост, изменение биологических, психических и социальных свойств человека. Развитие и формирование личности. Возрастные особенности личности.Глобализация проблем современного мира и проблемы образования и воспитания подрастающего поколения. Деструктивные процессы в общественной системе воспитания, характеристика основных признаков в этой сфере. Активизация социальной политики в интересах семьи и детства в Российской Федерации. ТЕМА 4. Социально-педагогические идеи в трудах отечественных просветителей Воспитание и обучение в памятниках Киевской Руси и Московского государства.Практика воспитания и обучения детей в 17 – 18 веках. Социально-педагогические взгляды на воспитание в 19 веке. Педагогические идеи формирования и развития человека в 20 веке. ТЕМА 5. Социальная педагогика как область практической деятельности Социальная педагогика - совокупность знаний о человеке как субъекте социального воспитания, сущности, принципах, системе, процессе и методах социального воспитания. Проблема человека и общества. Человек в социальной среде, проблемы социальной справедливости, защита личности в современном обществе.Объект и предмет социальной педагогики. Основные категории социальной педагогики. Категориальная взаимосвязь педагогики и социальной педагогики. Социально-педагогическая деятельность. Социальное воспитание. Социальное обучение. Взаимосвязь социальной педагогики с другими науками.Функции социальной педагогики: исследовательская, аналитико-проектная, просветительско-образовательная, организационная, прогностическая. Принципы социальной педагогики.Возникновение социальной педагогики и социального воспитания. Исторические и социально-политические условия становления социально-педагогической работы. Тенденции развития практики социально-педагогической работы в современной России, ее основные направления. ТЕМА 6. Социальные воспитание как процесс и вид деятельности Соотношение понятий: воспитание, формирование, социализация, адаптация. Воспитание как целенаправленная деятельность по передаче социального опыта. Общее и частное в воспитании. Объект и субъект воспитательной деятельности. Основные компоненты транслируемого опыта: знаковая система, представления об окружающем мире месте в нем и предназначении человека, нормы, ценности, социальные образцы, приемы и способы трудовой деятельности, ролевая структура, принципы межличностного общения. Роль воспитания в сохранении целостности культурного пространства. Воспитание как инструмент поддержания стабильности и обеспечения изменчивости социума. Значение воспитания для различных социально-демографических групп. ТЕМА 7. Социализация как социально-педагогическое явление Социализация как социально-педагогическое явление. Сущность и понятие социализации. Этапы, агенты, средства, механизмы социализации.Соотношение социализации и воспитания: общее и различное. Процесс социализации и его структура. Социально-педагогические механизмы управления социализацией.Человек как объект и субъект социализации. Естественнокультурные, социальнокультурные и социальнопсихологические задачи социализации.Человек как жертва процесса социализации. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации. ТЕМА 8. Семья как социокультурная среда воспитания и развития ребенка. Семья - первичный институт социализации человека. Типы семей и их влияние на процесс социализации ребенка. Функции семьи и задачи семейного воспитания. Воспитательный потенциал семьи, его компоненты. Стили воспитания: демократический, авторитарный, либеральный. Дифференцированный подход в работе с родителями. Семья «группы риска» как объект социально-педагогической деятельности. Причины и типы семейного неблагополучия. Содержание, формы и методы работы социального педагога с различными категориями семей. Методы изучения семьи. ТЕМА 9. Группа сверстников как фактор социализации личности Понятие группы. Формальные - неформальные группы. Понятие «девиантное поведение». Формы девиации. Особенности отклонений в поведении подростков. Социально - педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения. Формы групповой работы как коррекция девиантного поведения молодежи. Профилактика девиантного поведения подростков. ТЕМА 10. Роль средств массовой информации и коммуникации на процесс социальной адаптации поколений Влияние средств массовой информации на процесс формирования норм, ценностей, представлений о престиже различных видов трудовой деятельности, статусной и иной структуре общества у подрастающего поколения. Факторы, обуславливающие действенность средств массовой информации и коммуникации. Возможности средств массовой информации в сохранении и воспроизводстве ценностей национальной культуры. Внедрение в массовое сознание новых культурных стереотипов. Использование средств массовой информации качестве инструмента культурной экспансии. Средства массовой информации как механизм социального манипулирования. Проблема общественного контроля за деятельностью средств массовой информации и коммуникации. ТЕМА 11. Воспитание в социально проблемных группах Социальные характеристики детей, оставшихся без попечения родителей. Дети, воспитывающиеся в детских дошкольных учреждениях. Истинная и социальная беспризорность. Формы дезадаптивного поведения детей и подростков. Девиантное и деликвентное поведение. Социальные и личностные факторы отклоняющегося поведения. Проблема адаптации лиц после отбытия наказания. Способы и механизмы социальной реабилитации. Факторы, обуславливающие утрату социального статуса. Социальные характеристики бомжей. Механизмы реадаптации данной категории лиц. Группы риска и социально-педагогическая работа с ними. Пожилые люди. Естественные процессы переоценки ценностей и смены жизненных целей, проблема возрождения смысла жизни. Специфика воспитательной работы с данной возрастной категорией. ТЕМА 12. Механизмы социального воспитания Понятие цели, средств, механизмов, условий воспитания. Социальные и социально-психологические механизмы формирования человека в обществе. Явные и скрытые цели в процессе воспитательного воздействия. Методы воспитательного воздействия. Формирование мотивации воспитуемых. Поощрение и наказание в процессе воспитательного воздействия; контроль и оценка поведения воспитуемого. Организованное общение как средство воспитания. Игра как механизм социализации. Использование игры в целенаправленной воспитательной деятельности. Специфика применения игры при работе с различными социальными группами. ТЕМА 13. Проблемы диагностики в процессе социального воспитания Цели и задачи диагностики. Критерии эффективности воспитательных воздействий, деятельности института, системы воспитания. Диагностика субъекта воспитания: квалификация, адекватность задачам и т.д. Диагностика объекта воспитательного воздействия. Личностная диагностика: особенности темперамента, волевой сферы, мышления. Диагностика профессиональная: пригодность к определенным видам трудовой деятельности. ТЕМА 14. Социальная защита детства. Понятие детства. Международное и российское законодательство по защите прав детей.Понятие социального сиротства. Безнадзорность, беспризорность, дети-беглецы, дети из семей групп риска. Современные формы устройства детей-сирот. Роль социального педагога в защите прав детей-сирот. Основные направления социально-педагогической деятельности в работе с детьми-сиротами. Профилактика социального сиротства как составная часть социально-педагогической деятельности Центра помощи семье и детям. ТЕМА 15. Опыт социально-педагогической деятельности в странах Европы и США. Функции социального педагога и социального работника в Великобритании. Работа с девиантными семьями в Германии. Работа с «трудными» подростками во Франции. Опыт социальной защиты детей в США. Особенности работы социального работника/социального педагога со взрослыми в европейских странах.
ОСНОВНАЯЛИТЕРАТУРА
|
|
|
1. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 440 с. (В пособии рассматриваются: понятие социальной педагогики, как части педагогики и социальной философии, особенности работы социального педагога с детьми из `семей риска`, трудными и больными, а также работы в приютах и клубах по интересам, в школе и микрорайоне, в реабилитационных центрах. Анализируется государственная политика защиты семьи и детей в России с древнейших времен.)
2. Галагузова М.А. 'Социальная педагогика. Курс лекций. М.: Владос, 2003. – 416с. (Предлагаемое издание представляет собой курс лекций, в которых рассматриваются культурно - исторические традиции возникновения социальной педагогики, ее категории и принципы, методы социально - педагогических исследований и особенности работы).
3. Загвягинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю. П. Основы социальной педагогики, учеб. пособие для студентов / под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2002. - 160 с. (В пособии раскрыты исторические и социальные истоки социальной педагогики, ее основные понятия и функции, особенности социально-педагогической работы в различных институтах воспитания, в том числе в общественных организациях - и объединениях молодежи. Особое внимание уделено процессу социализации и социальному воспитанию в семье. Пособие адресовано студентам педагогических университетов, педагогических институтов и колледжей.).
4. Липский И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ. М.: Сфера, 2004. – 320 с. (Работа посвящена вопросам методологии социальной педагогики как области социальной практики, как становящейся научной дисциплины и как образовательного комплекса. С позиций авторской содержательно-функциональной концепции методологического анализа научного знания социальная педагогика анализируется на гносеологическом, мировоззренческом, логико-гносеологическом, научно-содержательном, технологическом и научно-методическом уровнях, что позволяет представить ее в системном виде. Рассматривается также информационное обеспечение научных исследований в области социальной педагогики.)
5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2005. – 269 с. (Рассматриваются теоретические основы социальной педагогики, которые составляют общепрофессиональную подготовку социального работника. Материал учебника поможет понять сущность и содержание педагогического аспекта социальной работы. Учебник адресован студентам вузов, изучающим одноименный курс, предусмотренный образовательным стандартом)
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А.Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 197 с. (В учебнике воспитание рассматривается в контексте социализации: показывается влияние различных факторов на развитие детей, подростков, юношества, характеризуются государственная, региональная, муниципальная и локальная системы воспитания).
7. Никитина Л.Е. Социальная педагогика. – М.:Академический проспект, 2003 – 272 с. (В издании рассматриваются теоретические и практические проблемы социально-педагогической работы главным образом в учреждениях социальной защиты населения. Анализируются предмет, специфика и принципы социальной педагогики; понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса; понятие, принципы и основные направления семейного воспитания; педагогические вопросы работы с лицами социально-негативного (девиантного) поведения и другие проблемы.)
8. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Академия, 2007. - 266 с. (В учебном пособии представлены методика и технология работы, охарактеризованы нормативно-правовые основы деятельности социального педагога. Особое внимание уделено проблеме определения содержания и системы работы с различными категориями детей (дети-инвалиды, одаренные дети, дети-сироты и др.) предлагается серия технологий и методик для работы в социуме по организации досуга, благотворительности, созданию предметно-пространственной среды приведены технологии социально-педагогической экспертизы, посредничества, работы с волонтерами.)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
9. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. М.: Академия, 2001. - 192 с.
10. Ивин А.А. Основы социальной философия. М.: Высшая школа, 2005. – 440с.
11. Крысько В.Г. Социальная психология. Питер, 2006. – 432 с.
12. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. В.И. Беляева. М., 2002.
13. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: учебное пособие для студентов. - М., 1997.
14. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия. 2003.- 384 с.
15. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. М.: Дашков и Ко, 2006. – 476 с.
16. Прохоров Б.Б. Социальная экология. М.:Академия, 2005. – 416 с.
17. Психология социальной работы / Под ред. М.А. Гулиной. СПб.: Питер, 2002.
18. Радугин А.А. Социальная психология. М.: Библионика, 2006. – 496 с.
19. Савинов А.Н. Организация работы органов социальной защиты. М.: Издательство: Академия, 2004 – 192 с.
20. Словарь по социальной педагогике / Под ред. Л.В. Мардахаева. М.: Академия, 2002.
21. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина – М: Владос,2000. - 272 с.
22. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. ред. М.А.I'алагузовой.- М.: Владос, 2001. - 416с.
23. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М.: Владос, 2001.
24. Холостова Е.И. Социальная работа. Дашков и Ко, 2005. – 668 с.
25. Яцемирская Р.С. Социальная геронтология (лекции). М.: Академический проект, 2006. – 320с.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ
1. История развития социально-педагогических идей (тема по выбору студента) Изучение особенностей развития социально педагогических идей в различные исторические периоды. 2. Факторы социального становления личности. Изучение факторов социализации, характера, особенностей, форм и педагогических условий коррекции. 3. Современные проблемы и перспективы развития социальной педагогики. Анализ современных реальностей детства и уровня развития социально педагогической помощи, определение перспектив развития.ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫСТУДЕНТАМИ В МЕЖСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД
1. Охарактеризуйте позиции разных авторов на предмет и объект социальной педагогики.
2. Дайте определение социальной педагогики.
3. В чем Вы видите различие предметов социальной педагогики и педагогики.
4. Проанализируйте связь социальной педагогики с другими отраслями знания.
5. Охарактеризуйте связь социальной педагогики и социальной антропологии.
6. Какая из философских концепций воспитания представляется Вам наиболее адекватной современным Российским условиям.
7. Охарактеризуйте воспитание как процесс и как вид деятельности.
8. Перечислите основные категории социальной педагогики.
9. Укажите, в чем Вы видите специфику самовоспитания как вида воспитательной деятельности.
10. Приведите примеры традиционной культуры.
11. Каковы основные особенности воспитания в традиционной культуре.
12. Что нового появляется в процессе социализация в современном обществе.
13. Какие из факторов социализации являются наиболее важными, какие имеют подчиненное значение?
14. В чем на Ваш взгляд отличие первичной социализации от последующих ее этапов.
15. Основные формы семейного воспитания.
16. Какие институты социализации наиболее тесно связаны между собой в процессе воспитательной деятельности.
17. Укажите позитивные и негативные моменты влияния религии на процесс социализации подрастающего поколения.
18. Какие пути Вы видите для повышения роли СМИ в сохранении национальной культуры.
19. Как Вы оцениваете целесообразность создания в России общественных советов. Если положительно, то каковы возможности их использования для развития национальной культуры.
20. Как Вы понимаете термин национальная культура применительно к России.
21. Дайте определения понятиям: сиротство, социальное сиротство, беспризорность, социальная беспризорность.
22. Попытайтесь составить программу, направленную на преодоление беспризорности.
23. Какие конкретные методы борьбы с беспризорностью вам кажутся наиболее эффективными в условиях России.
24. Охарактеризуйте наиболее существенные методы перевоспитания, использовавшиеся в опыте А.С.Макаренко
25. В чем Вы видите основные причины пьянства и алкоголизма?
26. Есть ли различия между алкоголизмом и наркоманией взрослых и подростков?
27. Какие меры целесообразно применять для искоренения наркомании.
28. В чем заключаются главные проблемы реабилитации лиц, отбывавших наказание в виде лишения свободы.
29. Какие вида и формы социальной помощи необходимы пожилым людям?
30. Дайте определение понятию социально-проблемная группа.