Тема 1.1 Философия Античного мира.




Уважаемые студенты, предлагаем вам выполнить следующие задания.

Задание на два урока.

Задние можно выполнять в данном документе, затем подписать Ф.И. студента, № группы и номер темы! Отправить на почту по адресу krivulkoyulia@yandex.ru

Раздел 1. Основные идеи истории мировой философии.

Тема 1.1 Философия Античного мира.

Задания:

 

1. Прочитайте указанную литературу, заполните таблицу 1.

 

Таблица 1. Основные периоды развития Античной философии.

Основные периоды развития Античной философии Основные представители Основные понятия Что удалось объяснить. Что не удалось объяснить
Натуралистический период Милетская школа: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр      
Пифагор      
Гераклит      
Зенон и Парменид      
Демокрит      
Гуманистический период Софисты      
Сократ      
Период «Большого синтеза» Платон      
Аристотель      
Философия эллинистического периода Кинизм      
Эпикуреизм      
Стоицизм      
Скептицизм      

 

2. Прочитайте литературу, составьте опорный конспект, отвечая на следующие вопросы:

1) Какие исторические события произошли в жизни Др. Греции, что привело к переходу эллинской философии в эллинистическую?

2) Какой идеал жизни стремились реализовать все школы эллинистического периода?

3) Кто был основателем, кинизма и какие идеалы жизни они проповедовали?

4) За что греки были благодарны киникам?

5) Кто был основателем эпикуреизма, и какая связь существует между физикой и этикой эпикуреизма?

6) Кто является основателем стоицизма, и какая связь существует между физикой и этикой стоиков?

7) Кто является основателем скептицизма, какая связь существует между физикой, логикой и этикой скептицизма?

 

3. Составьте вопросы по теме 1.1. Вопросы необходимо, составить в таблице 2.

 

Таблица №2. Толстый и тонкий вопросы.

 

? ?
В эту колонку запишите те вопросы, которые предполагают развёрнутый, "долгий", обстоятельный ответ. Например: В чём видели стоики сущность счастья для человека? В эту колонку запишете те вопросы, на которые предполагается однозначный "фактический", обстоятельный ответ. Например: Кто является основателем скептицизма?
     
     
   

 

Для самооценки темы 1.1 необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Выберите правильный вариант ответа.

Античная философия:

1) социоцентрична;

2) космоцентрична;

3) теоцентрична;

4) техноцентрична.

2. Выберите правильный вариант ответа

Милетская школа была первой:

1) философской школой;

2) богословской школой;

3) научной школой;

4) мистерией.

3. Вставьте пропущенное слово.

Античная греческая и греко - римская философия имеет более чем тысячелетнюю историю, начиная с………..и до 529г. н. э., когда император Юстиниан закрыл языческие школы, разогнав их последователей.

4. Выберите правильный вариант ответа

Фалес утверждал, что первоосновой всего является:

1) огонь;

2) вода;

3) воздух;

4) апейрон.

5. Вставьте пропущенное слово.

Анаксимен полагал, что первоначало бесконечно, но это бесконечное - …………, благодаря его наиболее подвижной природе и постоянным изменениям.

1) огонь;

2) вода;

3) воздух;

4) апейрон.

6. Выберите правильный вариант ответа

Утверждение о том, что “всё движется”, “все течёт”, “pantarhei”, ничто не остаётся недвижным и постоянным, все изменяется и превращается без исключения» принадлежит:

1) Фалесу;

2) Пифагору;

3) Сократу;

4) Гераклиту.

 

7. Выберите правильный вариант ответа.

Утверждение Гераклита о том, что “нельзя войти в одну и ту же реку дважды и нельзя тронуть дважды нечто смертное в том же состоянии, но, по причине неудержимости и быстроты изменения, все рассеивается и собирается, приходит и уходит”; “Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые» привело к обоснованию идеи:

1) противоречивости суждений;

2) открытию сверхчувственной реальности;

3) динамизма всех вещей;

4) счастья, как воздержания от догм.

8. Выберите правильный вариант ответа.

Первых греческих философов называют натурфилософами потому, что они

1) разрабатывали экспериментальное знание;

2) осмысливали природу, космос, мир в целом;

3) придумали метод изучения физических процессов;

4) разрабатывали математическое знание.

9. Выберите правильный вариант ответа.

Милетская философская школа – это школа

1) изучение чисел;

2) подобная элейской школе;

3) астрономических наблюдений;

4) натурфилософии.

10. Выберите правильный вариант ответа.

Основателями атомизма считают

1) Зенона и Парменида;

2) софистов и Сократа;

3) Леквиппа и Демокрита;

4) платоников.

11. Выберите правильный вариант ответа.

Софисты

1) создавали тайные мистические ордена;

2) вели философские споры;

3) изучали природу;

4) критиковали астрологию.

12. Выберите правильный вариант ответа.

Согласно Аристотелю, основные элементы мироздания, - это

1) пространство и время;

2) материя и форма;

3) идея и материя;

4) бытие и сущее.

13. Выберите правильный вариант ответа.

Открытие того, что в основе всего лежит математическая, числовая регулярность, т.е., число, как начало всех вещей принадлежит:

1) Фалесу;

2) Демокриту;

3) Пармениду;

4) Пифагору.

14. Выберите правильный вариант ответа.

Апория – это:

1) ложь;

2) истина;

3) непреодолимая трудность, тупик;

4) доказательство.

15. Выберите правильный вариант ответа.

В своей апории «Дихотомия» (предполагается, что некое тело, отправившись из исходного пункта, может достигнуть установленной границы. Однако, это неверно и невозможно. В самом деле, это тело прежде, чем достигнет цели, должно преодолеть половину пути, а еще прежде того половину той половины, а значит, половину половины половины, и так до бесконечности, где не будет нуля) Зенон доказывал, что:

1) бытие – это идея;

2) движения нет;

3) всё состоит из атомов;

4) единое – это материальная субстанция.

16. Выберите правильный вариант ответа.

Утверждение о том, что всё состоит из “бесконечного числа тел невидимых по причине их малости. Эти тела неделимы, и потому они - “атомы””, т.е. по-гречески то, что неделится. Атомы отличимы один от другого не только фигурой, но порядком и расположением, и в этом смысле они бесконечно варьируемы, принадлежит:

1) Демокриту;

2) Зенону;

3) Фалесу;

4) Эпикуру.

17. Выберите правильный вариант ответа.

Атом, мыслимый как полнота бытия, предполагает и пустоту (а значит, небытие). Без пустоты атомы-формы были бы лишены различий и движений. Так атом, пустота и движение объясняют все остальное. Все миры рождаются, развиваются и затем разрушаются, чтобы дать источник другим мирам, и это происходит циклообразно, бесконечно.

1) да;

2) нет.

18. Выберите правильный вариант ответа.

Ошибка Зенона состояла в том, что он непрерывность пространства абсолютизирует и противопоставляет прерывности. Пространство рассматривает как сумму конечных отрезков и противопоставляет ему бесконечную непрерывность времени.

1) да;

2) нет.

19. Выберите правильный вариант ответа.

Логически правильное рассуждение, приводящие к взаимоисключающим результатам, которые в равной степени доказуемы и которые нельзя отнести не к числу истинных не к числу ложных называется:

1) апория;

2) идея;

3) атом;

4) парадокс.

20. Выберите правильный вариант ответа.

Логическая уловка, умышленно-ошибочное рассуждение, которое выдаётся за истинное, называется:

1) софизмом;

2) числом;

3) скепсисом;

4) диалектикой.

21. Выберите правильный вариант ответа.

Софисты совершили подлинную революцию, сместив философскую рефлексию с проблематики физиса и космоса на проблему человека и его жизни как члена общества.

1) да;

2) нет.

22. Выберите правильный вариант ответа.

Утверждение о том, что “человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют” принадлежит:

1) Фалесу;

2) Зенону;

3) Протагору;

4) Гераклиту.

23. Выберите правильный вариант ответа.

Утверждение Протагора о том, что всё относительно: нет абсолютной истины и нет абсолютных моральных ценностей, блага. Тем не менее, существует нечто, что более полезно, более приемлемо, а потому более уместно. Мудрец - это тот, кто понимает полезность относительного, приемлемого и уместного, умеет убедить других в этом и актуализировать это полезное, доказывает сущность философии:

1) Милетской школы;

2) Софистов;

3) Атомистов;

4) Элеатов (Парменид, Зенон).

24. Выберите правильный вариант ответа.

Под “душой” Сократ понимает наш разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение. Душа для Сократа - это “я сознающее”, т.е. совесть и интеллектуальная и моральная личность.

1) да;

2) нет.

25. Вставьте пропущенное слово.

Основные этапы диалектического метода Сократа:

1) дисквалификация себя и собеседника;

2) ……………….;

3) Рождение истины.

26. Выберите правильный вариант ответа.

По свидетельству Платона “Всякий, кто был рядом с Сократом и вступал с ним в беседу, о чем бы ни шла речь, пропускался по виткам спирали дискурса и неизбежно оказывался вынужденным идти вперед до тех пор, пока не отдаст себе отчета в самом себе, как он жил и как живет теперь, и то, что даже мельком однажды проскальзывало, не могло укрыться от Сократа”.

1) да;

2) нет.

 

27. Выберите правильный вариант ответа.

Сердцевиной философии Платона является:

1) натурфилософия;

2) этические проблемы;

3) концепция идей;

4) логика.

28. Выберите правильный вариант ответа.

По Платону сверхчувственная реальность, смысл вещи, постигаемая только умом – это:

1) материя;

2) идея;

3) форма;

4) категория.

29. Выберите правильный вариант ответа.

Идеи по Платону - не мысли, а то, по поводу чего мысль думает, когда она свободна от чувственного, это подлинное бытие, бытие в превосходной степени. Идеи - сущность вещей, т.е. то, что каждую из них делает тем, что она есть.

1) да;

2) нет.

30. Установите соответствие.

Четыре причины бытия по Аристотелю:

1.формальная 1. то, что приводит в движение и обусловливает изменения.
2. материальная. 2. сущность вещи.
3. действующая. 3. субстрат вещи.
4. целевая. 4. во имя чего совершается действие.

 

31. Выберите правильный вариант ответа.

По Платону познание – это:

1) “анамнез”, т.е. некая форма “воспоминания”, реактивация того, что уже от века есть в глубинах сокровищницы нашей души;

2) механизм получения объективного знания:

3) переход от материи к форме;

4) диалектический метод.

 

 

32. Выберите правильный вариант ответа.

По Аристотелю, сущность и отдельного единичного предмета и понятия об этом предмете – это:

1) материя;

2) форма;

3) бытие;

4) софизм.

 

33. Установите соответствие.

Философия эллинистических школ
1. Кинизм. 1. Счастье – это жизнь в соответствии с космическим законом.
2. Эпикуреизм. 2. Воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными.
3. Стоицизм. 3. Счастье – это умеренное наслаждение.
4. Скептицизм. 4. Жить надо подобно собаке – просто и неприхотливо, бросая вызов богатству, пьянству и обжорству.

 

34. Установите соответствие.

Философия эпикуреизма.
1. Физика. 1. Мир чувств не иллюзорен, он – главное содержания познания.
2. Логика. 2. Для счастья человеку необходимо три главные составляющие: отсутствие телесного страдания(апония), невозмутимость души(атараксия), дружба.
3. Этика. 3. Всё состоит из атомов.

 

35. Установите соответствие.

Философия стоицизма.
1. Физика. 1. Космос – это огненный организм, огненная всепроникающая пневма.
2. Логика. 2.Счастье можно достигнуть не в вечной погоне за благом летучим, а в сознательном следовании космическим, божественным законам.
3. Этика. 3. Посредством чувств человек постигает ощущения, посредством ума выводы, центр же познания находится в представлении, в согласии ощущений и выводов.

 

36. Установите соответствие.

Философия скептицизма.
1. Физика. 1. Перед лицом постоянно изменяющегося мира нельзя признать наличие ни добра, ни зла. Остаётся только сохранять внутренний покой, безмятежность, мудрое молчание.
2. Логика. 2. Мир текуч, изменчив, относителен, непостоянен, иллюзорен.
3. Этика. 3. Текучесть физического мира не позволяет считать истинными те или иные суждения, истина не существует.

 

Литература:

1. В.А. Канке "Основы философии" М.1999г. стр.19 - 40

2. Электронный сборник лекций по философии (см. приложение 4 М.1, стр.2-40).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: