Сохранилось некоторое количество миниатюр и тканых изделий, относящихся к эпохе правления Юстиниана. И хотя, под влиянием церкви, скульптура была в целом в состоянии упадка, имеется немалое количество изящных и красивых изделий из слоновой кости, резьбы по дереву, особенно на пластинах диптихов, и особенно в группе консульских диптихов. Их производство начиналось в V веке и закончилось вместе с отменой консулата в 541 году.
Художественные памятники эпохи, как религиозные, так и светские, почти полностью погибли. Некоторое количество мозаик церквей в Фессалонике (Салонике) могут относиться к этому времени. Целая серия обработанных изделий из слоновой кости, особенно шкатулок из слоновой кости, также может быть отнесена к IX веку. Иллюстрированные рукописи иконоборческой эпохи, иллюстрации которых были сделаны византийскими монахами, свидетельствуют о новом духе, который проник в искусство. С точки зрения постраничных иллюстраций наиболее интересна Хлудовская Псалтырь. Эта древнейшая из иллюстрированных Псалтырей хранится в Москве. Остается только пожалеть, что существует так мало материала для изучения искусства иконоборческого периода. Многое из сохранившегося материала относится к иконоборческому времени только на основе косвенных данных, без полной в том уверенности.
Искусство художественного оформления книги в средневековой Византиии играло не меньшую роль и было не менее оригинально, чем, например, иконопись или архитектура. Абсолютное большинство книг того периода было духовного содержания. В центре христианских обрядов стоит книга. Православные миссионеры всегда отправлялись к язычникам, имея при себе важнейшие книги христианского вероучения. Средневековая книга заключала в себе молитвы и богослужебные песнопения, жития святых и поучения Отцов Церкви. Летописи и хроники начинались библейской историей, своды законов не обходились без ссылок на Божью волю. Философия, география, политика и простая житейская премудрость основывались на религии. На протяжении многих веков поддерживалась византийская традиция глубокой религиозности, где Слово воспринималось как носитель премудрости Божьей, а книга - как источник Слова. Поэтому отношение к книге было весьма бережным, почти благоговейным, как к настоящей духовной драгоценности. Для подобного отношения были и вполне земные причины. Книги тог да создавались на пергаменте - тонких листах особым способом обработанной телячьей кожи; пергамент стоил чрезвычайно дорого. В XIV в. впервые появилась бумага, которая вначале также стоила недёшево. Высоко ценился и труд книгописцев, поскольку от них требовалось владение навыка ми красивого, почти рисованного письма. Древнейший книгописный почерк называется устав. Каждую букву уставного письма наносили на пергамент с особым тщанием, каждое слово требовало долгого труда. Позднее устав сменился полууставом и скорописью - более простыми в начертании почерками; однако и от книгописцев более поздних времён требовались большая красота и изящество письма, чем от простых писцов административных учреждений. Одним словом, книга вплоть до широкого распространения книгопечатания оставалась весьма дорогостоящим изделием. Таким образом, со всех точек зрения средневековая рукописная книга была достойна того, чтобы её украшением занимались искусные мастера.
|
|
Главные элементы художественного оформления книг - это миниатюры, заставки и инициалы. Миниатюрой называется сделанный от руки многоцветный рисунок, который мог располагаться в любом месте рукописи. Заставка - небольшая орнаментальная или изобразительная композиция, выделяющая и украшающая начало какого-либо раздела книги. Миниатюра, как правило, сложнее заставки, она представляет собой в большинстве случаев настоящую маленькую картину. Инициал (буквица) - это заглавная буква укрупнённого размера, помещаемая в начале текста книги, главы, части или абзаца. Инициалы часто превращались в сложные рисунки, изображавшие дико винных зверей, птиц, чудовищ, сражающихся воинов, скоморохов и глашатаев. Их выделяли киноварью (красной краской), золотом, иногда - несколькими красками одновременно.
Заключение
Византийское прикладное искусство, как и другие его сферы повлияло на дальнейшее развитие всего мирового искусства в дальнейшем. Большее число памятников не сохранились до наших дней и адекватно судить о прикладном искусстве довольно сложно. Однако с уверенностью мы можем говорить о том, что украшение проникало во все сферы деятельности человека.
Шедевры прикладного искусства мы можем встретить в мозаичном искусстве храмов Константинополя и других городов Византии. Предметы быта украшенные различными узорами были найдены на территории современной России вплоть до Урала, что представители византийской империи не только производили прекрасные произведения но и занимались торговлей, чем способствовали распространению своей культуры во многие страны.
|
Так как само производство книг было дорого, то и оклады и переплеты книг должны были им соответствовать и соответствовать их содержанию, а следовательно переплеты украшались золотом и драгоценными камнями.
Блеск императорского двора Византии обязывал и к украшению выходных костюмов придворных, эти костюмы также можно считать произведениями прикладного искусства.
Отвечая на вопрос почему же в период мрачного средневековья именно Византию можно считать центром мировой культуры того времени? - следует сказать, что именно здесь удалось сочетать лучшие достижения всех цивилизаций того времени. К тому же новая по тому времени христианская идея способствовала объединению всех усилий.
Список литературы
Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. Т. 1 - М.: Искусство., 1948.
Банк А. В. Культура и искусство Византии IV - XV вв. (путеводитель по выставке государственного Эрмитажа) - М.: Искусство 1957.
Волков В. И. О происхождении и эволюции некоторых типов средневековых амфор // Донские древности. Азов, 1992. Вып. 4.
Всеобщая история искусств. Т. 1., книги 1 и 2. - М.: Искусство., 1960 - 1961.
Енуков В. В. Славянский комплекс на р. Рать // Археология и история Юго-Востока Руси. Курск, 1991.
Залесская В. Н. Византийские белоглиняные расписные кружки и киликовидные чашки // СА. 1984. № 4.
Коваль В. Ю. Проблема русско-крымской торговли в IX-XIII вв. // Восточная Европа в древности и средневековье: Спорные проблемы истории. М, 1993.
Коваль В. Ю. «Корсунский мираж» (К вопросу о русско-херсонских связях) // Россия в X-XVIII вв.: Проблемы истории и источниковедения. М, 1995.
Лазарев В. Н. История византийской живописи - т. 1 - 2. - М.: Искусство 1947 - 1948.
Новосельцев А. П., Пашуто В. Т. Внешняя торговля Древней Руси (до середины XIII в.) // История СССР. 1967. № 3.
Рыбаков Б. А. Торговля и торговые пути // История культуры Древней Руси. М.; Л., 1948. Т. 1.
Спицын A. A. Торговые пути Киевской Руси // Сборник статей, посвященных С. Ф. Платонову. СПб., 1911.
Тихомиров М. Н. Средневековая Россия на международных путях XIV-XV вв. М., 1992,
Чернецов A. B. Связи средневековой Руси с Востоком: некоторые проблемы и перспективы изучения // Истоки русской культуры (археология и лингвистика): Материалы по археологии России. М., 1997. Вып. 3.