РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА (СИЛЛАБУС)
1.НАЗВАНИЕ, НОМЕР (КОД) КУРСА И КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ | |||||
название курса | код курса | количество кредитов | |||
Профессиональный русский язык | КК (О)Т 3201 | ||||
2.КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ | |||||
Ф.И.О. | время и место проведения | контактная связь | |||
Мустакимова Галина Васильевна | лекции | семинары | СРСП | каб. 522 | |
по расписанию | по расписанию | по расписанию кафедры | |||
3.КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КУРСА | |||||
цель | - содействовать глубокому освоению будущими педагогами и психологами на профессиональном русском языке теоретических знаний по своей специальности, подготовить специалистов для удовлетворения социальных потребностей общества. | ||||
задачи | -подготовить квалифицированных специалистов, в полной мере освоивших профессиональные термины в области педагогических и психологических наук, с высокой языковой компетенцией, ясно передающих на русском языке свою мысль: -развивать умение работать с помощью профессионального русского языка с материалами по специальному профессиональному направлению; -приучать умению использованию профессиональный русский язык в различных профессиональных ситуациях. -научить проводить сравнительный анализ особенностей разговорного языка в профессиональной сфере и научного стиля. | ||||
формируемые компетенции | В результате изучения дисциплины студент знает: -фонетические закономерности, связанные с произношением, интонацией, написанием, сложной орфографией терминов, связанных с данной специальностью; -языковые нормы и культуру речи, стилистические особенности в речи; -отличительные признаки устной и письменной речи, языковых единиц и отношений. В результате изучения дисциплины студент умеет: -использовать профессиональные термины педагогических и психологических наук в повседневной практике; -реализовывать общественно-социальную функцию русского языка: -устно и письменно составлять отзывы, самостоятельно анализируя языковой материал с проблемной и творческой стороны, делая выводы. В результате изучения дисциплины студент осваивает: -профессиональные термины и понятия (общенаучные, межнаучные термины конкретной профессии): - информационные компетенции: умение работать е учебником, словарями, справочной литературой и другими книгами; - необходимые в работе с научными текстами навыки устной н письменной речи, навыки системно и грамотно передавать свою мысль перед аудиторией. | ||||
4.ПРЕРЕКВИЗИТЫИ ПОСТРЕКВИЗИТЫДИСЦИПЛИНЫ: | |||||
Пререквизиты | Русский язык (основной курс), введение в педагогическую специальность, введение в психологию. | ||||
Постреквизиты | «Методика преподавания педагогики». «Методика преподавания психологии». | ||||
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название темы | литература | количество часов | используемый демонстрационный материал и техническое оборудование (обеспечение) | |||
сем. | СРСП (ауд.)+ СРСП (внеауд.) | СРС | |||||
1. | Предмет курса «Профессиональный русский язык». | О.л.: 1,9, 10, 11 | 2 ч. | 1ч.+1ч. | 2 ч. | презентации, раздаточный материал | |
2. | Профессиональный язык, его структура, стилевые особенности. | О.л.: 1, 3,4,5 | 2 ч. | 1ч.+1ч. | 2 ч. | презентации, раздаточный материал, | |
3. | Общие проблемы (задачи) стилистики. | О.л.: 1, 3,7,8 | 2 ч. | 1ч.+1ч. | 2 ч. | презентации, раздаточный материал | |
4. | Речь, стили речи. Текст по специальности. | О.л.: 4, 5,7,8 | 3 ч. | 2ч+1ч. | 3 ч. | презентации, раздаточный материал | |
5. | Официально-деловой стиль. | О.л.: 1, 3,4,5 | 2 ч. | 1ч.+1ч. | 2 ч. | презентации, раздаточный материал | |
6. | Научный стиль. | О.л.: 1, 3,4,5 | 2 ч. | 1ч.+1ч. | 2 ч. | презентации, раздаточный материал | |
7. | Текст. Типы (типология) текстов и функции. | О.л.: 1, 3,4,5 | 2 ч. | 1ч.+1ч. | 2 ч. | презентации, раздаточный материал, | |
8. | Пути формирования профессиональных языковых компетенций. | О.л.: 4, 5,7,8 | 2 ч. | 1ч.+1ч. | 2 ч. | презентации, раздаточный материал | |
9. | Структура и содержание научно-исследовательских работ, по педагогической и психологической специальности. Оформление научной работы. | О.л.: 4, 5,7,8 | 3 ч. | 2ч.+1ч. | 3 ч. | презентации, раздаточный материал | |
10. | Базовые категории и понятия в области педагогики и психологии, а также в научно-профессиональном и учебно-профессиональном процессе. | О.л.: 4, 5,7,8 | 2 ч. | 1ч.+1ч. | 2 ч. | презентации, раздаточный материал | |
11. | Официально-деловые тексты и их виды | О.л.: 4, 5,7,8 | 2 ч. | 1ч.+1ч. | 2 ч. | презентации, раздаточный материал | |
12. | Виды делового общения. Деловая беседа. Деловые переговоры. Телефонные разговоры. Регламентированность делового общения. | О.л.: 4, 5,7,8 | 2 ч. | 1ч.+1ч. | 2 ч. | мультимедийный комплекс | |
13. | Профессиональная деятельность и коммуникация. Сферы профессиональной деятельности. Работа с текстом по специальности. | О.л.: 4, 5,7,8 | 2 ч. | 1ч.+1ч. | 2 ч. | презентации, раздаточный материал | |
14. | Юридические и правовые документы. | О.л.: 4, 5,7,8 | 2 ч. | 1ч.+1ч. | 2 ч. | презентации, раздаточный материал | |
Всего | 15+15 | ||||||
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Семинарские занятия
неделя | тема | содержание |
Предмет курса «Профессиональный русский язык». | План 1. Предмет исследования, цель дисциплины «Профессиональный русский язык. 2. Место дисциплины в подготовке специалистов. Связь дисциплины «Профессиональный русский язык» с другими учебными дисциплинами. 3. Работа с текстом «Современное образование» | |
Профессиональный язык, его особенности. | План 1. Профессиональный язык, его структура. 2. Стилевые особенности профессионального языка. Научный стиль и его функции. Работа с текстом по специальности. | |
Общие проблемы стилистики. | План 1. Определение стилистики, становление стилистики как лингвистической дисциплины, задачи и функции 2. Уровень исследования стилистики в общем языкознании, в том числе и русском языке. О современном развитии стилистики как отрасли науки. 3. Предмет исследования стилистики, отрасли стилистики. Место стилистики в языкознании. 4. Связь стилистики с культурой речи. Литературная норма и стилистические нормы. | |
Речь, стили речи. | План 1. Проблемы, связанные со структурно-языковыми аспектами культуры слова. 2. Речь и ее формы. 3. Понятие стиля. Стили речи: художественно-литературный стиль, письменный книжный стиль. 4. Нормы литературного языка. Происхождение и развитие книжного письменного стиля. 5. Функциональные стили. Применение их в процессе анализа профессиональных педагогических и психологических терминов и процессе разъяснения информации. | |
Официально-деловой стиль. | План 1. Официально-деловой стиль. 2. Формы деловых бумаг. 3. Разнообразные образцы форм канцелярских деловых бумаг: заявление, доверенность, расписка, справка, характеристика, пригласительный билет, деловая переписка, отношение, объявление, протокол, акт. выписка, опись, сводка, договор, инструкция, приказ, отчет и т.д. | |
Научный стиль. | План 1. Научный стиль - главный фактор, определяющий язык и форму написания научных сочинений. 2. Языковые средства научного стиля. 3. Использование научного стиля в психолого-педагогических научно-исследовательских работах. | |
Текст. Виды текстов н их функции. | План 1. Текст - сложная языковая конструкция. Структурно-семантические особенности текста. 2. Типы текстов (приказ, инструкция, представление), тексто- ретроспекция или оценка (отчёт, обзор. аннотация), осуществление плана (поздравление. беседа. диалог, интервью, приглашение). 3. Структурное построение (организация) научных психологических текстов: а) характер раскрываемою содержания; б) способ предоставления передаваемого содержания. 4. Тины текстов: описание, повествование, рассуждение, руководство (инструкция), планирование. | |
Пути формировании профессиональных языковых компетенций. | План 1. Профессиональная компетенция. 2. Коммуникативная компетенция, Лингвистическая компетенция, Дискурсивная компетенция. Культурно, лингвистическая компетенция. 3. Развитие профессиональных компетенций в процессе работы с научными текстами по специальности. 4. Освоение специальных профессиональных психолого-педагогических материалов и использование их и профессиональной сфере. | |
Структура и содержание научно-исследовательских работ, по педагогической и психологической специальности. Оформление научной работы. | План 1. Структура научно-исследовательской работы. 2. Требования, предъявляемые к содержанию психолого-педагогических исследовательских работ. 3. Графический язык. язык символов. Сокращения. Виды сокращений. Всеобщие сокращения. Способы сокращения слои и словосочетаний. 4. Правила разделения исследовательской работы на главы. Специфика (особенности) приведения цитат. Особенности указания ссылок. Правила составления библиографии. | |
Базовые категории и понятия в области педагогики и психологии. а также в научно-профессиональном и учебно- профессиональном процессе. | План 1. Определения терминов в специальных научных текстах, учебниках и учебных пособиях. 2. Объяснение и разбор (анализ) структуры научно- профессионального текста. Написание отзыва (рецензии) на научную работу по специальности. | |
Официально-деловые тексты и их виды: дипломатические законодательные административно-канцелярские. | План 1. Дипломатические тексты 2. Законодательные тексты. 3. Административно-канцелярские тексты. | |
Виды делового общения. | План 1. Деловая беседа. 2. Деловые переговоры. 3. Телефонные разговоры. 4. Регламентированность делового общения. | |
Профессиональная деятельность и коммуникация. | План 1. Сферы профессиональной деятельности. 2. Работа с текстом «Документы делового общения и офисный этикет». | |
Юридические и правовые документы. | План 1. Финансовые документы. 2. Контракт, договор. 3. Резюме. 4. Анкета. 5. План рабочего дня. | |
ЗАДАНИЯ СРСП
неделя | тема | литература | содержание задания |
Особенности развития современного литературного языка. Определение профессионального языка. | Л-18 стр.399-404 | Подготовить сообщения на данную тему. Вид контроля СРСП – устный опрос. | |
Формирование компетенций профессионального языка. Составление монолога и диалога в профессиональной характеристике. | Л-5 стр.56-59 | Подготовить сообщения на данную тему. Вид контроля СРСП – устный опрос. | |
Работа с основой стилистики - синонимами. | Л-19 | Подготовить сообщения на данную тему. Вид контроля СРСП – устный опрос. | |
Определение стилей речи заданных специальных текстом (устно, письменно). | Л-18 | Подготовить сообщения на данную тему. Вид контроля СРСП – устный опрос. | |
Написание нескольких образцов документов с демонстрацией главных особенностей официально-делового стиля. | Л-18 стр. 409-411 | Подготовить сообщения на данную тему. Вид контроля СРСП – презентации | |
Подготовка нескольких специальных текстов с разными видами научного стиля (из научных журналов, сборников статей, отрывки из монографий, учебной литературы, научно-педагогической информации и т.д.). | Л-5 стр.69-71 | Подготовить сообщения на данную тему. Вид контроля СРСП – устный опрос. | |
Работа с терминами из текстов на педагогические и психологические темы (работа со следующими алгоритмами: чтение, перевод, разъяснение содержания, составление предложений и словосочетаний). | Л-18 стр.115, | Подготовить сообщения на данную тему. Вид контроля СРСП – устный опрос. | |
Уметь составлять монолог и диалог в профессиональной характеристике. Работа с определением видов и особенностей книжного стиля. | Л-16 | Подготовить сообщения на данную тему. Вид контроля СРСП – устный опрос. | |
Составление тезисов по научным проектам и работам, научным статьям. | Л-5 | Подготовить сообщения на данную тему. Вид контроля СРСП – устный опрос. | |
Составление простого и сложного плана по педагогическим и психологическим текстам и мероприятиям. | Л-19, стр. 17-30 | Подготовить сообщения на данную тему. Вид контроля СРСП – презентации. | |
Речевой этикет и профессиональная компетенция | Л-19, стр. 30-44 | Подготовить сообщения на данную тему. | |
Виды делового общения. | Л-19 | Вид контроля СРСП – презентации | |
Основные черты официально-делового стиля. | Л-6 | Подготовить сообщения на данную тему. | |
Юридические и правовые документы. Финансовые документы. | Л-7 | Вид контроля СРСП – презентации | |
Профессиональная деятельность и коммуникация. | Л-19 | Подготовить сообщения на данную тему. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СРС
Одной из форм учебных занятий по курсу «Профессиональный русский язык» являются СРС. Это форма учебных занятий способствует формированию у студентов теоретического мышления, умения анализировать и понимать содержание и сущность норм законодательства.
В процессе проведения СРС можно использовать следующие педагогические инструменты: групповые и индивидуальные задания; деловые игры; демонстрации; дискуссии; устный опрос; тренинги; тестирование.
На СРС студентам предоставляется возможность применять полученные знания в приложении к конкретной ситуации благодаря включенным заданиям в СРС.
Каждый студент обязан в период самостоятельной подготовки отработать все вопросы плана СРС, решить задачи и быть готовым к занятиям.
При подготовке к СРС методически целесообразно делать краткие записи в виде тезисов по каждому вопросу темы с проработкой как теоретического, так и нормативного материалов.
Выступления или сообщения в форме рефератов, докладов, обобщений материалов теории и практики студенты выполняют письменно и, как правило, на СРС они могут быть заслушаны. Во время ответов на СРС допускается обращение к записям, тезисам, содержащимся в тетради или реферате.
ЗАДАНИЯ НА СРС
№ | Тема, задание, виды самостоятельной работы | количество часов | литература | срок сдачи неделя | форма отчётности |
Написание сочинения (эссе) на тему «Профессия, которую я выбираю». | Л-18 стр.399-404 | 1 неделя | эссе | ||
Написать объявление, личное письмо, записку. | Л-5 стр.56-59 | 2 неделя | конспект | ||
Ведение беседы. В Библиотеке, школе, детском саду и других местах. | Л-19 | 3 неделя | устный опрос | ||
Подготовка интервью, репортажа. Написание очерка или статьи. Подготовка текста для выступления на радио или телевидении. | Л-18стр 106 - 139 | 4 неделя | конспект | ||
Написание автобиографии, резюме, характеристики. | Л-18 стр. 409-411 | 5 неделя | конспект | ||
Написание эссе или научной статьи на тему «Наш университет». | Л-5 стр.69-71 | 6 неделя | эссе | ||
Сделать контент-анализ по научной работе. | Л-18 стр.115 | 7 неделя | конспект | ||
Выразительное чтение отрывков из художественных произведений. | Л-18 стр.81,86 | 8 неделя | устный опрос | ||
Написание реферата на тему «Культура речи будущего специалиста педагога-психолога». | Л-20, п.1.2.3 | 9 неделя | реферат | ||
Написание рецензии и отзыва по прочтенным по своему усмотрению статьям. | Л-12, стр. 30-35 | 10 неделя | конспект | ||
Речевой этикет и профессиональная компетенция. Реферат по теме «Условия общения и причины коммуникативных неудач. Уловки в споре». | Л-19, стр. 17-30 | 11 неделя | реферат | ||
Виды делового общения. Деловая беседа. Деловые переговоры. Телефонные разговоры. Сообщение на тему «Невербальные средства общения». | Л-19, стр. 30-44 | 12 неделя | собеседование | ||
Основные черты официально-делового стиля. Самостоятельное знакомство с классификацией документов. | Л-1 стр 215 - 232 | 13 неделя | устный опрос | ||
Юридические и правовые документы. Финансовые документы Составить рекомендательное письмо. | Л-1 стр. 215 - 232 | 14 неделя | доклад | ||
Профессиональная деятельность и коммуникация. Сферы профессиональной деятельности. Тема презентации: Речевая культура цивилизации Востока. | Л-1 стр. 174 - 204 | 15 неделя | презентация | ||
ИТОГО |