МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СРС




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА (СИЛЛАБУС)

1.НАЗВАНИЕ, НОМЕР (КОД) КУРСА И КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ
название курса код курса количество кредитов
Профессиональный русский язык КК (О)Т 3201  
2.КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Ф.И.О. время и место проведения контактная связь
Мустакимова Галина Васильевна лекции семинары СРСП   каб. 522
по расписанию по расписанию по расписанию кафедры
3.КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КУРСА
цель - содействовать глубокому освоению будущими педагогами и психологами на профессиональном русском языке теоретических знаний по своей специальности, подготовить специалистов для удовлетворения социальных потребностей общества.
задачи -подготовить квалифицированных специалистов, в полной мере освоивших профессиональные термины в области педагогических и психологических наук, с высокой языковой компетенцией, ясно передающих на русском языке свою мысль: -развивать умение работать с помощью профессионального русского языка с материалами по специальному профессиональному направлению; -приучать умению использованию профессиональный русский язык в различных профессиональных ситуациях. -научить проводить сравнительный анализ особенностей разговорного языка в профессиональной сфере и научного стиля.
формируемые компетенции В результате изучения дисциплины студент знает: -фонетические закономерности, связанные с произношением, интонацией, написанием, сложной орфографией терминов, связанных с данной специальностью; -языковые нормы и культуру речи, стилистические особенности в речи; -отличительные признаки устной и письменной речи, языковых единиц и отношений. В результате изучения дисциплины студент умеет: -использовать профессиональные термины педагогических и психологических наук в повседневной практике; -реализовывать общественно-социальную функцию русского языка: -устно и письменно составлять отзывы, самостоятельно анализируя языковой материал с проблемной и творческой стороны, делая выводы. В результате изучения дисциплины студент осваивает: -профессиональные термины и понятия (общенаучные, межнаучные термины конкретной профессии): - информационные компетенции: умение работать е учебником, словарями, справочной литературой и другими книгами; - необходимые в работе с научными текстами навыки устной н письменной речи, навыки системно и грамотно передавать свою мысль перед аудиторией.
4.ПРЕРЕКВИЗИТЫИ ПОСТРЕКВИЗИТЫДИСЦИПЛИНЫ:
Пререквизиты Русский язык (основной курс), введение в педагогическую специальность, введение в психологию.
Постреквизиты «Методика преподавания педагогики». «Методика преподавания психологии».
           

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы литература количество часов используемый демонстрационный материал и техническое оборудование (обеспечение)
сем. СРСП (ауд.)+ СРСП (внеауд.) СРС
1. Предмет курса «Профессиональный русский язык». О.л.: 1,9, 10, 11 2 ч. 1ч.+1ч. 2 ч. презентации, раздаточный материал
2. Профессиональный язык, его структура, стилевые особенности. О.л.: 1, 3,4,5 2 ч. 1ч.+1ч. 2 ч. презентации, раздаточный материал,  
3. Общие проблемы (задачи) стилистики. О.л.: 1, 3,7,8 2 ч. 1ч.+1ч. 2 ч. презентации, раздаточный материал
4. Речь, стили речи. Текст по специальности. О.л.: 4, 5,7,8 3 ч. 2ч+1ч. 3 ч. презентации, раздаточный материал
5. Официально-деловой стиль. О.л.: 1, 3,4,5 2 ч. 1ч.+1ч. 2 ч. презентации, раздаточный материал
6. Научный стиль. О.л.: 1, 3,4,5 2 ч. 1ч.+1ч. 2 ч. презентации, раздаточный материал
7. Текст. Типы (типология) текстов и функции. О.л.: 1, 3,4,5 2 ч. 1ч.+1ч. 2 ч. презентации, раздаточный материал,
8. Пути формирования профессиональных языковых компетенций. О.л.: 4, 5,7,8 2 ч. 1ч.+1ч. 2 ч. презентации, раздаточный материал  
9. Структура и содержание научно-исследовательских работ, по педагогической и психологической специальности. Оформление научной работы. О.л.: 4, 5,7,8 3 ч. 2ч.+1ч. 3 ч. презентации, раздаточный материал  
10. Базовые категории и понятия в области педагогики и психологии, а также в научно-профессиональном и учебно-профессиональном процессе. О.л.: 4, 5,7,8 2 ч. 1ч.+1ч. 2 ч. презентации, раздаточный материал  
11. Официально-деловые тексты и их виды О.л.: 4, 5,7,8 2 ч. 1ч.+1ч. 2 ч. презентации, раздаточный материал
12. Виды делового общения. Деловая беседа. Деловые переговоры. Телефонные разговоры. Регламентированность делового общения. О.л.: 4, 5,7,8 2 ч. 1ч.+1ч. 2 ч. мультимедийный комплекс
13. Профессиональная деятельность и коммуникация. Сферы профессиональной деятельности. Работа с текстом по специальности. О.л.: 4, 5,7,8 2 ч. 1ч.+1ч. 2 ч. презентации, раздаточный материал
14. Юридические и правовые документы. О.л.: 4, 5,7,8 2 ч. 1ч.+1ч. 2 ч. презентации, раздаточный материал
  Всего     15+15    
               

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Семинарские занятия

неделя тема содержание
  Предмет курса «Профессиональный русский язык». План 1. Предмет исследования, цель дисциплины «Профессиональный русский язык. 2. Место дисциплины в подготовке специалистов. Связь дисциплины «Профессиональный русский язык» с другими учебными дисциплинами. 3. Работа с текстом «Современное образование»
  Профессиональный язык, его особенности. План 1. Профессиональный язык, его структура. 2. Стилевые особенности профессионального языка. Научный стиль и его функции. Работа с текстом по специальности.
  Общие проблемы стилистики. План 1. Определение стилистики, становление стилистики как лингвистической дисциплины, задачи и функции 2. Уровень исследования стилистики в общем языкознании, в том числе и русском языке. О современном развитии стилистики как отрасли науки. 3. Предмет исследования стилистики, отрасли стилистики. Место стилистики в языкознании. 4. Связь стилистики с культурой речи. Литературная норма и стилистические нормы.
  Речь, стили речи. План 1. Проблемы, связанные со структурно-языковыми аспектами культуры слова. 2. Речь и ее формы. 3. Понятие стиля. Стили речи: художественно-литературный стиль, письменный книжный стиль. 4. Нормы литературного языка. Происхождение и развитие книжного письменного стиля. 5. Функциональные стили. Применение их в процессе анализа профессиональных педагогических и психологических терминов и процессе разъяснения информации.
  Официально-деловой стиль. План 1. Официально-деловой стиль. 2. Формы деловых бумаг. 3. Разнообразные образцы форм канцелярских деловых бумаг: заявление, доверенность, расписка, справка, характеристика, пригласительный билет, деловая переписка, отношение, объявление, протокол, акт. выписка, опись, сводка, договор, инструкция, приказ, отчет и т.д.
  Научный стиль. План 1. Научный стиль - главный фактор, определяющий язык и форму написания научных сочинений. 2. Языковые средства научного стиля. 3. Использование научного стиля в психолого-педагогических научно-исследовательских работах.
  Текст. Виды текстов н их функции. План 1. Текст - сложная языковая конструкция. Структурно-семантические особенности текста. 2. Типы текстов (приказ, инструкция, представление), тексто- ретроспекция или оценка (отчёт, обзор. аннотация), осуществление плана (поздравление. беседа. диалог, интервью, приглашение). 3. Структурное построение (организация) научных психологических текстов: а) характер раскрываемою содержания; б) способ предоставления передаваемого содержания. 4. Тины текстов: описание, повествование, рассуждение, руководство (инструкция), планирование.
  Пути формировании профессиональных языковых компетенций. План 1. Профессиональная компетенция. 2. Коммуникативная компетенция, Лингвистическая компетенция, Дискурсивная компетенция. Культурно, лингвистическая компетенция. 3. Развитие профессиональных компетенций в процессе работы с научными текстами по специальности. 4. Освоение специальных профессиональных психолого-педагогических материалов и использование их и профессиональной сфере.
  Структура и содержание научно-исследовательских работ, по педагогической и психологической специальности. Оформление научной работы. План 1. Структура научно-исследовательской работы. 2. Требования, предъявляемые к содержанию психолого-педагогических исследовательских работ. 3. Графический язык. язык символов. Сокращения. Виды сокращений. Всеобщие сокращения. Способы сокращения слои и словосочетаний. 4. Правила разделения исследовательской работы на главы. Специфика (особенности) приведения цитат. Особенности указания ссылок. Правила составления библиографии.
  Базовые категории и понятия в области педагогики и психологии. а также в научно-профессиональном и учебно- профессиональном процессе. План 1. Определения терминов в специальных научных текстах, учебниках и учебных пособиях. 2. Объяснение и разбор (анализ) структуры научно- профессионального текста. Написание отзыва (рецензии) на научную работу по специальности.
  Официально-деловые тексты и их виды: дипломатические законодательные административно-канцелярские. План 1. Дипломатические тексты 2. Законодательные тексты. 3. Административно-канцелярские тексты.  
  Виды делового общения. План 1. Деловая беседа. 2. Деловые переговоры. 3. Телефонные разговоры. 4. Регламентированность делового общения.
  Профессиональная деятельность и коммуникация.   План 1. Сферы профессиональной деятельности. 2. Работа с текстом «Документы делового общения и офисный этикет».
  Юридические и правовые документы. План 1. Финансовые документы. 2. Контракт, договор. 3. Резюме. 4. Анкета. 5. План рабочего дня.
     

ЗАДАНИЯ СРСП

неделя тема литература содержание задания
  Особенности развития современного литературного языка. Определение профессионального языка. Л-18 стр.399-404 Подготовить сообщения на данную тему. Вид контроля СРСП – устный опрос.
  Формирование компетенций профессионального языка. Составление монолога и диалога в профессиональной характеристике. Л-5 стр.56-59 Подготовить сообщения на данную тему. Вид контроля СРСП – устный опрос.
  Работа с основой стилистики - синонимами. Л-19 Подготовить сообщения на данную тему. Вид контроля СРСП – устный опрос.
  Определение стилей речи заданных специальных текстом (устно, письменно). Л-18 Подготовить сообщения на данную тему. Вид контроля СРСП – устный опрос.
  Написание нескольких образцов документов с демонстрацией главных особенностей официально-делового стиля. Л-18 стр. 409-411 Подготовить сообщения на данную тему. Вид контроля СРСП – презентации
  Подготовка нескольких специальных текстов с разными видами научного стиля (из научных журналов, сборников статей, отрывки из монографий, учебной литературы, научно-педагогической информации и т.д.). Л-5 стр.69-71 Подготовить сообщения на данную тему. Вид контроля СРСП – устный опрос.
  Работа с терминами из текстов на педагогические и психологические темы (работа со следующими алгоритмами: чтение, перевод, разъяснение содержания, составление предложений и словосочетаний). Л-18 стр.115,   Подготовить сообщения на данную тему. Вид контроля СРСП – устный опрос.
  Уметь составлять монолог и диалог в профессиональной характеристике. Работа с определением видов и особенностей книжного стиля. Л-16 Подготовить сообщения на данную тему. Вид контроля СРСП – устный опрос.
  Составление тезисов по научным проектам и работам, научным статьям. Л-5   Подготовить сообщения на данную тему. Вид контроля СРСП – устный опрос.
  Составление простого и сложного плана по педагогическим и психологическим текстам и мероприятиям. Л-19, стр. 17-30   Подготовить сообщения на данную тему. Вид контроля СРСП – презентации.
  Речевой этикет и профессиональная компетенция Л-19, стр. 30-44 Подготовить сообщения на данную тему.
  Виды делового общения. Л-19 Вид контроля СРСП – презентации
  Основные черты официально-делового стиля. Л-6 Подготовить сообщения на данную тему.
  Юридические и правовые документы. Финансовые документы. Л-7 Вид контроля СРСП – презентации
  Профессиональная деятельность и коммуникация. Л-19 Подготовить сообщения на данную тему.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СРС

Одной из форм учебных занятий по курсу «Профессиональный русский язык» являются СРС. Это форма учебных занятий способствует формированию у студентов теоретического мышления, умения анализировать и понимать содержание и сущность норм законодательства.

В процессе проведения СРС можно использовать следующие педагогические инструменты: групповые и индивидуальные задания; деловые игры; демонстрации; дискуссии; устный опрос; тренинги; тестирование.

На СРС студентам предоставляется возможность применять полученные знания в приложении к конкретной ситуации благодаря включенным заданиям в СРС.

Каждый студент обязан в период самостоятельной подготовки отработать все вопросы плана СРС, решить задачи и быть готовым к занятиям.

При подготовке к СРС методически целесообразно делать краткие записи в виде тезисов по каждому вопросу темы с проработкой как теоретического, так и нормативного материалов.

Выступления или сообщения в форме рефератов, докладов, обобщений материалов теории и практики студенты выполняют письменно и, как правило, на СРС они могут быть заслушаны. Во время ответов на СРС допускается обращение к записям, тезисам, содержащимся в тетради или реферате.

 

ЗАДАНИЯ НА СРС

Тема, задание, виды самостоятельной работы количество часов литература срок сдачи неделя форма отчётности
  Написание сочинения (эссе) на тему «Профессия, которую я выбираю».   Л-18 стр.399-404 1 неделя эссе
  Написать объявление, личное письмо, записку.   Л-5 стр.56-59 2 неделя конспект
  Ведение беседы. В Библиотеке, школе, детском саду и других местах.   Л-19 3 неделя устный опрос
  Подготовка интервью, репортажа. Написание очерка или статьи. Подготовка текста для выступления на радио или телевидении.   Л-18стр 106 - 139 4 неделя конспект
  Написание автобиографии, резюме, характеристики.   Л-18 стр. 409-411 5 неделя конспект
  Написание эссе или научной статьи на тему «Наш университет».   Л-5 стр.69-71 6 неделя эссе
  Сделать контент-анализ по научной работе.   Л-18 стр.115   7 неделя конспект
  Выразительное чтение отрывков из художественных произведений.   Л-18 стр.81,86 8 неделя устный опрос
  Написание реферата на тему «Культура речи будущего специалиста педагога-психолога».   Л-20, п.1.2.3 9 неделя реферат
  Написание рецензии и отзыва по прочтенным по своему усмотрению статьям.   Л-12, стр. 30-35   10 неделя конспект
  Речевой этикет и профессиональная компетенция. Реферат по теме «Условия общения и причины коммуникативных неудач. Уловки в споре».   Л-19, стр. 17-30 11 неделя реферат
  Виды делового общения. Деловая беседа. Деловые переговоры. Телефонные разговоры. Сообщение на тему «Невербальные средства общения».   Л-19, стр. 30-44 12 неделя собеседование
  Основные черты официально-делового стиля. Самостоятельное знакомство с классификацией документов.   Л-1 стр 215 - 232 13 неделя устный опрос
  Юридические и правовые документы. Финансовые документы Составить рекомендательное письмо.   Л-1 стр. 215 - 232 14 неделя доклад
  Профессиональная деятельность и коммуникация. Сферы профессиональной деятельности. Тема презентации: Речевая культура цивилизации Востока.   Л-1 стр. 174 - 204 15 неделя презентация
  ИТОГО        


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: