Искусство Аккада (24-23 вв до нэ).
Ок. 2400 г. до н.э. аккадский царь Саргон Древний объединил Шумер, всю Месопотамию и Элам. Центром первого крупного государства Двуречья (Передней Азии) стал город Аккад, расположенный в северной части Южного Двуречья.
Правление становится самодержавным, храмовые земли превращаются в царские.
Победная стела Нарам-Сина (преемника Саргона Древнего). Эпос в камне. Ритмичное восхождение на гору царских воинов. Построчное повествование. Ясность композиции. Гордость торжества над врагом. Над гигантской фигурой царя только звезды.
В искусстве Аккад впервые появляются индивидуальные черты. Саргон — волевой, суровый. Голова Саргона из Ниневии: четко прорисованные губы, нос, скулы, индивидуальные черты лица.
Искусство Шумера (23-21 вв до нэ).
Город Лагаш (шумерские земли). В 22 в. до н.э. правитель города и жрец Гудеа развивает бурное строительство. Из-за недолговечности кирпича-сырца постройки не сохранились.
В городском храме были найдены более полутора десятка каменных скульптур. Они высечены из диорита почти в натуральную величину. Впервые в истории Двуречья они созданы монументальными, до двух метров, тщательно отполированы.
Статика и фронтальность постановки фигур, их общая массивность. Умели скупыми, но выразительными средствами передавать величие и достоинство человека.
Статуа Гудеа, правителя Лагаша. Диорит, резец. Также сложены руки на груди, почтительно-благоговейно-радостное выражение лица.
Искусство Древнего Вавилона (Старовавилонский период). 19-12 вв до нэ.
Период наивысшего расцвета Старовавилонской цивилизации - при царе Хамураппи (18 в. до н.э.). в том месте, где реки сближались больше всего, на левом берегу Евфрата стоял город Вавилон.
При царе Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.) город объединял под своим главенством все области Шумера и Аккада. Слава Вавилона и его царя гремела во всем окружающем мире.
Величайшей заслугой Хаммурапи стало создание свода законов – конституции.
Стелла Хаммурапи. Высокий рельеф украшал столб, на котором записаны законы.
Монументальность и живописность. Бог солнца Шамаш вручает царю символы власти (жезл и магическое кольцо). Стела содержит 282 закона, записанных сериями по 20 колонок.
|
Искусство Ассирии. 9-7 вв до нэ.
Ассирийцы трансформировали религию, культуру и искусство Вавилоннии, значительно огрубив их, но и наделив новым пафосом могущества, как сделали римляне с греками. Они распространили свое могущество от Синайского полуострова до Армении. Даже сам Египет был завоеван на короткое время ими.
В искусстве – пафос силы, прославление мощи, победы и завоеваний ассирийских властителей.
Период наивысшего могущества: 2-я пол. 8 – 1 пол. 7 в. до н.э.
Крылатый бык Шеду из дворца Саргона II. 2 пол. 8 в. до н.э. Алебастр.
Величественны и фантастичны. Возвышались у входа во дворец. Быки в тиарах с высокомерными человеческими лицами, сплошь закручены завитки бороды, 5 тяжелых, все под собой попирающих копыт. Охранял царские чертоги. Сбоку – устрашающее тяжестью движение, спереди – грозный покой.
Для ассирийской державы характерна не культовая, а светская грандиозная дворцовая архитектура и светские сюжеты в интерьерных росписях и рельефах. Рельефы, покрывающие нижние части стен, сопровождающие посетителей на всем пути их следования через анфилады дворцовых покоев, составляет наиболее характерную особенность новоассирийского искусства. Рельефные летописи. Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине.
|
Ашшурбанипал на колеснице и эламские пленные. Рельеф дворца Ашшурбанипала в Ниневии VII в. до н. э. На триумфальной колеснице под зонтиком стоит царь. Он держит в руке нераспустившийся бутон, что является частью ассирийской судебной церемонии. За колесницей следуют безбородые сановники в церемониальных одеждах (охрана или конюшие). Покоренные ассирийцами народы обыкновенно депортировались. На рельефе - депортация пленных врагов. Солдаты толкают мужчин, несущих пожитки. Двое пленников тащат повозку, в которой сидят женщины. Голый ребенок бредет между двух мужчин. Изображения женщин и детей весьма редки в ассирийском искусстве. Здесь они представлены, чтобы подчеркнуть, что все население Элама было депортировано, поголовно.
Пир в саду. Рельеф дворца Ашшурбанипала в Ниневии. VII в. до н. э. Рельеф, по-видимому, украшал личные апартаменты царя, поскольку техника его исполнения исключительно высока. Напротив Ашшурбанипала сидит царица. За спинами царя и царицы стоят царские сановники с опахалами. Слух пирующих услаждает своей игрой арфист.
Ашшурнасирапал II во время охоты на львов. Рельеф дворца Ашшурнасирапала II в Кальху. IX в. до н. э.