ПАПКА ВОЖАТОГО
Суздальцева Елизавета Витальевна
Поток
Группа, Заводной апельсин, СПО Яркая Личность
Лет
Теория вожатства»
I. Раздел: Лекции
Лекция №1
Введение в профессию вожатого
Пункты (чего не хватило?):
1) Игротехник (запасать игры);
2) Кейсы (жизненные ситуации) – решение практических задач;
3) Знание цифровых технологий;
4) Знание педагогических приемов (фишек);
5) Доврачебная помощь;
6) Самовоспитание вожатых;
7) Больше практики.
Знаменитые люди в вожатстве:
1. Иоганн Генрих Песталоцци – Швейцария, 1746 – 1827 г. Гуманист, внес вклад в развитие педагогики (практика) «О гармоничном воспитании ребенка», заговорил о развивающем воспитании (обучении).
2. Константин Дмитриевич Ушинский – Россия, 1823 – 1871 г. Основоположник научной педагогики в России.
3. Станислав Теофиилович Шацкий – Российская империя – СССР, 1878 – 1934 г. Новатор в дополнительном воспитании детей, первые лагеря, детские клубы.
4. Антон Семенович Макаренко – Российская империя – СССР, 1888 – 1939 г. Развитие идей коллектива. «Педагогическая поэма». «Книга для родителей».
5. Игорь Петрович Иванов – СССР, 1923 – 1992 г. Через его методику работают YO-вожатые. Методика КТД (коллективно – творческая деятельность). Педагогика сотрудничества, Орлятская педагогика, педагогика по Иванову, педагогика социального творчества. Главное – ТВОРЧЕСТО В КОЛЛЕКТИВЕ.
6. Анатолий Николаевич Лутошкин – СССР, 1935 – 1979 г. Книга «Как вести за собой».
7. Василий Александрович Сухомлинский – СССР, 1918 – 1970 г. Гуманист. Как относится к личности ребенка в отдельности. «Сердце дают детям», «Воспитание красотой».
8. Олег Семенович Газман – СССР, 1936 – 1996 г. Первый директор «Орленка», продолжатель коммунарского движения. Выдвигал идеи взращивания и сплачивания детей в коллективе через творчество.
|
Лагеря – локомотивы:
I.МДЦ «Артек» - 1925 г. Генеральный директор Федоренко Константин Альбертович – Крым.
II.ВДЦ «Орленок» - 1960 г. Генеральный директор Джеус Александр Васильевич – Краснодарский край.
III.ВДЦ «Океан» - 1983 г. Генеральный директор Базелевский Андрей Александрович – Владивосток (на берегу Японского моря).
IV.ВДЦ «Смена» - 2013 г. Генеральный директор Нижник Евгений Алексеевич – Краснодарский край.
V.Образовательный центр «Сириус» - 2014 г. Сочи.
Тезаурус
ДОЛ Детский оздоровительный лагерь
СМЕНА
ВОЖАТЫЙ
ЕПТ Единые педагогические требования
ЗАКОНЫ/ТРАДИЦИИ
УИСО Утренний информационный сбор отряда
ХОЗ. СБОР
РВС Разведай, выведай, спроси
ЛЛС Логика лагерной смены
ЛОС Линейка открытия смены
ЛЗС Линейка закрытия смены
ОСУ Органы самоуправления
ВЛГ Время личной гигиены
КВ Концерт вожатых
ВДК Временный детский коллектив
КТД Коллективно – творческое дело (деятельность)
КТИ Коллективно – творческая игра
ТГ Творческие группы
ЧТП Чередование творческих поручений
ИГРА
ДОСУ
СОВЕТ ДЕЛА
Знать!!!
1. Основы деятельности вожатого;
2. Нормативно – правовые акты, регламентирующие деятельность вожатого;
3. Первая помощь
4. Техника безопасности;
5. Конфликтология;
6. Тайм – менеджмент;
7. Напарничество;
8. Особенности работы с трудными детьми;
9. Методы и формы организации отрядной деятельности;
10. Возрастная психология.
Работа вожатым – принадлежит к типу профессий «человек - человек».
|
Склонности:
· Развитые коммуникативные способности;
· Эмоциональная устойчивость;
· Быстрая переключаемость внимания;
· Эмпатия;
· Наблюдательность;
· Организаторские способности.
Склонности и предпочтения:
· Управление людьми;
· Легкость знакомства и общения с новыми людьми;
· Умение внимательно выслушивать людей;
· Умение хорошо и понятно говорить и выступать публично;
· Обучение, воспитание, обслуживание людей.
Предмет труда: ребенок, подросток.
Цель:
· Создание условий для творческого и духовного развития личности ребенка;
· Создание условия для оздоровления и отдыха.
Бренд отряда
Отрядный уголок – это презентация отряда, визуальное оформление информации об отряде, его деятельности на протяжении всей смены.
Этапы:
1) Изучение – целенаправленная работа, чтобы узнать интересы каждого в отряде, понять, какие есть точки соприкосновения. Что может пойти в основу названия, эмблемы.
2) Уникальная идея, позиционирование – идея, которая будет отличать ваш отряд от других.
3) «Название» - должно вызывать у детей приятные и положительные чувства/эмоции, отражать идею отряда
4) «Разработка логотипа» - не следует спешить, ведь именно логотип – лицо отряда и будет следовать за ним на протяжении всей смены.
5) «Выбор фирменного стиля» - стилистика отряда нужна для того, чтобы выделить индивидуальность. Правильно выбранный стиль помогает участникам лагерной смены быть узнаваемыми, вызывает больший интерес.
Отрядный уголок
Статичные Динамичные
- Название - Достижения детей
|
- Девиз - Поздравления именинников
- Речевка - Мероприятия, проводимые в лагере и в отряде
- Список детей - План на день
- Законы лагеря и отряда - Почта, приуроченная к мероприятиям
- Распорядок дня - Экран чистоты
- Отрядная песня - Экран настроения
- Списки именинников - Стена гласности
Необходимых материалов может не хватить, поэтому необходимо взять с собой: обои, ненужные материи, гирлянды, природные материалы (шишки, веточки и листья), ватманы, малярный скотч, гуашь, бумага, мишура и другое.
Проводилось в команде
Каким должен быт вожатый?
Ø Хороший вожатый никогда не кричит, не «руководит»;
Ø Он просто всегда рядом, а дети у него почему-то все делают сами, при этом делают хорошо:
· Сами придумывают;
· Сами организуют;
· Сами проводят;
· Сами обсуждают;
· Оценивают и планируют.
Первое впечатление вожатого:
v Внешний вид
§ Одежда чистая
§ Опрятная
§ Выглаженная
§ Максимально нейтральная
§ По погоде
v Выражение лица
v Опрятность, чистоплотность
v Тембр голоса
v Жестикуляция
v Социальные сети:
§ Не выставлять возраст
§ Не показывать алкоголь, курение
§ Не использовать ненормативную лексику
§ Не выставлять непристойные картинки/фотографии
Общение с родителями:
ü Не жаловаться на ребенка
ü Не обвинять их в его проступках
ü Не вести разговор в присутствии детей
ü Не унижать замечаниями достоинство родителей
ü Всегда защищать интересы детства, детей в семье
ü Сохранять доброжелательное отношение к ребенку
Строгий запрет!!!!!
1. Курение, алкоголь, наркотики
2. Ненормативная лексика
3. Наказывать детей
4. Несоблюдение правил лагеря
5. Нарушение техники безопасности
Лекция №2
Студенческие педагогические отряды в городах МО
Где обучают вожатых?
1. Мос гор тур – автономное учреждение, создают мероприятия для детей, тур агентов и тд. Это школа вожатых. Основные мероприятия на слайдах. Атрибут – яркие футболки (фото)
2. МСПО существует более 20 лет. Технические ВУЗы. Самая большая школа вожатых по количеству. Атрибут – бело-красный галстук и бомпер с солнышком. Сейчас отделился от ВУЗа.
3. Атмосфера. Фишка «С нами ярко». Базируется на МИРЭА. Мероприятия – открытые для других отрядов, можно прийти научиться чему-либо у них. Позиционируют себя как аниматоры. Атрибут – цветок в солнце на одежде. Открытые мероприятия – «Мисс студенческий педагогический отряд», «Видро» - вожатские видеоролики.
4. Маяк. Маяк был стартом для Атмосферы. Атрибут – футболки синего цвета и надпись Маяк.
5. Городской совет вожатых. Подготовка вожатых для школы. Базируется на территории дворца творчества. Атрибут- особый стиль завязывания галстуков, значок с надписью названия, синие футболки.
6. #ТрудКрут
Кто такие Yo – вожатые?
3 ценности:
Развивающая среда, познавательная игра, вожатый – педагог.
«Вожатый может все!» - девиз. Логотип ежик – на ежа человек реагирует позитивно.
Внутренние и внешние (вожатский капустник, вожатская тусовочка, лучший отряд МПГУ) мероприятия
Вожатый это кто? Аниматор, педагог, организатор, вожатый
Возрастная психология
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». – К.Д. Ушинский
Возрастная психология изучает возрастные закономерности психического и личностного развития человека со дня его рождения до смерти. Многие конфликты, как внутренние, так и межличностные возникают при игнорировании возрастных закономерностей психического и личностного развития человека.
Младший возраст (6 -9):
Особенности организма:
· Высокая активность
· Быстрая утомляемость
· Травматичность
Особенности психики:
· «Значимый взрослый»
· Высокая впечатляемость
· Любознательность
Кризис 7 лет
Возникновение личного сознания, переход к новой социальной ситуации:
o Манерничание (Что-то из себя строит)
o Симптом «Горькой конфеты» (Ребенку плохо, но он старается этого не показывать)
o Потеря непосредственности (Между желанием и действием появляется переживание)
Кризис 7 лет – вожатому важно ребенка поддерживать, давать задания по мере возможности, но способствуя его развитию.
Игры для младшего возраста должны быть ритмичными.
Вожатый для них – значимый взрослый. Можно обыгрывать все (танцы, спектакли). Но нужно быть внимательным к материалу. Любознательность – «почемучки». Необходимо игровую деятельность сделать и познавательной. Развивать все каналы восприятия. Дети очень быстро переключаются. Нужно дробить задачи детям.
Цитата:
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь».
Для этого возраста вожатый является генератором идей, воспитателем, родителем, лидером.
НЕ ЗАБ
2. Копируют привычки, манер поведения взрослых подаем хороший пример!
3. Похвала – лучшая награда
4. Показываем, даем трогать, объясняем, повторяем.
Средний возраст (9-12):
Особенности организма:
· Рост девочек опережает рост мальчиков
· Начинается процесс полового созревания
· Развитие нервной системы – высокая возбудимость
Особенности психики:
· Более значимо мнение группы, чем взрослого (болезненное отношение к критике)
· Постоянная смена интересов
· Энергичны, инициативны, любят проявлять «взрослость»
Сделать так, чтобы 2 пола не враждовали, потому что половое созревание. Необходимо понимать, что начинается менструация у девочек. Мальчикам нужна высокая физическая активность.
Важно мнение коллектива, считают себя частью команды, очень инициативны. Не вешать на детей ярлыки, давать им развиваться в разных сферах. Очень энергичные, любят участвовать в конкурсах. Вожатый просто помогает, а не составляет сам.
Не нужно завоевывать авторитет, они прислушиваются к нам.
НЕ ЗАБУДЬ!
1. КТД соревнования командный дух
2. Организуйте мускульную активность
3. Самоуправление
4. Вожатый – старший член команды
Старший возраст (12-17):
Особенности организма:
· Гормональная перестройка
· Завершается рост скелета
Особенности психики:
· Максимализм
· Чувство непонимания со стороны взрослых и сверстников
· Кризис независимости
· Изучение себя и мира, формирование своего мировоззрения
· Трудности в межгендерном общении
· Недостаточная уверенность в себе
Нужно зарабатывать авторитет на протяжении всей смены. Уважать их действия.
Авторитет = доверие + границы
Книга: «Возрастная психология Мухиной»
НЕ ЗАБУДЬ!
1. Один шаг до панибратства
2. Взаимодействуй с девочками и мальчиками одинаково
3. Самоуправление
4. Говоришь со взрослым, но помнишь, что он ребенок
Лекция №3
КТД
Коллективное –
· Общая задача
· Совместный поиск лучших решений
· Делается вместе – вожатый отряд
Творческое –
· Не делается по шаблону
· Выступает в разных вариациях (есть цель, которой мы можем прийти разными путями)
· Безграничные пути реализации
Дело –
· Мероприятие
· Событие
· Процесс
Основатель – Игорь Петрович Иванов. «Все творчески, иначе зачем?». Инициатор социально педагогического движения. В основе этих объединений лежало КТД. Педагогика – «общественная забота».
Для чего?
1. Развитие творческих способностей
2. Развитие интеллектуальных способностей
3. Реализация коммуникативных потребностей
4. Обучение основам совместной работы
Виды КТД:
1) Творческие (подготовка выступления нарисовать плакат отрядный уголок)
2) Трудовые (субботник, почта)
3) Спортивные (зарядка, веселые старты)
4) Экологические (мини фестивали, акции)
5) Познавательные (викторины, развивающие программы)
Алгоритм разработки:
1. Возраст (для разных возрастов разное КТД)
2. Цель (чего хочу добиться КТД (сплотить отряд развить творческие способности))
3. Название («Путешествие по солнечной системе»)
4. Тайминг (четко ощущать)
5. Материалы (подготовить заранее)
6. Место (чтобы хватило физического пространства, чтобы было комфортно)
7. Вход (придумать мини историю)
8. Основная часть (создание продукта (макет, уголок))
9. Выход (конец истории, завершении)
Этапы проведения:
· Общий сбор (мозговой штурм, определяемся с целью)
· Деление на группы (раздать всем свои части)
· Работы в группах
· Совмещение результатов (соединить работы всех групп)
· Проведение события (мини сценка перед друг другом)
· Награждение + рефлексия (хвалим всех, поздравляем, понравилась ли, что именно понравилось)
· Уборка
Задачи вожатого во время КТД:
v Направление творческого порыва (не отходить от цели)
v Контроль за деятельностью (процесс проходил плавно и по плану)
v Проверка цензуры (особенно у старших и средних отрядов)
v Хвалить каждого
v Создать ситуацию успеха (каждый внес свою лепту)
v Не критиковать детей и не позволять им делать это друг с другом
Методика КТД:
· Самостоятельность детей
· Инициативность детей
· Общественная значимость выполняемой деятельности (мы сделали и это принесло пользу нам, детям, возможно обществу)
Примеры КТД:
Отрядный уголок, тематическая мини-сценка.
Дистанционно – запустить челленджи, прямые эфиры спортивные, посмотреть мультик и разобрать его, видео-визитка, посты про педагогов, флешмобы.
КТД – вся наша жизнь в лагере!
ВАЖНО! КТД = Игра
Лекция №4
Лекция «ВДК»
ВДК – временный детский коллектив
Три кита:
ЛЛС логика лагерной смены
КТД – колективно – творческое дело
ВДК – временный детский коллектив
Коллектив – это общая группа детей, которая имеет общие цели и общие интересы.
ВДК – это группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.
Признаки:
1) Кратковременность функционирования;
2) Сборный состав;
3) Автономность существования;
4) Публичный (коллективный) характер деятельности;
5) Завершенность деятельности и развития.
Этапы развития:
1) Организационный период (адаптационный) – 1-3 дня;
2) Основной период – 14-16 дней;
3) Итоговый (заключительный) период – 1-3 дня.
На каждом этапе развития ВДК ставятся этапные цели, исходя из этого, планируется смена и определяется логика развития смены и временного детского коллектива.
Разработал:
Лутошкин Анатолий Николаевич - ученый, психолог. «Как вести за собой».
Ступени развития коллектива:
· Песчаная россыпь
· Мягкая глина
· Мерцающий маяк
· Алый парус
· Горящий факел
«Песчаная россыпь»
- Много песчинок собранных вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке.
Начало смены, каждый индивидуален, коллектива нет, сборная детей.
«Мягкая глина»
- В руках хорошего мастера глина поддается любому воздействию. В ваших руках детский коллектив может перерасти в хороший, слаженный коллектив.
Если будем уметь работать с коллективом, то создадим сборную фигуру. Как будем работать
Организационный период – это период первоначального сплочения коллектива, период становления коллектива, адаптация ребенка к новым условиям жизнедеятельности.
Адаптация младших проходит сложнее. Требует больше внимания
Главная цель: заложить основы ВДК
Задачи:
· Предъявить единые педагогические требования (ЕПТ) и выработать осознанное отношение к ним
· Познакомить детей друг с другом
· Познакомить детей с территорией лагеря, сотрудниками
· Ввести детей в программу смены, отряда
· Заложить основы детского самоуправления в отряде
· Наметить с детьми перспективы совместной деятельности
· Раскрыть у детей лидерский, творческий, организаторский, интеллектуальный потенциал
· Приучить детей к аналитической деятельности.
Основные задачи педагога:
· Получить необходимую информацию о каждом ребенке (аллергии, физ. здоровье)
· Создать необходимые условия для адаптации детей к новым условиям жизнедеятельности
· Выявить первоначальный уровень способностей, интересов детей
· Изучить уровень интеллектуального развития, активности
· Определить направленность интересов детей.
Методика проведения оргпериода:
1) Дни заезда (1-2 день):
· Организованно провести прием и заезд детей
· Познакомить детей с лагерем, его традициями и законами
· Познакомить друг с другом
· Работа по соблюдению режимных моментов
2) 3 день:
· Работа по соблюдению режимных моментов
· Выявление способностей детей и их сплочение
СИСТЕМА ДЕЛ ОРГПЕРИОДА
Мероприятия оргпериода:
Ø Индивидуальные беседы
Ø Игры (на знакомство, на сплочение, на выявление творческих способностей, лидерских качеств и т.д.)
Ø «Огонек» знакомства
Ø Хозяйственный сбор
Ø Отрядный уголок
Ø КТД малых форм (в том числе КТД по программе отряда, КТД «Разведка интересных фактов»)
Ø Экскурсия по территории
Ø Организационный сбор отряда
Ø Сбор-планирование
Ø Дискуссия по программе смены, отряда
Ø Вводное отрядное дело, занятие спецкурса (по программе отряда)
Итог оргпериода
Начальный период становления коллектива заканчивается, когда дети удовлетворяют свою потребность в информации о новом коллективе, о товарищах, о вожатых, о лагере, когда представляют перспективы общей деятельности, характер нравственных требований, когда в отряде царит атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в личных и общих делах, когда отряд для ребенка становится значимой средой.
«Мерцающий маяк»
- Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь».
Этап основной, коллектив есть, но есть моменты, когда могут поссорится, снижение активности или наоборот.
Основной период – период развития коллектива.
- Конфликтный период (в период конфликтов необходимо, чтобы дети осознали конфликт, дали ему оценку, нашли выход из конфликта).
- Период основной деятельности (Деятельность отряда и лагеря в целом должна быть спланирована таким образом, чтобы было чередование видов воспитательной работы и разнообразие форм. Для этого необходимо спланировать дела по различным направлениям).
Дела основного периода:
I.На уровне отряда
· Индивидуальные беседы
· Инструктажи (целевые)
· Индивидуальная работа с советниками отряда
· Игры (шутки, на создание особого настроя, на снятие эмоционального напряжения, вторичное знакомство, сплочение)
· Творческие поручения
· Сборы совета отряда
· Кружковая деятельность
· Отрядные дела
· Огоньки (тематические, по программе отряда)
· Сборы по подготовке отрядных дел
· Сборы по подготовке к дружинным делам
· Сбор-огонек – анализ дня
· Сбор-огонек – анализ дела
II.На уровне лагеря
· Спортивные мероприятия (Веселые старты, Малые олимпийские игры, игры спортивные, соревнования)
· Творческие мероприятия (минута славы, мисс и мистер лагеря, угадай мелодию, квесты, конкурсы, викторины)
· Экологические мероприятия (экологический плакат, экологический комикс, поделки из природного материала)
· Интеллектуальные мероприятия (викторины, брейн – ринг, что где когда, поле чудес)
Задачи педагога в основной период:
o Контролировать состояние здоровья детей
o Требовать соблюдение детьми режим дня, правил и законов лагеря
o Продолжить целенаправленную работу по воспитанию детей
o Организовать разнообразную деятельность, способствующую сплочению детей, развитию личностных качеств
o Развивать лидерские качества детей
o Продолжить индивидуальную работу с каждым ребенком
Вторая конфликтная зона
В этот период примерно на 13-14 день наступает второй пик трудности (пик привыкания). Дети привыкли ко всему: к педагогам, к совместной жизни, к режиму дня, к делам, к лагерю. Может начаться очередная зона конфликта, основанная на межличностных, межгрупповых и общеколлективных отношениях. Действия: положительные эмоции от деятельности, создать ситуацию успеха, групповые и индивидуальные работы, оценка деятельности каждого ребенка, корректировка отношений.
Предполагаемый результат:
· Благоприятный климат в коллективе
· Высокий уровень развития межличностных отношений среди сверстников
· Успех коллектива в отрядной и дружинной деятельности
· Хорошо работающие органы самоуправления
· Активность всех членов коллектива
«Алый парус»
- Символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех и все за одного»
Коллектив есть и он достаточно сплоченный, дети готовы прийти на помощь, довольно дружны. Готовы работать вместе для достижения результата.
«Горящий факел»
- Это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество.
Тесная дружба, очень сплотился отряд, общение после смены.
Итоговый период
Цель: способствовать самоопределению каждого в условиях ВДК
Задачи:
1. Предоставить возможность каждому осознать свою роль в коллективе, свою жизненную позицию, личностные изменения
2. Проанализировать с детьми достигнутый уровень развития коллектива, уровень реализации отрядной программы
3. Определить с детьми дальнейшую самостоятельную деятельность, жизненную позицию.
Задачи педагога:
1) Подготовить детей к отъезду (инструктаж по разъезду)
2) Подвести итоги смены
3) Усилить контроль за жизнью и здоровьем детей
4) Организовать подготовку к следующей смене, провести генеральную уборку
5) Организовать деятельность, способствующую самореализации каждого
Дела итогового периода (направлены на проверку полученных в лагере знаний, умений и навыков, исходя из тематики смены):
1. На уровне лагеря:
· Операция «Нас здесь не было»
· Прощание с лагерем
· Ярмарка талантов
· Обнимашки
· Свободный микрофон
· Церемония награждения
В итоговый период наблюдается:
§ Добровольное объединение усилий детей
§ Проявление товарищества, взаимопомощи, требовательности, взаимной заботы, уважения
Третья конфликтная зона:
На 19-20 день смены возможна зона - пик усталости. Дети устают жить в большом шумном коллективе, вне дома без родителей. Действия: поднять настроение детям, удивить их тем, что они не успели узнать о педагоге и о себе в течение смены. Педагогу важно помочь детям пережить расставание детей друг с другом, со взрослыми людьми.
Показатели «Горящего факела»:
v Успех коллектива в любой деятельности
v Наличие гуманистических отношений между детьми
v Мировоззренческое единство
v Активность всех членов коллектива
v Стремление к социально-значимым делам, не совсем интересным, но необходимым
v Потребность к самопознанию, к самовоспитанию, соблюдении принятых в лагере норм поведения
v Общественное мнение действует постоянно
Логика развития смены:
1. Знакомство
2. Основной период
3. Итоговый период
Медиа – вожатство
Медиа – 1) Средства распространения информации; 2) Совокупность всех средств аудио-, видео- и визуальной коммуникации.
Медиа – сфера – 1) область деятельности средств массовой информации; совокупность их изданий; 2) Часть общего пространства, в котором идеи могут обсуждаться, обмениваться и оспариваться.
Что включает в себя медиа – сфера:
1. Видео
2. Текст
3. Аудио
4. Фото
Текст:
1. Новостной;
2. Кооперирующий;
3. Информационно - познавательный
Пост в социальных сетях:
· Яркий, но уместный заголовок
· Пробелы, разделение на абзацы, смайлы
· Орфография
· Ссылки
· Связь с читателем
· Хештеги
Новостной пост
1. Самое главное (Что? Где? Когда? Почему? Как?)
2. Важное (Аргументы, полемика, история, предыстория)
3. Дополнения
Заголовки:
· Вопрос
· Цифра
· Интрига
· Гарантии
· Решение проблемы
Лекция №5
Логика лагерной смены (ЛЛС)
1 период – подготовительный период (до начала лагерной смены)
Эмоциональная настройка
Задачи:
1. Познакомиться с лагерем (ознакомить детей с тематикой смены)
2. Собрат вещи, упаковать чемодан, настроиться
3. Регистрация детей, общение с родителями
4. Заезд в лагерь, расселение детей
2 период – организационный период (1-3 дней)
«Если ты не работал в оргпериод, ты потерял отряд»!!!!!!!!!!
Никаких поблажек детям в этот период.
Задачи:
1. Знакомство с территорией лагеря и администрацией
2. Предъявление педагогических организационных требований
3. Помощь в адаптации ребенка попавшего в новые условия
4. Коллективное планирование и имидж отряда
5. Знакомство, выявления лидеров и диагностика детей
6. Создание благоприятного психически – эмоционального настроя
3 период – основной период (14-16 дней)
Задачи:
1. Стимулирование активности и успеха (хвалить, давать возможность делать что то самостоятельно)
2. Создание эмоционально-нравственной атмосферы в коллективе
3. Сплочение коллектива, вовлечение в общелагерную жизнь
4. Создание условий для реализации ребенка (водим на кружки, даем задания)
4 период – заключительный (2-3 дня)
Цель: подведение итогов и адаптация ребенка к возвращению в постоянный коллектив.
Задачи:
1. Организация подведения итогов
2. Закрепление приобретенных знаний и умений
3. Пресечение дисциплинарных нарушений
4. Организация групповой рефлексии
5. Создание условий для конструктивного расставания
5 период – последействия (после лагеря)
Задача:
1) Вожатый проводит анализ своей работы
Лекция «Огонек, рефлексия и анализ дня»
Огонек – это особая форма общения, которая позволяет каждому участнику высказаться, научится понимать других, слушать и слышать, раскрыть себя с необычной стороны.
Цели:
1. Регулирование эмоционального настроя в коллективе
2. Создание доверительной атмосферы
3. Научить анализировать собственные действия, поступки, видеть причины успеха и неудачи
4. Привить навык коллективного анализа
5. Воспитать культуру общения
6. Развивать взаимопонимание между всеми членами коллектива
Виды огоньков:
1. Знакомств
2. Конфликтный
3. Прощальный
Огонек знакомств (в оргпериод – на 4-5 день)
Цели:
1. Познакомить детей ближе
2. Создать доверительную атмосферу в лагере
Огоньки основного периода
Виды и цели:
1. Тематический (разговор на интересную тему)
2. Экватор (подведение промежуточных итогов)
3. Конфликтный (решение сложной ситуации)
Конфликтный – не больше 1,2 раза.
Правило: не осуждать определенные поступки детей. Обсуждаются все члены отряда, дается характеристика. Когда взаимоотношения не клеятся, появляются серьезные ситуации. Продумывать тщательнее. Только вожатый.
Прощальный огонек
Цели:
1. Вспомнить хорошие моменты, вклад каждого ребенка в деятельность отряда
2. Эмоционально подготовить детей к расставанию
3. Подарить памятные подарки
Младший возраст – 30 – 40 минут
Средний – 1 час – 1.5
Старшие – 1 – 2 часа
Структура огонька:
· Подготовка
· Основная часть
· Выход
Знакомство основная часть – дети рассказывают о себе, можно ктд.
Анализ дня – одна из воспитательных форм работы в лагере. Анализ групповой и индивидуальной деятельности в кругу коллектива (песня лирическая).
Рефлексия – анализ подростком собственного состояния, переживаний, мыслей по завершении деятельности. Обсуждение итогов мероприятия.
Лекция №6
Лидерство
«Вожатый – это пример для детей. Для них в этом возрасте, особенно в подростковом периоде, взрослы друг (каким является вожатый) – абсолютнейший пример». А. Каспржак
Лидер – это человек, который может влиять на поведение других
Типы лидера по характеру деятельности:
1. Универсальный тип (стандартные качества)
2. Ситуативный тип (в какой-то ситуации берет лидерство, не постоянно)
3. «Один из нас» (чуть лучше остальных, случайно выбрали)
4. «Лучший из нас» (человек является примером, все к нему тянуться)
5. «Хороший человек» (может как пример, не хватает лидерских качеств)
6. «Служитель» (представляет мнение коллектива, служит на благо народу)
По стилю лидерства:
1. Авторитарный
2. Демократический
3. Пассивный стиль (не только с негативной стороны; уходит от ответственности, избегает конфликтов, распределяет)
Необходимо: Успеть перехватить инициативу и стать ближе к демократическому типу, начать с пассивного лидерства.
Классификация лидерства М. Вебера:
· Традиционное лидерство (есть ритуалы, привычки, традиции) (лидер – вожатый с первого дня)
· Харизматическое лидерство (основано на вере, способности человека развлекать) (у детей – выбор командира)
· Рационально-легальное лидерство (на законе на свободном выборе)
Для ВДК лучше подойдет харизматическое лидерство для детей младшего возраста, для старшего возраста – рационально-легальное.
Развивать харизму, практиковаться, общий спектр знаний (развивайте, читайте), четкая позиция по жизни. ПРАКТИКА!
Кейсы
1) Лидер в ВДК
Девочка харизматический лидер сдвигает вожатого. 15-16 лет
Не стоит отдавать свою позицию, предложить быть помощником. Создать конституцию, дать ей разработку законодательства отряда, большое тяжелое дело, прояснить позиции. Дать провести что-то для детей. Не ограничиваться отрядом.
2) Лидер в ВДК (онлайн)
Девочка лидер,10 – 12 лет, раскрыть лидерские позиции в онлайн
Мафия, квест, писать в чат, ставить реакции, провести зарядку, челленджи, флешмобы, доп ответственности, научить пользоваться технологиями.
3) Антилидер в ВДК
Девочка была в лагере раз 12, ничего не хочет делать, вокруг нее компания. Агитирует плохое, чтоб никто ничего не делал, смотрит с презрением. 14-15 лет
Заинтересовать детей. Не зашквариться. Помощь в чем-то, сойти на дружескую ноту, но не панибратство. Если нет харизмы или не уверен, не делать! Я в первый раз расскажите, что да как. Потом просить помочь. Распределить группу попозже. Прощупать почву. Индивидуально с каждым поговорить, подрассыпать кучку. Сказать старшему вожатому, но попробовать самим, сразу не действовать, в отряд не приводить.
4) Лидер напарник
Напарник работает там вечно, загружает тебя работой, которая ему не по душе, уходит куда-то
Если ничего не знаешь о лагере, первую смену учиться, поговорить, подружиться, ходить за ним попятам
5) Лидер – старший вожатый
Авторитарный тип руководства
Показать заинтересованность в его опыте, не контактировать особо с ним, не конфликт
6) Лидер – родитель
Родитель говорит, что мы плохие, кричит, агрессивно себя ведет.
Найти компромисс, пойти к старшему вожатому, дать номер родителя, пойти к директору. Хорошо я ваш номер передам старшему вожатому, администрации, снять с себя ответственность.
****Новая презентация****
Лидер имеет:
· Ответственность;
· Умение делегировать;
· Творческое целеполагание.
1. Ответственность
«Если не можешь стать лидером для себя, никогда не сможешь лидировать среди окружающих».
2. Умение делегировать
«Работая 24 часа в день, человек может себя утроить. Чтобы умножить себя больше, чем в 3 раза, единственный выход – научить других принимать на себя часть вашей работы». Риковер Д.
«Задача лидера состоит в том, чтобы вдохновлять и мотивировать людей, помогая им реализовать свой потенциал полностью». Дениз Морриссон, генеральный директор компании «Campbell Soup»
3. Творческое целеполагание
Когда Джобс создавал студию Pixar в Калифорнии, он хотел, чтобы люди имели возможность постоянно общаться, обмениваться идеями. Он построил огромный зал в центре здания, который многие считали пустой тратой денег. Стив открыл комнаты для встреч, столовую и самое главное – туалеты в центре, что сначала всех злило, так как приходилось бегать через весь зал несколько раз в день. Стив понимал, что каждый раз, когда вы проходите мимо всех, вы начинаете общаться и меняться идеями.
Лидер = харизма + менеджмент
«Задача лидера в том, чтобы было больше лидеров, а не в том, чтобы было больше тех, кто следует за лидером». Ралф Нейдер
Трудоустройство и ЕПТ
Трудоустройство
Необходимые документы:
ЕПТ
ЕПТ (единые педагогические требования) – нормы и правила, установленные в лагере.
Виды ЕПТ:
1. Между вожатыми:
· Не подрывать авторитет друг друга
· Разработать собственные ЕПТ
· Узнать ЕПТ лагеря и пед. отряда
· Соблюдать принятые традиции
2. Между вожатыми и администрацией, другими работниками лагеря:
· Адекватно воспринимать критику
· Относится друг к другу с уважением
· Личное – рабочее
Внешний вид:
Одежда:
§ Чистая
§ Опрятная
§ Без неприятного запаха
§ Максимально нейтральная
§ Выглаженная
Вожатый и социальные сети:
Нужно быть осторожным с тем, что выкладываешь в социальные сети (работодатель, родитель, ребенок)
Отрядное дело
Отрядное дело – мероприятия, проводимые только с отрядом.
Проводятся они в свободное время или тогда, когда на улице плохая погода. Данный вид мероприятий помогает сплотить отряд, узнать его со всевозможных сторон.
КТД (коллективно-творческое дело) – понятие было введено в обиход И.П. Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание творческого продукта.
Виды отрядного дела:
§ Развлекательное
§ Ролевое
§ Спортивное
§ Образовательное
§ Конфликтное
Необходимо для мероприятия:
· Оформление
· Идея
· Герои
· Организация
Оформление мероприятия:
v Настроение
v Музыка
v Герои
v Декорации
Примеры отрядных дел:
Ø «Огонек»
Ø Квартирник
Ø Хозяйственный сбор
Ø Организационный сбор
Ø «Красное – черное» (казино)
Ø «Комплимент батл»
Ø Съемка ролика
Ø «Антикафе»
Ø Веревочный курс
Ø Разведка
Ø Тайный круг
Ø Оформление уголка
Ø Выбор названия отряда
Ø «Сказки»
Лекция №7