Институциональный подход к решению проблемы социальной справедливости




Социальную справедливость в экономических отношениях можно определить как образ существования человека в качестве основного элемента любой социально-экономической системы. С уровня отдельного индивида это свойство переносится на уровень последней и трансформируется в справедливость или несправедливость социально-экономической системы в целом.

Справедливость употребляется при оценке поступков людей в двух аспектах: 1) как принцип определяющий направление деятельности и критерий оценки конкретного поведенческого акта; 2) как теоретическое условие будущего действия.

Социальная справедливость в качестве морального принципа определяет деятельность всех государственных органов и общественных организаций, применяющих правовые нормы в процессе распределения между членами общества материальных и духовных благ, а также при определении меры юридической ответственности или общественного воздействия за совершаемые правонарушения и другие не желаемые для общества действия. Представления о социальной справедливости, с точки зрения ее моральной значимости очень важны для дальнейшей оценки конкретных повиденчиских актов, в том числе, связанных с принятием правоприменительного акта. А оценка конкретной, в том числе правоприменительной деятельности, должна даваться на основе общего требования принципа справедливости. Оценка, проведенная таким образом, будет отражать характер юридической справедливости.

Основными элементами содержания социальной справедливости являются общечеловеческие принципы свободы и равенства, являющиеся основной деятельности как конкретных людей, социальных и иных групп организаций, которые они образуют, так и государства в целом.

Данные элементы социальной справедливости могут быть адекватно оценены лишь при наличии устоявшихся общественных отношений в более-менее однородном обществе.

Социальная справедливость - это общественно-политическая категория, формирующаяся на базе требований политики, морали и нравственности, воплощающая принципы свободы и равенства и являющаяся нормой поведения людей и их коллективов, а также основой государственной и общественной оценки различных действий, поступков и иных социальных явлений.

Все общественные отношения в обществе формируются с учетом социальной справедливости, однако, не все они находят свое непосредственное закрепление в нормах права. Но именно законодательно закрепленная часть создает основные критерии оценки поведения индивидов в обществе, поскольку за этой оценкой стоит сила принуждения государства. Государство требует от своих граждан безусловного подчинения данным требованиям, в противном случае наступают предусмотренные законом санкции.

Использование термина социальная справедливость при вынесении правоприменительного акта вряд ли возможно и целесообразно в силу:

1. его абстрактности;

2. отсутствия конкретных юридических критериев, которыми должны руководствоваться субъекты правоприменения;

3. различного толкования понятий социальной и юридической справедливости в юридической литературе.

Социальная политика - политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе.

Социальная сфера общественных отношений включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также реализацию принципа социальной справедливости.

Субъект социальной политики (социальные группы, имеющие в своих руках власть в социальной сфере), обеспечивая достижение благосостояния а обществе (общество - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей), реализует принцип социальной справедливости, который, как наиболее общий, является целью деятельности социальной сферы общественных отношений.

Справедливость - понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Справедливость подразумевает требование соответствия между практической ролью человека или социальной группы в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами ладей и их общественным признанием.

Социальная политика государства ‑ одно из направлений его деятельности по регулированию социально ‑ экономических условий жизни общества. Суть социальной политики государства в поддержании отношений как между социальными группами, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Государственная социальная политика ‑ это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве, это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий для всех слоев населения. Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи на случай безработицы;

4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;

5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики. Осуществляется перераспределение национального дохода через бюджет, государство реализует систему социальных программ.

В социальной сфере господствующее положение занимает государственный сектор. В зависимости от величины государственного сектора в той или иной стране социальная политика имеет свои особенности. На практике это выражается в разных масштабах социальной политики государства. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределенной деятельности государства. Ограничительная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы.

Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения является социальное страхование. Социальное страхование распространяется на лиц, имевших в течение какого то времени постоянную работу и потерявших доход в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Система социального страхования компенсирует этой части населения потерю дохода из фонда социального страхования.

Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профессиональная подготовка, служба занятости) опираются на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные предприятия, государство участвует в финансировании, производстве и распределении социальных услуг, увеличивая тем самым их доступность населению.

Экономическую базу социальной политики государства составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный бюджет. Изымая часть доходов населения в виде налогов, частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам. При этом практикуется дифференцированный подход, как к налогообложению, так и к социальным выплатам лицам, находящимся в различном материальном положении. В результате социальной политики государства смягчаются различия в уровне доходов, так как происходит перераспределение личных доходов от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным и нетрудоспособным (пенсионерам, больным, инвалидам).

Принципы соц.политики:

• гарантированности государством ее осуществления в интересах своих граждан и при их активном участии;

• правовой легализации социальной защищённости личности;

• целевого финансирования, прогнозирования и программно-информационного обеспечения целевых социальных программ;

• обеспечения профессионально-технического функционирования системы социальных институтов (систем здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, охраны труда, занятости и т. п.);

• легализации, адекватности;

• правовой, информационной и финансовой адресности социальной поддержки населения;

• профилактики социальных рисков;

• ориентации на выявление и ликвидацию механизмов и процессов, дегуманизирующих действительность;

• интеграцию человека в общество, ориентированную на оптимальную реализацию потенциальных способностей личности к самообеспечению с учётом индивидуальных и общественных интересов;

• равенства стартовых возможностей и реализации потенциальных способностей индивидов;

• системности и стабильности мер, направленных на поддержание и позитивное развитие объектов социальной политики;

• социальной справедливости и социального прогрессивного развития.

Социальная политика осуществляется через систему мер, воздействующих:

• на этику и мораль, включая формирование и определение их места в жизни отдельных членов общества (индивидов, семьи, социальных групп, слоев и т.д.);

• на общественный и личный быт членов общества, в т.ч. государственное регулирование материальной и культурной среды, в которой происходит удовлетворение потребностей человека в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлечениях, поддержании здоровья, и др. стороны быта;

• на психологию быта членов общества (семьи, сферы обслуживания, досуга ДР.);

• на социально-психологические особенности различных типов личностей, социальных групп, слоев и т. п.;

• на взаимодействия психологических и социальных факторов жизнедеятельности людей;

• на формирование взаимоотношений, форм общения и взаимовлияния членов общества, а также их личностных и общественных ориентации и установок;

• на становление обычаев, нравов, традиций, обществ, сознания различных групп, слоев населения и общества в целом;

• на закономерности развития и функционирования отдельных социальных групп, слоев, как самостоятельных систем и как части системы «общество в целом»;

• на институт семьи; на производственную сферу деятельности людей, включая государственное регулирование формирования оптимальной производствен-

ной среды, её психологии;

• условий и охраны труда;

• на приоритеты мотиваций личности, общества, семьи при формировании установок на трудовую деятельность;

• на социально-экономические аспекты

• уровень образования;

• качество жизни населения, его доходы, прожиточный минимум, уровень и структуру потребления материальных и культурных благ;

• предотвращение массовой бедности;

• повышение благосостояния населения в целом и его отдельных слоев, групп;

• на пенсионные и другие формы социального обеспечения, социальное обслуживание, реабилитацию лиц с ограниченной трудоспособностью;

• на деятельность отраслей и институтов социальной сферы;

• на обеспечение целевой государственной и благотворительной помощи наиболее незащищённым, социально уязвимым и малоимущим слоям населения;

• на демографическую ситуацию, сохранение генофонда;

• на охрану здоровья нации;

• на культуру, просвещение, включая решение вопросов базового и профессионального образования, сохранения и приумножения культурного и духовного

наследия народа;

• на развитие науки и техники, научно-технический прогресс;

• на правовое регулирование социальных гарантий;

Сущность политики вообще и социальной политики выявляется через взаимоотношения устойчивых элементов социальной структуры — социальных групп. Устойчивость таких групп воспроизводится благодаря действию комплекса общественных условий их существования и развития.

Субъекты социальной политики — это граждане и социальные группы а также представляющие их институты, организации и органы власти реально активно взаимодействующие в социальной сфере, т.е. формирующие, предъявляющие и отстаивающие интересы граждан и социальных групп в этой сфере.

Роль государства.

Конституция Российской Федерации:

«Статья 3.

1) Носителем суверенитета и единственным источником власти в Россий­ской Федерации является ее многонациональный народ.

2) Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3) Высшим непосредственным выражением власти народа являются рефе­рендум и свободные выборы.

4) Никто не может присватать власть в Российской Федерации...»

Роль состоит в следующем:

1)Государственность любого типа обеспечивает включенность человека в общество, социализированность его жизнедеятельности в целом м каждой из важнейших сфер жизнедеятельности (трудовая, семейно-бытовая, досуговая, общественно-политическая) Благодаря социализированности возникает обще-национальное представление о нормальных условиях жизни в обществе. Неблагоприятные отклонения от нормы (не властью утвержденной, а обществом осознаваемой нормы) воспринимаются как социальное неблагополучие и требуют общественного и государственного действия для нормализации.

2) Демократическое государство обеспечивает наилучшие из возможных в классовом обществе условия для развертывания социальной активности граждан, общественных групп и общностей. При демократической государственности никто из граждан не только не исключен из общества, но не допускается дискриминации по свойствам неклассового происхождения (раса, пол, возраст, национальность, вероисповедание) и сегрегация какой-либо части населения.

3) Демократическое государство не отнимает у граждан и социальных групп их общественной субъектности, а потому не культивирует патерналистские формы государственной социальной политики. Зато демократическое не ставит ни для одной социальной группы преград для улучшения ее социального положения. Единственное ограничение — полная законность методов такого улучшения.

4) Тем самым демократическое государство создает пространство общественных возможностей, защищенных от произвола частной силы, от разрушающего влияния ситуативного перевеса сил на взаимоотношении социальных групп с противоположными интересами и устремлениями.

Государство и государственность (особенно демократическое государство) гарантируют возможность взаимодействия социальных групп и других устойчивых элементов социальной структуры как общественно упорядоченного, общественно признаваемого и общественно защищаемого системного процесса, т.е., как социальной политики в масштабах страны. Социальная политика как механизм общественных взаимодействий невозможна в цивилизованных формах без государственности и государства как гарантах сохранения подходящего длясоциальной политике единого общественно ‑ организованного пространства. И при такой своей гарантирующей роли государство (правда, не в своем целостном виде, а в виде государственных органов) является еще и равноправным субъектом социальной политики.

Совмещенность в государстве функций гаранта реальных возможностей для регулярного протекания социальной политики и функций одного из субъектов социальной политики - то самое тонкое место, которое рвется, если государство действует не в реально гражданском обществе, а практически бесконтрольно и без серьезной общественной поддержки. Государство постоянно сталкивается с соблазном присваивать власть, если единственный законный ее собственник - народ - не блокирует попытки такого присвоения методом активного участия большинства в социальной политике и в политике в целом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: