Функции и роль в регулировании экономики




В наших банковских законах и частично в литературе вместо «функций» пишут «задачи», и наоборот. Это вносит в вопрос ненужную путаницу. На деле под функциями следует понимать объективно обусловленные постоянные цели, которые центральный банк должен преследовать, а под задачами — тот набор конкретных проблем, решение которых в совокупности и будет означать достижение указанных целевых функций. Первые отвечают на вопрос «для чего делается?», а вторые — «что именно делается?».

Функциями всякого национального центрального банка можно назвать:

• обеспечение устойчивости национальной денежной единицы внутри страны и на мировых рынках, ее покупательной способности, минимизации инфляции для создания благоприятных условий экономического роста;

• обеспечение формирования и эффективного развития банковской системы страны, включая организацию функционирования расчетно-платежного механизма в народном хозяйстве (прежде всего концептуальный и методический аспекты).

Банк России выполняет следующие задачи:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно эмитирует наличные деньги и организует их обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует их рефинансирование;

4) устанавливает правила проведения расчетов (платежей) в стране;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) обслуживает счета бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (если иное не установлено в федеральных законах);

7) управляет находящимися у него золотовалютными резервами;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) надзирает за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями;

11) самостоятельно или по поручению Правительства РФ проводит все виды банковских операций (сделок), необходимых для выполнения его функций;

12) организует и проводит валютное регулирование и валютный контроль;

13) определяет порядок расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление такого баланса;

17) устанавливает порядок и условия деятельности валютных бирж по организации операций покупки и продажи иностранной валюты, выдает, приостанавливает и отзывает разрешения валютным биржам на организацию операций покупки и продажи иностранной валюты;

18) анализирует и прогнозирует состояние экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

19) компенсирует физическим лицам их вклады в банках, признанных банкротами, но не участвующих в системе страхования вкладов в банках РФ.

Чтобы центральный банк мог хорошо выполнять свои функции и задачи, проводить в жизнь выработанную (часто вместе с правительством) денежную и кредитную политику, ему нужны не только ответственность и полномочия, но также определенные инструменты (методы, способы, приемы, технологии).

К числу таких инструментов, применяемых центральными банками, принято относить, в частности: проведение операций на открытом рынке с ценными бумагами (преимущественно с государственными); проведение интервенций на валютном рынке; установление целевых ориентиров роста показателей денежной массы (таргетирование); рефинансирование коммерческих банков (выдача им кредитов), изменение соответствующих процентных ставок и иных условий рефинансирования; резервирование (депонирование) банками части привлеченных ими средств в центральном банке, изменение норм и других параметров такого резервирования; прием временно свободных денег банков в депозиты, изменение соответствующей процентной ставки и других условий таких депозитных операций; установление для банков обязательных и расчетных экономических нормативов деятельности; прямые количественные ограничения (установление пределов процентных ставок и их периодическое «замораживание», прямое ограничение объемов кредитования, регулирование конкретных видов кредита для стимулирования или сдерживания определенных видов производства.

Действующие в стране банки могут иметь одноуровневую и двухуровневую организацию.

Одноуровневый вариант может быть реальным, когда в стране еще нет центрального банка, либо есть только одни центральные банки. В этом случае говорить о банковской системе еще рано. Банковская система как элемент цивилизованной рыночной экономики может быть только двухуровневой. Первый, верхний уровень, или ярус - центральный банк. Второй, нижний уровень, или ярус - коммерческие банки и кредитные учреждения. При этом центральные банки являются главным звеном денежно-кредитных систем практически всех стран, имеющих банковские системы. Особое место и роль центрального банка в финансовой системе современного государства определяются уровнем и характером развития рыночных отношений. Выделение из общего ряда банков одного из них на роль центрального означает начало формирования двухуровневой банковской системы, на верхнем уровне которой располагается центральный банк.

Необходимость создания двухуровневой системы банков обусловлена противоречивым характером рыночных отношений. С одной стороны, они требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, и это обеспечивается элементами нижнего уровня - коммерческими банками. С другой стороны, этим отношениям необходимы определенное регулирование, контроль и целенаправленное воздействие, что требует особого института в виде центрального банка. Создание центральных банков с функцией регулирования кредитно-денежных отношений позволило эффективно обуздать стихию рынка при сохранении свободы частного предпринимательства.

В современных условиях центральный банк выполняет следующие основные народнохозяйственные функции:

-Эмиссионный центр страны;

- Валютный центр;

- Банк банков и расчетный центр;

- Банк правительства;

- Центр денежно-кредитного регулирования экономики.

1. Функция эмиссионного центра заключается в том, что центральные банки в настоящее время обладают монопольным правом на выпуск банкнот, обеспечение которых значительно изменилось. За центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств. В некоторых странах центральный банк монопольно осуществляет также эмиссию монет, но их чеканкой обычно занимается министерство финансов (казначейство).

2.Функция валютного центра. Исторически сложилось, что для обеспечения банкнотной эмиссии в центральных банках были сосредоточены золотовалютные резервы. Кроме того, центральный банк осуществляет регулирование, т.е. регулирование платежного баланса и валютного курса, используя такие методы, как учетная (дисконтная) политика и валютная интервенция. И, наконец, центральный банк представляет свою страну в международных и региональных валютно-финансовых организациях: МВФ, Всемирном банке, Банке международных расчетов, Европейском союзе, ЕБРР, Европейском инвестиционном банке и др.

3. Банк банков и расчетный центр. Особая роль центрального банка в кредитной системе состоит также в том, что главной его клиентурой являются не торгово-промышленные предприятия и население, а кредитные учреждения, в основном коммерческие банки.

4. Банк правительства. Центральный банк осуществляет исполнение государственного бюджета по доходам и расходам, а также является агентом государства по размещение государственного долга.

5. Проведение денежно-кредитной политики.

Методы, используемые в денежно-кредитной политике, разнообразны, но наиболее распространенными из них являются:

- Изменение ставки учетного процента или официальной учетной ставки центрального банка (учетная, или дисконтная, политика);

-Изменение норм обязательных резервов банков;

- Операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;

- Регламентация экономических нормативов для банков (соотношения между кассовыми резервами и депозитами, собственным капиталом и заемным, акционерным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой кредита одному заемщику и капиталом или активами и др.).

- Прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);

- Регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды; ставками по депозитам и ставкам по кредитам и др.

Выполнение юридически возложенной на центральный банк главной цели его деятельности предполагает наличие определенной степени его независимости от исполнительной власти. Причем независимость центрального банка от правительства подразумевает две ее формы: политическую и экономическую.

· Политическая независимость - это автономия (самостоятельность) центрального банка при установлении целевых ориентиров денежной массы;

· Экономическая независимость - самостоятельность центрального банка в выборе инструментов денежно-кредитной политики.

Условиями политической независимости центрального банка являются определение порядка назначения членов его руководящего органа или управляющего (президента), одобрение принятого банком решения со стороны правительства и(или) парламента. Экономическая независимость выражается в том, что центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные средства правительству для финансирования государственных расходов и оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов. Кроме того, для экономической независимости центрального банка имеет значение характер осуществляемого им контроля за кредитной системой: применение административных (прямых) нерыночных способов контроля, предполагающее вмешательство правительства в принятие решений банком, ущемляет автономию последнего.

Заключение

 

Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны. Все центральные банки имеют сходные функции, применяют сопоставимые инструменты регулирования.Это обусловливает постепенное сближение их организационных структур, координацию их деятельности, а в Западной Европе - формирование единой денежно-кредитной и валютной политики стран - участниц ЕС.В последние десятилетия денежно-кредитная политика зарубежных стран претерпела серьезную эволюцию под влиянием изменений условий воспроизводства общественного капитала, и прежде всего углубления процесса интернационализации хозяйственных связей и постепенного формирования единого мирового финансового рынка. Отмеченные тенденции потребовали соответствующих корректировок во внутренней экономической политике, в частности ограниченного применения жестких и автономных методов государственного регулирования. Это обусловило необходимость большей гибкости денежно-кредитной политики и повышения скорости ее реагирования на изменение рыночных условий, а также расширения сотрудничества центральных банков.В результате изменился характер денежно-кредитной политики: она стала приоритетной в макроэкономическом регулировании и ориентированной преимущественно на методы косвенного воздействия. Денежно-кредитная политика, первоначально направленная на конъюнктурное регулирование, имеющая множество целей и разнообразие инструментов, все больше стала ориентироваться на улучшение финансовой среды: стабильность валютных курсов и цен финансовых активов; контроль за рисками финансовых посредников; создание условий, необходимых для повышения эффективности кредитно-финансовой системы. Добиваясь этих целей, центральные банки изменили методы денежно-кредитной политики: на смену регулирующему воздействию с использованием многообразия инструментов пришло использование нескольких косвенных инструментов «точной настройки» денежного рынка, позволяющих быстро реагировать на конъюнктурные колебания. Во многих странах был ограничен доступ коммерческих банков к кредитам центрального банка - путем повышения его учетной ставки. Было ослаблено давление резервных требований на банки; в настоящее время изменение норм резервирования как инструмент корректировки ликвидности банков используется довольно редко. Резко возросла необходимость международного согласования кредитно-денежной и валютной политики, усилилось межгосударственное регулирование банковской деятельности. В целом главной тенденцией денежно-кредитной политики центральных банков стало приобретение ею большей гибкости.

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ // Правовая система «Консультант Плюс»

2. Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) » от 10.07..2002 г. № 86-ФЗ // Правовая система «Консультант Плюс»

3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности » от 02.12.1990 № 395-1, в ред. Федеральных законов № 140-ФЗ от 27.07.2006 г. и № 248-ФЗ от 02.11.2007 г. // Правовая система «Консультант Плюс»

4. Банковское дело. Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина - М., Кнорус, 2005.

5. Банковское дело: Учебник для вузов (под ред. Белоглазовой Г.Н., Кроливецкаой Л.П.) Изд. 5-е, перераб., доп. - М.: Финансы и статистика, 2003.

6. Банки и банковские операции / под ред. Е.Ф. Жукова - М.: «Юнити» 1997.

7. Жарковская Е.П.Банковское дело.Учебник вуз.2-е изд, Омега, 2004.

8. Поляков В.П., Московина Л.А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1996.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: