РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Группы старшего дошкольного от 5 до 6 лет
Учебный год
Воспитатель:
Шилова Ольга Анатольевна
г. Сургут
2015 год.
Содержание.
1 Целевой раздел
1.1Пояснительная записка……………………………………..…………….4.
1.2Характеристика особенностей развития детей группы старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет…………………………………………7
1.3Значимые характеристики……………………………………………….10
1.4Виды деятельности и формы работы с детьми…………………………12
Содержательный раздел
2.1 Физическое развитие……………………………………………………13
2.2 Социально-коммуникативное развитие………………………………..14
2.3Речевое развитие…………………………………………………………15
2.4Познавательное развитие………………………………………………..16
2.5Художественно-эстетическое развитие………………………………...17
Организационный раздел
3.1Режим дня (холодный, тёплый период)………………………………..19
3.2 Оздоровительные мероприятия на учебный год……………………...21
3.3 Програмно-методическое обеспечение………………………………..22
3.4 НОД, учебный план……………………………………………………..24
3.5 Работа с родителями…………………………………………………….25
3.6 Целевые ориентиры……………………………………………………..29
3.7 Планируемые результаты……………………………………………….31
3.8 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий…..40
3.9 Работа с социальными партнёрами…………………………………….44
3.10 Список литературы…………………………………………………….46
Приложения
№1 Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей в старшей группе.
№ 2 Перспективный план по образовательному направлению «Физическое развитие»
№ 3 Перспективный план по образовательному направлению «Социально-коммуникативное развитие» (безопасность, труд).
№ 4 Перспективный план по образовательному направлению «Речевое развитие» (развитие речи, ч.х.л.)
№ 5 Перспективный план по образовательному направлению «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, фэмп, конструирование)
№ 5 Перспективный план по образовательному направлению «Художественно-эстетическое развитие» (рисование, лепка, аппликация)
№ 6 Перспективный план непосредственно – образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений»
№ 7 Перспективный план непосредственно – образовательной деятельности «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»
№8 Перспективно-тематическое планирование по сюжетно-ролевой игре.
№9 Проектирование по нравственно-патриотическому воспитанию детей в старшей группе.
№10Лист корректировки рабочей программы.
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.
Рабочая программа предназначена для детей 5-6 лет (старшая группа) и рассчитана на 37недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Целевой раздел.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по развитию детей старшей группы (Далее - Программа) разработана на основе:
-Комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС ДО.
-Программы «Истоки». Авторы: Л.А.Парамонова, Т.И.Алиева, А,Н.Давидчук.
-Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ №25 «Родничок»;
-годового плана воспитательно - образовательной деятельности МБДОУ №25;
-Годового учебного календарного графика на текущий учебный год.Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса старшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 25 «Родничок» (Далее МБДОУ)
Особое место в работе с детьми уделено нравственно-патриотическому воспитанию. Для этого составлен перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей на год. (приложение № 1)
Нормативной базой для составления рабочей программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №25 «Родничок» являются:
▪ Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12.
2012 года № 273 - ФЗ
§ Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
§ СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
§ Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО).
§ Устав ДОУ.
§ Образовательная программа ДОУ
Ведущими целями Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формирование основ базовой культуры личности; всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка к жизни в современном обществе; к обучению в школе; духовно-нравственное воспитание; обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
• соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Возрастные особенности развития детей 5-6 лет
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированными пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:
Ø от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);
Ø от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал для того, чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, чтов различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположное признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление, дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форм у (материал) и т. д.
Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильновоспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваютсяфонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца.
Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Значимые характеристики.