1 ) Демографические особенности:
Анализ социального статуса семей выявил, что в старшей группе воспитываются дети из полных -87%, из неполных - 8 %, многодетных - 5%. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (55%) и средне- специальным профессиональным (45%).
2) Н ационально – культурные особенности:
Этнический состав воспитанников группы: русские, армяне, татары, украинцы, но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.
Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями родного края. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты.
3) Климатические особенности:
При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т. д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д.
Основными чертами климата являются долгая холодная зима и короткое лето.
Принципы и подходы к формированию программы.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами: определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей дошкольного возраста.
Особенности организации образовательного процесса:
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
3. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
4. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
5. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
6. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)
Виды деятельности и формы работы
Виды деятельности и формы работы | Образовательные области | ||||
Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | |
Группа старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет | |||||
Совместная образовательная деятельность детей и взрослых | 2 раза в неделю | 2 раза в неделю | 1 раз в неделю | 3 раза в неделю | 3 раза в неделю |
С-р игры | Ежедневно | Ежедневно | Ежедневно | ||
Театрализованная деятельность | Ежедневно | Ежедневно | Ежедневно | ||
Дидактические игры | Ежедневно | Ежедневно | 2 раза в неделю | ||
Подвижные игры | Ежедневно | 2 раза в неделю | Ежедневно | ||
Целевые прогулки | Ежедневно | 1 раз в неделю | |||
Наблюдения | Ежедневно | Ежедневно | |||
Познавательно-исследовательская | Ежедневно | Ежедневно | |||
Чтение, рассказывание | Ежедневно | Ежедневно | Ежедневно | ||
Коммуникативная деятельность | Ежедневно | ||||
Продуктивная деятельность | Ежедневно | Ежедневно |
Содержательный раздел
Содержание образовательной деятельности по освоению образовательных областей (перспективно-тематические планы)
Содержание образовательной деятельности представлено в виде перспективно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми (на учебный год), по основным видам организованной образовательной деятельности.
Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение) с учетом принципа интеграции образовательных областей («речевое развитие», «познавательное развитие», «социально – коммуникативное развитие», «художественно –эстетическое развитие», «физическое развитие»)
1. Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Смотри приложение№2
2. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Содержание направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, В.В. Т.С. Комаровой;
Смотри приложение№3
3. Образовательная область «Речевое развитие»
Включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой;
Методическое пособие В.Н.Волчкова «Развитие речи»
Методическое пособие В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»
Смотри приложение№4
4.Образовательная область «Познавательное развитие»
Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира., и направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой;
Методические пособия:
Л. В. Куцаковой «Конструирование из строительного материала»
О.В. Дыбина «Из чего сделаны предметы?»
Л.С.Метлина «Математика в детском саду»
Смотри приложение№5
5. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой,, Т.С. Комаровой;
дополнительная программа «Цветные ладошки» И.А. Лыкова
Методические пособия:
Т. Г. Казакова «Развитие у дошкольников творчества»
М.Б. Зацепина «Культурно-досуговая деятельность в детском саду»
О.А. Соломенникова «Радость творчества»
М.Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду»
Смотри приложение№6
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализовывается в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
• для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование;, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Организационный раздел