МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По освоению дисциплины
«Риторика для юристов »
для студентов дневного отделения
Основная образовательная программа 40.03.01 Юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Челябинск, 2018
Методические указания содержат методические рекомендации и задания к практическим занятиям по курсу «Риторика для юристов» и предназначено для оказания помощи студентам в самостоятельном освоении содержания данной дисциплины.
В учебном пособии автор использует работы Аннушкина В.И., Алисейко Е.Н.
Андреева В.И., Введенской Л.А. и Павловой Л.Г., Корниловой Е.Н., Клюева Е.В., Кохтева Н.Н.,Кривощаповой Н.М., Кузнецова И.Н., Львова М.Р., Марченко О.И., Михайльской А.К., Ханина М.И., Шейнова В.П., Рождественского Ю.В., Станкина М.И., Формановской Н.И. и других.
Пособие предназначено для студентов юридического института
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………………...4
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины…………….4
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
студентов……………………………………………………………………………….6
Тема1. Основные исторические этапы развития риторики.
Риторика как наука…………………………………………………………………….6
Тема 2. Судебный оратор. Риторические умения и навыки оратора……………....8
Тема 3. Техника речи. Логические и интонационно-мелодические
закономерности речи …………………………………………………………………..11
Тема 4. Судебная речь как публичная речь. Виды судебных речей……………...12
Тема 5. Композиция судебной речи ………………………………………………...14
|
Тема 6. Подготовка и произнесение судебной речи………………………………..17
Тема 7. Искусство полемики. Приемы полемики…………………………………....18
Тема 8. Деловое общение в юридической практике………………………………...19
Тема 9. Деловая полемика на одну из избранных тем,
предложенных преподавателем……………………………………………………....20
Учебно-методическое обеспечение дисциплины …………………………………21
Вопросы к зачёту ……………………………………………………………………...22
Приложение 1.Примеры тестовых заданий по дисциплине
«Риторика для юристов»………………………………………………………………23
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Риторика для юристов» предназначена для студентов, обучающихся по специальности 40.03.01 «Юриспруденция» Квалификация выпускника - «бакалавр»
Изучение мастерства публичного выступления и проблем коммуникативной культуры предполагает усвоение теоретического материала. Изучение курса «Риторика для юристов» имеет практическое значение, так как включает усвоение прикладного характера теоретических знаний о красноречии в правовой сфере, а также способствует формированию языковой личности будущего юриста.
Цель дисциплины - формирование у студентов коммуникативной компетенции студентов как участников профессионального общения, а также коммуникативных навыков эффективного общения.
Задачи дисциплины состоят в том, чтобы дать студентам представление о построении текстов в области профессионального общения, изучить особенности различных функциональных стилей, овладеть основами ораторского искусства и приемами и техниками речевого воздействия на аудиторию, формировать языковую личность профессионального юриста
|
На практических занятиях уделено особое внимание самостоятельной творческой работе в виде небольших индивидуальных выступлений по темам, конспектирование биографий и судебных речей известных судебных ораторов, устный анализ судебных речей известных судебных ораторов.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Предметом риторики для юристов является профессиональная речь юристов, предполагающая наличие у выступающего специальных знаний, богатого лексикона, умения логически мыслить и убедительно обосновывать свои позиции. Все это требует от студентов юридического факультета основательной речевой подготовки.
Содержание данного учебного курса ориентировано на последовательное изучение студентами основных этапов подготовки и произнесения судебного выступления: изобретение речи, расположение материала, его словесное оформление, произнесение.
Работа организуется на основе полученных знаний с использованием литературы по учебному курсу, методических рекомендаций, консультаций.
Теоретические положения науки о судебном красноречии изложены в виде лекций.
Теоретический курс риторики позволит познакомить студентов с предпосылками появления риторики, с историей античной риторики, с первыми русскими риториками, родами и видами риторики, даст возможность проанализировать роль структуры речи, виды аргументов и их порядок. Кроме того, студенты познакомятся с биографиями и творчеством русских дореволюционных и современных судебных ораторов.
|
Программой дисциплины «Риторика для юристов» предусмотрена работа студентов на практических занятиях. К каждой теме даны задания, которые предполагают разнообразные по форме и содержанию упражнения и приобретение практического опыта работы со словом.
Постижение основ риторики и подготовки к практическим занятиям требует от студента решения следующих задач: освоения теоретических знаний, их практического применения на базе собственных выступлений, внимательного анализа риторического опыта известных судебных ораторов прошлого и современности.
При подготовке к практическим занятиям студенту необходимо осмыслить полученную информацию на лекциях, выбирая из них самое основное. Чтение и конспектирование судебных речей поможет студентам познакомиться с оригинальным творчеством дореволюционных судебных ораторов, приблизиться к авторскому стилю, обнаружить языковые средства выразительности и исследовать индивидуальные особенности языка судебных ораторов.
Образцовые судебные речи используются в качестве примеров и иллюстраций к теоретическому материалу.
В процессе работы на практических занятиях студенты научатся анализировать судебные речи, конспектировать их, а также узнают содержание новых терминов, познакомятся с особенностью их применения, научатся строить свое выступление в процессе говорения, используя средства украшения речи (тропы и фигуры).
Во время практических занятий используются деловые игры, творческие задания, ролевые игры, элементы сценического искусства.
Методические рекомендации и судебные речи для анализа размещены на сайте Юридического факультета во вкладке материалов кафедры Гражданского права и процесса.
Перечень заданий для проведения текущего контроля:
Работа с рекомендованной литературой: составление тезисов, сопоставительный анализ дефиниций терминов, письменный сопоставительный анализ источников, отражающих разные точки зрения на одну проблему.
Работа по поиску дополнительной литературы: составление библиографии по отдельным проблемам курса, поиск и аналитическое чтение самостоятельно выбранных источников к теме для интерактивного обсуждения
Подготовка к практическим занятиям: подготовка к выступлению на тему практического занятия и заранее предложенные вопросы.
Анализ текста: аналитическое чтение и правка заданного текста, выявление структуры текста с выделением рационально-логической и эмоционально-риторической составляющих, составление композиции текста.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
В самостоятельной работе студента особая роль отводится умению работать с книгой, так как во многом эффективность обучения, общая культура и профессиональный уровень будущего специалиста определяется этим умением.
Работа организуется на основе полученных знаний с использованием литературы по учебному курсу, методических рекомендаций, консультаций.
В процессе самостоятельной работы студент должен активно воспринимать, осмысливать полученную информацию, выбирая из нее самое основное, и научиться выстраивать план ответа.
Чтение и конспектирование судебных речей поможет студентам познакомиться с оригинальным творчеством дореволюционных судебных ораторов, приблизиться к авторскому стилю, обнаружить языковые средства выразительности и исследовать индивидуальные особенности языка судебных ораторов.
Тема 1. Риторика как наука.