Тема 2. Судебный оратор. Риторические умения и навыки оратора. Приёмы убеждения и воздействия




Происхождение слова «оратор». Типы оратора по Цицерону. Судебный оратор – профессиональная языковая личность.Риторические умения и навыки судебного оратора. Оратор и аудитория: вербальные и невербальные приемы воздействия на аудиторию и способа осуществления контакта с аудиторией: разговорность речи, зрительный и голосовой контакты. Применение законов риторики в профессиональной коммуникации: закон гармонизирующего диалога, закон продвижения и ориентации слушателей, закон эмоциональности речи, закон удовольствия.

 

Методические указания

При подготовке к практическому занятию по данной теме необходимо ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к речи судебного оратора: грамматическая правильность, ясность (использование слов в их общеупотребительном смысле), уместность (соответствие стиля предмету), образность и благозвучие, убедительность, воздействие; дикции и произношению.

Для успешного выступления оратору необходимо обладать специальными умениями (самостоятельно готовить выступление, доходчиво и убедительно излагать материал, отвечать на вопросы слушателей, поддерживать контакт со слушателями) и навыками (отбор литературы, изучение ее, составление плана, написание текста речи, самообладание перед аудиторией, ориентация во времени).

 

Вопросы по теме для практического занятия

1. Типы ораторов по Ци­церону (в труде «Об ораторе»).

2. Основные риторические навыки и умения оратора.

3. Факторы, формирующие образ судебного оратора.

Задание на дом

Знать термины: оратор, ритор, профессиональная языковая личность, оппонент, паблисити.

Домашняя творческая работа

1. Законспектировать один из разделов Главы 1 книги П. Сергеича «Искусство слова на суде» Гл. 1. С. 14-45 «О слоге » (на выбор). Подготовить устный ответ по выбранному разделу. (в рабочей тетради для домашних работ).

2. а) Подготовить (в отдельной тетради для домашних работ) письменный (не компьютерный) конспект биографии судебного оратора Плевако Ф.Н. не менее 1,5 листа.

б) Подготовить письменный (не компьютерный) конспект одной судебной речи (по выбору) Плевако Ф.Н. (см. Приложение) – не менее 3 листов.

в) Подготовить устное выступление о биографии и анализ судебной речи Плевако Ф.Н. (не менее 2-х минут) без опоры на конспект.

Рекомендуемая литература

Петров О.В. Основы судебного красноречия. – М.: Проспект,2016.-208с.

Шуйская Ю.В. Аргументация в судебной риторике. – М.: Университет: Добросвет, 2014.-356с.

Михалкин Н.В. Риторика для юристов/Н.В. Михалкин, С.С. Антюшин. М.: Юрайт,2017.-322с.

Поповская Л. В., Лисоченко О. В. Риторика для юристов. Основы судебного красноречия. – М.:Феникс, 2012.- 576с.

Искусство речи в суде присяжных: учеб.-практ. пособие / И.Л. Трунов, В.В. Мельник. - М.: Высш. образование, 2009. - 664 с.

Кубиц Г.В. Юридическая риторика.:Учебное пособие./Г.В. Кубиц –Челябинск: Полиграф-Мастер, 2007.

Введенская, Л.А. Риторика для юристов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов–на Дону: Феникс, 2017. – 568 с.

 

Тема 3. Техника речи. Логические и интонационно-мелодические закономерности речи

Звучащая речь и ее особенности. Речевой аппарат. Основные элементы речевой техники. Дыхание и его тренировка. Голос и процесс его воспитания. Дикция. Интонация, назначение интонации. Пауза. Вспомогательные средства - невербальные средства общения: мимика, поза, жесты, позволяющие выразить эмоциональное отношение к тексту. Литературный язык- основа культуры речи.

 

Методические указания

При подготовке к практическому занятию по данной теме необходимо познакомиться с требованиями, предъявляемыми к речи судебного оратора. Эти требования выполняются, если будущий оратор будет уделять внимание технике речи.

Техника речи - важный элемент культуры речевой деятельности - включает работу над дыханием, голосом, дикцией. Техническая сторона звучащей речи поддается тренировке путем специальных упражнений. Их надо выполнять регулярно, а также обращаться к ним, готовясь к ораторскому выступлению. Студент должен освоить основные элементы речевой техники: фонационное (речевое) дыхание, голос (правиль­ные навыки голосообразования) и дикция (степень отчетли­вости в произношении слов, слетов, звуков), орфоэпия.

 

 

Вопросы по теме для практического занятия

 

1. Устройство речевого аппарата.

2.Индивидуальные особенности речи и голоса оратора. Отработка правильного дыхания – диафрагмально-рёберного.

3.Голос. Артикуляция гласных и согласных звуков в сочетании с правильным дыханием.

4.Понятие темпа и ритма речи.

5.Понятие силы и громкости речи.

6.Паузы (логические, психологические, люфтпаузы) и их значение в ораторской речи.

7.Орфоэпия – нормы правильного литературного произношения.

 

Задание на дом.

1. Знать термины: артикуляция, дикция, речевой аппарат, темп, ритм, сила голоса,интонация, темп, тембр, диафрагмальное дыхание, паузы (логические, психологические, люфтпаузы)

2. Законспектировать один из разделов Главы 1 книги Х. Лиммермана «Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями» Гл. 1. С. 4-44 «Вводные упражнения-вводные положения » (на выбор). Подготовить устный ответ по выбранному разделу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: