ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки
030600-История
Профиль подготовки
Историко-культурный туризм/Международные отношения
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
УТВЕРЖДАЮ Декан факультета _______________ _______________________________ «____» ______________ 20____ г. | СОГЛАСОВАНО Председатель Учебно-методической комиссии факультета _________________ _______________________________ «____» ______________ 20____ г. |
Ставрополь 2011
Содержание
Предисловие С.3
Тематический план
Практические занятия по дисциплине
№ 1
№2
№3
№4
№5
№6
Предисловие
Целями освоения дисциплины «Отечественная историография» являются овладение методикой и техническими приемами комплексного источниковедения, необходимыми для внешней критики исторических источников и получение более глубоких представлений о политической, социально-экономической и культурной истории.
«Отечественная историография» относится к базовой части профессионального цикла (Б 35). Для успешного освоения дисциплины «Отечественная историография» обучающиеся используют знания, умения, установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Вспомогательные исторические дисциплины», «История России IX-XVI вв.», «История средних веков», «История России нового времени».
Освоение дисциплины «Отечественная историография» является необходимой основой для последующего изучения курсов «История нового времени», «История России ХХ в.», «Источниковедение». Дисциплина изучается в 4-м семестре, по окончании курса студенты защищают курсовую работу и сдают зачет.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций
- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
- осознание социальной значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
(ОК- 8);
- способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3);
– способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);
– способность к работе в архивах и музеях, библиотеках, владеет навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);
– способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
· основные теоретические и методологические вопросы историографии,
· особенности этапы развития российской исторической науки,
· закономерности возникновения и эволюции исторический знаний,
Уметь:
· давать историографический анализ,
· классифицировать исторические сочинения,
· использовать исторические сочинения в исторических исследованиях,
· правильно применять методику поиска источников в архивах.
Владеть:
В результате успешного усвоения курса студент смогут ориентироваться в многоуровневом историческом знании, типах исторического письма, в новейших историографических течениях и идентифицировать исторические описания.
Тематический план дисциплины
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу, и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||
Возникновение исторических знаний и их развитие (с древнейших времен до конца XVII в.). | 1-2 | Рефераты, тестирование | |||||
Превращение исторических знаний в науку. Российская историография в конце XVII – середине XVIII-первой четверти XIX в. | 3-4 | Рефераты, тестирование | |||||
Историческая наука во второй – третьей четверти XIX в. | 5-6 | Рефераты, сравнительные таблицы | |||||
Историческая наука в последней четверти XIX – первой четверти ХХ в. | 7-8 | Рефераты, презентации, тестирование | |||||
Историческая наука в СССР | 9-10 | Доклады, круглый стол, тестирование | |||||
Историческая наука в конце ХХ – начале XXI в. | 11-12 | Круглый стол, собеседование | |||||
Защита курсовой работы | 13-15 | Защита курсовой работы | |||||
Итоговая форма контроля | 16-17 | зачет | |||||
Всего часов: | зачет |
Практические занятия
№ 1. Возникновение исторических знаний
и их развитие (с древнейших времен до конца XVII в.).
Цель занятия: сформировать способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования, Показать становление русской исторической мысли средневековья; изменение стилей исторических сочинений на протяжении XI-XVII вв.
Организационная форма занятия: семинар в диалоговом режиме
Вопросы, выносимые на обсуждение
1. Начало русской историографии. «Слово о законе и благодати» Митрополита Иллариона.
2. Древнерусское летописание. «Повесть временных лет». Летописец и Библия. Легенда о «призвании варягов».
3. Хронографы.
4. Новые тенденции в русской историографии XVI-XVII вв.
5. Украинская историческая мысль XIV-XVII вв. и её влияние на русскую историографию. Киевский Синопсис.