И их развитие (с древнейших времен до конца XVII в.).




ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

 

Направление подготовки

030600-История

 

 

Профиль подготовки

Историко-культурный туризм/Международные отношения

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

Форма обучения

очная

 

УТВЕРЖДАЮ Декан факультета _______________ _______________________________ «____» ______________ 20____ г. СОГЛАСОВАНО Председатель Учебно-методической комиссии факультета _________________ _______________________________ «____» ______________ 20____ г.

 

 

Ставрополь 2011

 

 

Содержание

Предисловие С.3

Тематический план

Практические занятия по дисциплине

№ 1

№2

№3

№4

№5

№6

Предисловие

Целями освоения дисциплины «Отечественная историография» являются овладение методикой и техническими приемами комплексного источниковедения, необходимыми для внешней критики исторических источников и получение более глубоких представлений о политической, социально-экономической и культурной истории.

«Отечественная историография» относится к базовой части профессионального цикла (Б 35). Для успешного освоения дисциплины «Отечественная историография» обучающиеся используют знания, умения, установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Вспомогательные исторические дисциплины», «История России IX-XVI вв.», «История средних веков», «История России нового времени».

Освоение дисциплины «Отечественная историография» является необходимой основой для последующего изучения курсов «История нового времени», «История России ХХ в.», «Источниковедение». Дисциплина изучается в 4-м семестре, по окончании курса студенты защищают курсовую работу и сдают зачет.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

- осознание социальной значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
(ОК- 8);

- способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3);

– способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

– способность к работе в архивах и музеях, библиотеках, владеет навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

– способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· основные теоретические и методологические вопросы историографии,

· особенности этапы развития российской исторической науки,

· закономерности возникновения и эволюции исторический знаний,

Уметь:

· давать историографический анализ,

· классифицировать исторические сочинения,

· использовать исторические сочинения в исторических исследованиях,

· правильно применять методику поиска источников в архивах.

Владеть:

В результате успешного усвоения курса студент смогут ориентироваться в многоуровневом историческом знании, типах исторического письма, в новейших историографических течениях и идентифицировать исторические описания.

Тематический план дисциплины

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу, и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
  Возникновение исторических знаний и их развитие (с древнейших времен до конца XVII в.).   1-2       Рефераты, тестирование
  Превращение исторических знаний в науку. Российская историография в конце XVII – середине XVIII-первой четверти XIX в.   3-4       Рефераты, тестирование
  Историческая наука во второй – третьей четверти XIX в.   5-6       Рефераты, сравнительные таблицы
  Историческая наука в последней четверти XIX – первой четверти ХХ в.   7-8       Рефераты, презентации, тестирование
  Историческая наука в СССР   9-10       Доклады, круглый стол, тестирование
  Историческая наука в конце ХХ – начале XXI в.   11-12       Круглый стол, собеседование
  Защита курсовой работы   13-15       Защита курсовой работы
  Итоговая форма контроля   16-17       зачет
  Всего часов:           зачет

 

Практические занятия

 

№ 1. Возникновение исторических знаний

и их развитие (с древнейших времен до конца XVII в.).

Цель занятия: сформировать способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования, Показать становление русской исторической мысли средневековья; изменение стилей исторических сочинений на протяжении XI-XVII вв.

Организационная форма занятия: семинар в диалоговом режиме

Вопросы, выносимые на обсуждение

 

1. Начало русской историографии. «Слово о законе и благодати» Митрополита Иллариона.

2. Древнерусское летописание. «Повесть временных лет». Летописец и Библия. Легенда о «призвании варягов».

3. Хронографы.

4. Новые тенденции в русской историографии XVI-XVII вв.

5. Украинская историческая мысль XIV-XVII вв. и её влияние на русскую историографию. Киевский Синопсис.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: