Цель занятия: сформировать компетенцию о социальной значимости своей будущей профессии, способности использовать в исторических исследованиях базовые знания в области специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования; подвести итог курсу.
Организационная форма занятия: круглый стол с участием заведующего кафедрой историографии и источниковедения и заведующего кафедрой истории России.
Вопросы, выносимые на обсуждение
1. Влияние перестройки на состояние исторической науки.
2. Общественно-политические условия развития отечественной исторической науки в 90-е гг. ХХ в.
3. Современные исторические школы в России: представители, научные направления, концепции.
Методические рекомендации:
По первому вопросу необходимо ознакомиться со второй волной теоретико-методологического обновления советской исторической концепции. Расширение и углубление проблематики исследования. Заполнение белых пятен истории. Политизация, усиление публицистичности и полемичности исторической науки. Первые попытки обогащения советской исторической концепции через восприятие достижений зарубежной историографии.
При подготовке к этому практическому занятию следует обратить внимание на то, то 2 и 3 вопросы семинарского занятия отводятся на самостоятельную контролируемую работу студентов. Для их изучения студенты должны изучить поиски новых теоретико-методологических основ изучения истории - отказ от марксизма и новая волна восприятия позитивизма в историографии. Преодоление идейной самоизоляции отечественных историков от зарубежной историографии.
Для получения зачета по данной теме необходимо подготовит сообщение в виде доклада, реферирования статью по направлениям отечественной исторической науки на современном этапе (например, цивилизационный и культурно-исторический подходы к изучению прошлого, социальная история, историческая антропология, новая локальная история, микроистория, гендерная история, интеллектуальная история и т.д.). Тема заранее согласовывается с преподавателем.
|
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Наумова Г.Р., Шикло А.Е. Историография истории России. М., Издат. центр «Академия», 2011.
Дополнительная:
- Ищенко В.А., Перковской Г.А., Ушмаевой К.А. Исторической образование в России: конец XIX – начало XXI в. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005.
- Историческая наука в России в XX в. М., 1997.
Контрольные вопросы по дисциплине:
1. Шлецер Л.Л. и становление научного метода критики письменных источников.
2. Исторические произведения Древней Руси.
- Государственная школа в отечественной историографии.
- Полевой Н.А. и его «История русского народа».
- Соловьев С.М. – крупнейший представитель либеральной историографии XIX в.
- Исторические взгляды славянофилов.
- Внелетописные формы исторических сочинений в средневековой Руси: «слово», воинские повести, сказания.
- Русская историография периода формирования централизованного государства.
- «Скептическая школа» в русской историографии.
- Историография истории России как наука.
- «История государства Российского» Н.М. Карамзина.
- Русские историки второй половины XVIII в.
- Работы Г.З. Байера, Г.Ф. Миллера и Л.Л. Шлецера в области русского права.
- М.В. Ломоносов о русской истории.
- Б.А. Рыбаков и его взгляды историю Древней Руси.
- Русские историки конца XIX- начала XX вв.
- Историческая концепция В.О. Ключевского.
- Развитие государственной теории в трудах С.Ф. Платонова и А.Е. Преснякова.
- Развитие методологии русской истории: А.С. Лаппо-Данилевский.
- Основные направления русской историографии XIX в.
- И.В. Сталин и советская историческая наука 20-30 – х гг.
- Развитие русской исторической мысли в первой половине XIX в.
- Становление советской исторической науки в20-30-е гг.
- Историческая концепция В.Н. Татищева.
- Становление марксистской историографии в России.
- Консервативное направление отечественной историографии (К.Н. Леонтьев, Л.А. Тихомиров, Д.И. Иловайский, С.С. Татищев, Н.К. Шильдер, Н.Ф. Дубровин).
- Либеральное направление в русской историографии (В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, Н.П. Павлов-Сильванский, А.А. Кизеветтер, А.А. Корнилов).
- Московская школа (С.Б. Веселовский, М.М. Богословский и др.).
- Петербургская историческая школа и ее представители (К.Н. Бестужев-Рюмин, С.Ф. Платонов, А.С. Лаппо-Данилевский, М.А. Дьяконов).
- Отечественная историография второй мировой войны и Великой Отечественной войны.
- Историография послевоенного советского общества и попыток его реформирования.
- Развитие исторических знаний и исторической мысли в XVI-XVII вв.
- И.Я Фроянов о городах государствах Древней Руси.
- Историческая концепция В.О. Ключевского.
- Отечественная историография первой половины XIX в.
- М.Н. Покровский и становление советской историографии.
- Научные исследования в отечественной исторической науке во второй половине 40-х-первой половине 50-х гг. ХХ в.
- «Официально-охранительное» направление в отечественной историографии второй половины XIX в.
- Н.И. Костомаров и его «идея народной истории».
- Историография русского средневековья XI-XVII вв.
- Основные направления русской историографии XIX в.
- Дискуссии в советской историографии второй половины 40-х – первой половины 80-х гг. ХХ в.
- Либеральное направление в исторической науке. Государственная школа в русской историографии (К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин и др.).
- «Второе поколение» государственников (В.И. Сергеевич и А.Д. Градовский).
- Советская историческая наука во второй половине 40-х-начале 50-х гг. ХХ в.
- Исторические работы В.О. Ключевского.
- Украинская историческая мысль XIV – XVII вв. и её влияние на русскую историографию. Киевский «Синопсис».
- Развитие русского источниковедения в начале XX в.: Шахматов А.А.
- Становление советской исторической науки в 20-30-е гг.
- Современная российская историческая наука: школы, течения, основные проблемы.
|