Статья 3 Конвенции применяется также и в отношении условий содержания в следственных изоляторах или исправительных учреждениях. 3 глава




Национальный режим в отношении условий труда и жизнедеятельности трудящихся-мигрантов и членов их семей, с тем чтобы эти условия "соответствовали нормам пригодности, техники безопасности, охраны здоровья и принципам человеческого достоинства", установлен ст. 70 Конвенции 1990 г. К приоритетным областям защиты трудящихся-мигрантов можно отнести их социальное обеспечение, семейное единство и участие в культурной жизни, реализацию профессиональных прав и образование, здравоохранение и обеспечение общих стандартов прав и свобод человека (ст. ст. 8 - 30, 39 - 45 Конвенции). Помимо этого государства-участники обязаны принимать надлежащие и эффективные меры для предупреждения незаконного найма трудящихся-мигрантов, что не должно наносить ущерба их правам, вытекающим из найма, в отношении нанимателя (ч. 2 ст. 68 Конвенции). Государства-участники также должны принимать меры для прекращения неурегулированного положения трудящихся-мигрантов, у которых отсутствует постоянный статус (ч. 1 ст. 69 Конвенции).

Широкий спектр прав и свобод трудящихся-мигрантов, установленный Конвенцией 1990 г., затрудняет присоединение к ней принимающих государств. Основной причиной этого является неготовность предоставить национальный режим для такого обширного перечня прав и невозможность обеспечить компенсацию незаконно нанятым работодателем иностранным гражданам. К настоящему моменту Конвенция ратифицирована 47 странами, РФ в ней не участвует, так же как и другие государства, осуществляющие прием трудовых мигрантов.

Универсальное международно-правовое регулирование трудовой миграции также опирается на соответствующие конвенции, декларации и рекомендации Международной организации труда (МОТ), к которым можно отнести: Конвенцию N 97 о трудящихся-мигрантах 1949 г., Конвенцию N 118 о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения 1962 г., Конвенцию N 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения 1975 г., Рекомендацию N 100 о защите работников-мигрантов в слаборазвитых странах и территориях 1955 г., Рекомендацию N 151 о работниках-мигрантах 1975 г. и Декларацию МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г. Совместно с содержанием Конвенции 1990 г. указанные международно-правовые акты закрепляют специальные принципы обращения с трудящимися-мигрантами, включающие недискриминацию по любым основаниям, равное обращение, единство семей, применение национального режима в сфере занятости и социального обеспечения и гарантии общих прав и свобод человека в принимающем государстве.

На уровне Совета Европы международно-правовое регулирование трудовой миграции представлено Европейской социальной хартией 1961 г., пересмотренной в 1996 г., и Европейской конвенцией о правовом статусе трудящихся-мигрантов 1977 г. (ETS N 093). Ключевое положение Хартии устанавливает право иностранцев на трудовую деятельность наряду и на равных основаниях с собственными гражданами, которое должно быть обеспечено государствами-участниками (п. 18 ч. I). Пользуясь возможностью ратифицировать содержание Хартии частично, Российская Федерация Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 101-ФЗ взяла на себя международные обязательства в отношении права граждан на трудовую миграцию в страны - участницы Хартии (ч. 4 ст. 18), равенства обращения с работниками-мигрантами в области налогов, сборов и отчислений (ч. 5 ст. 19) и разрешения на перевод ими любой части заработка и сбережений (ч. 9 ст. 19). Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов 1977 г. предусматривает обязанность государств-участников еще до отъезда трудящегося-мигранта из страны происхождения обеспечить его трудовым контрактом или конкретным предложением работы (ст. 5). Таким образом, международно-правовые акты Совета Европы направлены на регламентацию законных форм занятости и законного пребывания трудящихся-мигрантов.

Трудовая миграция на территорию государств - членов ЕС регулируется их учредительными договорами в соответствии с общим принципом обеспечения свободы движения товаров, услуг, капиталов и людей. Действующий Договор о функционировании ЕС (ДФЕС) 2007 г. закрепляет в ч. 1 ст. 45 обязанность государств-членов обеспечивать свободное передвижение работников внутри Союза и в ч. 3 ст. 45 - их право "принимать реально предлагаемую работу". Такая формулировка связана с расширительным толкованием работы как возможности найма, индивидуального предпринимательства или самоорганизации трудовой занятости. Предметом совместной компетенции Союза и государств-членов выступают такие направления деятельности, как визовый режим ЕС, единая иммиграционная политика, меры по интеграции иностранцев, организация специальной системы контроля над внешними границами (ст. 67 ДФЕС). Отдельные категории трудящихся-мигрантов являются объектом регулирования вторичного права ЕС в форме специальных директив и регламентов Европейского парламента и Совета ЕС, где предусмотрена раздельная регламентация трудовых передвижений граждан ЕС и иностранных граждан третьих стран. К ним относятся Директива 2004/38/ЕС от 29 апреля 2004 г. о праве граждан Союза и членов их семей свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов, Директива 2009/50/ЕС от 25 мая 2009 г. об условиях въезда и проживания граждан третьих стран для целей осуществления высококвалифицированной трудовой деятельности, Директива 2009/52/ЕС от 18 июня 2009 г. об установлении минимальных стандартов в отношении санкций и мер к работодателям незаконно пребывающих граждан третьих стран, Шенгенский кодекс о границах (Регламент N 562/2006 от 15 марта 2006 г.) и Шенгенский визовый кодекс (Регламент N 810/2009 от 13 июля 2009 г.).

Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств - участников СНГ 2008 г., которая подписана РФ и ратифицирована Арменией, Беларусью, Азербайджаном, Киргизией, Казахстаном и Украиной, определяет перечень профессиональных прав, в которых трудящиеся-мигранты уравнены с собственными гражданами сторон (ч. 1 ст. 6). Он представлен такими областями, как безопасные условия труда, равное вознаграждение за равнозначный труд, пользование жильем на возмездной основе, социальное страхование, возмещение вреда, причиненного на производстве, и доступ к другой оплачиваемой занятости. Термин "трудящийся-мигрант" применяется в Конвенции 2008 г. по отношению к лицам, являющимся гражданами одной из сторон, законно находящимся и на законном основании занимающимся оплачиваемой трудовой деятельностью на территории другой стороны (ст. 1). Таким образом, содержание указанной Конвенции распространяется исключительно на трудящихся-мигрантов с урегулированным правовым статусом.

Концепция согласованной социальной политики ЕврАзЭС, утвержденная решением Межгосударственного Совета от 18 апреля 2007 г. N 335, учитывала сферу миграции населения. В ч. V Концепции среди ожидаемых результатов реализации единой социальной политики отмечено "свободное перемещение граждан и функционирование единого рынка труда" и "использование общего образовательного пространства". Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, подписанное правительствами РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан в 2010 г. и вступившее в силу 1 января 2012 г., создает режим наибольшего благоприятствования для трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами сторон. Статья 3 Соглашения 2010 г. устанавливает, что "деятельность, связанная с привлечением трудящихся-мигрантов, осуществляется работодателями государства трудоустройства без учета ограничений по защите национального рынка труда" и трудящимся-мигрантам не требуется получение разрешений на ее осуществление на территории участников. Статья 7 Соглашения 2010 г. закрепляет основные направления сотрудничества сторон: согласование политики в сфере регулирования внешней трудовой миграции; содействие организованному набору трудящихся-мигрантов на территории сторон; предупреждение незаконного использования их труда; обмен информацией по вопросам правового статуса трудящихся-мигрантов и членов их семей. Несмотря на трехсторонний характер Соглашения, ст. 22 делает его открытым для "присоединения к нему других государств, являющихся членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, с согласия всех государств - участников Соглашения".

Евразийский экономический союз (ЕАЭС), участниками которого на основе учредительного договора от 29 мая 2014 г. стали Армения, Беларусь, Казахстан и Российская Федерация, продолжит создание единого экономического пространства и определит перспективы международно-правового регулирования региональной трудовой миграции.

 

11.9. Защита меньшинств и коренных народов

 

Меньшинства. Межгосударственное сотрудничество по вопросам, связанным с защитой меньшинств, стало интенсивно развиваться только после Первой мировой войны, начиная с 1919 г. Оно явилось предшественником универсального сотрудничества в области прав человека. Право народов на самоопределение на меньшинства не распространяется. Не ставится в какой бы то ни было плоскости и вопрос о возможности их наделения международной правосубъектностью. В какой-то степени это объясняется тем, что на практике предпочтение было отдано концепции защиты прав лиц, принадлежащих к меньшинствам, а не прав самих меньшинств.

В качестве примера можно привести ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которой в странах, где существуют меньшинства, "лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком". Нежелание поднимать вопрос о защите прав меньшинств объяснялось как опасениями поощрять обособленность меньшинств, которая могла бы привести к их искусственной изоляции и стимулировать вражду с остальной частью населения, так и боязнью появления среди некоторых меньшинств сепаратистских настроений.

С течением времени, однако, стало укрепляться мнение о том, что в каких-то ситуациях следует на международном уровне ставить вопрос о защите прав меньшинств как таковых. Особенно заметно эта тенденция проявилась в Западной Европе. Ее можно обнаружить уже в Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 47/135 18 декабря 1992 г. Декларация основана на концепции защиты прав лиц, принадлежащих к меньшинствам, о чем свидетельствует ее название. Вместе с тем в ст. 1 Декларации сказано: "Государства охраняют на их соответствующих территориях существование и самобытность национальных или этнических, культурных, религиозных и языковых меньшинств и поощряют создание условий для развития этой самобытности". Здесь явно содержится указание на право меньшинств как таковых на существование и самобытность.

Многое зависит от того, о какой категории меньшинств идет речь. В рамках системы Лиги Наций внимание концентрировалось на защите расовых, религиозных и языковых меньшинств. После 1945 г. в деление меньшинств на категории вносятся некоторые изменения и уточнения. В Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 г. упоминаются лица, принадлежащие к национальным меньшинствам (подп. "с" п. 1 ст. 5). В ст. 27 Пакта о гражданских и политических правах говорится об этнических, религиозных и языковых меньшинствах. В Декларации о меньшинствах 1992 г. в названии, преамбуле и ст. 2 говорится о лицах, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Союз "или" появился в качестве компромисса, поскольку при разработке проекта Декларации некоторые делегации возражали против включения термина "национальные меньшинства", считая, что необходимо следовать терминологии ст. 27 Пакта. Установленную Декларацией классификацию меньшинств в настоящее время можно считать общепризнанной. Культурные меньшинства, упомянутые в ст. 1 Декларации, вряд ли могут рассматриваться как относительно самостоятельная категория меньшинств. Они скорее всего представляют собой производное от других категорий меньшинств, перечисленных в Декларации, поэтому этот термин не получил широкого распространения в международных документах. Практика свидетельствует в пользу того, что доминирующей категорией среди различных категорий меньшинств являются национальные меньшинства либо национальные и этнические.

Широкая концепция понятия "национальное меньшинство" нашла отражение в заключенной 21 октября 1994 г. между некоторыми членами СНГ Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. В ст. 1 Конвенции предусматривается: "Для целей настоящей Конвенции под лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, понимаются лица, постоянно проживающие на территории одной договаривающейся стороны и имеющие ее гражданство, которые по своему этническому происхождению, языку, культуре, религии или традициям отличаются от основного населения данной договаривающейся стороны". Россия ее не ратифицировала, поскольку в Государственной Думе вызвало негативную реакцию выражение "основное население". Косвенно на широкой концепции национальных меньшинств основана и Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств Совета Европы от 1 февраля 1995 г., хотя определения национальных меньшинств она не содержит. Россия в ней не участвует.

Как показывает практика, в Совете Европы сложился иной взгляд на понятие меньшинств, чем в ООН. Консультативный комитет, созданный Рамочной конвенцией Совета Европы о защите национальных меньшинств 1995 г., в заключениях о положении национальных меньшинств в государствах-участниках придерживается широкого толкования этого понятия. Он относит к ним коренные народы, национальные, этнические, языковые и даже иногда религиозные группы. Конвенция оставляет за государствами право определять, кого они считают меньшинствами. Некоторые участники Конвенции, используя это, принимают законодательные акты, явно противоречащие целям и духу Конвенции. Так, Латвия и Эстония включают в национальные меньшинства только собственных граждан, искусственно лишая тем самым значительную часть русскоязычного населения, имевшего их гражданство в советский период, режима защиты, предусматриваемого Конвенцией. Есть государства, в законодательстве которых перечисляются группы лиц, рассматриваемые ими как национальные меньшинства, исключающие из этой категории некоторые многочисленные группы, явно обладающие признаками национальных меньшинств (например, в ФРГ к национальным меньшинствам не относятся турки).

Консультативный комитет в ряде случаев обсуждал и положение групп, которые формально не включались тем или иным государством в категорию национальных меньшинств.

Рассматривая вопрос о масштабах применения Конвенции, большинство членов Консультативного комитета пока высказываются в пользу прагматического подхода, т.е. склоняются к отказу даже от ориентировочного определения национальных меньшинств. Комитет вместе с тем продолжает обмен мнениями по данному вопросу.

Меньшинства бывают дисперсными, т.е. рассредоточенными по всей территории государства проживания, и компактно проживающими в определенном районе. Общепризнанного определения меньшинств не существует. В Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 1992 г., определения меньшинств также нет. Это было сделано сознательно, так как трудности, связанные с разработкой такого определения, могли бы помешать подготовке проекта Декларации.

Учитывая предложения, вносившиеся в органы ООН, в определение меньшинств можно включить следующие элементы: меньшинство - это группа лиц, по численности меньшая, чем остальная часть населения страны; меньшинства состоят из лиц, проживающих на территории данного государства; имеются особые национальные, этнические, религиозные и языковые характеристики соответствующих лиц, объединяющие их в группы, отличающиеся этими характеристиками от остальной части населения. Кроме того, надо отметить и субъективный фактор - чувство солидарности и стремление к самосохранению. Вместе с тем есть, как показывает практика, национальные группы, которые, будучи численно несколько меньшими, чем остальное население страны, не желают причислять себя к меньшинству, считая, что это само по себе ставит их в неравное положение с остальным населением (например, значительная часть русского населения в Украине).

Возможны отступления от указанных элементов определения меньшинств или их модификация с учетом потребностей защиты тех или иных меньшинств.

Режим защиты меньшинств, наряду с обязанностью государств защищать их самобытность, включает в себя права лиц, к ним принадлежащих, пользоваться достоянием своей культуры, своим языком, участвовать в принятии решений, касающихся меньшинства, к которому они относятся, исповедовать свою религию, создавать свои ассоциации, осуществлять контакты с гражданами других государств, с которыми они связаны национальными, этническими, религиозными или языковыми узами, развивать свою культуру, обучаться в том или ином объеме на родном языке, осуществлять свои права без дискриминации и т.д.

Коренные народы. Разграничить понятия меньшинств, прежде всего национальных и этнических, и коренных народов почти невозможно. Общепризнанного определения коренных народов, как и определения меньшинств, нет. Представители коренных народов, однако, проявляли и проявляют в этом вопросе большую настойчивость, подчеркивая, что различие существует.

Коренные народы отличаются тем, что сохраняют традиционную хозяйственную специфику, тесно связанную с определенной территорией. В процессе работы над проектом Декларации о правах коренных народов 2007 г. в ООН определенную поддержку получила точка зрения, согласно которой коренные народы имеют право на самоопределение. В этом, по-видимому, и следует усматривать основу правового различия между статусом коренных народов и меньшинств. В любом случае, однако, реализация права коренных народов на самоопределение не выходит за пределы автономии и самоуправления, и коренные народы имеют право не свободно определять свой политический статус, а обговаривать и согласовывать свою роль в ведении государственных дел, свои особые обязанности и средства, при помощи которых они обеспечивают собственные интересы, и, кроме того, имеют право на полное участие в политической, экономической, социальной и культурной жизни государства при сохранении своей политической, экономической, социальной и культурной самобытности. В Конвенции МОТ от 27 июня 1989 г. N 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах, содержится напоминающее определение положение о том, к кому она применяется. В ней говорится, что она применяется: a) к народам, ведущим племенной образ жизни в независимых странах, социальные, культурные и экономические условия жизни которых отличают их от других групп национального сообщества и развитие которых регулируется полностью или частично их собственными обычаями, или традициями, или специальным законодательством; b) к народам в независимых странах, которые рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ, и которые независимо от своего правового статуса сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты.

Следует, однако, указать на то, что право коренных народов на самоопределение в ней прямо не закреплено. Это вызвало отрицательное отношение к ней некоторых представителей коренных народов.

13 сентября 2007 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах коренных народов. Россия при голосовании воздержалась. В Декларации предусматривается право коренных народов на самоопределение (хотя и без учета специфики этого права применительно к коренным народам).

Ряд элементов режима защиты коренных народов аналогичен элементам защиты меньшинств. Наряду с этим для него характерен гораздо больший акцент на их коллективных правах, на правах именно этих народов как таковых (в отличие от меньшинств). Одним из наиболее существенных элементов режима их защиты является признание особой важности для культуры и духовных ценностей указанных народов их связи с землями, на которых они проживают и которые они используют, причем в Конвенции МОТ N 169 подчеркивается важность коллективных аспектов такой связи.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Что такое права человека и основные свободы?

2. Каково правовое содержание принципа уважения прав человека?

3. Каково соотношение принципа невмешательства и принципа уважения прав человека?

4. Какова юридическая сила основных международных документов в области прав человека?

5. Что означает концепция трех поколений прав человека?

6. Как можно классифицировать международные механизмы и процедуры в области прав человека?

7. Каковы основные международно-правовые последствия предоставления политического убежища?

8. Существует ли различие между лицом, получившим политическое убежище, и беженцем согласно Конвенции о правовом статусе беженцев 1951 г. и Протоколу, касающемуся беженцев, 1967 г.?

9. Какие категории меньшинств выделены в международных документах?

10. Какие существуют концепции защиты меньшинств?

11. В чем заключается сходство и различие основных элементов режима защиты меньшинств и коренных народов?

12. Каковы, по вашему мнению, достоинства и недостатки Европейского суда по правам человека?

13. Каковы основные функции института убежища по отношению к принимаемым лицам?

14. Каковы международно-правовые основы, формы и последствия предоставления государством политического убежища?

15. Кто включен в круг лиц, обладающих правом на получение убежища, согласно действующим международно-правовым документам?

16. Какие основные права лиц, получивших убежище, реализуются на территории принимающего государства?

17. Перечислите и проанализируйте основные признаки международно-правового определения беженца. Определите элементы международно-правового статуса трудящихся-мигрантов.

18. В чем суть международно-правовой защиты беженцев?

19. Какие региональные международно-правовые документы действуют в отношении беженцев и перемещенных лиц?

20. Каковы основы регионального международно-правового регулирования трудовой миграции?

21. Каков правовой статус внутренне перемещенных лиц?

22. Каковы основы регионального международно-правового регулирования трудовой миграции?

 

Литература

 

Абашидзе А.Х. Защита прав меньшинств по международному и внутригосударственному праву. М., 1996.

Башимов М.С. Омбудсмены стран СНГ и Балтии: Сборник нормативно-правовых актов. Астана, 2003.

Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. М., 1996.

Бордунов В.Д. Гражданин против государства в Европейском суде по правам человека. М., 2005.

Галенская Л.Н. Право убежища. М., 1968.

Губин В.Ф. Расовая дискриминация: реакционная сущность и международная противоправность. М., 1976.

Гудвин-Гилл Г.С. Статус беженца в международном праве. М., 1997.

Захарова Л.И. Международные стандарты в области прав человека и роль омбудсмена в их обеспечении. М., 2002.

Зимненко Б.Л. Международное право и правовая система Российской Федерации. М., 2006.

Зимненко Б.Л. Применение норм международного права судами общей юрисдикции: Справочное пособие для судей. М., 2005.

Иванов Д.В. Беженцы в современном международном праве. М., 2006.

Ястребова А.Ю. Миграционное право: Учебно-методическое пособие. М., 2011.

Ястребова А.Ю. Международно-правовые механизмы регулирования миграции: доктринальные подходы и опыт Российской Федерации. М., 2014.

Basic Documents on International Migration Law / Ed. by R. Plender. Dordrecht; Boston; London, 1988.

Convention Relating to the Status of Refugees. Its History, Contents and Interpretation / A Commentary by N. Robinson. Republished by UNHCR, 1997.

 

Глава 12. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО

 

12.1. Истоки и основы международного экономического права

 

Возникновение международного экономического права (далее - МЭП) в качестве особой правовой системы относится лишь ко второй половине XX в. Однако сами по себе регулируемые МЭП межгосударственные торговые и экономические отношения столь же древние, как, к сожалению, и войны между государствами, причем причинами войн очень часто были именно экономические, торговые интересы. Изначально в международные договоры, а это были в первую очередь мирные или союзные договоры, включались обыкновенно и условия обеспечения торговли.

Издревле внешнеторговая, затем и внешнеэкономическая политика государств слагается из двух концептуальных подходов, противостоящих друг другу и в то же время диалектически почти всегда сосуществующих в политике любого государства, а именно из протекционизма и либерализма.

Главный резон протекционизма - защита собственной экономики от иностранной конкуренции. Протекционизм свойствен отнюдь не только экономически слабым, стремящимся защитить свою экономику государствам. Протекционизм используется, когда выгодно, и самыми развитыми государствами, например, для ограждения от иностранной конкуренции собственного сельского хозяйства (США, Европейский союз и др.).

Но давно уже стали явными преимущества свободной торговли. Одним из первых, кто четко выразил это понимание, был теолог Иоанн Златоуст (IV в., Византия), который, образно формулируя основы по сути либералистской торгово-политической концепции, писал, что самим Богом предоставлена нам легкость взаимных торговых сношений, чтобы мы могли взирать на мир как на единое жилище, а также чтобы каждый, сообщая другому свои произведения, мог беспрепятственно получать в изобилии имеющееся у другого. "Отец" науки международного права Гуго Гроций (XVII в.) указывал, что никто не вправе препятствовать взаимным торговым отношениям любого народа с любым другим народом. Именно этот принцип jus commercii - право свободы торговли, понимаемой в широком смысле, становится по сути основополагающим в науке международного экономического права.

Однако баланс протекционистских и либерализационных (иначе - фритредерских) слагаемых во внешнеэкономической политике сохраняется. В XVIII - XIX вв. вектор равновесия политики протекционизма и либерализма склонялся в пользу последнего. С начала же XX в. и до его середины с утверждением государственно-национальной идеи на авансцену выходят национализм и протекционизм. А с окончанием Второй мировой воины и до наших дней концепция фритредерства фактически доминирует. Но при этом исключительно важно, что торгово-экономические факторы либерализма или протекционизма всегда взаимодействуют с точки зрения общецивилизационного и геополитического значения с процессами национализма, регионализма (объединение государств обычно по географическому положению) и, наконец, глобализма. Политика и практика либерализма, т.е. свободы движения товаров, услуг и людей (согласно принципу laisser faire laisser passer - свобода делать, свобода провозить), естественно, прямо корреспондируют с идеей глобализации.

Львиная доля всех заключаемых международных договоров и существующих международных организаций приходится в наше время на экономические взаимоотношения государств. Современный американский высокоавторитетный ученый Д.Х. Джексон даже пишет, что почти все международное право можно назвать международным экономическим правом, поскольку почти любой аспект международных отношений так или иначе касается экономики. С 50-х годов XX в. внешнеэкономическая политика и ее правовое воплощение в международно-правовых актах приобретают стратегическое значение и становятся на практике во многом доминирующей работой для дипломатов. Именно на этом фоне международное экономическое право (как и его наука) прочно утверждается как самостоятельная отрасль международного публичного права.

Глобализация и международное экономическое право. Глобализацию (глобализм) можно определить как исторический процесс планетарно ориентированной многообразной экспансии отдельных индивидов, коллективов, государств в сферах торговли, финансовых потоков, промышленности, коммуникаций, информатики, науки, техники, культуры, религии и, к сожалению, воинственности, преступности и т.д. с конвергенционным эффектом. Глобализм в основе своей - явление общецивилизационное и социально-экономическое и как таковое отнюдь не международно-правовое. Здесь говорится о глобализации по двум причинам: первое - все успехи современной глобализации лежат в плоскости именно международного экономического, торгового сотрудничества; второе - как раз эти успехи и явились вызовом и основой становления современного международного экономического права.

Каковы же основные свойства современной глобализации в свете ее воздействия на международное право?

Во-первых, феномен глобализации далеко не нов, он прослеживается в истории от Римской империи (Pax Romana) до наших дней. Но в территориальном, во временном аспектах, по предметному охвату, по воздействию на отдельные страны, регионы и человеческие сообщества развитие глобализации шло крайне неравномерно, перемежаясь с периодами изоляционизма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: