Статья 3 Конвенции применяется также и в отношении условий содержания в следственных изоляторах или исправительных учреждениях. 6 глава




 

12.5.8. Регулирование торговли услугами в ВТО

 

Услуга представляет собой не материальный предмет, но весьма разнообразную по характеру деятельность, работу. Услуги называют иногда "невидимыми статьями торговли". В Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС) 1994 г. используется специальный классификатор, содержащий перечень 160 видов услуг.

Все огромное многообразие услуг можно свести к пяти их основным видам: 1) финансовые услуги, включая банковские депозитные, кредитные, расчетные операции, страхование и т.д. (именно на финансовые услуги приходится до 40% доходов от всех международных услуг); 2) разнообразные транспортные услуги (до 25% доходов от всех услуг); 3) международная связь - почтовая, электрическая, телекоммуникационная (этот сектор развивается особенно быстро); 4) туризм и рекреационный бизнес (почти столь же доходен, как и транспорт) и, наконец, 5) трудовые услуги, включая мигрирующую рабочую силу, в том числе интеллектуальный труд, воплощаемый и в исключительных правах (патенты, ноу-хау и т.д.).

Изначальной практикой государств была и во многом остается протекционистская защита национального рынка услуг исключительно или преимущественно для отечественных поставщиков услуг. Однако по мере развития международных связей, в том числе и в потреблении услуг, возникла необходимость обеспечения также и добросовестной международной конкуренции на рынке услуг. ГАТС по сути - рамочное соглашение, своего рода кодекс добропорядочного поведения, "свод принципов и правил", которые по идее должны последовательно насыщаться конкретными обязанностями государств.

ГАТС распространяется на все виды услуг. Единственным формальным исключением из универсальной компетенции ГАТС являются некоммерческого характера услуги в рамках функций государственной власти, включая услуги монопольного характера (почта, полиция, правосудие), а также услуги, связанные с правительственными закупками для государственных нужд.

Цель и смысл ГАТС - либерализация национальных мер, регулирующих и ограничивающих импорт услуг. Сердцевиной ГАТС (ч. II) являются общего характера постоянно закрепленные обязательства по режиму иностранных услуг. Главным принципом является режим наибольшего благоприятствования в его безусловном понимании. Национальный режим в ГАТС гораздо более ограничен сравнительно с ГАТТ, поскольку допускает и ограничения, которые каждый участник ГАТС может определять по своему усмотрению в Перечне взятых на себя конкретных обязательств; при этом в Перечне государство может предусмотреть исключения действия национального режима для соответствующих способов поставки услуг из других государств. Таким образом, по сути допускается дискриминация иностранных поставщиков сравнительно с отечественными.

Особенностью ГАТС являются так называемые конкретные (специфические) обязательства, которые государства могут в ходе многосторонних переговоров (так называемых раундов) зафиксировать в особых Перечнях (Schedules), касающихся ограничений в торговле конкретными видами услуг. Ограничения в Перечнях определяются, во-первых, по самому доступу услуги на национальный рынок и, во-вторых, по предоставлению объемов национального режима для допускаемой на рынок услуги. Все меры по либерализации иностранных услуг должны осуществляться с соблюдением режима наибольшего благоприятствования. Перечни обязательны, но периодически каждое государство имеет возможность ужесточать режим для иностранных услуг с соблюдением процедуры согласования со странами, интересы которых могут быть ущемлены и которые могут потребовать компенсации.

 

12.5.9. Система урегулирования споров в ВТО

 

Система урегулирования споров в ВТО зиждется на документе конвенционного значения - Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, принятой в 1994 г. в составе Марракешского пакета документов.

Уникальные особенности системы урегулирования споров заключаются в следующем: во-первых, это облигаторность и исключительность использования системы для урегулирования межгосударственных споров, возникающих из обязательств, основывающихся на согласованных государствами соглашениях, входящих в основном в Марракешский пакет; во-вторых, сочетание при урегулировании споров как юридических методов, так и внутренних в ВТО - административно-политических; в-третьих, скрупулезная обусловленность поэтапных сроков и способов процедуры разрешения спора до его полного урегулирования.

Для руководства системой учрежден Орган урегулирования споров - Dispute Settlement Body (Орган), функции которого исполняет главный постоянно действующий орган ВТО - Генеральный Совет.

Процедура включает возможность использования и обычно применимых в международном праве способов разрешения споров: взаимные консультации спорящих сторон, добрые услуги, согласительные процедуры, посредничество, а также и собственно самой Системы, которая включает: рассмотрение спора составом (panel) экспертов (неформальных арбитров); задействованность апелляционной структуры; контроль и одобрение (неодобрение) Органом результатов работы (докладов) состава экспертов и апелляционной структуры.

Все стадии процесса обусловлены строгими процессуальными сроками - весь процесс не должен выходить, как правило, за рамки 12 месяцев. Орган продолжает мониторинг исполнения принятых решений вплоть до их полного исполнения и полномочен принимать при необходимости соответствующие, по сути репрессивные, меры, побуждающие к исполнению решений.

Система широко востребована на практике. При этом в процессе разрешения споров используется не только скрупулезно разработанная нормативная база ГАТТ/ВТО, но и долговременная практика применения этих норм, в том числе прецедентов решений по спорам, урегулировавшимся ранее в течение десятилетий еще в рамках процедуры, существовавшей в ГАТТ до принятия в 1994 г. упомянутой выше Договоренности.

 

12.6. Международное финансовое право

 

Международное финансовое право (МФП) - это международно-правовые принципы и нормы, регулирующие отношения между государствами в международной финансовой системе. Посредством МФП осуществляется регулирование отношений и вопросов, касающихся, в частности, форм международных расчетов, платежного баланса, формирования валютного курса, предоставления кредитов, условий погашения или реструктуризации государственного долга, условий оказания финансовой помощи, надзора за деятельностью коммерческих банков, борьбы с отмыванием денег и др.

С учетом этого в рамках МФП сформированы или формируются следующие институты: международное платежное право; международное валютное право; международное кредитное право; международное долговое право; право международной финансовой помощи и др. Заметное место занимают нормы Договора о Международном валютном фонде, которые в совокупности составляют институт права МВФ.

Договор о МВФ (ст. VIII) устанавливает принцип свободной конвертируемости национальных валют применительно к текущим платежам, т.е. к платежам за товары (по операциям международной купли-продажи товаров). Это означает, что ВТО устраняет барьеры на пути движения товаров и услуг, а механизм МВФ обеспечивает платежи за товары и услуги. Две глобальные организации функционально взаимосвязаны.

В рамках региональных интеграционных объединений государства-участники осуществляют специальное регулирование валютно-финансовых отношений; возникают правовые институты, действующие внутри интеграционных объединений. Так, в Европейском экономическом сообществе (ныне - ЕС) в 70-х годах XX в. был взят курс на создание собственной валюты, которая могла бы конкурировать с долларом США. Был создан валютный союз, возникла Европейская валютная система (ЕВС) - система регионального характера. С 1 января 2002 г. страны ЕС перешли в наличном обращении на единую коллективную, наднациональную валюту евро, отказавшись от национальных валют. Созданы Европейская система центральных банков и Европейский центральный банк.

На постсоветском пространстве также формируются институты, объединяющие правовые нормы, регулирующие финансовые отношения государств-участников. Поставлена цель создания валютного союза, созданы Межгосударственный банк СНГ и Евразийский банк развития, налажено взаимодействие центральных банков, происходит гармонизация и унификация внутреннего законодательства. Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе государства-члены должны проводить "согласованную валютную политику" (ст. 64) и "согласованное регулирование финансовых рынков" (ст. 70).

В двусторонних и многосторонних договорах о платежах государства в современной международной торговле используют, как правило, два основных подхода к организации расчетного процесса: 1) расчеты в свободно конвертируемой валюте на основе действующих на валютном рынке курсов в соответствии с национальными правилами валютного регулирования каждой из стран; 2) расчеты по клиринговой системе, при которой происходит зачет встречных денежных требований и обязательств путем безналичных проводок по клиринговым счетам, открытым уполномоченными банками двух стран друг другу. Для клиринговых расчетов характерным является обеспечение равенства товарных поставок и платежей между двумя странами. В случае превышения импорта над экспортом по результатам года образовавшаяся задолженность погашается в следующем году.

Что касается валютных операций и кредитного рынка, то соответствующие отношения в международной финансовой системе носят преимущественно децентрализованный характер и регулируются главным образом внутренним правом государств, а также конвенционными нормами (например, в договорах о предоставлении кредитов и т.п.), нормами, вырабатываемыми в рамках интеграционных объединений. На частноправовом уровне валютные операции осуществляются в форме купли-продажи валюты, ценных бумаг и в некоторых других формах, связанных с движением капитала, с инвестированием. Своеобразными центрами мирового валютного рынка являются валютные биржи Лондона, Нью-Йорка, Токио. Центры регионального уровня - биржи Франкфурта-на-Майне, Цюриха, Парижа, Брюсселя, Сингапура, Гонконга. Большая часть операций с валютой совершается между крупными банками по унифицированным правилам. Государства участвуют в валютных операциях в основном через посредство центральных банков. В России поставлена цель превращения Москвы в международный финансовый центр, подобный уже существующим в мире.

Специфика кредитного рынка состоит в том, что деньги на нем движутся на условиях возвратности, срочности, уплаты процента. На международном кредитном рынке также можно выделить сектор публично-правового кредитования и сектор частноправового кредитования. Различают кредиты долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Важнейшей частью международного кредитного рынка является еврорынок. Государства и международные организации (банки, фонды) предоставляют друг другу кредиты на основе кредитных соглашений.

Большую роль в международной финансовой системе играет Банк международных расчетов (БМР) - один из старейших институциональных финансовых институтов, первая международная финансовая организация, наделенная компетенцией по управлению мировыми финансами.

Под эгидой БМР в 1975 г. возник и функционирует так называемый Базельский клуб: ведущие развитые страны создали в договорном порядке Комитет регулирования и надзора за банковской деятельностью (Committee on Banking Regulation and Supervisory Practices). В рамках Комитета в 1988 г. был принят текст документа, утвердившего взаимно согласованные стандарты по банковскому капиталу (он получил название "Базель I"). В последующем стандарты пересматривались: в 2004 г. - документом, получившим название "Базель II", а в 2010 г. - документом "Базель III". Произошла интернационализация требований к национальным коммерческим банкам, осуществляется согласованное воздействие на внутренние банковские системы. О правовой природе указанных документов, принятых в рамках Базельского комитета, идут споры.

Особое место в международной финансовой системе занимает проблематика борьбы с отмыванием преступных доходов. В 1989 г. по решению совещания на высшем уровне стран Большой семерки была создана Специальная комиссия по проблемам отмывания денег, более известная под аббревиатурой ФАТФ (Financial Action Task Force on Money Laundering - FATF). Комиссия является межправительственной организацией, цель которой - разрабатывать совместную политику государств по борьбе с отмыванием денег, финансовым мошенничеством, а также оказывать содействие в этой борьбе. Комиссия формулирует рекомендации, оказывает помощь в разработке и проведении экспертизы национального законодательства, проводит инспекции в государствах - членах ФАТФ для оценки состояния дел и выполнения рекомендаций, проводит семинары и конференции. По итогам своей работы Комиссия публикует ежегодные отчеты.

В международной финансовой системе существуют также: региональные и межрегиональные финансовые организации (Арабо-Африканский международный банк, Арабо-Латиноамериканский банк и др.); банки развития (Межамериканский банк развития, Азиатский банк развития, Африканский банк развития и др.); фонды развития (Африканский фонд развития и др.); валютные фонды (Арабский валютный фонд и др.); разнообразные международные инвестиционные банки, фонды, корпорации (Северный инвестиционный банк, Карибский инвестиционный фонд, Межамериканская инвестиционная корпорация и т.п.).

 

12.7. Международное налоговое право

 

Систему международно-правовых норм, регулирующих отношения между субъектами международного права по налогообложению, образует международное налоговое право (МНП). Место МНП в системе международного права - предмет научных споров. Нормы МНП оформляют, среди прочего, принципы и подходы государств к решению общих проблем в налогообложении, унификации налогового законодательства.

К источникам МНП следует отнести договоры из международной практики государств: об избежании двойного налогообложения; о предотвращении уклонения от налогообложения; о налогообложении доходов от инвестиций; о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле; об обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства; о взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства; о статусе разного рода некоммерческих учреждений, создаваемых за рубежом (например, культурных центров); о принципах взаимной торговли; о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и др.

Вопросы налогообложения отражены и в праве экономической интеграции. В Договоре о ЕАЭС 2014 г. (ст. ст. 71 - 73) определены принципы взаимодействия государств-членов в сфере налогообложения, взимания косвенных налогов, налогообложения доходов физических лиц, осуществления гармонизации законодательства в отношении налогов. В рамках СНГ действует Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере 1999 г. В Лиссабонском договоре о функционировании ЕС (ДФЕС) налоговые положения содержатся в ст. ст. 110 - 113.

Налоговой проблематикой занимаются многие международные организации. Под эгидой ОЭСР, например, были одобрены тексты типовых (модельных) конвенций об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, на капитал, на наследуемое имущество и др., а также о взаимной помощи в налоговых вопросах. В рамках ООН был подготовлен текст Типовой конвенции об урегулировании налоговых отношений между развитыми и развивающимися государствами (1980). Налоговые аспекты присутствуют в соглашениях Марракешского пакета ВТО (ГАТТ, ГАТС).

Среди международных неправительственных организаций в налоговой сфере можно указать на Международную налоговую ассоциацию и Международное бюро налоговой документации (созданы в 1938 г.).

В настоящее время развитые страны предпринимают усилия для того, чтобы взять под контроль финансовые потоки, которые проходят через так называемые офшорные зоны (или "налоговые гавани") - страны (территории), предоставляющие слишком большой объем финансовых услуг нерезидентам, разного рода льгот (преимуществ). Так, например, в рамках Большой двадцатки (G20) выносятся рекомендации по ужесточению законодательства в офшорных зонах и сотрудничеству властей с другими государствами в части контроля за финансовыми потоками и борьбы с уклонением от уплаты налогов. В 2006 г. было принято решение "принять меры против юрисдикций, не желающих сотрудничать". ОЭСР ведет "черный список" офшоров, которые не представляют необходимой информации о налоговых и финансовых операциях. Споры по этим вопросам прошли между ОЭСР и Швейцарией, США и Швейцарией. Некоторые рекомендации по борьбе с отмыванием денег, исходящие от ФАТФ, также имеют антиофшорную направленность.

Настоящую проблему в международной системе представляет собой стремление США решать многие интернационализированные вопросы не методом двустороннего или многостороннего международно-правового регулирования, а методом одностороннего регулирования, навязывая государствам нормы национального права США принятием законов экстратерриториального действия. Примером может служить вступивший в силу в 2013 г. Закон США под названием ФАТКА (Foreign Account Tax Compliance Act - FATKA) о налогообложении иностранных счетов. По этому Закону все иностранные банки, имеющие счета лиц, происходящих из США, обязаны периодически направлять в Федеральную налоговую службу США на основе договора соответствующую информацию о финансовых операциях и балансах этих счетов. В случае отказа делать это иностранные банки будут штрафоваться путем списания 30% со всех переводов, которые направляются в их адрес американскими партнерами, либо наказываться закрытием счетов. Совершенно очевидно, что данный Закон распространяет свое действие на субъектов других национальных правовых систем. Вместо того, чтобы решать проблему путем международных договоров, США распространяют на правовые системы других государств юрисдикцию своих национальных законов. Подобную практику можно квалифицировать как "правовой гегемонизм", как отрицание международно-правового принципа суверенного равенства государств.

 

12.8. Международное инвестиционное право

 

Суть международного инвестиционного права - в обеспечении и защите права собственности, но не в узком смысле, а именно применительно лишь к собственности на зарубежные инвестиции. При этом под инвестициями понимаются обычно только так называемые прямые капиталовложения в виде участия в капиталах предприятий, а не портфельные, банковские вклады и другие перемещения капиталов.

На внутринациональном уровне режим иностранных инвестиций принципиально подпадает под компетенцию государства места нахождения инвестиционного объекта. Но активное развитие экспорта капиталов в виде инвестиций после Второй мировой войны вызвало необходимость обеспечить большую гарантированность инвестиций, нежели она может обеспечиваться национальным, часто нестабильным законодательством и юстицией стран - импортеров инвестиций. Такая гарантированность была найдена в международно-правовом регулировании, прежде всего посредством заключения двусторонних соглашений о режиме иностранных инвестиций. Начало практике заключения таких соглашений было положено развитыми странами, экспортирующими капиталы преимущественно в развивающиеся страны. В настоящее время в мире заключены сотни двусторонних международных соглашений о поощрении и защите инвестиций, иначе - двусторонних инвестиционных договоров (далее - ДИД <1>). Десятки ДИД заключены и Россией. Таким образом, накопленный внушительный договорно-нормативный корпус, а главное, исключительное значение перемещения миллиардных масс интернациональных капиталов и дали основания для утверждения к концу XX в. особой правовой дисциплины "Международное инвестиционное право" в качестве подотрасли международного экономического права.

--------------------------------

<1> Широко используется также английская аббревиатура - BIT (Bilateral Investment Treaty).

 

Общее международное право не содержит каких-либо специальных, существенных общепризнанных принципов и норм режима иностранных инвестиций. Некоторые усилия для создания базисной основы такого режима предпринимались, хотя и не очень успешно. Так, еще в 1961 г. в ОЭСР был принят регионального значения так называемый Кодекс либерализации движения капиталов, рекомендовавший государствам - членам ОЭСР постепенно упразднять ограничения движения капиталов.

Уникальной попыткой урегулирования на многосторонней основе секторального (в области энергетики) режима иностранных инвестиций являются декларативная Европейская энергетическая хартия 1991 г. и Договор к ней (ДЭХ) 1994 г. с участием России, бывших социалистических стран Восточной Европы, а также стран Запада, которые, однако, изначально пытались преследовать политику использования Договора, с одной стороны, для обеспечения свободного доступа к эксплуатации российских энергоресурсов, а с другой стороны (в том числе с применением инструментария Европейского союза) - для последовательных ограничений трубопроводной транспортировки, а также дистрибуции, особенно газа, российскими компаниями на европейских рынках. Такая политика вынудила в 2009 г. Россию к отказу от участия в ДЭХ.

Вспомогательным конвенционным инструментом обеспечения общего правового режима иностранных инвестиций является Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств 1965 г. (подписана, но не ратифицирована СССР/Россией).

Главным же правовым средством урегулирования трансграничного перемещения капиталовложений остаются упоминавшиеся ДИДы, приоритетным содержанием которых является защита интересов иностранных инвесторов, включая ТНК. Условия такой защиты (в том числе от так называемых некоммерческих, иначе - политических рисков) и являются реальным ядром ДИДов.

ДИДы содержат стандартные наборы условий. Основными являются принципы наибольшего благоприятствования и (или) национального режима. При этом крупные страны - экспортеры капиталов (Великобритания, Германия, США, Франция, Япония и др.) имеют свои собственные модели ДИДов, хотя отчасти с отличающимися формулировками, но в основном с довольно единообразным набором условий (клаузул).

Одной из специфических является клаузула о предохранении прав, цель которой обеспечить, чтобы любой более благоприятный режим, вытекающий для сторон из других международных соглашений или из их национального законодательства, превалировал над условиями данного ДИД.

Другой обычной для ДИДов является зонтичная клаузула, согласно которой договаривающаяся сторона ДИД обязуется соблюдать обязательства, взятые ею на себя в отношении инвестиций на ее территории. Обычна и так называемая стабилизационная ("дедушкина") оговорка, предусматривающая, что в случае возможных изменений законодательства для соответствующих инвестиционных правоотношений сохраняются законодательные условия, действующие на время подписания инвестиционного контракта или ДИД. Специфичны и особые субрагационные оговорки, которыми обусловливается регрессное право страховщика инвестиций (выплатившего страхователю-инвестору страховое возмещение) к стороне, причинившей ущерб, практически к государству - импортеру инвестиций, признанному виновным в причиненном ущербе.

Для государств - участников Вашингтонской конвенции 1965 г. международной площадкой для урегулирования инвестиционных споров в основном между инвесторами и государствами - импортерами инвестиций явился Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС <1>). К сожалению, в рамках МЦУИС - в противоречие с условиями самой Вашингтонской конвенции 1965 г. (предусматривающей применение национальных правовых систем при разрешении споров) - изначально укоренилась практика опоры на прецедентное право, сложившееся в самом МЦУИС. Статистика между тем свидетельствует, что ответчиками по искам в Центре являются почти исключительно развивающиеся и бывшие социалистические страны - импортеры инвестиций, а победительными истцами - инвесторы из развитых стран. Все это, естественно, не может служить резоном для участия России в Конвенции.

--------------------------------

<1> Широко используется также английская аббревиатура - ICSID (International Centre of Settlement for Investment Disputes).

 

После распада СССР большинство стран СНГ приняли собственные, причем различающиеся, законы об иностранных инвестициях. Так, в России действует Федеральный закон от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (в ред. от 3 февраля 2014 г.). При этом в ряде стран СНГ (например, в Украине) устанавливались более льготные режимы для иностранных инвестиций, чем в России, и возникала возможность проникновения иностранного капитала на рынок России в обход ее законодательства, в том числе налогового, с использованием формально образованных предприятий в иных странах СНГ. Соответственно, ими было заключено многостороннее Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г., в котором предусматривалось обеспечение взаимной защиты инвестиционных интересов, сближение (но без согласия на это Украины) инвестиционного законодательства.

На национальном уровне функции гарантирования инвестиций возлагаются обычно на специальные образуемые государствами учреждения, наделяемые правами юридического лица. В США, к примеру, - это Overseas Private Investments Corporation (OPIC) - Корпорация по зарубежным частным инвестициям. Универсальным, по идее, международным механизмом гарантирования инвестиций, хотя и не получившим широкого применения, является созданное на основе Сеульской конвенции 1985 г. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА), в котором состоит большинство государств мира. МИГА входит в систему МБРР, но обладает юридической и финансовой независимостью. Членами являются государства, однако правовой статус Агентства определяется как юридическое лицо. Все государства-члены входят либо в группу I - развитых стран, вносящих вместе 60% подписного капитала МИГА (крупнейшие вкладчики: США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция), либо в группу II - в составе развивающихся стран (в эту же группу включены были Россия и другие страны переходного этапа экономического развития). МИГА предоставляет инвестиционные гарантии только инвесторам из группы I, осуществляющим операции на территориях стран группы II.

Другим многосторонним механизмом регулирования режима международных инвестиций является ТРИМС - Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер 1994 г. в рамках системы ВТО. Соглашение закрепило обязательства стран-участниц не допускать в своем внутринациональном регулировании, связанном с использованием иностранных инвестиций, нарушений условий ВТО в отношении свободной конкуренции в торговле. По сути же имеется в виду кардинальное сужение возможностей стран - импортеров инвестиций в применении ими так называемых performance requirements, т.е. требований при использовании инвестиций достижения определенных выгодных для развития страны экономических результатов (посредством приоритетов и льгот для национальных учреждений и т.п.).

 

12.9. Международное право интеллектуальной собственности

 

Понятие международного права интеллектуальной собственности. Речь идет о так называемых исключительных правах физических или юридических лиц на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, выполняемых работ или услуг (ст. 138 ГК РФ). Интеллектуальная собственность также определяется как нематериальное благо.

Принципиально регулирование прав интеллектуальной собственности - суверенная государственная прерогатива, и повсеместно действует принцип территориальной защиты интеллектуальных прав, т.е. защита предоставляется только на территории того государства, где такая защита испрашивается или предоставляется по закону данного государства. Литературное произведение или изобретение, охраняемое по закону одного государства, в принципе не подпадает автоматически под защиту в других государствах. Такая защита предоставляется либо по закону другого государства, либо в соответствии с международным соглашением.

Следуя потребностям расширяющегося международного интеллектуального, культурного и торгового сотрудничества, уже в 80-х годах XIX в. были заключены многосторонние Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. и Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., а затем и многие другие универсальные, региональные и двусторонние международные соглашения (конвенции) в этой области. Совокупность соответствующих соглашений и образует международное право интеллектуальной собственности (в составе международного экономического права).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: