В отдельных районах открытого моря, непосредственно прилегающих к территориальному морю и играющих важную роль в жизни различных государств (в прилежащей зоне, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе), несмотря на то, что Конвенция 1982 г. подтвердила, что никакое государство не вправе претендовать на подчинение открытого моря суверенитету какого-либо государства, с помощью ее положений был установлен особый правовой режим. В теории международного права он нередко именуется "смешанным правовым режимом". В пределах этих территорий государства могут устанавливать национальный правовой режим, но в рамках, предоставляемых международным правом, т.е. в рамках Конвенции 1982 г. и других международных договоров, которые не противоречат ей и не регулируются ее положениями.
13.4.2. Прилежащая зона
В соответствии со ст. 33 Конвенции 1982 г. государства в морском поясе, прилегающем к территориальному морю, могут устанавливать так называемую прилежащую зону (далее - ПЗ). Внутренней границей ПЗ является внешняя граница территориального моря государства. Внешняя ее граница находится на расстоянии не более 24 морских миль от исходных линий (у государств-архипелагов - от архипелажных исходных линий), от которых отмеряется ширина территориального моря.
ПЗ не находится под суверенитетом прибрежного государства и имеет смешанный правовой режим. В пределах этой зоны государство может осуществлять: контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря; наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря. Эти меры в ПЗ осуществляются государственными судами, выполняющими специальные функции (пограничные, таможенные, санитарные и др.), или военными кораблями. Уполномоченные прибрежным государством лица, находящиеся на борту этих судов, имеют право в порядке, предусмотренном своим законодательством, остановить торговое судно, следующее в порт этого государства, произвести его осмотр, проверить судовые документы, осмотреть судовые помещения и в случае подтверждения подозрений о совершенном нарушении (нахождение на судне лиц, не входящих в состав экипажа, больных, зараженных опасными инфекционными заболеваниями, и т.п.) применить предусмотренные законом меры по предотвращению совершения указанных правонарушений в пределах своей территории, например не допустить данное судно в воды этого государства. Эти меры исключают привлечение к ответственности лиц, находящихся на борту судна, если иное не предусмотрено международными договорами заинтересованных государств.
|
В свою очередь при выходе иностранного судна из территориального моря прибрежного государства это государство в пределах своей ПЗ может осуществлять контроль и привлекать к соответствующей ответственности лиц, находящихся на его борту, за нарушение таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил, совершенных в пределах его территории или территориального моря. В случае если иностранное судно находится в ПЗ прибрежного государства, преследование по горячим следам за ее пределами может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона.
|
В РФ правовой режим ее ПЗ регламентируется Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
13.4.3. Исключительная экономическая зона
Конвенция 1982 г. внесла в правовой режим открытого моря ряд крупных изменений. В частности, она предоставила прибрежным государствам право устанавливать в его пределах исключительную экономическую зону с особым правовым режимом. В соответствии с Конвенцией 1982 г. исключительная экономическая зона - это район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, который подпадает под установленный в настоящей Конвенции особый правовой режим. Внешняя граница исключительной экономической зоны (далее - ИЭЗ) не должна находиться далее 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Инициатива установления ИЭЗ исходила от развивающихся государств, которые были обеспокоены тем, что принцип свободы рыболовства и добычи минеральных ресурсов в открытом море не отвечает их интересам и выгоден лишь морским державам, имеющим необходимые экономические и технические возможности, а также современный крупнотоннажный рыболовный флот. Взаимоприемлемый вариант решения этой проблемы был найден в 1982 г. на III Конференции ООН по морскому праву, где и была принята Конвенция ООН по морскому праву.
В настоящее время более 100 прибрежных государств имеют ИЭЗ, внешняя граница которых находится на удалении 200 морских миль. Делимитация ИЭЗ между государствами с противолежащими или смежными побережьями в соответствии со ст. 72 Конвенции 1982 г. осуществляется путем соглашения на основе международного права, как это указывается в ст. 38 Статута Международного суда ООН, в целях достижения справедливого решения <1>.
|
--------------------------------
<1> См., например, Договор между СССР и КНДР о разграничении экономической зоны и континентального шельфа (Пхеньян, 22 января 1986 г.), Договор между СССР и ПНР о разграничении территориального моря (территориальных вод), экономической зоны, зоны морского рыболовства и континентального шельфа в Балтийском море (Москва, 17 июля 1985 г.).
ИЭЗ является территорией, на которую не распространяется суверенитет ни одного из государств, и имеет смешанный правовой режим. В соответствии с Конвенцией 1982 г. прибрежное государство в этом районе имеет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах. Наряду с этим прибрежное государство имеет суверенные права и в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра. Иностранные государства при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей по Конвенции 1982 г. в ИЭЗ должным образом учитывают права и обязанности прибрежного государства. При этом они должны соблюдать законы и правила, принятые прибрежным государством в соответствии с положениями настоящей Конвенции и другими нормами международного права.
Прибрежное государство наряду с отдельными суверенными правами обладает и юрисдикцией, предусмотренной в соответствующих положениях Конвенции 1982 г., в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды; другими правами и обязанностями, предусмотренными этой Конвенцией. Так, для целей разведки, разработки исключительной экономической зоны и для других экономических целей прибрежное государство имеет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Эти объекты не обладают статусом островов, не имеют своего территориального моря, и их наличие не влияет на определение границ территориального моря, исключительной экономической зоны или континентального шельфа. Прибрежное государство имеет исключительную юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности.
Прибрежное государство может там, где это необходимо, устанавливать вокруг таких объектов разумные зоны безопасности, в которых оно может принимать надлежащие меры для обеспечения безопасности как судоходства, так и самих искусственных островов, установок и сооружений. Ширина таких зон определяется прибрежным государством с учетом применимых международных стандартов на удалении не более чем на 500 метров, отмеряемых от каждой точки их внешнего края. Исключение составляют случаи, предусмотренные общепринятыми международными стандартами или рекомендациями компетентных международных организаций. О протяженности зон безопасности дается надлежащее оповещение. Как правило, подобные оповещения содержатся в "Извещениях мореплавателям", передаются по радио в "Навигационных предупреждениях" и "Прибрежных предупреждениях".
Искусственные острова, установки и сооружения и зоны безопасности вокруг них не могут устанавливаться, если это может создать помехи для использования признанных морских путей, имеющих большое значение для международного судоходства.
В целом правовой режим ИЭЗ предусматривает права и юрисдикцию прибрежного государства в отношении определенных видов деятельности в ее пределах, права и свободы других государств. Напомним, что в ИЭЗ продолжают действовать международно-правовые нормы, определяющие правовой режим открытого моря, совместимые с режимом этой зоны. В частности, это нормы, связанные с резервированием открытого моря для мирных целей, неправомерностью претензий на суверенитет над открытым морем, правом судоходства, национальностью и статусом судов.
Прибрежное государство в осуществление своих суверенных прав на разведку, эксплуатацию, сохранение живых ресурсов и управление ими в ИЭЗ может принимать такие меры, включая досмотр, инспекцию, арест и судебное разбирательство, которые могут быть необходимы для обеспечения соблюдения законов и правил, принятых им в соответствии с Конвенцией 1982 г. Оно имеет право преследовать судно в открытом море за пределами ИЭЗ по горячим следам.
Арестованное в таких случаях иностранное судно и его экипаж освобождаются незамедлительно после предоставления разумного залога или другого обеспечения. Наказания, налагаемые прибрежным государством за нарушение законов и правил рыболовства в ИЭЗ, не могут включать тюремное заключение, при отсутствии соглашения заинтересованных государств об обратном, или любую другую форму личного наказания. В случае ареста или задержания иностранного судна прибрежное государство незамедлительно уведомляет государство флага через соответствующие каналы о принятых мерах и о любом последовавшем наказании.
Правовой режим ИЭЗ в РФ регламентируется Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами нашего государства.
13.4.4. Континентальный шельф
В настоящее время возрастает актуальность добычи ресурсов континентального шельфа (далее - КШ) в решении энергетических и продовольственных программ государств. Ежегодно на российском КШ добывается около 1,5 млн. т нефти.
Впервые определение КШ, его правовой режим были закреплены в Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. Однако научно-технический прогресс, возрастающие в связи с ним возможности добычи ресурсов дна на больших глубинах, необходимость защиты интересов прибрежных государств потребовали совершенствования положений этой Конвенции, прежде всего касающихся установления внешней границы КШ. В результате согласования различных интересов государств участникам III Конференции по морскому праву удалось найти взаимоприемлемое решение, которое нашло отражение в Конвенции 1982 г.
В соответствии со ст. 76 Конвенции 1982 г. континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Сама подводная окраина материка включает находящееся под водой продолжение континентального массива прибрежного государства и состоит из поверхности и недр шельфа, склона и подъема. Она не включает дно океана на больших глубинах, в том числе его океанические хребты или его недра.
Для целей Конвенции 1982 г. прибрежное государство устанавливает внешнюю границу подводной окраины материка во всех случаях, когда эта окраина простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря в порядке, предусмотренном в этой Конвенции. В то же время линия внешних границ континентального шельфа на морском дне должна находиться не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 метров.
Данные о границах КШ за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, представляются соответствующим прибрежным государством в Комиссию по границам континентального шельфа. Эта Комиссия дает прибрежным государствам рекомендации по вопросам, касающимся установления внешних границ их КШ. Границы шельфа, установленные прибрежным государством на основе указанных рекомендаций, являются окончательными и для всех обязательны. Россия в 2001 г. первым из государств подала заявку в Комиссию по установлению внешней границы ее континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. В настоящее время осуществляется ее дополнительное обоснование. Вместе с тем Комиссия удовлетворила заявку России о включении в состав ее континентального шельфа анклава площадью 52 тыс. кв. км, находящегося в срединной части Охотского моря.
Прибрежное государство осуществляет над КШ суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов <1>. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если прибрежное государство не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его природные ресурсы, никто не может делать это без определенно выраженного согласия прибрежного государства.
--------------------------------
<1> Природные ресурсы континентального шельфа включают в себя минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к "сидячим видам", т.е. организмы, которые в период, когда возможен их промысел, либо находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним, либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами.
Права прибрежного государства на КШ не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами.
Реализация прав прибрежного государства в отношении КШ не должна ущемлять осуществление судоходства и другие права и свободы других государств, предусмотренные в Конвенции 1982 г., или приводить к любым неоправданным помехам их осуществлению.
Все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на КШ. В то же время определение трассы для прокладки таких трубопроводов в его пределах осуществляется с согласия прибрежного государства. Прибрежное государство не может препятствовать прокладке или поддержанию в исправности таких кабелей или трубопроводов.
Делимитация КШ между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права в целях достижения справедливого решения <1>. До заключения соответствующего соглашения заинтересованные государства в духе взаимопонимания и сотрудничества предпринимают все усилия для того, чтобы достигнуть временной договоренности практического характера и в течение этого переходного периода не ставить под угрозу достижение окончательного соглашения или не препятствовать его достижению. Такая договоренность не должна наносить ущерб окончательной делимитации.
--------------------------------
<1> Международные договоры о делимитации континентального шельфа заключены, например, между Норвегией и Англией о разграничении континентального шельфа в Северном море 1965 г., между Данией и ФРГ о разграничении континентального шельфа в Северном море 1965 г., между Испанией и Италией о разграничении континентального шельфа в Средиземном море между островами Менорка и Сардиния 1974 г., между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане 2010 г. и др.
Положения Конвенции 1982 г. об ИЭЗ применяются mutatis mutandis к искусственным островам, установкам и сооружениям на КШ. Прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на КШ для любых целей. Право преследования по горячим следам применяется mutatis mutandis к нарушениям на КШ, включая зоны безопасности вокруг установок на нем, законов и правил прибрежного государства, применимых в соответствии с Конвенцией в отношении КШ, включая такие зоны безопасности.
Правовой режим КШ в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами нашего государства.
13.4.5. Международный район морского дна
В результате научно-технического прогресса оказались досягаемыми для эксплуатации не только природные ресурсы континентального шельфа, но и глубоководные залежи минералов, находящиеся на морском дне и в его недрах за пределами континентального шельфа. Такие пространства в Конвенции 1982 г. именуются Международным районом морского дна (далее - Район). Положения, касающиеся Района, содержатся в Конвенции в ч. XI ("Район"), ч. XV ("Урегулирование споров"), приложении III ("Основные условия поиска, разведки и разработки"), приложении IV ("Устав Предприятия"), разд. 4 ("Камера по спорам, касающимся морского дна") приложения VI ("Статут международного трибунала по морскому праву"), а также в Соглашении об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (Нью-Йорк, 23 июля 1994 г.).
В соответствии с Конвенцией 1982 г. Район и его ресурсы <1> являются "общим наследием человечества". Естественно, что правовой режим Района и эксплуатации его ресурсов в соответствии с указанным положением может определяться только всеми государствами совместно. Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части Района или его ресурсов, и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть. Никакие притязания такого рода или осуществление суверенитета или суверенных прав и никакое такое присвоение не признаются. Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству и не подлежат отчуждению, за исключением ряда случаев, определенных ч. XI Конвенции 1982 г., а также нормами, правилами и процедурами Международного органа по морскому дну. Ни ч. XI Конвенции 1982 г., ни какие-либо права, предоставляемые или осуществляемые в соответствии с нею, не затрагивают правового статуса вод, покрывающих Район, или правового статуса воздушного пространства над этими водами.
--------------------------------
<1> "Ресурсы" означают все твердые, жидкие или газообразные минеральные ресурсы, включая полиметаллические конкреции, in situ (лат. "по месту, к месту, на своем месте") в Районе на морском дне или в его недрах. Когда ресурсы извлечены из Района, они рассматриваются как "полезные ископаемые".
Деятельность в Районе от имени всего человечества организуется, осуществляется и контролируется Международным органом по морскому дну (далее - Орган). Все государства - участники Конвенции 1982 г. являются ipso facto его членами. Место нахождения Органа - Ямайка. Он может создавать такие региональные центры или отделения, какие он считает необходимыми для осуществления своих функций.
Орган является международной организацией, в рамках которой государства-участники в соответствии с Конвенцией 1982 г. организуют и контролируют деятельность в Районе, особенно в целях управления его ресурсами. Эта структура обладает международной правосубъектностью и такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для осуществления ее функций и достижения ее целей. Орган состоит из Ассамблеи, Совета и Секретариата.
Непосредственно деятельность в Районе осуществляется Предприятием, которое является структурным подразделением Органа, а также в ассоциации с Органом государствами-участниками, либо государственными предприятиями, либо в случае, если государства-участники поручились за них, физическими или юридическими лицами, имеющими гражданство государств-участников или находящимися под эффективным контролем этих государств или их граждан, либо любой группой вышеуказанных субъектов, которые отвечают требованиям, предусмотренным в ч. XI и в приложении III Конвенции 1982 г. Такая система разработки ресурсов Района, в которой наряду с Предприятием Международного органа будут действовать государства-участники и иные субъекты внутреннего права этих государств, получила название параллельной. Такое же обязательство распространяется на международные организации в отношении осуществляемой ими деятельности в Районе.
Предприятие занимается также транспортировкой, переработкой и сбытом полезных ископаемых, добытых в Районе. Оно имеет в рамках международной правосубъектности Органа такую правоспособность, которая предусматривается в уставе предприятия. Оно действует в соответствии с Конвенцией 1982 г. и нормами, правилами и процедурами Органа, а также в соответствии с общей политикой, устанавливаемой его Ассамблеей, и подчиняется директивам и контролю Совета Органа.
Для разрешения споров применительно к деятельности в Районе в Международном трибунале по морскому праву учреждена Камера по спорам, касающимся морского дна.
В ч. XI Конвенции 1982 г. были включены положения, которые имели целью не допустить монополизации ресурсов Района: ограничивалось количество участков, которые могли быть предоставлены для эксплуатации одному государству, и устанавливались максимальные уровни добычи различных полезных ископаемых. Такие и аналогичные по своей цели положения Конвенции вызвали неодобрение ее положений, прежде всего США, а также других крупных индустриальных государств (Великобритании, Франции, Германии, Италии, Нидерландов, Бельгии и Японии), по мнению которых установленный ч. XI Конвенции 1982 г. правовой режим Района создал неоправданные преграды для разработки глубоководных минеральных ресурсов с целью удовлетворения мирового спроса на них. По этой причине было разработано Соглашение об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которое было одобрено 28 июня 1994 г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 48/263 и вступило в силу одновременно с Конвенцией 1982 г., набравшей необходимое число ратификаций. В случае какого-либо несоответствия между Соглашением и ч. XI Конвенции преимущественную силу имеет данное Соглашение.
Соглашение изменило в ч. XI и приложениях к ней многие существенные для развивающихся государств, но не приемлемые для крупных индустриальных держав положения.
13.5. Морские пространства, имеющие различный
правовой статус
Морские пространства имеют различную площадь и конфигурацию. В своих отдельных частях они могут иметь различные международно-правовой статус и правовой режим. К их числу относят проливы, используемые для международного судоходства, которые связывают моря или их части друг с другом, закрытые (замкнутые) и полузакрытые (полузамкнутые) моря.
13.5.1. Проливы, используемые
для международного судоходства
Проливы географически являются узкими водными пространствами, соединяющими два моря, море с океаном или части одного и того же моря, океана. Многие из них используются для международного судоходства (Гибралтарский, Ла-Манш, Па-де-Кале, Малаккский, Сингапурский, Баб-эль-Мандебский, Ормузский, Корейский, Сангарский, Китира, Андикитира и подобные им проливы) и являются мировыми водными путями, единственно возможными или экономически оправданными, открытыми на недискриминационной основе для беспрепятственного прохода всех судов. Такие проливы соединяют части открытого моря (исключительной экономической зоны) или открытое море (исключительную экономическую зону) с территориальным морем прибрежного государства, являются безопасными в навигационном отношении и на протяжении длительного исторического периода используются для международного судоходства. Плавание в них подтверждается международным обычаем и международными договорами. Как правило, они играют важнейшую роль в обеспечении политических, экономических и военно-стратегических интересов государств всего мира. Закрепление права всех государств на свободное пользование ими в целях морской и воздушной навигации имеет огромное значение для развития экономики и обеспечения безопасности многих стран мира.
Ряд проливов, используемых для международного судоходства (далее - международных проливов), находится в пределах территории одного государства, другие - в пределах нескольких государств, третьи имеют участки, находящиеся в пределах открытого моря. Ввиду этого обстоятельства они имеют разнородный правовой статус и правовой режим, определяемый общепризнанными принципами и нормами международного права, универсальными и относящимися к отдельным международным проливам специальными международными договорами, законодательством государств, граничащих с проливами.
Вопросы судоходства в международных проливах нашли отражение в доктрине международного права, в решениях Международного суда ООН, закреплены в Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., Конвенции 1982 г., Конвенции о режиме проливов 1936 г. (Конвенция Монтре), резолюциях ИМО, ряде других международных документов, а также в нормах законодательства государств, граничащих с проливами.
Конвенция 1982 г. рассматривает следующие виды международных проливов:
- проливы, используемые для международного судоходства между одной частью открытого моря (исключительной экономической зоны) и другой частью открытого моря (исключительной экономической зоны), в которых военные корабли, любые невоенные суда пользуются правом беспрепятственного транзитного прохода. Такой проход применяется в большинстве перекрытых территориальными водами проливов, используемых для международного судоходства, важнейшими из которых являются такие проливы, как Гибралтарский (Испания, Марокко), Па-де-Кале (Англия, Франция), Карпатос (Греция), Малаккский (Малайзия, Индонезия), Ормузский (Иран, Оман), Баб-эль-Мандебский (НДРЙ, Джибути), Кука (Новая Зеландия), ряд проливов Эгейского моря, Ле-Мер (юг Аргентины) и др.;
- проливы, образуемые островом государства, граничащего с проливом, и его континентальной частью, к которым не применяется право транзитного прохода, а применяется право мирного прохода, если в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или в исключительной экономической зоне. Это такие проливы, как Мессинский, Эльба (Италия), Белл-Айл (Канада), Элафонисос (Греция), Абу-Али (ЙАР), Пентленд-Ферт (Великобритания) и др.;
- проливы между одним районом открытого моря (исключительной экономической зоны) и территориальным морем иностранного государства, к которым также применяется право мирного прохода. К их числу можно отнести такие проливы, как Корфу (Греция - Албания), Пемба (Кения - Танзания), Тиран (Египет - Саудовская Аравия), Гран-Манан (США - Канада) и др.;
- проливы, режим которых регулируется в целом или частично давно существующими и находящимися в силе международными конвенциями, относящимися специально к таким проливам <1>.
--------------------------------
<1> См.: Международное морское право: Справочник / Под ред. Г.С. Горшкова. М., 1985. С. 150.
Необходимость осуществления транзитного прохода через международные проливы была вызвана, в частности, тем, что Конвенция 1982 г. установила 12-мильную ширину территориального моря и многие проливы могли быть перекрыты территориальными морями прибрежных к проливам государств. В силу этого режим свободного прохода судов мог бы быть заменен на режим мирного прохода через территориальное море, который является более ограниченным.
В соответствии с Конвенцией 1982 г. режим транзитного прохода через проливы, используемые для международного судоходства, не затрагивает ни правового статуса вод, образующих такие проливы, ни осуществления государствами, граничащими с проливами, их суверенитета или юрисдикции над такими водами, воздушным пространством над ними, их дном и недрами. Суверенитет или юрисдикция государств, граничащих с проливами, осуществляется с соблюдением норм международного права.
Транзитный проход представляет собой осуществление в соответствии с Конвенцией 1982 г. свободы судоходства и полета (здесь проявляется связь международного морского права с международным воздушным правом) единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря (исключительной экономической зоны) и другой частью открытого моря (исключительной экономической зоны). Однако требование о непрерывном и быстром транзите не исключает проход через пролив для целей входа, выхода или возвращения из государства, граничащего с проливом, при соблюдении условий входа в такое государство. Государства, граничащие с проливами, не должны препятствовать транзитному проходу.