Становление этого права в современных условиях обусловливается, во-первых, во все возрастающих масштабах опережающим ростом торговли не только и не столько самими правами интеллектуальной собственности, сколько долей элементов этой собственности в общем составе стоимости многих товаров, особенно продукции высоких технологий, фармацевтических и химических товаров. По оценкам, примерно 15 - 20% всей мировой торговли приходится на объекты ее, защищенные патентами, торговыми марками и т.п. Во-вторых, фактором, стимулирующим развитие международного права интеллектуальной собственности, является стремление государств - производителей высокотехнологических товаров (США, Германия, Великобритания, Франция и др.) сократить свои потери от конкуренции таких же, но контрафактных товаров.
Международное патентное право. Разновидностями "патентных" прав, а точнее, так называемых прав промышленной собственности, являются патенты, товарные марки (знаки), промышленные образцы, полезные модели, технические чертежи, географические наименования места происхождения, топологии интегральных микросхем, конфиденциальная производственная информация (ноу-хау) и т.п.
Основным многосторонним соглашением в области промышленной собственности является Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г., она служит правовой базой Парижского союза по охране промышленной собственности. Административные функции Союза выполняет ВОИС. В Союзе участвует свыше 150 государств. Конвенция многократно пересматривалась и для разных стран-участниц действует в разных редакциях. Россия, а ранее СССР, участвует с 1965 г. во всех редакциях.
|
В основу Парижской конвенции положен принцип национального режима. Физические и юридические лица любой страны - члена Парижского союза могут пользоваться в любой другой стране Союза такой же защитой объектов промышленной собственности, охраняемой в рамках Союза (в частности, изобретения, промышленные образцы, торговые марки), которая предоставляется для национальных лиц. Однако Конвенция не предусматривает действия единого международного патента или единого международного товарного знака.
Главным средством содействия в обеспечении прав изобретателей, пользователей товарными знаками, промышленными образцами является правило о конвенционном приоритете - признание преимущественного права регистрации изобретений, промышленных образцов, товарных знаков в течение определенного срока от даты заявки на патент (товарный знак, промышленный образец) во всех странах Союза за лицом, которое первым сделало заявку в одной из стран Союза. Материально-правовых норм охраны промышленной собственности в Парижской конвенции немного, в их числе обязательность реального осуществления изобретения.
Кроме основной Парижской конвенции 1983 г. в этой области существует множество конвенций специального характера, в том числе: Вашингтонский договор о патентной кооперации 1970 г.; Мадридское соглашение 1891 г. и Мадридский протокол 1989 г. о международной регистрации торговых и сервисных знаков; Лиссабонское соглашение (Союз) об охране мест происхождения и их регистрации 1958 г.; Вашингтонский договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных схем 1989 г. и др.
|
Международное авторское право. Разновидностями авторских прав, в частности, являются литературные, музыкальные и художественные (живопись, графика, скульптура) произведения, в том числе на грампластинках и других видах механической и магнитной записи, произведения декоративно-прикладного искусства, программы для электронно-вычислительных машин, пленки (диски) для производства предметов воспроизведения звука, пленки для радиовещания, кино и телевидения, публичное исполнение драматических и музыкальных произведений, передача их по радио и телевидению, переделка их, переводы на иностранные языки литературных произведений. Некоторые из этих прав рассматриваются как смежные, такие как права артистов-исполнителей, производителей фонограмм, организаторов кабельного вещания.
Основными многосторонними соглашениями по авторским правам являются:
а) Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., она служит правовой основой Бернского союза охраны прав авторов. Административно-секретариатские функции Союза возложены на ВОИС. В Союзе участвует более 130 государств. Бернская конвенция многократно пересматривалась и для разных стран-участниц действует в разных редакциях. Россия участвует в редакции 1971 г. с 13 марта 1995 г.
Граждане стран - членов Союза пользуются на условиях взаимности как в своей стране, так и в других странах-членах правами охраны своих опубликованных в стране Союза (а с 1971 г. и не в стране Союза), а также неопубликованных произведений в соответствии с национальным законодательством стран-членов, обеспечивающим охрану (включая судебную защиту). Применяется территориальный принцип в сочетании с национальным правовым режимом.
|
Правовые нормы защиты авторских прав по Бернской конвенции включают, в частности: 50-летний минимальный срок охраны авторского права после смерти автора; исключительное право автора на перевод своих произведений; тиражирование их; публичное исполнение; переделки; запись механическим способом и т.п. Бернская конвенция обладает обратной правовой силой, с возможными оговорками стран. Россия оговорила, что действие Бернской конвенции не распространяется на произведения, которые на дату вступления Конвенции в силу для России уже являются на ее территории общественным достоянием;
б) Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (с последующими изменениями). В ней участвует свыше 90 государств (СССР, а затем Россия с 1973 г.).
Всемирная конвенция содержит еще меньше материально-правовых норм, чем Бернская, что позволило участвовать во Всемирной конвенции ряду стран (в том числе американских), не готовых к существенным изменениям своего национального законодательства. Для большинства государств действуют обе Конвенции.
Основные отличия Всемирной конвенции от Бернской конвенции:
- 25-летний минимальный срок охраны авторских прав после смерти автора;
- размещение на охраняемом произведении знака авторского права (от англ. copyright);
- особо специфицирована охрана исключительного права на перевод и переиздание произведения;
- запрет на издание в другой стране произведения без разрешения издательства, которое впервые его издало, и без уплаты вознаграждения.
Всемирная конвенция в отличие от Бернской конвенции не имеет обратной силы.
Для России действуют также: Римская конвенция об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и органов радиовещания (так называемых смежных прав) 1961 г.; Женевская конвенция об охране производителей фонограмм от незаконного их воспроизведения 1971 г. и др.
Особое значение для России имеет регионального характера Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г. с участием стран СНГ. В соответствии с Соглашением Всемирная конвенция 1952 г. должна действовать для этих государств и в их взаимоотношениях между собой; должны также соблюдаться стандарты упомянутых выше Бернской, Женевской и Римской конвенций. Нельзя сбрасывать со счетов и регулирование прав интеллектуальной собственности на уровне двусторонних соглашений, в том числе и в общего характера соглашениях в области экономического сотрудничества.
Международно-правовая комплексная охрана интеллектуальной собственности. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) была образована в 1970 г. (Женева) в рамках реализации Стокгольмской конвенции 1967 г. в целях создания единого общемирового центра организации международного сотрудничества в области охраны интеллектуальной собственности во всех ее разновидностях. ВОИС имеет статус специализированного учреждения ООН. Важнейшими задачами и функциями ВОИС являются: реализация административно-секретариатских, управленческих мер по обеспечению деятельности большинства упомянутых выше союзов, образованных на универсальной основе; проведение исследовательской работы, сбор и распространение информации, оказание технической помощи развивающимся странам. В ВОИС участвует свыше 150 государств, включая Россию.
Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) 1994 г. входит в состав Марракешского пакета (см. § 5 настоящей главы) и, таким образом, обязательно для всех стран - членов ВТО. ТРИПС было инициировано промышленно-развитыми странами, производящими высокотехнологичную продукцию и терпящими убытки от конкуренции таких же контрафактных товаров, особенно из некоторых развивающихся стран. Эти страны со своей стороны не менее обоснованно обвиняли страны "севера" в монополизации и поддержании завышенных цен на соответствующую продукцию, особенно на лекарственные препараты.
ТРИПС уникально тем, что отходит от сложившейся правонормативной практики раздельного трактования патентных и авторских прав. Однако регулирование, существовавшее более чем 100 лет, невозможно было игнорировать. Был избран метод ссылок на Парижскую конвенцию по защите промышленной собственности, Бернскую конвенцию по охране литературных и художественных произведений, Римскую конвенцию по охране прав артистов-исполнителей и Вашингтонский договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем. Таким образом, государства - участники ТРИПС, не являющиеся сторонами всех указанных договоров, обязываются соблюдать их соответствующие материально-правовые нормы в силу участия в ТРИПС.
Новшеством ТРИПС является распространение на сферу защиты, осуществления и торговли правами интеллектуальной собственности принципа наибольшего благоприятствования, хотя и с некоторыми исключениями. В отступление от действия в рамках ВТО режима наибольшего благоприятствования в безусловной форме в ТРИПС предусмотрена взаимность, т.е. условное действие наибольшего благоприятствования.
Характерным для ТРИПС является, по сравнению с ранее принятыми многосторонними договорами в области интеллектуальной собственности, более обильное включение унификационного значения материально-правовых норм. Эти нормы, иногда именуемые plus elements ("плюсовые элементы"), дополняющие регулирование на основе прежде принятых многосторонних договоров, являются обязательными, естественно, только для стран - участниц ТРИПС.
12.10. Международно-правовое сотрудничество
в области энергетики
Международное энергетическое сотрудничество реализуется в экономической, торговой, научно-технической, производственной, социальной, экологической и других сферах, а также включает вопросы обеспечения международной энергетической безопасности государств. С правовой точки зрения энергетическое сотрудничество осуществляется как в публичных формах сотрудничества государств, так и в частноправовых формах взаимодействия хозяйствующих субъектов различных государств.
Во второй половине XX в. начали складываться крупные центры сотрудничества в области международной энергетической политики. Наиболее значимые из них - Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) и Международное энергетическое агентство (МЭА).
В состав международной Организации стран - экспортеров нефти - ОПЕК (Багдад, 1960 г.; штаб-квартира находится в Вене с 1965 г.) вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. В последующем к Организации присоединились Алжир, Ангола, Ливия, Нигерия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты и Эквадор.
По Уставу ОПЕК основная цель Организации - сотрудничество и унификация нефтяной политики ее членов, а также определение эффективных средств защиты их интересов как в индивидуальном, так и в коллективном порядке. Организация должна разрабатывать методы и средства обеспечения устойчивости цен на международных нефтяных рынках. ОПЕК в своих действиях руководствуется принципами равенства и суверенитета. Членом ОПЕК может стать любая страна со значительным экспортом нефти, имеющая схожие интересы с другими странами-членами. За вступление нового члена в организацию должны отдать голоса 3/4 полноправных членов ОПЕК.
Высшим органом Организации является Конференция. Все решения Конференции принимаются единогласно, при этом каждая страна имеет один голос. Конференция уполномочена принимать решения при наличии 2/3 делегаций. Решения Конференции ОПЕК имеют обязательный характер после их ратификации или утверждения соответствующими органами власти стран - членов Организации.
Начиная с 1998 г. Россия является наблюдателем в ОПЕК. Стратегической целью сотрудничества России с ОПЕК является содействие обеспечению долгосрочной устойчивости нефтяного рынка в интересах всех его участников.
Международное энергетическое агентство (МЭА) было создано в 1974 г. в рамках Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) в качестве автономного международного органа с целью координации энергетической политики. В состав Агентства входят 29 государств-членов. Штаб-квартира Агентства находится в Париже.
Главная цель МЭА - создание системы коллективной энергетической безопасности. Основным принципом системы является перераспределение между участниками Организации имеющихся запасов нефти при возникновении серьезных перебоев с поставками. Цели и задачи Агентства были сформулированы в Международной энергетической программе (1974 г.) и нашли свое дальнейшее развитие в Программе долгосрочного сотрудничества (1976 г.), а также в документе, получившем название "Общие цели", одобренном на встрече министров энергетики стран - членов МЭА в 1993 г.
Основные интересы России в отношении МЭА связаны со стратегической линией, направленной на вхождение в систему энергетической инфраструктуры промышленно развитых стран. Основа взаимодействия МЭА с Россией была заложена в совместной Декларации о сотрудничестве в области энергетики между Правительством РФ и МЭА, принятой в 1994 г.
Шагом вперед в развитии международного энергетического сотрудничества явилась идея создания единого европейского энергетического пространства на основе принятия Европейской энергетической хартии (1991 г.) и Договора к Энергетической хартии - ДЭХ (1994 г.). Договор регулирует сотрудничество во всей энергетической производственно-сбытовой цепочке. Важным нововведением ДЭХ стало включение в его содержание экологических вопросов, вопросов международных инвестиций, а также переход к специальным соглашениям в области торговли энергоносителями и транзита.
Россия подписала Договор в 1994 г., но не ратифицировала его и применяла на временной основе. Россия неоднократно заявляла о том, что ДЭХ не отвечает ее интересам в части баланса экономических интересов стран-потребителей и стран-поставщиков энергоносителей, а также о неэффективности положений о транзите. Последнее обстоятельство сыграло важную роль при принятии решения о прекращении Россией временного применения ДЭХ с 18 октября 2009 г.
С учетом проблем, возникающих с транзитом энергоносителей, особое значение для России имеют строительство и эксплуатация трансграничных трубопроводов для транспортировки нефти, газа и т.п. Особенность правового регулирования морских трубопроводов (пример: газопровод "Северный поток") состоит в том, что их отдельные участки выходят за пределы государственных территорий (т.е. за границы действия национальных юрисдикций) и подпадают под режим международного морского права. К правовым отношениям, связанным со строительством трубопроводов за пределами государственной территории, применяется принцип свободы прокладки трубопроводов в открытом море как элемент общего принципа свободы морей. В исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе этот принцип действует с определенными изъятиями, вызванными наличием у прибрежных государств ограниченной юрисдикции и ряда особых национальных суверенных прав в этих морских пространствах.
Одним из наиболее значимых примеров регионального энергетического сотрудничества являются взаимоотношения России и Европейского союза в этой сфере. Основополагающими документами единой энергетической политики ЕС можно считать акт Еврокомиссии "Энергетическая политика для Европы" и принятый на ее основе одноименный План действий (2007 г.). Основными задачами единой энергетической политики ЕС являются обеспечение безопасности поставок, изменение структуры потребления энергии в пользу возобновляемых источников, повышение энергоэффективности, снижение объема выбросов парниковых газов, создание единого энергетического рынка и содействие развитию на нем конкуренции, формирование единой внешней политики в энергетике.
Важным аспектом сотрудничества между Россией и ЕС является так называемый Энергетический диалог Россия - ЕС (принят на Парижском саммите в октябре 2000 г.), который предполагал увеличение поставок российских энергоносителей в Европейский союз в обмен на западные инвестиции и технологии. Цель Энергетического диалога России и ЕС - развитие долгосрочного энергетического партнерства в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими сообществами (1994 г.). К сожалению, на практике энергетическое сотрудничество России и ЕС сталкивается со многими труднопреодолимыми препятствиями политического и экономического характера.
12.11. Задачи международно-правового урегулирования
деятельности транснациональных корпораций
Транснациональные корпорации (ТНК) - это экономически могущественные группы предприятий, состоящие из являющейся самостоятельным юридическим лицом головной компании, располагающейся в стране базирования, и из нескольких являющихся самостоятельными юридическими лицами дочерних компаний или не являющихся таковыми филиалов в других странах. ТНК при заметном отрыве от единой национальной почвы обладают при этом экономическим и организационным единством, эффективно инвестируя за рубежом крупные частные и государственные капиталы и действуя в условиях, близких к закрытой интеграции.
ТНК играют на международной арене такую значительную роль, что их деятельность влияет на межгосударственные отношения во многих областях, особенно в области экономики. С одной стороны, они имеют положительное значение в качестве эффективного инструмента развития как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах, а с другой - являются инструментом политического доминирования, монополизации рынков и экономической эксплуатации.
В 1970-е годы развивающиеся страны, где негативные аспекты функционирования ТНК сказывались с особой силой, наряду с принятием законодательных мер, регулирующих деятельность ТНК на национальном уровне, выступили с требованием принятия эффективных мер международного характера по ограничению и ликвидации негативных последствий деятельности ТНК.
Многие положения об общих принципах регулирования деятельности международных монополий получили отражение и развитие в Декларации и Программе действий по установлению нового международного экономического порядка, принятых VI специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН (1974 г.), в Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятой XXIX сессией Генеральной Ассамблеи ООН (1974 г.), и в ряде других документов международных организаций. Непосредственным поводом для постановки в ООН вопроса о необходимости комплексного изучения проблем деятельности ТНК с целью выработки рекомендаций по ее регулированию явилось одно из крайних проявлений негативных сторон этой деятельности - грубое вмешательство базирующихся в США ТНК "ИТТ", "Анаконда" и "Кеннекот" во внутренние дела Чили и последовавшие за этим в 1973 г. трагические события в этой стране.
В ООН была сформирована Группа экспертов по ТНК, а также созданы Комиссия по ТНК, Центр по ТНК и Межправительственная рабочая группа по разработке кодекса поведения ТНК. Ключевыми моментами выработки кодекса стали задачи определения понятия ТНК, сторон кодекса поведения ТНК, основных вопросов для включения в кодекс поведения, а также решение вопросов о юридической силе будущего кодекса и сфере его применения. Некоторые положения, содержащиеся в проекте кодекса, были закреплены в законодательстве ряда развивающихся стран.
В настоящее время, по всей видимости, отсутствуют возможности для окончательного согласования всеми заинтересованными странами кодекса поведения ТНК, даже рекомендательного характера. Причины видятся в очевидной незаинтересованности стран головного базирования ТНК в установлении действенного международно-правового нормирования деятельности ТНК, включая ее негативные аспекты.
В рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) еще в 1976 г. были приняты Декларации о международных инвестициях и многонациональных предприятиях, а также три резолюции ("Руководящие принципы для многонациональных предприятий", "Национальный режим" и "Стимулы и препятствия для международных инвестиций"). Эти документы, однако, играют ограниченную роль, поскольку являются лишь рекомендациями.
12.12. Правовое регулирование международных экономических
отношений на региональном уровне
Исторический опыт региональной интеграции. Экономическая интеграция означает организованное экономическое и правовое обособление группы государств в некую единую общность со своим - более благоприятным - правовым режимом регулирования торговли, инвестиционного, финансового пространства, движения рабочей силы и т.п. В результате интеграционные объединения превращаются в региональные "центры экономической силы", общие цивилизационные пространства. Конкуренция между государствами трансформируется в конкуренцию между интеграционными блоками.
В рамках интеграционных объединений обеспечивается согласованная либо единая экономическая политика, которая реализуется через сближение законодательства, через его гармонизацию, имплементацию во внутреннее право норм международных договоров, а также через прямое действие норм наднационального характера. Образуется правовая система соответствующего интеграционного объединения, состоящая из триединства норм внутреннего права, международно-правовых норм и норм, исходящих от наднационального органа интеграции. Нормы, выработанные и применяемые для создания интеграционных объединений и регулирования отношений в них, образуют право интеграции. Через право интеграции государства-участники унифицируют внутренние правовые режимы, в которых взаимодействуют "вещи" и "лица" (операторы).
Посредством международно-правового обычая и последующего договорного закрепления было выработано исключение из принципа наибольшего благоприятствования (ПНБ) для "внутриинтеграционных" режимов. Данное исключение можно считать правовым основанием всего права экономической интеграции, поскольку оно юридически открывает государствам возможность экономического "обособления".
Принято различать разнообразные международно-правовые формы интеграционно ориентированных объединений (см. § 3 настоящей главы).
Организационно-правовые формы интеграции не обязательно чередуются в определенном порядке, они могут наслаиваться одна на другую, вбирать в себя друг друга. Благодаря интеграционным объединениям в международной экономической системе возникает своего рода экономическая "многополюсность".
Управляемый процесс интеграции начался в Европе в середине XX в. Под эгидой Советского Союза в 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в составе государств Восточной Европы, который положил начало экономической интеграции государств, называвшихся в то время социалистическими. В июне 1991 г. СЭВ прекратил свое существование, а в декабре того же года Россией, Белоруссией и Украиной было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), к которому постепенно присоединились и некоторые другие государства - бывшие республики СССР. Последующая история строительства интеграции была сложной. В рамках СНГ было подписано множество договоров, предусматривавших создание разных форм интеграции, но большинство из них не удалось реализовать. В 2011 г. был подписан Договор о зоне свободной торговли, который начал работать (по состоянию на начало 2015 г. Договор вступил в силу для семи государств - членов СНГ).
В 2000 г. пять государств СНГ - Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия создали Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), более жесткое с правовой точки зрения интеграционное объединение. Оно оказалось эффективным: в его рамках были заключены десятки договоров, реально направлявших экономическую интеграцию государств-членов. На этой основе три государства - Россия, Белоруссия и Казахстан создали Таможенный союз, который начал свою работу с 1 января 2010 г., со вступлением в силу Единого таможенного тарифа. Интеграция в сфере торговли была дополнена интеграцией в более широком диапазоне экономического взаимодействия: с января 2012 г., после подписания пакета соглашений, заработало Единое экономическое пространство (ЕЭП) трех стран. В 2014 г. Россия, Беларусь и Казахстан подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС); позднее к Договору присоединилась Армения. Особенность новой стадии экономической интеграции на постсоветском пространстве состоит в применении метода наднационального регулирования: государства-участники передали часть своей компетенции органу ЕАЭС - Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). ЕврАзЭС в 2014 г. было упразднено.
В 1951 г. начался процесс интеграции государств Центральной Европы; в качестве первого опыта, сроком на 50 лет, было создано Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС). В 1957 г. шесть государств-основателей заключили Римский договор, учредивший Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). В своем развитии это интеграционное объединение прошло через все основные стадии - зоны свободной торговли, таможенный союз, платежный союз, валютный союз, экономический союз и т.д. С 1992 г. ЕЭС получило название Европейского союза (ЕС). Экономическая интеграция, по сути, привела ЕС к некоему политэкономическому межгосударственному образованию конфедеративного типа. В настоящее время международно-правовой основой ЕС является Лиссабонский договор 2007 г. <1>.
--------------------------------
<1> Интеграция в рамках ЕС далеко вышла за рамки лишь экономического сотрудничества.
В ходе строительства ЕЭС на европейском цивилизационном пространстве столкнулись две модели интеграции - "франко-германская" и "британская". Под эгидой Великобритании в 1960 г., на основании Стокгольмской конвенции 1959 г., был образован интеграционный блок из нескольких стран - Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Однако в 1972 г. Великобритания вышла из ЕАСТ и вошла в европейский общий рынок. В 1992 г. между ЕЭС и ЕАСТ было заключено Соглашение о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП).
В международной экономической системе следует различать два типа международных организаций: а) организации, являющиеся институциональной основой экономической интеграции; б) организации, созданные для обеспечения и развития экономического сотрудничества. При региональном экономическом сотрудничестве не затрагивается государственный суверенитет, сфера внутренней компетенции; сотрудничество требует, как правило, единогласия государств-участников. И наоборот, экономическая интеграция затрагивает вопросы суверенитета, требует ускоренного устранения экономических границ и, следовательно, других методов взаимоотношений и правового регулирования.
Примером одной из международных организаций, нацеленных на развитие экономического сотрудничества, является Организация экономического сотрудничества и развития - ОЭСР (в 1948 - 1960 гг. называвшаяся Организацией европейского экономического сотрудничества - ОЕЭС). ОЭСР занималась разработкой правил поведения многонациональных предприятий; вопросами унификации норм, касающихся избежания двойного налогообложения; координацией энергетической политики государств-участников; вопросами законодательства о конкуренции, банкротстве, приватизации и др. В рамках ОЭСР велась разработка проекта Многостороннего соглашения по инвестициям (МСИ); были приняты акты рекомендательного характера - Кодекс либерализации движения капитала и Кодекс либерализации текущих невидимых услуг (1993). В 1974 г. под эгидой ОЭСР было создано Международное энергетическое агентство (МЭА). Россия является государством-наблюдателем в ОЭСР и намерена стать членом этой Организации.
В Азии примером международной организации сотрудничества является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), созданная принятием Декларации в 2001 г. рядом государств, включая Россию и Китай. Хартия 2002 г. детализировала функции и полномочия Организации. Одной из целей ШОС является развитие сотрудничества в экономической и торговой областях.
Современные международные организации региональной экономической интеграции. Во второй половине XX в. интеграционные процессы развернулись на всех континентах. В Северной Америке была создана Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА); латиноамериканские страны образовали несколько субинтеграционных объединений, а в 2008 г. подписали Договор о создании Южноамериканского союза наций.