Статья 3 Конвенции применяется также и в отношении условий содержания в следственных изоляторах или исправительных учреждениях. 8 глава




В Азиатско-Тихоокеанском регионе существуют: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), интеграционные объединения под эгидой Австралии. Арабские страны образовали общий рынок в рамках Лиги арабских государств (ЛАГ). Стремятся развивать интеграционные процессы в своем регионе также и африканские государства.

НАФТА - интеграционное объединение США, Канады и Мексики, действующее на основе Соглашения о зоне свободной торговли 1988 г. В НАФТА практически сложилась зона свободной торговли товарами и услугами (с определенными исключениями), унифицированы нормы по защите интеллектуальной собственности, строится единое инвестиционное пространство. В этом интеграционном объединении не созданы органы с наднациональной юрисдикцией: преимущественная экспансия транснациональных корпораций США обеспечивается путем экстратерриториального применения национального права США и легализации интересов США в заключаемых международных договорах.

В рамках НАФТА США "отрабатывают" системное регулирование в различных сферах отношений, которое затем переносят в другие структуры, например в переговорный процесс во Всемирной торговой организации (ВТО). Так, между США, Канадой и Мексикой подписаны договоры об экологических и трудовых стандартах, и США стремятся воспроизвести аналогичные нормы в праве ВТО. Кроме того, США нацелены на то, чтобы создать на базе НАФТА Всеамериканскую зону свободной торговли (ВАЗСТ) - Free Trade Area of the Americas (FTAA).

В настоящее время США осуществляют два больших проекта по созданию так называемых партнерств: а) Трансатлантического партнерства с ЕС; б) Транстихоокеанского партнерства со странами Азии и Тихоокеанского бассейна. Это попытка закрепить свое лидерство в международной экономической системе на глобальном уровне в ущерб нормам права ВТО и региональным интеграционным процессам.

МЕРКОСУР - Южноамериканский общий рынок, который был создан на основе Программы экономической интеграции и сотрудничества между Аргентиной и Бразилией 1985 г., последующих соглашений, в частности Асунсьонского договора 1991 г. В состав МЕРКОСУР входят, помимо Аргентины и Бразилии, Венесуэла и Уругвай. Данное интеграционное объединение достигло стадии таможенного союза и зоны свободной торговли. Имеется общий Таможенный кодекс. Перемещение граждан государств МЕРКОСУР в пределах объединения осуществляется без виз. Ставятся задачи строительства общего энергетического рынка, введения единой валюты.

Андское сообщество наций (до 1996 г. - Андский пакт) - интеграционное объединение Боливии, Колумбии, Перу и Эквадора, созданное на основе Картахенского соглашения 1969 г. В рамках Сообщества также были созданы зона свободной торговли и таможенный союз, обеспечен безвизовый режим перемещения граждан. В 2003 г. между МЕРКОСУР и Андским сообществом наций (АСН) было подписано Соглашение об экономическом взаимодополнении. В 2004 г. главы государств двух объединений подписали Декларацию, а в 2008 г. - Договор о создании Южноамериканского союза наций.

В Латинской Америке существуют и другие интеграционные объединения и международные организации экономического сотрудничества. Все они в той или иной степени испытывают влияние США и НАФТА, находятся под воздействием проекта США по созданию Всеамериканской зоны свободной торговли. По планам США в эту зону должны войти 34 государства Северной и Южной Америки, исключая Кубу. Подготовлен проект соответствующего соглашения, однако реализация планов тормозится из-за различий в подходах США и большинства латиноамериканских стран в отношении такой зоны. Создание ВАЗСТ - один из ключевых элементов построения нового мирового экономического порядка, как он видится США.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) выделяют несколько центров экономической интеграции. Главные из них - АСЕАН и АТЭС.

АСЕАН - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии создана в 1967 г. на основе Бангкокской декларации; в последующем оформлена Балийским договором о дружбе и сотрудничестве 1976 г., а в 2007 г. - Уставом АСЕАН. В Ассоциацию входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа. Экономическая интеграция - лишь одно из направлений ее деятельности. Создана зона свободной торговли, формируются таможенный союз, зона свободного движения инвестиций, экономическое сообщество. Особенно тесные договорные отношения связывают АСЕАН с Китаем, Японией и Республикой Кореей. Осуществляются меры по формированию в этом составе Восточноазиатского экономического сообщества, а во взаимодействии с Австралией и Новой Зеландией - Всеобъемлющего регионального экономического партнерства. Россия связана с АСЕАН Совместной декларацией о партнерстве 2003 года и другими международными актами.

АТЭС - Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, в которую входят Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Республика Корея, США, Япония, Китай (включая Гонконг и Тайвань), Мексика, Папуа - Новая Гвинея, Чили, Перу, Вьетнам, с 1998 г. - Россия. Образована в 1989 г. АТЭС можно отнести к разряду "мягких организаций": у нее нет большого аппарата, нет устава, она не принимает обязательных решений; каждое государство самостоятельно определяет порядок и сроки реализации обсуждаемых мер на основе индивидуальных планов. Организация провозгласила в качестве главной задачи создание системы свободной и открытой торговли на основе правил ГАТТ/ВТО, снятие ограничений на пути движения товаров, услуг, инвестиций. Практически речь идет о построении региональной зоны свободной торговли и экономического сообщества. АТЭС находится в некой конкуренции с АСЕАН и противостоит в международной экономической системе таким центрам экономической силы, как ЕС и НАФТА.

На постсоветском пространстве главным центром интеграционных процессов становится Евразийский экономический союз, созданный на основе Договора 2014 г. Договор нацелен на управление единым таможенным и Единым экономическим пространством. В рамках Таможенного союза установлены общие правила таможенных процедур, применения технических стандартов, санитарных мер; действует Таможенный кодекс Таможенного союза. В рамках Единого экономического пространства осуществляется координация макроэкономической политики; валютной политики; торговли услугами; осуществления инвестиций; регулирования финансовых рынков; политики налогообложения; принципов и правил конкуренции; охвачены такие сферы, как энергетика, транспорт, государственные (муниципальные) закупки, интеллектуальная собственность, промышленность, агропромышленный комплекс, трудовая миграция. На основе Договора в указанных сферах могут проводиться три вида политики: а) скоординированная; б) согласованная; в) единая, и степень интеграции углубляется по мере перехода от политики координации к единой политике в тех или иных вопросах взаимодействия государств-участников.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Что представляет собой международное экономическое право? Каковы его истоки, понятие, роль глобализации?

2. Какова характеристика отдельных специальных принципов международного экономического права?

3. Каковы основные организационно-правовые формы региональных экономических интеграционных объединений? Приведите примеры интеграционно направленных международных учреждений.

4. Каковы международно-правовые формы регулирования международной торговли промышленными товарами в системе ГАТТ/ВТО?

5. В чем особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и услугами в системе ВТО?

6. В чем смысл и особенности системы урегулирования споров в рамках ВТО?

7. Что представляют собой международное финансовое право, его понятие и основные организационные и международно-правовые формы регулирования международного движения капиталов?

8. Что представляет собой международное налоговое право и как на международном уровне осуществляется борьба с отмыванием "грязных" денег?

9. Каковы основные международно-правовые инструменты регулирования режима международных инвестиций?

10. Каковы основные международно-правовые инструменты защиты прав интеллектуальной собственности?

11. Каковы международно-правовые и организационные формы сотрудничества в области энергетики?

12. Что представляют собой в правовом и экономическом аспектах транснациональные корпорации (ТНК) и в чем заключаются задачи международно-правового урегулирования их деятельности?

 

Литература

 

Ашавский Б.М. Транснациональные корпорации в аспекте международного права (сквозь призму разработки кодекса поведения) // Государство и право. 2011. N 5. С. 72 - 79.

Богуславский М.М. Международное экономическое право. М., 1986.

Вельяминов Г.М. Правовое урегулирование международной торговли. М., 1972.

Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс: Академический курс. М., 2004.

Вельяминов Г.М. Международное право: опыты. М., 2015.

Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М., 1997.

Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право: Пер. с фр. М., 2002.

Кучеров И.И. Международное налоговое право: Учебник. М., 2007.

Шумилов В.М. Международное экономическое право: Учебник. 6-е изд. М., 2014.

Шумилов В.М. Международное финансовое право: Учебник. М., 2012.

Шумилов В.М. Право ВТО: Учебник. М., 2014.

Jackson J.H. The World Trading System. 2nd ed. Cambridge (Mass.); L., 1999.

 

Глава 13. МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО

 

Интересы мирового сообщества на море издавна основываются на том значении, которое имеют морские пространства в жизни человечества. Моря и океаны, как известно, занимают большую часть поверхности земного шара. Они сыграли важную роль в образовании многих государств. Морские пространства оказывают существенное влияние на развитие экономических, политических, культурных и других связей между народами и государствами. В настоящее время свыше 130 государств являются прибрежными. На берегах морей и океанов проживает большая часть населения земного шара, расположены тысячи населенных пунктов. Морские сообщения для многих государств были и остаются важнейшим видом коммуникаций как между континентами и государствами, находящимися на значительных расстояниях друг от друга, так и между удаленными районами внутри государств. В пределах морских пространств проходят важнейшие и самые географически экономичные пути сообщения, активно развивается туризм. Все больший интерес государств привлекают огромные запасы как живых, так и неживых ресурсов Мирового океана, находящиеся в его водах, на его дне и в недрах. Наряду с этим государства размещают на дне морей отдельные элементы своей инфраструктуры, имеющие важное экономическое, оборонное, социально-культурное значение. Это трубопроводы, различного характера подводные кабели связи (телеграфные, телефонные, волоконно-оптические), силовые электрические кабели. Строятся электростанции, позволяющие использовать огромный потенциал морской воды при приливах и отливах. Большое значение имеют морские пространства для большинства государств в военном отношении.

Исторически Россия - ведущая морская держава, исходя из ее пространственных и геофизических особенностей, места и роли в глобальных и региональных международных отношениях в вопросах морского судоходства, добычи живых и неживых ресурсов моря, научных исследований и других видов деятельности в Мировом океане. Российская Федерация имеет большой торговый, рыбопромысловый, научно-исследовательский и военно-морской флот. Для нее мореплавание является важнейшим видом деятельности. Она заслужила этот статус, в том числе благодаря географическому положению с выходом в три океана и протяженности морских границ свыше 38 тыс. км, которая в два раза больше, чем протяженность сухопутных границ, а также огромному вкладу в изучение Мирового океана, развитие морского судоходства, многим великим открытиям, сделанным известными русскими мореплавателями и путешественниками.

 

13.1. Понятие, источники и субъекты международного

морского права

 

Важное место в упорядочении деятельности мирового сообщества в Мировом океане, в отстаивании в его пределах жизненно важных интересов государств, в том числе и России, отводится международному праву и его отрасли, носящей наименование "международное морское право".

Международное морское право - это отрасль международного права, представляющая собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения в области морского судоходства, добычи живых и неживых ресурсов моря, научных исследований и других видов деятельности государств и других субъектов международного права в пределах морских пространств.

Международное морское право является одной из наиболее древних отраслей международного права и до начала XX столетия состояло в основном из обычных норм. Впервые широкомасштабная кодификация международного морского права была осуществлена лишь в 1958 г. в Женеве на I Конференции ООН по морскому праву, которая одобрила четыре конвенции: Конвенцию о территориальном море и прилежащей зоне <1>; Конвенцию об открытом море <2>; Конвенцию о континентальном шельфе <3>; Конвенцию о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря <4> и Факультативный протокол подписания, касающийся обязательного разрешения споров <5>. Эти международные договоры и в настоящее время имеют силу для участвующих в них государств.

--------------------------------

<1> Вступила в силу 10 сентября 1964 г. СССР ратифицировал 20 октября 1960 г.

<2> Вступила в силу 30 сентября 1962 г. СССР ратифицировал 20 января 1960 г.

<3> Вступила в силу 10 июня 1964 г. СССР ратифицировал 20 октября 1960 г.

<4> Вступила в силу 10 марта 1966 г. Россия в ней не участвует.

<5> Вступил в силу 20 сентября 1962 г. Россия в нем не участвует.

 

Появление в начале 1960-х годов большого количества независимых развивающихся прибрежных государств потребовало развития международного морского права, разработки норм, отвечающих интересам этих государств. В результате научно-технической революции появились и новые возможности освоения Мирового океана и его ресурсов. Все это привело к глубоким изменениям международного морского права и потребовало пересмотра многих положений вышеназванных конвенций и ряда других международных договоров. Это обстоятельство нашло отражение в Конвенции ООН по морскому праву, принятой в 1982 г. (далее - Конвенция 1982 г.) в Монтего-Бей (Ямайка) на заключительной сессии III Конференции ООН по морскому праву, проходившей с 1973 г. по 1982 г. Эта Конвенция вступила в силу 16 ноября 1994 г. Российская Федерация стала ее участницей 26 февраля 1997 г. В настоящее время участниками Конвенции 1982 г. являются свыше 160 государств и Европейский союз. Данный международный договор, состоящий из 17 частей, 320 статей и 9 приложений, является всеобъемлющим и охватывает практически все основные вопросы использования Мирового океана в интересах человечества. Он является основой для разработки других международных договоров в этой области.

Многие нормы, касающиеся регулирования рыболовства, охраны морской среды от загрязнения, борьбы с преступлениями на море, спасания и оказания помощи в пределах морских пространств в случае аварий и катастроф и других вопросов, содержатся в специальных многосторонних и двусторонних международных договорах (Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74), Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Конвенции о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 г., Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г., Договоре о торговле и мореплавании между Союзом Советских Социалистических Республик и Турецкой Республикой 1937 г., продолжателем которых является Россия, и т.п.). Сохранились и действуют в различных областях морской деятельности международные обычаи, положений которых по-прежнему придерживается мировое сообщество.

Основная координирующая роль в деятельности мирового сообщества по освоению Мирового океана принадлежит ООН. Под ее эгидой приняты Женевские конвенции 1958 г., Конвенция 1982 г. и многие другие международные документы, регулярно проводятся международные конференции, посвященные проблемам Мирового океана. Вместе с тем расширение и интенсификация морской деятельности государств привели к возникновению и значительному росту в последние годы международных организаций, призванных способствовать развитию сотрудничества государств в различных областях освоения Мирового океана. Так, крупный вклад в развитие международного морского права и сотрудничества государств в области исследования и использования Мирового океана вносит Международная морская организация (ИМО), созданная в 1958 г. (до 1982 г. - Международная морская консультативная организация - ИМКО) и являющаяся специализированным учреждением ООН. Основные цели ИМО состоят в том, чтобы способствовать сотрудничеству между правительствами и проведению мероприятий, относящихся к техническим вопросам международного торгового судоходства, а также в том, чтобы содействовать устранению дискриминационных мер и излишних ограничений, затрагивающих такое судоходство. Организация занимается, в частности, разработкой проектов конвенций и других международных документов по таким вопросам, как охрана человеческой жизни на море, борьба с пиратством и иными незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, предотвращение загрязнения моря с судов, безопасность рыболовных судов и др.

Большое значение для развития международного сотрудничества в изучении океанов и морей имеют и многие другие международные межправительственные организации, в частности Межправительственная океанографическая комиссия, существующая при ЮНЕСКО, и Международный совет по исследованию моря. В 1976 г. учреждена и с 1979 г. функционирует Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ). Ее цель - круглосуточно и быстро осуществлять связь морских судов через искусственные спутники Земли с судовладельцами и административными органами соответствующих государств, а также друг с другом. Россия является членом всех указанных выше международных организаций.

Важную роль для упорядочения деятельности государств в Мировом океане играют резолюции и другие документы международных организаций. Несмотря на рекомендательный характер этих документов, их положения находят отражение в законодательстве государств, непосредственно применяются на практике. Они охватывают, в частности, вопросы обеспечения безопасности на борту судов, требования к их конструктивным особенностям и т.п.

В соответствии с положениями Конвенции 1982 г. и Статута Международного трибунала по морскому праву, который нашел отражение в Приложении VI к этой Конвенции, образован и действует Международный трибунал по морскому праву. К ведению Трибунала относятся: все споры и все заявления, передаваемые ему государствами в соответствии с Конвенцией 1982 г.; все вопросы, специально указанные в любом другом соглашении, которое предусматривает компетенцию Трибунала; представление Генеральной Ассамблее ООН и Совету Камеры по спорам, касающимся морского дна, консультативных заключений по правовым вопросам, возникающим в сфере их деятельности. Первым судьей от РФ был известный ученый в области международного морского права А.Л. Колодкин, ныне им стал В.В. Голицын, который в 2014 г. выбран Председателем данного Трибунала.

 

13.2. Пределы действия норм международного морского права

 

Нормы права, как известно, действуют в пространстве в отношении находящихся в них объектов, предметов и лиц. Применение правил, содержащихся в нормах международного морского права, находится в прямой зависимости от пределов морских пространств, где они осуществляются. Причем часть из них действует в пределах всех морских пространств, другая - только в пределах их отдельных районов. Все эти пространства имеют различный правовой статус и международно-правовой режим, что непременно необходимо учитывать на практике.

Нормы международного морского права действуют в отношении различных морских объектов (судов, стационарных платформ и т.п.), предметов (полезных ископаемых, предметов, имеющих археологическую ценность, и т.п.). Их правовой статус определяется объемом прав и обязанностей государств в соответствии с международным правом, местонахождением этих объектов в пределах конкретных морских пространств. В свою очередь правовой статус физических лиц на море зависит от их гражданства, местонахождения в пределах морских пространств, нахождения этих лиц на конкретных морских объектах, а также от деятельности, которую они осуществляют.

Основным объектом, на регулирование деятельности которого направлено международное морское право, является морское судно.

В то же время следует отметить, что общепризнанного определения термина "судно" в международном праве и законодательстве государств нет. Можно встретить самые разные его определения, подчеркивающие ту или иную специфику деятельности плавучих средств на море или отражающие направленность того или иного нормативного правового акта. В частности, согласно Кодексу торгового мореплавания РФ под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов для: перевозок грузов, пассажиров и их багажа; промысла водных биологических ресурсов; разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр; лоцманской и ледокольной проводки; поисковых, спасательных и буксирных операций; подъема затонувшего в море имущества; гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ; санитарного, карантинного и другого контроля; защиты и сохранения морской среды; проведения морских научных исследований; учебных, спортивных и культурных целей; иных целей.

В международном праве морские суда подразделяются на две основные группы:

- торговые суда и государственные суда, эксплуатируемые в коммерческих целях;

- военные корабли и государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях (таможенные, полицейские и другие суда). Конвенция 1982 г. определяет военный корабль как судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки, отличающие такие суда его национальности, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине.

Эти и другие категории судов, кроме отдельных случаев, когда требуется дифференциация судов в соответствии с указанными группами, в дальнейшем по тексту будем называть общим термином "судно".

Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать. При этом каждое судно должно плавать под флагом только одного государства. Судно не может переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации, особенности которой можно найти в Конвенции об условиях регистрации судов 1986 г.

Между государством и судном, плавающим под его флагом, должна существовать реальная связь. Каждое государство должно эффективно осуществлять в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом <1>. Согласно международному обычаю, основанному на всеобщей практике государств, везде, где бы ни находилось иностранное судно, внутренний распорядок, отношения между капитаном и экипажем судна регулируются законами и правилами страны, флаг которой несет судно. Однако эти правила осуществляются с учетом особенностей законодательства иностранного государства, в водах которого находится судно. Юрисдикция государств на борту иностранных судов осуществляется с учетом местонахождения судна, его конкретной деятельности. Иностранные военные корабли в свою очередь обладают иммунитетом от иностранного вмешательства, где бы они ни находились, за исключением отдельных случаев, предусмотренных правом вооруженных конфликтов (международным гуманитарным правом).

--------------------------------

<1> В международном праве существует концепция о "территориальности" судна. Так, согласно Конвенции об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, 1952 г. морское судно или воздушное судно в открытом море рассматривается как часть территории государства, в котором оно зарегистрировано. Это условное понимание территории судна, точнее следует говорить, что судно в открытом море обладает иммунитетом от юрисдикции какого-либо государства, за исключением случаев, прямо предусмотренных международным правом.

 

13.3. Правовой статус и режим морских пространств,

находящихся в пределах территории государств

 

Морские пространства в пределах территории государств находятся под суверенитетом государств и включают в свой состав:

- внутренние морские воды;

- воды международных морских каналов;

- воды проливов, используемых для международного судоходства, частично и полностью находящихся в пределах территории государств;

- архипелажные воды с их внутренними водами;

- территориальное море.

Следует обратить внимание на то, что воды нейтральных государств в период войны, согласно Конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны 1907 г., именуются нейтральными. В средствах массовой информации, в высказываниях отдельных юристов и политических деятелей нередко можно слышать ошибочное наименование вод открытого моря "нейтральными водами".

 

13.3.1. Внутренние морские воды

 

Внутренние воды могут включать в себя: внутренние воды, являющиеся частью морей и океанов; внутренние воды, расположенные в пределах сухопутной территории государства (реки, озера и иные водоемы).

В соответствии с Конвенцией 1982 г., за исключением отдельных случаев, предусмотренных этой Конвенцией, воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства. В Федеральном законе от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" эти пространства называются внутренними морскими водами. К их числу относятся воды:

- портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

- заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

- заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат РФ <1>, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в "Извещениях мореплавателям".

--------------------------------

<1> В настоящее время таковыми в мире считаются: залив Петра Великого (до линии, соединяющей устье реки Тюмень-Ула с мысом Поворотный. Это определено Правилами морского рыбного промысла в территориальных водах Приамурского генерал-губернаторства 1901 г., а также соглашениями России с Японией по вопросам рыболовства 1907, 1928 и 1944 гг. и считается общепризнанным фактом), а также Чешская губа и Печорская губа. Исторические моря и заливы существуют и во многих других странах, например, Бристольский залив и залив Мори-Ферт - в Великобритании; Гудзонов залив и залив Фанли - в Канаде, залив Чесапик - в США, Варангер-фьорд в Норвегии, Габесский залив - в Тунисе и др. В российской доктрине неоднократно высказывалась мысль, что проливы Санникова и Вилькицкого, Карское море, моря Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское могут рассматриваться в качестве исторических. В настоящее время они открыты для судоходства на основании Постановления Совета Министров СССР от 1 июля 1990 г., при условии обязательной лоцманской проводки и при соблюдении некоторых других правил плавания. Воды Белого моря с шириной входа в них 82 мили считаются внутренними морскими водами РФ.

 

К внутренним водам Конвенция 1982 г. также относит воды устьев рек, заливов, портов, обозначенных замыкающими линиями, в пределах архипелажных вод.

В пределах внутренних морских вод прибрежное государство устанавливает правовой режим по своему усмотрению. Это распространяется на судоходство, рыболовство, исследовательскую и иную деятельность как своих, так и иностранных судов, плавание военных кораблей. В России режим внутренних морских вод регламентируется вышеуказанным Законом, а также Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" и рядом других законодательных и подзаконных нормативных правовых актов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: