Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (операционной, инвестиционной, финансовой), окупаемость затрат и т. д.
Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами (т. е. являются относительными показателями).
Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Классификация показателей рентабельности:
1. Показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов – рентабельность затрат (Rз):
Rз=БП/З; Rз=Прп/З Rз=ЧПРП/З, Где БП – балансовая прибыль; ПРП – прибыль от реализации прод.; ЧПРП – чистая прибыль от реализации продукции;
З – сумма затрат по реализованной продукции.
Данные показатели отражают, какой объем прибыли получает предприятие с каждой гривны, затраченной на производство и реализацию продукции.
Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным производствам и видам продукции.
Аналогично определяется рентабельность инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.
2. Показатели, характеризующие прибыльность продаж – рентабельность продаж (Rп): RП=БП/Д; RП=ПРП/Д; RП=ЧПРП/Д, Где Д – доход от реализации продукции, работ, услуг. Данные показатели характеризуют эффективность операционной и инвестиционной деятельности и показывают, какой объем прибыли получает предприятие с гривны дохода.
3. Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей –рентабельность капитала (Rк): RП=БП/К; RП=ПРП/К; RП=ЧПРП/К, Где К – среднегодовая стоимость всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых...
|
В процессе анализа изучается динамика перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и проводятся межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами. Рентабельность затрат, рассчитанная в целом по предприятию, зависит в общем случае от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации: RЗ=прибыль/затраты
1.
2.
3.
4.
Расчет влияния факторов можно выполнить методом цепной подстановки.
Факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции проводится с помощью модели:
1.Рентабельность продаж, рассчитанная в целом по предприятию
2.Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (К) зависит от объема продаж и коэффициента оборачиваемости капитала (Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме капитала.
Чем быстрее на предприятии оборачивается капитал, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции.
Приведенные факторные модели оценки влияния факторов на уровень рентабельности рассчитываются на основании прибыли от реализации продукции.