Keywords: electoral process; candidate; elections; representative body; suffrage; electoral law; election commission




КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫПОРЯДКА

ВЫДВИЖЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТОВ (СПИСКОВ КАНДИДАТОВ) ОТ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Кочкарова Эристина Азрет-Алиевна, кандидат юридических наук доцент, Кыргызская

Государственная Юридическая Академия, г. Бишкек (Кыргызская Республика)

Аннотация

Базовым, стержневым правом политических партий, как субъектов избирательного процесса является их непосредственное участие в выборах путем выдвижения кандидатов и списков кандидатов. Отсутствие исчерпывающего перечня оснований для отзыва кандидатов, выдвинутых партией, является уязвимым звеном действующей системы правового регулирования деятельности партий.

Abstract

A basic and fundamental right of political parties, as the subjects of electoral process, is their direct participation in the elections by nominating candidates and a list of candidates. A lack of exhaustive list of reasons for a withdrawal of candidates nominated by a party is a weak point of the existing system of legal regulation of parties.

Ключевые слова: избирательный процесс; кандидат; выборы; представительный орган; избирательное право; избирательное законодательство; избирательная комиссия.

Keywords: electoral process; candidate; elections; representative body; suffrage; electoral law; election commission

На основе анализа избирательного законодательства Кыргызской Республики можно выделить этапы выдвижения политическими партиями кандидатов (списка кандидатов), связанные: с инициативой выдвижения или выдвижением кандидатов «внутри партий»; с уведомлением избирательной комиссии о выдвижении кандидатов (списка кандидатов); со сбором подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата и/или внесением избирательного залога; и, наконец, с представлением избирательных документов в избирательную комиссию для регистрации кандидатов (списка кандидатов). Внутрипартийные нормы, призванные регулировать порядок выдвижения политической партией своих кандидатов, имеют самостоятельный характер в том смысле, что государство не имеет права указывать политическим партиям конкретных лиц, надлежащих выдвижению. государство на данном этапе избирательного процесса должно установить минимальные необходимые правовые требования к выдвигаемым кандидатам, которые устанавливаются в зависимости от уровня и вида проводимых выборов, а также требования, направленные на обеспечение демократических основ отбора и выдвижения политическими партиями своих кандидатов. В соответствии с ч. 2 ст. 60 конституционного Закона КР «О выборах Президента и депутатов жогорку Кенеша Кыргызской Республики» [1], ст. 11 Закона КР «О политических партиях») [2], ч. 2 ст. 49 Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей», [3] первоначальный этап выдвижения кандидатов от политических партий образуется за счет инициативы самих партий при определении ими конкретных индивидов. государство обязано обеспечить демократичность и свободный характер данной процедуры, в связи, с чем наиболее важными в плане реализации партиями своего права выдвижения кандидатов (списка кандидатов) являются гарантии выдвижения кандидатов «внутри партий», изложенные в Законе КР «О политических партиях» [2] и в избирательном законодательстве. Так, согласно ст. 11 выдвижение политической партией кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления должна осуществляться на съезде политической партии в соответствии с ее уставом большинством голосов делегатов, присутствующих на съезде. Данные требования конкретизируются в избирательных законах [1, 3].

Право политической партии выдвигать в качестве кандидатов только тех лиц, которые являются ее членами, в законодательстве не закреплено. В соответствии с ч. 4 ст. 61 конституционного Закона «О выборах Президента КР и депутатов жК КР» [1] запрещена регистрация одного и того же лица более, чем в одном списке кандидатов от партии. Согласно ч. 7 ст. 61 наличие факта регистрации кандидата в списке другой политической партии на данных выборах также может быть основанием отказа в регистрации списка кандидатов от политической партии в депутаты жогорку Кенеша КР. В целом, оно не вызывает возражений, так как является своего рода гарантией от самоизоляции политических партий и от узурпации партиями избирательного процесса. Партии являются лишь посредниками между обществом и органами власти в общем механизме, осуществляющем власть народа. В настоящее время данное требование является одним из условий становления полноценной многопартийной системы в Кыргызстане. С другой стороны, его конкретное законодательное воплощение нуждается в определенной доработке, что обусловлено в первую очередь тем, что избирательной практике в ход пускаются списки из известных людей, претендующих на депутатское место, а после победы на выборах соответствующей партии они могут и отказаться быть депутатами. Политические партии для собственных целей, часто используют не идеи, а личности, предпочитая, планомерной работе перед выборами, пиар-кампанию. Очевидно, что необходимы определенные правовые гарантии того, что кандидаты, чей публичный имидж, в значительной мере определяют имидж самой партии, не откажутся после их избрания в депутаты от своих мандатов.

Определенные проблемы возникают в связи с возможностью партий менять по своему усмотрению состав списков. В соответствии с законом после представления списка кандидатов в Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов КР, состав и порядок размещения в списке кандидатов не могут быть изменены, за исключением случаев, когда изменения вызваны выбыванием кандидатов. В таких случаях место выбывшего кандидата с учетом требований, ч. 3 ст. 61 Закона «О выборах Президента КР и депутатов жК КР» [1], должен занять другой член политической партии. В связи с выбыванием кандидата возникает ряд проблем, в частности, нужно ли заявление бывшего кандидата, в котором он должен выразить свое согласие на исключение его из списка. Однако ни действовавшие ранее, ни вновь принятые законы не содержат требования о представлении в ЦИК КР вышеупомянутого заявления кандидата. С юридической точки зрения неважно, кто конкретно и сколько кандидатов выходит из списка добровольно. Порядок отзыва кандидатов из списков необходимо, по нашему мнению, закрепить таким же образом, как процедуру выдвижения, т.е. в соответствии с ч. 2 ст. 60 Закона «О выборах Президента КР и депутатов жК КР» [1] на съезде, голосованием членов партии. Вместе с тем, заявление лица о его согласии баллотироваться, как нам представляется, необходимо представлять как на этапе заверения соответствующей избирательной комиссией списка кандидатов до сбора подписей, так и после него с целью регистрации. Согласно ч. 4 ст. 3 Закона [1] в письменном заявлении о согласии выдвигаться необходимо, указывать сведения о судимости, а также в соответствии с ч. 3 ст. 50, п. 6 ч. 7 ст. 62 Закона [1] необходимо предоставлять сведения о наличии иностранного гражданства кандидата. Данные сведения должны содержаться в подписных листах и в избирательных бюллетенях. По этой причине необходимо в ч. 7 ст. 61 Закона, по аналогии с ч. 7 ст. 53 об основаниях отказа в регистрации кандидатов, отдельно закрепить основания отказа в заверении списка кандидатов в случае невыполнения данных требований.

В соответствии с законом кандидат, который входит в список, имеет право в любое время письменно уведомить ЦИК КР, но не позднее, чем за три дня до начала голосования, о отказе от участия в выборах. Политическая партия также в любое время, но не позднее, чем за 3 календарных дня до дня голосования, имеет право отозвать список кандидатов соответствующим заявлением в ЦИК, и отказаться от участия в выборах либо исключить некоторых кандидатов из списка. ЦИК КР в соответствии с ч. 10 ст. 61 Закона [1] обязана принять решение об исключении кандидата из соответствующего списка кандидатов. При этом регистрация кандидата может быть отменена не позднее 5 календарных дней до дня голосования при подаче кандидатом заявления о снятии своей кандидатуры. Что касается исключения политической партией тех или иных кандидатов из списка кандидатов, участвующих в выборах, то в соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 46 Закона [1] регистрация списка кандидатов должна быть отменена не позднее, чем за 5 календарных дней до дня голосования, в случаях, когда политическая партия отзывает список кандидатов и отказывается от участия в выборах.

В соответствии с ч. 1 ст. 52 Закона [1] основным условием регистрации кандидатов на должность главы государства, выдвигаемых от политических партий, является сбор минимального требуемого количества подписей избирателей, а именно 30 тысяч [4]. Данное требование, как считает законодатель, свидетельствуя об общественной поддержке кандидатов и партий, которая получает соответствующее юридическое оформление, является, по сути, способом их отбора, когда кандидаты на должность главы государства должны преодолеть избирательный барьер на пути к власти. Но необходимо отметить, что рассматриваемая процедура не выполняет свою основную функцию, направленную на обеспечение общественной поддержки кандидатов и партий [5, с. 176]. если обратиться к конкретному примеру, то на выборах Президента КР в 2011 г., было выдвинуто 86 кандидатов, и только 18 из них были выдвиженцами от политических партий [5, с. 169]. При этом в соответствии с требованиями закона для регистрации кандидата необходимо было собрать не менее 54 тысяч подписей избирателей. Реальная практика показывает фиктивный характер общественной поддержки, осуществляемой в виде сбора подписей избирателей на стадии выдвижения кандидатов.

По итогами проверки подписей, собранных в поддержку кандидатов на должность Президента КР, в подписных листах наибольшее количество нарушений совершалось в процессе выдвижения и регистрации кандидатов. более половины указанных нарушений было связано с порядком сбора подписей, наиболее распространенными (52%) и типичными из которых были подлог подписных листов и решения об отказе в регистрации [5, с. 180], что стало предметом рассмотрения вышестоящих избирательных комиссий и суда. Все эти факты объясняются главным образом низкой правовой культурой субъектов избирательного процесса, а также природой и логикой конкурентной борьбы за власть в современном Кыргызстане.

Одним из недочетов правового регулирования является отсутствие четких оснований для отказа в регистрации. Согласно Инструкции [4] основаниями могут быть существенное нарушение порядка сбора подписей, недостаточное количество представленных достоверных подписей, превышение доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке [6, с. 180]. Все это является благоприятной почвой для произвольного толкования правоприменителем степени существенности нарушений и выборочного привлечения к конституционно-правовой ответственности.

В качестве способа предварительного отбора и основания для регистрации кандидатов выступает избирательный залог, который распространяется только на субъектов, конкурирующих между собой в борьбе за власть. С сожалением приходится констатировать, что в законодательстве избирательный залог выглядит своего рода откупом за противоправное поведение и недобросовестные действия кандидатов и партий, совершенные ими при сборе подписей. В конечном счете, сбор подписей, и залог, и их совместное использование – имеет свои достоинства, и поэтому все дело сводится к правовому их закреплению, которое должно соответствовать конституционным принципам избирательного права.

Следует отметить, что правовое регулирование выдвижения кандидатов от партий также связано с предоставлением им привилегий, которые ставят их в более предпочтительное положение по отношению к другим участникам избирательных отношений.

Введение квот для национальных меньшинств, представителей политиков не старше 35 лет и лиц разных полов является одним из важнейших нововведений в законодательстве страны, что является, по сути, новаторским инструментом, обеспечивающим равную представленность в парламенте различных этнических, социальных и гендерных групп.

В соответствии со ст. 9 Закона КР «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин», [7] государство должно гарантировать и создавать равные возможности лицам разного пола для их вовлечения в управление государством, обеспечивая гендерное представительство лиц во всех ветвях государственной власти, используя для этого организационные, правовые и другие механизмы. В ч. 3 ст. 60 Закона «О выборах Президента КР и депутатов жК КР» [1] предусматриваются и предписываются различные пропорции, учитывающие половую и национальную принадлежность, возраст, ограниченные возможности по состоянию здоровья, списка кандидатов от политических партий.

Основной причиной введения соответствующих норм было стремление законодателей обеспечить репрезентативность выборов и присутствие различных слоев населения в высшем законодательном органе. Исходя из этих же принципов, автором и группой депутатов был инициирован проект Закона КР «О внесении изменений и дополнений в конституционный Закон КР «О выборах Президента КР и депутатов ЖК КР», в частности, в ст. 65:

«…

3. В случае досрочного выбытия депутата, избранного в результате распределения депутатских мандатов между политическими партиями по спискам кандидатов, его мандат, по решению Центральной избирательной комиссии по выборам и проведению референдумов, передается следующему по очереди кандидату из того же списка с учетом квот, установленных ч. 3 ст. 60 настоящего конституционного Закона.

В случае, если следующий по очереди кандидат из того же списка не обеспечивает указанные квоты, Центральная избирательная комиссия по выборам и проведению референдумов направляет об этом уведомление политической партии, которая обязана в трехдневный срок предложить кандидатуру из списка кандидатов, обеспечивающую данные квоты. если политическая партия не представит такую кандидатуру в указанный срок, Центральная избирательная комиссия вправе по своему усмотрению передать депутатский мандат следующему кандидату из списка политической партии, обеспечивающую установленные квоты».

Не отрицая позитивность и прогрессивность введения квот, следует, однако, отметить и некоторые негативные моменты. Очевидно, что продвижение граждан во власть, которые, не имея для осуществления власти необходимых знаний и профессионализма, но при этом имеют такие качества, как подходящие возраст, пол и национальность, могут нанести определенный ущерб законотворчеству. С другой стороны, беря во внимание, что жогорку Кенеш является высшим законодательным и представительным органом, введение определенных квот вполне обосновано, во всяком случае, это в полной мере относится, по нашему мнению, к квоте, установленной для женщин.

Следует остановиться на пробеле в Законе, связанном с недостоверностью сведений как основание для отказа в регистрации кандидатам и избирательным объединениям. В ст. 53 Закона, перечень оснований для отказа в регистрации должен быть дополнен положением о недостоверности сведений о доходах и об имуществе, принадлежащем каждому кандидату из списка кандидатов на праве собственности, если недостоверность этих сведений существенна. К тому же, вопрос о признании недостоверности сведений, возникших по причине их сознательного сокрытия и фальсификации, должен решаться правоохранительными органами, а не избирательной комиссией.

Итак, все вышесказанное дает основание сделать вывод о том, что в законодательстве необходимо разграничить отказ в регистрации как санкцию за нарушение закона от отсрочки регистрации вследствие неточности или неполноты представленных сведений. Кроме того, необходимо предоставить кандидатам и политическим партиям право уточнять сведения, признанные соответствующей избирательной комиссией недостоверными, определять конкретные сроки для представления уточненных и дополненных сведений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: