Правоохранительная деятельность таможенных органов по линии дознания в 2003 – 2005 годах




 

По данным Управления таможенных расследований и дознания ГТК России, в 1-м полугодии 2003 года таможенными органами возбуждено 1688 уголовных дел по преступлениям в сфере таможенного дела. Это на 12% больше показателя аналогичного периода 2002 года. В частности, по фактам контрабанды возбуждено 990 уголовных дел. На преступления, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физических лиц, приходится 682 уголовных дела. При этом основными объектами правонарушений в этой группе стали автомобили – 413 уголовных дела и товары народного потребления – 218 дел. По невозвращению из-за границы средств в иностранной валюте возбуждено 15 уголовных дел. Общая стоимость незаконно перемещенных товаров и ценностей в 1-м полугодии 2003 года составила 8,65 млрд. руб., что на 5,5 млрд. руб. больше чем в аналогичном периоде 2002 года. Сумма невозвращения валютной выручки от экспорта товаров по уголовным делам, возбужденным по статье 193 УК РФ составила 2,99 млн. долл., что на 22,2 млн. долл. меньше показателя аналогичного периода 2002 года. Общий размер уклонений от уплаты таможенных платежей в 1-м полугодии 2003 года составил 9,16 млрд. руб., что на 8,07 млрд. руб. больше чем в аналогичном периоде 2002 года. По возбужденным уголовным делам, в частности, изъято иностранной валюты на сумму 1,91 млрд. руб.; автомобилей на сумму 50,5 млн. руб., золота 28,9 кг; товаров народного потребления на сумму 229,5 млн. руб., 235 кг наркотических средств; культурных, исторических ценностей 7,8 тыс. шт. Всего с января по июнь 2003 года таможенными органами РФ возбуждено 55316 дел об административных правонарушениях (в 1-м полугодии 2002 года заведено 35451 дело о нарушениях таможенных правил). Наибольшее количество – 9093 дела возбуждено в отношении лиц, где товаром выступали легковые автомобили и прочие моторные транспортные средства. Рост контрабандного перемещения автотранспорта и других правонарушений с данным видом товара связан прежде всего с увеличением ставок таможенных пошлин и налогов на автомобили иностранного производства старше 7-ми лет и ожидавшимся выравниванием таможенных платежей, уплачиваемых юридическими и физическими лицами при ввозе на таможенную территорию РФ подержанных легковых автомобилей. При этом основным способом совершения этого вида контрабанды, как правило, являлись использование поддельных документов и средств таможенной идентификации.

Общая стоимость незаконно перемещенных товаров и ценностей через границу России за 9 месяцев 2003 года составила 10,9 млрд. руб., что на 5,2 млрд. руб. больше, чем за аналогичный период 2002 года. Об этом сообщили в управлении таможенных расследований и дознания Гостаможкомитета.

Общий размер уклонений от уплаты таможенных платежей за 9 месяцев 2003 года составил 9,86 млрд. руб., что на 5,09 млрд. руб. больше, чем в январе-сентябре 2002 года. Общий размер невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте составил $15,8 млн., что на $9,9 млн. меньше, чем годом ранее.

За 9 месяцев 2003 года таможенные органы возбудили 2361 уголовное дело по преступлениям, отнесенным законодательством к их компетенции, - на 20% больше, чем годом ранее. По факту контрабанды возбуждено 1548 уголовных дел, 774 уголовных дела приходится на преступления, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физических лиц; 38 уголовных дел возбуждено по фактам невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте.

По сравнению с январем–сентябрем 2002 года на 17,5% увеличилось число уголовных дел, возбужденных по статье «контрабанда». В 2,2 раза снизилось количество возбужденных уголовных дел о невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте, что обусловлено прежде всего увеличением с 1 мая 2002 года минимального размера оплаты труда до 450 руб. и, следовательно, увеличением суммы невозвращения валютной выручки, необходимой для возбуждения уголовного дела до 4,5 млн. руб. Вместе с тем возросло на 37,4% количество уголовных дел об уклонении от уплаты таможенных платежей.

В первом квартале 2004 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 592 уголовных дела, что на 39% меньше показателей аналогичного периода 2003 года (возбуждено 956 уголовных дел).

Структура преступности в сфере таможенного дела представлена на диаграмме (рис. 2.2), где 91% всех дел по таможенным преступлениям составляет контрабанда, 8% - уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физических лиц, 1% - невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.

Рис. 2.2 Структура таможенных преступлений в 1 квартале 2004 г.

В 1квартале 2004 года возбуждены уголовные дела по контрабанде:

· наркотических средств - 132;

· сильнодействующих веществ - 23;

· огнестрельного оружия - 4;

· боеприпасов - 4;

· радиоактивных веществ - 2;

· ядовитых веществ - 5;

· культурных и исторических ценностей – 26.

По уголовным делам изъято:

- наркотических средств – 104,6 кг;

- сильнодействующих веществ – 9,8 кг;

- огнестрельного оружия - 2 единицы;

- боеприпасов – 147 единиц;

- иностранной валюты в пересчете на доллары США на сумму более $ 900 тыс.;

- драгоценных металлов – 25,8 кг;

- драгоценных камней – 29,8 карат;

- 1173 предмета, отнесенных экспертами к культурным и историческим ценностям.

В первом квартале 2004 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 18 950 дел об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях принято 16009 решений, из них должностными лицами таможенных органов – 13 467, судом – 2 137.

Назначено наказаний по 13 978 делам на сумму более 841 млн. рублей.

По делам об административных правонарушениях таможенными органами и судом наложено 11 438 административных штрафов на общую сумму 628,8 млн. рублей. По 1 106 делам судом принято решение о конфискации орудий совершения или предметов АП на сумму 212,4 млн. рублей.

Сумма средств, поступивших на счета таможенных органов по рассмотренным делам, составляет 127,2 млн. рублей.

За первый квартал 2004 года наибольшее количество дел об административных правонарушениях возбуждено по следующим составам:

- cт. 16.12 КоАП РФ (нарушение сроков представления таможенной декларации) – 3 444;

- cт. 16.2 КоАП РФ (не декларирование товаров и (или) транспортных средств) – 4 025;

- cт. 16.17 КоАП РФ (неисполнение требований таможенного режима экспорт о зачислении на счета в уполномоченных банках валютной выручки) – 3 261;

- cт. 16.10 КоАП РФ (несоблюдение срока или маршрута доставки товаров и (или) транспортных средств) – 1 662;

- cт. 16.1 КоАП РФ (незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации) – 1 490;

- ст. 16.18 КоАП РФ (не вывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации либо невозвращение на эту территорию товаров и (или) транспортных средств) –1 283;

- cт. 16.16 КоАП РФ (непринятие мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров и (или) транспортных средств) –735;

- cт. 16.9 КоАП РФ (выдача без разрешения таможенного органа, утрата либо недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств или документов на них) – 700

В товарном аспекте административных правонарушений в 1 квартале 2004 года преобладают автомобили (2 985 дел об АП), древесина (1 487 дел об АП), текстильные материалы и изделия (1 303 дел об АП).

Таблица 2.2

Товарная структура таможенных преступлений в 1 квартале 2004 года

Товарный аспект Количество дел
   
Группа 8703 -Автомобили легковые и прочие моторные транспортные ср-ва  
Раздел IX - Древесина и изделия из древесины  
Раздел XI - Текстильные материалы и текстильные изделия  
Продолжение таблицы 2.2
   
Раздел II - Продукты растительного происхождения  
Раздел XVI -Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; и их части и т т.д.  
Раздел XV - Недрагоценные металлы и изделия из них  
Раздел VI - Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности  
Раздел XVII - Средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства и относящиеся к транспорту устройства и оборудование  
Группа 8704 - Автомобили грузовые  
Группа 85 - Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука  
Раздел VII - Полимерные материалы, пластмассы и изделия из них; каучук, резина и изделия из них  
Раздел IV - Готовые пищевые продукты; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус; табак и его заменители  
Раздел XX - Разные промышленные товары (мебель, постельные принадлежности, и т.д.)  
Валюта  
Раздел X - Масса из древесины или из других волокнистых целлюлозных материалов; бумага, картон и изделия из них  
Группа 27 - Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки;  
Раздел XII - Обувь, головные уборы, зонты, солнцезащитные зонты и т.д.  
Прочие  

 

Таможенные органы России за 6 месяцев 2004 г в ходе расследования уголовных дел пресекли попытки незаконного перемещения товаров на сумму около 6,5 млрд. руб., попытки уклонения от уплаты таможенных платежей на сумму около 3 млрд. руб.

Особое внимание оперативно-розыскных подразделений при экспорте-импорте было сосредоточено на выявлении и пресечении возможных каналов незаконного перемещения товаров, борьбе с недостоверным декларированием и контрабандой, преступлениями в кредитно-финансовой сфере.

В соответствии с требованиями ст. 144 УПК РФ за 9 месяцев 2004 года подразделениями дознания было рассмотрено 4 099 сообщений о преступлениях.

Таблица 2.3

Структура таможенных преступлений по регионам за 9 месяцев 2004 года

Регион Январь-сентябрь 2004
Дальневосточное таможенное управление  
Приволжское таможенное управление  
Северо-западное таможенное управление  
Сибирское таможенное управление  
Таможни непосредственного подчинения  
Уральское таможенное управление  
Центральное таможенное управление  
Южное таможенное управление  
Всего  

 

В результате рассмотрения материалов вынесено 2 151 постановление о возбуждении уголовного дела (дано согласие прокурора на возбуждение уголовного дела по 1848 постановлениям; отказано прокурором в даче согласия на возбуждение уголовного дела по 113 постановлениям; возвращено 192 материала для дополнительной проверки).

Рис. 2.3 Структура таможенных преступлений за 9 месяцев 2004 года

Принято 1 068 решений об отказе в возбуждении уголовных дел, направлены прокурору 880 материалов для определения подследственности.

За девять месяцев 2004 года таможенными органами возбуждено 1 848 уголовных дел по преступлениям, отнесенным Законом к их компетенции, что на 21,7 % меньше показателя аналогичного периода 2003 года.

По факту контрабанды возбуждено 1610 уголовных дел; 1 уголовное дело возбуждено по факту незаконного экспорта или передачи сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконного выполнения работ, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружений и военной техники; 226 уголовных дел приходится на преступления, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физических лиц; 11 уголовных дел возбуждено по фактам невозращения из-за границы средств в иностранной валюте.

По товарному аспекту за 9 месяцев 2004 года показатели распределились следующим образом:

По статье 188 УК РФ – «Контрабанда»:

- иностранной валюты – 168 уголовных дел;

- автомобилей – 329 уголовных дел;

- наркотических средств – 403 уголовных дела;

- товаров народного потребления – 234 уголовных дела;

- культурных, исторических ценностей – 91 уголовное дело;

- сильнодействующих веществ – 68 уголовных дел.

По статье 194 УК РФ – «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»:

- продуктов питания – 13 уголовных дел;

- автомобилей – 161 уголовное дело;

- товаров народного потребления – 15 уголовных дел;

- иные товары – 39 уголовных дел.

Общая стоимость товаров и транспортных средств, являвшихся предметами преступлений, квалифицируемых по ст. 188 УК РФ (контрабанда) за 9 месяцев 2004 года составила 1, 7 млрд. рублей.

Сумма уклонений от уплаты таможенных платежей по преступлениям, квалифицируемым по ст.194 УК РФ за 9 месяцев 2004 года составила 965, 2 млн. рублей.

Сумма невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте по преступлениям, квалифицируемым по ст. 193 УК РФ составила 494, 6 млн. рублей.

По возбужденным уголовным делам изъято:

- иностранной валюты – 6,35 млн. долларов США;

- валюты РФ – 4,93 млн. рублей;

- драгоценных металлов 50 кг.;

- черных металлов – 84 тонны;

- цветных металлов – 18 тонн;

- продуктов питания – на 68,5 млн. рублей;

- автомобилей – на 218,6 млн. рублей;

- товаров народного потребления – на 305,2 млн. рублей;

- наркотических средств 373 кг.;

- сильнодействующих веществ – 19,9 кг.;

- культурных, исторических ценностей - 1708 шт.;

- леса и лесоматериалов – на 400,2 тыс. рублей;

- военной техники и вооружения – 19 666 шт.;[2]

- взрывчатых веществ – 31,6 кг.;

- боеприпасов и патронов к гражданскому оружию – 698 шт.

С января по сентябрь 2004 года таможенными органами Российской Федерации было возбуждено 58 445 дел об административных правонарушениях.

Из них:

- без проведения административного расследования – 23 205 дел об АП, из которых составлено 20 328 протоколов об административных правонарушениях, 73 постановления прокурора, 2 804 предупреждения;

- с проведением административного расследования - 35 240 дел об АП, из которых вынесено 34 910 определений о возбуждении дел об АП, и 330 постановлений прокурора.

Таблица 2.4

Количество возбужденных таможенными органами дел об административных правонарушениях с распределением по регионам

Наименование таможенного органа Количество возбужденных дел об АП с января по сентябрь 2004 года
   
Центральное ТУ  
Северо-западное ТУ  
Сибирское ТУ  
Приволжское ТУ  
Южное ТУ  
Уральское ТУ  
Дальневосточное ТУ  
Шереметьевская таможня  
Домодедовская таможня  
Энергетическая таможня  
Внуковская таможня  

 

С января по сентябрь 2004 года наибольшее количество дел об административных правонарушениях возбуждено по следующим составам:

- ст. 16.2 КоАП РФ (недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств) – 13 168 дел об АП;

- cт. 16.12 КоАП РФ (нарушение сроков представления таможенной декларации) – 9 321 дело об АП;

- cт. 16.17 КоАП РФ (неисполнение требований таможенного режима экспорт о зачислении на счета в уполномоченных банках валютной выручки) – 7 778 дел об АП;

- ст. 16.18 КоАП РФ (невывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации либо невозвращение на эту территорию товаров и (или) транспортных средств) – 5 933 дела об АП;

- cт. 16.10 КоАП РФ (несоблюдение срока или маршрута доставки товаров и (или) транспортных средств) – 4 980 дел об АП;

- cт. 16.1 КоАП РФ (незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации) – 4 703 дела об АП;

- cт. 16.3 КоАП РФ (перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов Российской Федерации и других запретов и ограничений) – 2 516 дел об АП;

- cт. 16.16 КоАП РФ (непринятие мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров и (или) транспортных средств) – 2 441 дело об АП;

- cт. 16.9 КоАП РФ (выдача без разрешения таможенного органа, утрата либо недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств или документов на них) – 2 103 дела об АП;

- cт. 16.21 КоАП РФ (приобретение ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил товаров и (или) транспортных средств) – 1 224 дела; об АП

- ст. 16.5 КоАП РФ (нарушение режима зоны таможенного контроля) – 1 058 дел об АП;

- ст. 16.15 КоАП РФ (непредставление в таможенный орган отчетности и несоблюдение порядка ведения учета) – 750 дел об АП.

Три четверти правонарушений были совершены при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации (39 100 дел об АП).

При этом наибольшее количество правонарушений связано с недекларированием или недостоверным декларированием товаров и транспортных средств (23 % от общего количества), а так же с нарушением сроков представления таможенной декларации (16 % от общего количества).

Предметами административных правонарушений чаще всего являлись автотранспортные средства, древесина и изделия из нее, текстильные материалы и текстильные изделия и машины и оборудование.

Таблица 2.5

Товарный аспект административных правонарушений за 9 месяцев 2004 года

Товарный аспект административных правонарушений Количество дел
Группа 8703 -Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства  
Раздел IX - Древесина и изделия из древесины  
Раздел XI - Текстильные материалы и текстильные изделия  
Раздел XVI -Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; и их части и т т.д.  
Раздел XV - Недрагоценные металлы и изделия из них  
Раздел II - Продукты растительного происхождения  
Раздел XVII - Средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства и относящиеся к транспорту устройства и оборудование  
Раздел I – Живые животные; продукты животного происхождения  
Группа 8704 - Автомобили грузовые  
Раздел VI - Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности  
Раздел VII - Полимерные материалы, пластмассы и изделия из них; каучук, резина и изделия из них  
Раздел XIII – Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды и т.д.  
Раздел IV - Готовые пищевые продукты; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус; табак и его заменители  
Раздел XX -Промышленные товары (мебель, постельные принадлежности и т.д.)  
Раздел XII - Обувь, головные уборы, зонты, солнцезащитные зонты и т.д.  
Группа 85 - Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука  

 

Принято 52 264 решения по результатам рассмотрения дел об АП, из них должностными лицами таможенных органов 43 817 решений, судом 8 447 решений, в том числе в отношении:

- юридических лиц – 21 459 решений;

- физических лиц – 23 619 решений;

- должностных лиц – 7 150 решений;

- неустановленных лиц – 36 решений.

Назначено наказаний по 45 105 делам об АП, на сумму 3,26 млрд. рублей, из них должностными лицами таможенных органов по 38 030 делам об АП (на сумму 2,55 млрд. руб.), судом по 7 075 делам об АП (на сумму 711,1 млн. руб.), в том числе:

- 3 895 предупреждений;

- 37 057 административных штрафов, на сумму 2,84 млрд. рублей;

- 5 285 случаев конфискации орудий совершения или предметов АП, на сумму 421,5 млн. рублей.

Наказания по делам об административных правонарушениях были назначены в отношении следующих субъектов правонарушения.

Таблица 2.6

Наказания по делам об административных правонарушениях

Субъект правонарушения Количество дел Сумма
Должностные лица 6 336 151,9 млн. рублей
Физические лица 21 630 303 млн. рублей
Юридические лица 17 139 2,8 млрд. рублей

 

За 2005 год таможенными органами возбуждено 3 264 уголовных дела, что на 23 %больше показателя аналогичного периода 2004 года (возбуждено 2 653 уголовных дела).

Рис. 2.4 Поступления от таможенных платежей в 2004 – 2005 годах

Возбуждено по факту:

- контрабанды - 2899 уголовных дел;

- незаконного экспорта или передачи сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконного выполнения работ, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружений и военной техники - 1 уголовное дело;

- уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физических лиц - 356 уголовных дел;

- невозращения из-за границы средств в иностранной валюте - 8 уголовных дел.

Рис. 2.5 Динамика возбуждения уголовных дел в период с января по декабрь 2005 года

Стоимость незаконно перемещенных товаров и транспортных средств составила 6,28 млрд. рублей, размер неуплаченных таможенных платежей – 1,83 млрд. рублей, сумма невозвращенной валютной выручки – 700,5млн. рублей.

С января по декабрь 2005 года таможенными органами Российской Федерации было возбуждено 64 852 дела об административных правонарушениях.

В 2005 году наибольшее количество дел об административных правонарушениях возбуждено по следующим составам:

- недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств – 19 657 дел об АП;

- незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации – 8 262 дела об АП;

- невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами – 5 705 дел об АП;

- нарушение сроков временного хранения товаров – 3 997 дел об АП;

- нарушение режима зоны таможенного контроля – 2 961 дело об АП;

- несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации – 2 211 дел об АП;

- недоставка, выдача без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них – 1525 дел об АП.

Назначено наказаний по 50 251 делу об АП, на сумму 11,3 млрд. рублей, из них должностным лицом таможенного органа по 40 612 делам об АП (на сумму 2,3 млрд. руб.), судом или уполномоченным органом по 9 639 делам об АП (на сумму 9,01 млрд. руб.).

Одобренную российским правительством в конце 2005 года Концепцию развития таможенных органов предполагается реализовать в два этапа. Первый этап (до 2008 года), в частности, включает в себя проведение мероприятий по оптимизации количества пунктов пропуска, а также совершенствование организации государственного контроля в пунктах пропуска.

Одобренную российским правительством в конце 2005 года Концепцию развития таможенных органов предполагается реализовать в два этапа. Первый этап (до 2008 года), в частности, включает в себя проведение мероприятий по оптимизации количества пунктов пропуска, а также совершенствование организации государственного контроля в пунктах пропуска.

О необходимости работы в пунктах про­пуска по принципу «одна остановка» и «одно окно», как, впрочем, и о создании межведомственной интегрированной автома­тизированной системы (МИАИС), говорилось давно. Такая система позволяет формировать базы данных контрольных органов и работать с ними. Она функционирует в режиме реального времени, позволяя осуществлять предостав­ление, сбор, обработку, хранение и исполь­зование информации о лицах, транспортных средствах и товарах, прибывающих или убыва­ющих на территорию Российской Федерации, а также создает условия, необходимые для ор­ганизации работы органов фитосанитарного, ветеринарного, транспортного и санитарно-ка­рантинного надзора. При этом всегда подчер­кивается, что вышеназванные контрольные ор­ганы никоим образом «не выпадут из обоймы». Вся информация, благодаря «одному окну», в режиме реального времени будет стекаться в МИАИС. Это, кстати, существенным образом сократит время таможенного оформления, а сами таможенники при этом перестанут рабо­тать вслепую. Не секрет, что сегодня нередко представляются липовые санитарные, фито- и ветеринарные сертификаты, просроченные лицензии и фальшивые разрешения, которые практически невозможно быстро проверить. А благодаря МИАИС каждая служба сможет по­лучить необходимую информацию и принять решение, что делать с перемещаемым грузом, – досмотреть, запросить дополнительные дан­ные и так далее.

Для реализации вышеназванных пунктов Концепции в первую очередь необходимо правовое обеспечение. Как сообщили нам в Главном управлении организации таможенно­го контроля (ГУОТК), Федеральная таможен­ная служба принимает участие в подготовке законодательных и нормативных правовых актов, направленных на совершенствование государственного контроля в пунктах пропус­ка. Так, в рамках этой работы ФСБ России и Минэкономразвития с участием ФТС России были разработаны предложения по совер­шенствованию государственного контроля в пунктах пропуска. С участием Федеральной таможенной службы был подготовлен и со­гласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект фе­дерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием го­сударственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации». Еще в августе 2005 года он был внесен в Правительство РФ. В настоящее вре­мя он проходит дополнительные согласования с Минсельхозом, Минздравсоцразвития и Мин­трансом.

Наверно, это не случайно, потому что ука­занный законопроект предусматривает внесе­ние изменений в ряд действующих законов, затрагивающих сферу деятельности ряда ми­нистерств и ведомств, в том числе и вышеназ­ванных. Предусматриваемые им изменения касаются Воздушного и Таможенного кодек­сов Российской Федерации, а также Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и федеральных законов: «О беженцах», «О порядке выезда из Рос­сийской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О Государственной границе Российской Федерации», «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственнос­ти за нарушение порядка их выполнения», «О санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», а также «О карантине растений». Одна из новелл – Правительство РФ предполагается наделить полномочиями устанавливать порядок осуществления тамо­женными органами отдельных действий по обеспечению карантина растений, санитар­но-эпидемиологическому надзору, государс­твенному надзору и контролю в области обес­печения качества и безопасности пищевых продуктов, а также государственного контро­ля за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска. Как пояснили нам в ГУОТК, выполнение указанных функций таможен­ными органами возможно только после уста­новления правительством соответствующего порядка и при условии создания и внедрения МИАИС.

Конечно же, данный законопроект – одно из возможных решений, которое должно пройти этапы законотворческого процесса, прежде чем стать реальностью. Есть и другие точки зрения, например, – контрольные ор­ганы должны исполнять свои функции, территориально располагаясь либо в непосредственной близости от пункта пропуска, либо находясь в «нережим­ной» зоне его территории.

С учетом положений законопроекта, экспертами ФСБ России, Минэкономраз­вития и ФТС России были разработаны проекты принципиальных решений по организации государственного контро­ля в автомобильных пунктах пропуска (далее  Порядок), обустроенных и при­нятых в эксплуатацию в установлен­ном порядке, и схема автомобильного пункта пропуска, которые согласованы ФТС России и ФСБ России. Порядок в соответствии с проектом предусматри­вает упорядочение системы государс­твенного контроля в автомобильных пунктах пропуска в части проведения пограничного и таможенного контро­ля совместно и одновременно («одно окно»), создания и внедрения МИАИС. Помимо этого, порядок предусматрива­ет также оптимизацию количества го­сударственных контрольных органов в режимной зоне и сокращение времени нахождения подконтрольных объектов в пунктах пропуска. Это, в свою оче­редь, потребует изменения располо­жения объектов и инфраструктуры в автомобильных пунктах пропуска, раз­работки заданий на их проектирование и их проектно-сметной документации с учетом изменений.

О том, что с пунктами пропуска есть проблемы, признается на всех уровнях. Правовое оформление, обустройство и техническое оснащение многих из них далеки от совершенства. Федеральная целевая программа «Государственная граница (2003-2010)» предусматривает осуществление ряда мер по улучшению сложившейся ситуации, но, как при­знал глава Минэкономразвития Герман Греф, уже очевидно, что всю проблему обустройства государственной границы эта программа не решит. Так, с учетом заложенных в нее средств, только 35 автомобильных пунктов пропуска будут обустроены и технически оснащены в соответствии с современными требова­ниями.

По сведениям ГУОТК, в настоящее время в соответствии с правовыми акта­ми Российской Федерации и СССР, меж­дународными договорами РФ с сопре­дельными государствами установлены 317 пунктов пропуска. В том числе, 191 автомобильный, 59 железнодорожных, 29 морских, 7 речных, 2 озерных, 8 сме­шанных, 18 воздушных, 2 пешеходных и 1 паромный. Однако из этого общего числа комплексно обустроены, приняты в эксплуатацию и открыты в установ­ленном порядке лишь 33 автомобиль­ных, 5 железнодорожных, 6 морских и 3 воздушных пунктов пропуска. Кроме того, еще 56 морских и 3 речных порта, а также 65 аэропортов (аэродромов) на территории нашей страны открыты для международного сообщения (междуна­родных полетов) в соответствии с пра­вовыми актами Российской Федерации и СССР. Но пункты пропуска на терри­тории этих 124 транспортных узлах до настоящего времени не установлены и поэтому они не могут быть обустроены, технически оснащены и открыты в уста­новленном порядке.

Мероприятия по оптимизации коли­чества пунктов пропуска, сообщили нам в ГУОТК, осуществляются в рамках реализации пунктов 2 и 3 раздела III заседания Государственной погранич­ной комиссии от 31 мая 2005 года. Мин­транс России с участием ФТС России разработал проект постановления Пра­вительства РФ «Об утверждении форм и порядков ведения паспортов пунктов пропуска через Государственную гра­ницу Российской Федерации» и напра­вил его на рассмотрение и согласова­ние заинтересованным федеральным органам исполнительной власти. После завершения согласования документ бу­дет внесен в правительство. Далее в течение 6 месяцев после вступления его в силу должна пройти паспортиза­ция пунктов пропуска. Это необходи­мо для получения сведений о факти­ческом состоянии пунктов пропуска и мест, где осуществляется пропуск лиц, транспортных средств и товаров, но пункты пропуска не установлены, и их правовом оформлении. На основании этой информации будет проводиться: правовое оформление пунктов про­пуска, открытие для международного сообщения (международных полетов) морских, речных портов, аэропортов, аэродромов; закрытие пунктов про­пуска, дальнейшее функционирование которых будет признано нецелесооб­разным; а также открытие тех из них, которые уже существуют де-факто, но правовые акты об их установлении не принимались. Безусловно, этому будет предшествовать большая работа мно­гих ведомств, в том числе Минтранса, Минэкономразвития, Минобороны, ФСБ России совместно с МИДом и МВД, Мин­сельхозом, Минздравсоцразвития. Им, в частности, необходимо будет выяснить фактическое состояние нормативного правового оформления пунктов про­пуска, их обустройства, технического оснащения и кадрового обеспечения, имущества и его собственников (вла­дельцы, балансодержатели), а также организации, осуществляющие хозяйс­твенную и другую деятельность в пунк­тах пропуска.

Лишь после проведения всей этой работы будет сформирован перечень пунктов пропуска, которые установле­ны в соответствии с законодательством Российской Федерации. Далее будут определены объемы финансирования на их обустройство, оборудование и техническое оснащение. По расчетам Минэкономразвития, общая стоимость мероприятий по реализации Концеп­ции, в том числе и на вышеуказанные проекты, в течение пяти лет составля­ет порядка 130 миллиардов рублей, в том числе 25 миллиардов рублей уже выделенных под имеющиеся целевые программы. Это, безусловно, немалые средства, однако наличие современных пунктов пропуска – это настоятельная необходимость, к тому же быстро оку­паемая и прибыльная для государства. Не стоит забывать и того, что таможен­ная служба в настоящее время обес­печивает 42 процента доходной части бюджета страны.


Заключение

 

Умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных и особо крупных размерах признается преступлением и наказывается в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации. Ответственность за это преступление предусмотрена ст. 194 УК РФ, целью которой является охрана финансовых интересов государства в сфере взимания таможенных платежей.

К таможенным платежам относятся платежи, уплачиваемые при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу России и в иных предусмотренных законом случаях. К ним относятся: таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными органами и за возобновление действия лицензий, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалистов по таможенному оформлению и за возобновление действия аттестатов, таможенные сборы за таможенное оформление, таможенные сборы за хранение товаров, таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров, плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах, сборы за включение банков и иных кредитных учреждений в реестр ГГК России и таможенные платежи, взимаемые по единым ставкам.

В настоящее время таможенные платежи составляют около одной трети всех налоговых поступлений в федеральный бюджет. В этой связи уголовно-правовая охрана интересов государства в части их уплаты является весьма актуальной.

Уклонение от уплаты таможенных платежей впервые было криминализировано в 1994 г. в УК РСФСР 1960 года Федеральным законом от 1 июля 1994 года, и с тех пор текст уголовного закона менялся трижды. Однако ст. 194 УК сформулирована излишне абстрактно: в ней почти нет описания признаков основного состава преступления, если не считать указаний на субъект оплаты и крупный размер неуплаты.

Преступление характеризуется бездействием – неуплатой таможенных платежей в крупном размере. При пер<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: