Способы подготовки, совершения и сокрытия уклонения от уплаты таможенных платежей




 

В статье 194 УК РФ законодатель не определил конкретные способы совершения налогового преступления в форме уклонения от уплаты таможенных платежей. Общий порядок уплаты таможенных платежей в настоящее время определен в разделе III ТК РФ. В связи с этим уклонением от уплаты таможенных платежей должно быть признано действие или бездействие, повлекшее нарушение установленной процедуры таможенного регулирования и ставшее причиной уклонения от уплаты таможенных платежей в установленном в разделе III ТК РФ порядке.

В частности, уклонение от уплаты таможенных платежей может выражаться:

- в заявлении в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств;

- в заявлении иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера;

- в недоставлении товаров в таможенный орган назначения;

- в недекларировании или недостоверном декларировании товаров;

- в выдаче товаров без разрешения таможенного органа, без оплаты за них таможенных платежей;

- в предоставлении в таможенный орган подложных документов о якобы уплаченных таможенных платежах[25].

Имитация процедуры временного хранения товара на СВХ служит надежной ширмой для нарушителей таможенного законодательства. Суть этого явления заключается в том, что по документам товар числится на складе, а в реальности он уже продан или используется по назначению, но таможенные платежи и налоги за него государству уплачены не были. Почему же много лет преступники безнаказанно пользуются этой уловкой?

Имитация процедуры временного хранения на СВХ или складах получателя товаров осуществляется с помощью оформления соответствующих этой процедуре недостоверных документов. Документы эти предъявляются в таможенные органы в качестве подтверждения, что груз находится на складе, хотя фактически он туда не был помещен.

Совершение указанных обманных действий со стороны владельцев складов было достаточно широко распространено при действии старых таможенных правил. После вступления в силу нового Таможенного кодекса, особенно в связи с использованием недобросовестными участниками ВЭД положений 68-й («Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц») и 117-й («Временное хранение на складе получателя товаров») его статей, такого рода незаконные действия обещают стать массовыми.

Имитация процедуры временного хранения наносит большой вред государственным интересам, так как скрывает от таможенных органов фактическую недоставку товаров перевозчиком либо случаи обмана добросовестных перевозчиков, когда грузы незаконно захватывались у них на автостоянках, площадках и складских территориях (непосредственно примыкающих к складам временного хранения, но таковыми не являющимися) представителями получателя товаров или иными заинтересованными лицами, необоснованно выдававшими себя за работников СВХ или сотрудников соответствующего таможенного органа.

Имитация владельцами СВХ и получателями товаров процедуры временного хранения используется ими для незаконной реализации товаров, фальсификации товаросопроводительных документов или их замены с целью занижения размеров подлежащих уплате таможенных платежей при последующем недостоверном декларировании фактически уже отсутствующих товаров, а также с целью сокрытия действительных отправителей или получателей товаров, то есть лиц, совершивших контрабанду и уклонение от уплаты таможенных платежей.

В следственной практике возникают сложности как с квалификацией таких противоправных действий, так и с привлечением лиц, их совершивших, к уголовной ответственности.

Согласно пункту 5 статьи 33 Уголовного кодекса РФ, такие действия, как имитация процедуры временного хранения, должны квалифицироваться как пособничество совершению контрабанды и уклонению от уплаты таможенных платежей. Другими словами, «имитаторы» создают благоприятные условия для совершения преступлений и сокрытия их следов.

Если лица, организовавшие или непосредственно совершавшие контрабанду товаров или уклонение от уплаты таможенных платежей, сами занимались оформлением документов, имитирующих временное хранение, то они должны рассматриваться и относительно действий по имитации временного хранения как организаторы, либо как исполнители контрабанды или уклонений от уплаты таможенных платежей.

Обнаружить имитацию временного хранения груза на СВХ и на складах получателя товара в период совершения преступления не представляет большой сложности. При проведении таможенными органами оперативно-поисковых мероприятий и процедур таможенного контроля (инвентаризации, осмотра помещений, складов) фиксируется отсутствие товаров, которые по документам значатся как помещенные на склад для временного хранения.

Трудности в установлении фактов имитации процедуры временного хранения возникают при осуществлении последующего таможенного контроля, когда товары, по документам, уже выпущены для использования либо значатся помещенными под другой таможенный режим, при котором они не доступны для таможенного досмотра или таможенного осмотра.

В таких случаях факты имитации процедуры временного хранения устанавливаются путем проведения сложных таможенных ревизий, в ходе которых анализируются документы пропускной системы складов, бухгалтерские и иные документы, отражающие перемещение товаров в складских помещениях, объемы заполнения этих помещений, а также документы внесистемного (неофициального) учета движения товаров на складах, товаросопроводительные документы перевозчиков, если таковые имеются.

Если в таможенный орган поступили сведения о действительных получателях импортных контрабандных товаров (которые незаконно получали, обрабатывали и реализовывали не прошедшие таможенное оформление товары в период имитации их хранения на СВХ и на складах подставных получателей), то объектами таможенной ревизии назначаются именно эти юридические лица. Все обстоятельства имитации процедуры временного хранения товаров подлежат обязательному установлению в ходе расследования уголовных дел о контрабанде и об уклонении от уплаты таможенных платежей, так как они прямо касаются фактической стороны совершения этих преступлений и конкретных лиц в них участвующих.

Сложность привлечения к уголовной ответственности за имитацию процедуры временного хранения заключается в том, что без установления основных организаторов и исполнителей (контрабанды и преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей), в чьих интересах совершалось это правонарушение, и без их допросов с целью получения достоверных сведений, не возможно (или крайне сложно) определить реальную роль в преступлении руководителей и работников складов.

Учитывая, что контрабанду и уклонение от уплаты таможенных платежей в торговом обороте совершают организованные преступные группы, действующие с применением сложных приемов конспирации, у таможенных органов на начальном этапе (а в некоторых случаях и на всем протяжении) расследования объективной информации об организаторах и исполнителях указанных преступлений, как правило, не бывает.

В результате, выполнение следственных действий возможно лишь с руководителями и работниками складов, имитировавшими процедуру временного хранения товаров, то есть с лицами, представляющими, скорее всего, второстепенное (и последнее) звено преступной группы. К тому же привлечение их к уголовной ответственности, по уже упомянутым причинам, в подавляющем большинстве случаев невозможно. Подобная безнаказанность провоцирует «имитаторов» на совершение иных, еще более тяжких таможенных правонарушений.

Единственный выход из создавшейся критической ситуации – установление специальной, весьма строгой уголовной ответственности за имитацию процедуры временного хранения, повлекшей за собой особо тяжкие последствия. Чтобы это осуществить, необходимо внести соответствующие дополнения и изменения в диспозицию норм части 1 статьи 188 УК РФ и статьи 194 УК РФ. Может быть также рассмотрен вопрос о дополнении Уголовного кодекса новой специальной нормой (статья 1941), в которой предусматривалась бы уголовная ответственность за имитацию таможенной процедуры временного хранения товаров.

Возбуждение таможенными органами уголовных дел при обнаружении в ходе таможенного контроля случаев имитации процедуры временного хранения и проведение дознания по таким делам будет являться логическим продолжением проводимых контрольных мероприятий.

Проведение дознания по таким делам не представляет сложности и вполне укладывается в установленный УПК РФ срок – тридцать суток. В то время как расследование уголовных дел, возбужденных по признакам преступлений, предусмотренных статьями 188 и 194 Уголовного кодекса РФ, длится несколько лет.

Противоправные действия по имитации временного хранения товаров совершаются хорошо известными таможенным органам лицами. По таким делам не потребуется проведение многоходовых и сложных оперативно-розыскных мероприятий по установлению личностей преступников. В ходе дознания в процессуальную форму будут в основном облекаться результаты ранее проведенного таможенного контроля, выявившего имитацию временного хранения, а не результаты оперативно-розыскной деятельности[26].

80 тысяч 956 долларов США – такова сумма неуплаченных таможенных платежей при перемещении товара через таможенную границу одним из российских предпринимателей.

Используя режим особой экономической зоны в Калининградской области, один из жителей региона на вполне законном основании с соблюдением всех таможенных процедур беспошлинно ввез в нашу страну дорогостоящий автобус. В дальнейшем это транспортное средство было продано и стало объектом преступления. Покупатель автобуса намеревался вывезти его в другой регион России и должен был при покупке в полном объеме уплатить таможенные пошлины. Однако, не желая увеличивать свои расходы за счет дополнительных затрат, связанных с требованиями таможенных органов, решил пойти на преступление. При оформлении автомобиля в ГИБДД он подал поддельную таможенную декларацию и получил паспорт технического состояния без отметок о таможенных ограничениях. Последний документ позволяет беспрепятственное перемещение по всей территории России.

По факту уклонения от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере за ввезенный товар в отношении покупателя автотранспортного средства возбуждено уголовное дело по ст. 194 ч.2 УК РФ.

Подобные правонарушения наиболее распространены в Калининградской области. На какие только ухищрения не идут предприимчивые дельцы, чтобы сократить свои расходы?! Оформление автотранспорта с заявлением недостоверных сведений о годе выпуска в сторону «омоложения», разукомплектация автомобиля на запасные части с соответствующей уплатой таможенных платежей (отдельно за двигатель и отдельно за кузов), получение новых паспортов технического состояния автомобиля взамен якобы утраченных после осуществления его купли-продажи, предоставление таможенному органу поддельных платежных банковских документов, свидетельствующих об уплате таможенных платежей… Вот далеко не полный перечень махинаций в арсенале недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Их преступные замыслы пресекаются правоохранительными подразделениями таможен. В результате оперативной деятельности одной только Калининградской таможни в прошлом году государству возвращено более 9 миллионов рублей. Всего за 2005 год таможенными органами области было выявлено 64 преступления по фактам незаконного перемещения автотранспорта. Из них 32 уголовных дела возбуждены Калининградской оперативной таможней. Успешно работают сотрудники таможни и в этом году. На сегодняшний день Калининградской оперативной таможней возбуждено 4 уголовных дела по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей на общую сумму 7 миллионов 723 тысячи рублей. Во всех случаях нарушители таможенных правил использовали один и тот же способ - поддельные грузовые таможенные декларации и паспорта технического состояния.

Как сообщили в Главном управлении по борьбе с контрабандой ФТС России, одна московская фирма использовала достаточно банальную схему уклонения от уплаты таможенных платежей, заключающуюся в занижении количества перемещаемых товаров.

Оперативникам удалось установить маршрут следования контрабандного груза, в результате чего на таможенном посту «Хыркасы» Чувашской таможни (в зоне деятельности Приволжского таможенного управления) было задержано две большегрузых фуры, следующих из Китая в Москву по процедуре международных дорожных перевозок. По предварительным подсчетам 17,5 тыс. пар обуви не было задекларировано, причем часть товара была сокрыта в тайнике, оборудованном в одном из грузовиков. Стоимость задержанного товара составляет более 2,5 млн. руб. Товар следовал в адрес московской фирмы, осуществляющей оптовую торговлю товарами народного потребления.

Другое задержание произведено на подступах к столице – в Сергиевом Посаде, где при проверке четырех контейнеров оказалось, что вес каждого из них был занижен на несколько тонн, а общая стоимость незадекларированного товара превысила 3 млн. долл.

По данным фактам возбуждены уголовные дела по ст.188 УК РФ (контрабанда).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: