Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика уклонения от уплаты таможенных платежей




Содержание

 

Введение_______________________________________________________ 3

1 Уклонение от уплаты таможенных платежей как преступление________ 5

1.1 Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика уклонения от уплаты таможенных платежей__________________________________ 5

1.2 Способы подготовки, совершения и сокрытия уклонения от уплаты таможенных платежей________________________________________ 30

2 Борьба с преступлениями, связанными с уклонением от уплаты таможенных платежей_____________________________________________________ 38

2.1 Проблемы расследования преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей________________________________________ 38

2.2 Правоохранительная деятельность таможенных органов по линии дознания в 2003 – 2005 годах___________________________________________ 45

Заключение____________________________________________________ 67

Список использованной литературы________________________________ 71

 


Введение

 

Налоговые преступления для государств с рыночной экономикой – явление типичное и имеющее массовый характер. Сегодня в России идет становление современной налоговой системы, налаживание работы органов, призванных контролировать поступления налоговых средств в бюджет. Наряду с этим организованный характер приобретает и уклонение от налогообложения, превращающееся в одно из направлений криминальной деятельности.

Несмотря на относительно небольшой удельный вес преступлений экономической направленности в общем числе зарегистрированных преступлений (около 15%), ущерб от их совершения многократно превышает совокупные материальные потери от общеуголовных преступлений и ежегодно достигает, по данным МВД России, более 60 млрд. рублей.

Преступные посягательства оказывают значительное влияние на дестабилизацию банковской, внешнеэкономической, торговой деятельности, инвестиционный климат и производство.

Умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных и особо крупных размерах признается преступлением и наказывается в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации. Ответственность за это преступление предусмотрена ст. 194 УК РФ, целью которой является охрана финансовых интересов государства в сфере взимания таможенных платежей.

Под таможенными платежами в соответствии со ст. 318 ТК РФ понимаются платежи, уплачиваемые при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу России и в иных предусмотренных законом случаях. К ним относятся: ввозная и вывозная таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, таможенные сборы. Таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, взимаются по правилам, предусмотренным Таможенным Кодексом Российской Федерации для взимания ввозной таможенной пошлины.

В настоящее время таможенные платежи составляют около одной трети всех налоговых поступлений в федеральный бюджет. В этой связи уголовно-правовая охрана интересов государства в части их уплаты является весьма актуальной.

Целью написания дипломной работы является анализ правоохранительной деятельности таможенных органов по линии дознания в 2005 г. Для достижения данной цели в дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:

1. дана уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений, связанных с неуплатой таможенных платежей;

2. исследованы способы подготовки, совершения и сокрытия уклонения от уплаты таможенных платежей;

3. проанализированы проблемы расследования преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей;

4. дана характеристика правоохранительной деятельности таможенных органов по линии дознания в 2005 году;

5. сделаны выводы.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, в котором сделаны выводы по работе и списка использованной литературы.


Уклонение от уплаты таможенных платежей как преступление

Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика уклонения от уплаты таможенных платежей

 

Уклонение от уплаты таможенных платежей – преступление в сфере таможенного дела; умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных и особо крупных размерах физическим лицом, должностным лицом либо лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; признается преступлением и наказывается в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации.

Уклонение от уплаты таможенных платежей впервые было криминализировано в 1994 г. в УК РСФСР 1960 года Федеральным законом от 1 июля 1994 года[1], и с тех пор текст уголовного закона менялся трижды. Однако ст. 194 УК сформулирована излишне абстрактно: в ней почти нет описания признаков основного состава преступления, если не считать указаний на субъект оплаты и крупный размер неуплаты.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей впервые была введена. Посвященная этому вопросу ст. 162.6 УК РСФСР была сформулирована следующим образом:

«Умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных размерах наказывается лишением свободы на срок до одного года или штрафом от трехсот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда.

Умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей в особо крупных размерах наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой или штрафом от пятисот до тысячи минимальных размеров оплаты труда.

Действия, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты таможенных платежей, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества».

В примечании к ст. 162.6 УК РСФСР было предусмотрено, что под уклонением от уплаты таможенных платежей в крупных размерах следует понимать уклонение, при котором сумма неуплаченных таможенных платежей превышает двести минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупных размерах – тысячу минимальных размеров оплаты труда.

В УК РФ 1996 г. этот состав преступления сохранен (ст. 194). В первоначальной редакции ст. 194 УК под наименованием «Уклонение от уплаты таможенных платежей» структурно состояла из двух частей: в части первой предусматривалась ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере, а в части второй – за то же деяние, совершенное неоднократно.

В примечании к ст. 194 УК было предусмотрено, что уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если стоимость неуплаченных таможенных платежей превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда. Федеральным законом от 25 июня 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации[2]» состав преступления, предусмотренного ст. 194 УК, получил другое наименование: «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица».

В ч. 1 ст. 194 УК РФ (в новой редакции) было установлено: «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от двухсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до семи месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет».

В ч. 2 ст. 194 УК РФ предусматривалось:

«То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, а также статьями 198 или 199 настоящего Кодекса;

в) неоднократно;

г) в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

В примечании к ст. 194 УК указывалось, что уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере – три тысячи минимальных размеров оплаты труда.

Из анализа уголовного закона следует, что родовой и видовой объекты данного состава преступления те же, что и применительно к составам преступлений, предусмотренных ст. ст. 198 и 199 УК. По поводу непосредственного объекта данного состава преступления в литературе высказаны различные точки зрения[3]. С учетом места расположения этого состава преступления в главе 22 УК Горелик А.С. полагает, что объектом данного преступления являются охраняемые законом отношения по формированию внутреннего товарного рынка. При этом он ссылается как на основание такого подхода на ст. 1 Закона РФ «О таможенном тарифе»[4]. Чучаев А.И., Иванова С.Ю.[5] объектом рассматриваемого состава преступления называют общественные отношения в сфере таможенного дела. Панченко П.Н.[6] объектом данного деяния считает общественные отношения в определенной сфере таможенного дела, а Кузнецов А.П.[7] и Волженкин Б.В.[8] основным непосредственным объектом уклонения от уплаты таможенных платежей называют общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности государства по поводу регулирования бюджета, а дополнительным – общественные отношения, складывающиеся в сфере государственно-таможенного регулирования.

Представляется, что непосредственным объектом уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, является установленный федеральным законом порядок общественных отношений, складывающихся по поводу исчисления и уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц.

О том, что видовым объектом данного преступления является установленный федеральным законодательством порядок общественных отношений в сфере налогообложения, уплаты налогов, таможенных платежей и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, свидетельствуют следующие законодательные акты.

Во-первых, согласно ст. 13 Налогового кодекса РФ таможенная пошлина и таможенные сборы отнесены к федеральным налогам и сборам. Во-вторых, в соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса РФ таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи рассматриваются как самостоятельный вид налоговых доходов федерального бюджета. В-третьих, согласно ст. ст. 30 и 34 Налогового кодекса РФ таможенные органы обладают полномочиями налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Таможенные органы, как и налоговые органы, образуют организационно и функционально единую систему и входят в структуру федеральных органов исполнительной власти. Они осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством о налогах и сборах и взаимодействуют между собой в области контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов в бюджет страны.

Предметом рассматриваемого преступления являются таможенные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц. Предмет этого деяния характеризуется двумя признаками: качественными и количественными. Качественными признаками его являются виды таможенных платежей, определенные в п. п. 18 – 20 ст. 18 Таможенного кодекса РФ[9]. Количественный признак выражается в размере таможенных платежей. Согласно п. 18 ст. 18 Таможенного кодекса РФ таможенные платежи – это таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации. По смыслу п. 19 ст. 18 ТК РФ под таможенной пошлиной понимается платеж, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию России или при вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Под налогами понимаются налоги, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации (п. 20 ст. 18 ТК). Они уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. В соответствии со ст. 318 Таможенного кодекса РФ к таможенным платежам относятся: 1) таможенная пошлина; 2) налог на добавленную стоимость; 3) акцизы; 4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий; 5) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновлению действия аттестата; 6) таможенные сборы за таможенное оформление; 7) таможенные сборы за хранение товаров; 8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; 9) плата за информирование и консультирование; 10) плата за принятие предварительного решения; 11) плата за участие в таможенных аукционах.

Таможенная пошлина взимается в размере, установленном Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе»[10]. Таможенный тариф выполняет роль инструмента налоговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимодействии с мировым рынком, а также устанавливает определенные правила обложения товаров пошлиной при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации. Таможенный тариф представляет собой перечень таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, и систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности[11]. Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации[12].

Понятие таможенной пошлины раскрывается в ст. 5 Закона РФ «О таможенном тарифе»[13] и в ст. 11 Таможенного кодекса РФ. Как уже говорилось выше, таможенная пошлина – это платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза и вывоза.

Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров на отдельные товары могут быть установлены сезонные пошлины сроком до шести месяцев в году. В этом случае ставки таможенных пошлин не применяются.

В целях защиты экономических интересов России к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные. Порядок формирования и применения особых пошлин оговаривается в ст. ст. 7 – 11 Закона РФ «О таможенном тарифе».

Объективная сторона преступления заключается в уклонении от уплаты таможенных платежей в крупном размере организациями и физическими лицами независимо от способа уклонения. Способы уклонения от уплаты таможенных платежей могут быть различными. Практика таможенных органов свидетельствует о том, что наиболее распространенными способами совершения рассматриваемого преступления являются занижение стоимости товара, укрытие перемещаемого груза, предоставление недостоверной информации о его принадлежности или назначении. Нередко это преступление с объективной стороны выражается в полной или частичной неуплате начисленных таможенных платежей, в представлении различных поддельных документов, позволяющих виновному получить тарифные льготы, и т.д. Размер уклонения определяется по сумме таможенных платежей, подлежащих взиманию (взысканию) либо взысканных в бесспорном порядке.

Одним из способов уклонения от уплаты таможенных платежей является перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в ч. 2 ст. 188 УК РФ, помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием перемещаемых товаров.

Если стоимость перемещенных таким способом товаров превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда, содеянное виновным следует квалифицировать (в зависимости от суммы стоимости товаров) по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ч. 1 или 2 ст. 194 УК РФ. Содеянное при указанных выше обстоятельствах образует совокупность составов контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей, потому что перемещение товаров через таможенную границу помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недостоверным декларированием перемещаемых товаров является способом совершения контрабанды[14].

Уголовная ответственность наступает за уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных размерах. Согласно примечанию к статье 194 УК РФ размер неуплаты таможенных платежей считается крупным, если он превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда. Неуплата таможенных платежей может выражаться в частичном или полном сокрытии объектов платежа, а также и в виде неуплаты таможенных платежей при наличии полной информации об объекте платежа.

Состав данного преступления сконструирован как материальный (в примечании к ст. 194 УК РФ говорится о стоимости неуплаченных таможенных платежей)[15]. Однако проф. Лопашенко Н.А. считает, что данный состав преступления – формальный[16]. Следует согласиться с точкой зрения авторов, которые отмечают, что общественная опасность исследуемого преступления состоит в нанесении ущерба финансовым интересам государства, в нарушении порядка уплаты таможенных платежей и порядка формирования доходной части государственного бюджета[17].

Рассматриваемое преступление следует считать оконченным с момента истечения сроков, установленных для уплаты таможенных платежей[18]. Согласно ст. 119 ТК таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. При перемещении через таможенную границу РФ товаров не для коммерческих целей таможенные платежи уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации. Если таможенная декларация не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации. В литературе высказано суждение, что данное преступление считается оконченным в момент совершения действий (бездействия), состоящих в уклонении от уплаты таможенных платежей[19]. С этим мнением трудно согласиться из-за его нечеткости, а также потому, что такие действия могут свидетельствовать нередко лишь о покушении на преступление.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцати лет, обязанное уплачивать таможенные платежи. В соответствии со ст. 118 Таможенного кодекса РФ таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом либо иным лицом (декларирующим, представляющим и предъявляющим товары и транспортные средства от своего лица (брокер, посредник)), а также владельцем таможенного склада, магазина беспошлинной торговли либо иными перечисленными в Кодексе лицами либо руководителем юридических лиц[20]. Субъектом данного преступления может быть гражданин России, лицо без гражданства и гражданин иностранного государства.

Под декларантом понимаются лица, перемещающие товары, и таможенные брокеры (посредники), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени (ст. 18 ТК). Круг иных лиц таможенным законодательством не определяется. К ним следует, например, относить лиц, которые приобретают в собственность других лиц товары и транспортные средства и ввозят их на таможенную территорию России, а также работников таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли.

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, характеризуется умышленной виной. По этому вопросу в литературе нет разноречий[21]. Большинство авторов утверждают, что рассматриваемое преступление может совершаться только с прямым умыслом. При этом лицо осознает общественную опасность и уголовную противоправность своих действий (бездействия) и желает уклониться избранным им способом от уплаты таможенных платежей в крупном размере в своих интересах, интересах определенной организации или доверителя. В некоторых работах авторы не уточняют вид умысла. Например, А.М. Яковлев в учебнике по уголовному праву пишет: «С субъективной стороны преступление совершается умышленно, то есть виновный сознательно уклоняется от уплаты таможенных платежей, зная о крупном размере такой уплаты»[22]. Такой подход к характеристике субъективной стороны рассматриваемого преступления представляется неполным, а поэтому неудачным.

Совершение данного преступления с прямым умыслом предполагает, что лицо осознает, что оно уклоняется от уплаты таких платежей в крупном либо особо крупном размере, по предварительному сговору с другими лицами, неоднократно и т.п. Целью виновного в совершении этого преступления является удержание в своем владении денежных средств в крупном размере, которые должны быть уплачены в качестве соответствующих таможенных платежей. Мотив и цель уклонения от уплаты таможенных платежей, как представляется, носят корыстный характер. Это преступление совершается, как правило, с заранее обдуманным умыслом. Умысел чаще определенный (конкретизированный). Совершение уклонения от уплаты таможенных платежей по неосторожности не образует состава рассматриваемого преступления. Если же лицо по своей инициативе после истечения срока уплаты таможенного платежа уплачивает последний в установленном размере, оно освобождается от уголовной ответственности на основании примечания 2 к ст. 198 УК Российской Федерации.

По своему содержанию эта статья охватывает преступления и в таможенной, и в налоговой сферах. Последнее проявляется в распространении примечания 2 к ст. 198 УК РФ на ст. 194, позволяющего освобождать от уголовной ответственности лицо, впервые совершившее это преступление (в том числе и квалифицированное), если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб. Весьма велик объем правовых норм, восполняющих бланкетность нормы. Это таможенное, налоговое, гражданское, административное и иное законодательство, причем само соотношение и условия применения восполняющих норм во многом спорны.

Эффективное применение ст. 194 УК РФ требует соблюдения следующих основных условий:

1) изучения фактических обстоятельств незаконченности таможенного оформления; обнаружения поддельных документов, связанных с таможенными платежами, явной заниженности таможенных платежей;

2) необходимости устанавливать: а) правовой режим перемещаемых предметов (товаров, автотранспортных средств) именно применительно к уплате таможенных платежей; б) правовое и фактическое значение действий субъекта уплаты, т.е. установить, что они являются уклонением в уголовно - правовом смысле, - неправомерны и направлены на отказ от уплаты или уменьшение уплаты; определить размер суммы неуплаченных таможенных платежей; в) умысел субъекта на уклонение от уплаты;

3) своевременности решения в интересах государства вопроса о возможности освобождения от уголовной ответственности лица по примечанию 2 к ст. 198 УК, если это может лучше защитить государственные интересы.

Цели криминализации уклонения от уплаты таможенных платежей, которая была вначале осуществлена путем принятия ст. 162.6 УК РСФСР, а затем ст. 194 УК РФ, определялись новыми экономическими условиями. Государство должно было пресечь посягательства на сложную и разнообразную группу отношений, связанных с таможенной политикой. Ответственность за контрабанду, сохраняя свое значение как средства защиты интересов национальной безопасности, оказалась недостаточно эффективным орудием именно в экономической сфере, преимущественно связанной с реализацией таможенной политики.

Статья 194 УК РФ для этого установила ответственность лиц, которые хотя законно или с незначительными нарушениями перемещали товары через таможенную границу, не подпадая под признаки субъекта контрабанды и не нарушая интересов национальной безопасности, но, не уплачивая таможенные платежи, нарушали экономические интересы страны. Излишне широкое понимание деяний как контрабанды в ряде случаев может привести к необоснованному обвинению в отмывании денег.

Преступление нарушает отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля, которые регулируются нормами российского права. Дополнительно нарушаются финансовые отношения в части формирования государственного бюджета.

1 июля 2002 года было ознаменовано введением в действие двух новых кодифицированных актов: Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Необходимость принятия указанных кодексов была обусловлена многими причинами. Достаточно упомянуть о том, что действовавшие до 1 июля 2002 года УПК РСФСР и КоАП РСФСР были приняты в 1960 г. и 1984 г. – соответственно – при другом политическом и социально-экономическом строе. Большое количество статей УПК РСФСР и КоАП РСФСР не соответствовало политическим и правовым реалиям сегодняшнего дня, нормы действовавших кодексов зачастую противоречили Конституции Российской Федерации, порождая неизбежные коллизии.

Принятие указанных основополагающих актов кардинальным образом меняет принципы и условия правоохранительной деятельности таможенных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями в сфере таможенного дела. С одной стороны, таможенные органы – это, прежде всего органы дознания. С другой стороны, таможенными органами сформирована обширная правоприменительная практика по привлечению правонарушителей к административной ответственности за нарушения таможенных правил.

Борьба с таможенными правонарушениями, ответственность за которые была предусмотрена нормами главы 39 Таможенного кодекса Российской Федерации – одна из важнейших функций таможенных органов, осуществление которой требует высокого профессионализма и строжайшего соблюдения законности. Показатели таможенных органов по выявлению и пресечению НТП весьма значительны. Ежегодно только таможенными органами ЮТУ выявляется порядка 20 тысяч таможенных правонарушений; применяемые санкции составляют в совокупности суммы, исчисляемые сотнями миллионов рублей.

За годы работы по ТК РФ правоприменители обозначили ряд проблем в части борьбы с нарушениями таможенных правил, решение которых лежало в законодательной плоскости. Все с надеждой ждали обновления действующего законодательства.

Однако принятие и введение в действие нового КоАП России не означает решения всех проблемных вопросов. Законодатель не до конца учел специфику таможенных правонарушений, поставив таможенные органы в одинаковые условия административно-процессуальной деятельности с другими контролирующими и правоохранительными органами. А специфика эта заключается в постоянном перемещении, связанном с доставкой или транзитом через самую протяженную таможенную границу в мире, огромных по стоимости товаро-материальных ценностей; товаров и транспортных средств, среди которых перемещаются и непосредственные объекты (предметы) таможенных правонарушений.

Так или иначе, факт обновления законодательства свершился, и мы должны быть готовы к тому, что дальнейшая правоприменительная деятельность обозначит перед нами новые вопросы и задачи, требующие оперативного и грамотного разрешения.

Самое главное сейчас – это конструктивный подход, предполагающий внимательное отношение к изучению новых теоретических основ, их осмысление и проведение эффективной подготовительной работы по преодолению возможных негативных последствий, изменение некоторых принципиальных положений об ответственности за НТП.

Прежде всего, необходимо отметить, что отныне, с 1 июля 2002 г., правоприменитель, будь то сотрудник таможенного органа, прокурор или судья, должен будет оперировать как минимум двумя кодексами: КоАП России, который устанавливает ответственность за нарушения таможенных правил, и Таможенным кодексом РФ, который устанавливает собственно эти самые правила.

При этом КоАП России изобилует различными новеллами, такими как: - множественность действий, совершение которых означает возбуждение дела об административном правонарушении: 1)применение одной из мер обеспечения производства, 2) вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, 3) составление протокола об административном правонарушении либо 4) постановления – предупреждения или постановления – квитанции (вместо актов о применении взыскания по упрощенной форме). 5) вынесение прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; - составление протокола об административном правонарушении после окончания административного расследования, а не до его начала; - изменение процессуальных сроков и порядка проведения отдельных процессуальных действий; - необходимость отнесения выявленных правонарушений к длящимся либо оконченным, в т. ч. в целях правильного исчисления процессуальных сроков и налагаемых штрафов; - ликвидация «усеченного» (без субъективной стороны) состава правонарушений при их вменении юридическим лицам и лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ПБОЮЛ). Введение института вины юридического лица и перевод ПБОЮЛ в категорию должностных лиц; - законодательно обозначенный приоритет судов при рассмотрении дел о НТП и другие.

В связи с множественностью действий, совершение которых означает возбуждение дела об административном правонарушении, правоприменителям (в особенности сотрудникам, осуществляющим таможенное оформление и таможенный контроль, а также проверочные мероприятия) необходимо очень четко срабатывать в момент выявления НТП.

На практике, по всей видимости, момент возбуждения дела будет совпадать с немедленным вынесением определения о возбуждении административного расследования, либо (по несложным составам) возможно будет в течение двух суток осуществлять сбор материалов, необходимых для составления протокола об административном правонарушении.

Обращает на себя внимание новация КоАП, которая позволяет применять меры обеспечения до составления протокола и до вынесения определения о возбуждении административного расследования. В этой связи особого внимания требует проведение таких действий, как: - личный досмотр, - досмотр вещей и транспортного средства, находящихся при физическом лице, - осмотр помещений, территорий, вещей и документов юридических лиц, которые, согласно ст. 27.1 КоАП, могут применяться в качестве мер обеспечения производства. Поэтому выявление НТП в ходе проведения таких действий должно получать незамедлительное и надлежащее процессуальное закрепление. Нельзя также забывать, что КоАП требует проведения перечисленных действий (если их рассматривать как меры обеспечения производства) только в присутствии двух понятых.

В новых условиях доказательственная база по делам о НТП должна быть безупречна, т.к. именно этот фактор во многом будет определять складывающуюся судебную практику.

Возможности устранения ошибок, допущенных на стадии производства и первоначального рассмотрения, посредством ведомственного инструментария по КоАП России практически не имеется. Тем более жесткими будут подходы к различным нарушениям, допускаемым в ходе производства, и строгий контроль за их недопущением.

Предмет преступления – таможенные платежи, включающие: а) таможенную пошлину (ввозную или вывозную); б) налог на добавочную стоимость, взимаемый при ввозе; в) акциз, взимаемый при ввозе; г) таможенные сборы за выдачу таможенными органами лицензий или аттестата специалиста по таможенному оформлению, сборы за таможенное оформление, хранение товаров и таможенное сопровождение; д) плату за информирование и консультирование, принятие предварительного решения или за участие в таможенных аукционах (ст. 318 ТК). Таможенные платежи взимаются в соответствии с федеральными законами РФ: от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе» (с последующими изменениями и дополнениями), нормами ТК и НК РФ за перемещение товаров через таможенную границу и являются обязательным условием ввоза и вывоза товаров. Кроме того, могут быть установлены специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины при ввозе в целях защиты экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли (ст. 318 ТК).

Преступление характеризуется бездействием – неуплатой таможенных платежей в крупном размере. При пересечении таможенной границы любыми способами, в том числе при пересылке в международных почтовых отправлениях, использовании трубопровода и линий электропередач, законами и подзаконными актами РФ предусматривается обязательная уплата таможенных платежей в определенные сроки. Уклонение от исполнения этой обязанности образует признаки объективной стороны анализируемого преступления. Способы уклонения могут быть различными, например занижение таможенной стоимости перемещаемых товаров, сокрытие товаров, представление недостоверных сведений о стране, из которой импортируется товар, о льготах и т. д. Крупным размером считается сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая 500 тыс. руб. (примечание к ст. 194 УК). Неуплата таможенных платежей на меньшую сумму будет рассматриваться как административное правонарушение (ст. 16.22 КоАП). Преступление признается оконченным с момента истечения сроков, установленных для платежей.

Преступление совершается с прямым умыслом.

Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет, обязанное уплатить таможенные платежи: декларант (частное лицо или таможенный брокер) или иные лица (перевозчик товара, работники таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и т. д. - ст. 16 и 126 ТК).

Часть 2 ст. 194 УК содержит два квалифицирующих признака: а) совершение деяния группой лиц по предварительному сговору; в) преступление совершено в особо крупном размере. Понятие группы лиц, совершивших преступление по предварительному сговору, дается в ст. 35 УК, особо крупного размера – в примечании к ст. 194 УК: сумма неуплаченных платежей, превышающая 1 млн. 500 тыс. рублей.

Предмет уклонения правильно, хотя и неполно, определяется как таможенные платежи. Они взимаются не с любых товаров и иных предметов. В соответствии со ст. ст. 20, 21 Таможенного кодекса РФ может быть запрещен либо ограничен ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств по соображениям государственной безопасности, защиты общественного порядка, экономической политики и иным. Запрещенные к ввозу и вывозу товары и транспортные средства подлежат немедленному вывозу за пределы РФ либо возврату на территорию РФ, если не предусмотрена конфискация этих товаров и транспортных средств.

Таможенные же платежи взимаются с товаров и транспортных средств, не запрещенных к ввозу и вывозу и не подпадающих полностью или частично под ограничения на ввоз и вывоз. Поэтому предмет уклонения от уплаты таможенных платежей распространяется только на таможенные платежи и соответственно товары и транспортные средства, разрешенные к ввозу и вывозу при условии уплаты этих платежей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: