Проблемы расследования преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей




 

При регламентировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство РФ применяется в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах и сборах. Таможенное законодательство РФ состоит из Таможенного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

К таможенным платежам относятся:

- ввозная таможенная пошлина;

- вывозная таможенная пошлина;

- налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

- акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

- таможенные сборы.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей определена в статье 194 УК РФ. Эта статья в настоящее время имеет следующий вид.

Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу;

в) утратил силу;

г) в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере – один миллион пятьсот тысяч рублей.

Действующий текст данной статьи уголовного законодательства обусловливает возникновение определенных трудностей при его практическом применении в случаях, когда при ввозе товаров на таможенную территорию РФ противоправное посягательство заключается в уклонении от уплаты НДС, акцизов или таможенных сборов. На основании соответствующих норм законодательства о налогах и сборах эти платежи отнесены к группам налогов и сборов. Следовательно, ответственность за уклонение от их уплаты должна наступать в соответствии со статьей 199 или 198 УК РФ. Одновременно указанные платежи отнесены ТК РФ к числу таможенных платежей, а значит, уклонение от их уплаты влечет уголовную ответственность, предусмотренную статьей 194 УК РФ.

 

 

Таблица 2.1

Краткая характеристика уголовного преступления, предусмотренного статьей 194 УК РФ

Элемент правового регулирования Характеристика
   
Объект преступления Налоговые или таможенные правоотношения в сфере уплаты таможенных платежей
Продолжение таблицы 2.1
   
Объективная сторона Действие или бездействие
Субъект Вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, обязанное уплатить таможенные платежи
Субъективная сторона Прямой умысел

 

Первоначальная квалификация налогового преступления по статье 194 УК РФ предполагает установление (рис. 2.1):

- характера и размера платежей, которые лицо обязано было произвести при перемещении товаров;

- факта уплаты или неуплаты таможенных платежей;

- вида и содержания действий, выполненных для легализации перемещения товаров без полной уплаты причитающихся таможенных платежей;

- состава лиц, обязанных произвести таможенные платежи, и лиц, чьими действиями создавалась возможность их не оплачивать[27].

После установления факта уклонения (вне зависимости от способа, которым это посягательство было осуществлено) основные задачи следствия сводятся:

- к оценке размера ущерба преступного посягательства;

- к определению состава участников преступления и роли каждого из них в совершенном деянии.

До момента установления в ходе расследования указанных обстоятельств расследование производится согласно части первой статьи 194 УК РФ.

Оценка размера нанесенного ущерба производится по правилам, указанным в примечании к статье 194 УК РФ.

Крупным размером нанесенного ущерба признается сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая 500 тыс. руб.

Особо крупным размером ущерба признается сумма 1,5 млн. руб.

Содеянное является налоговым преступлением, предусмотренным пунктом «а» части второй статьи 194 УК РФ

Рис. 1.1 Ключевые моменты квалификации и расследования налогового преступления по статье 194 УК РФ

При установлении следствием фактов, указывающих на особо крупный размер ущерба, нанесенного налоговым преступлением, содеянное подлежит переквалификации по пункту «г» части второй статьи 194 УК РФ.

Субъектом налогового преступления, предусмотренного статьей 194 УК РФ, является лицо, ответственное за уплату таможенных платежей.

При неуплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов. Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов является декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 2 статьи 144 ТК РФ.

При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица:

- незаконно перемещающие товары и транспортные средства;

- участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения;

- которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные на территорию РФ товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством РФ.

Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно вывозимых или незаконно ввезенных товаров.

В случае если в ходе расследования было установлено, что в совершении налогового преступления участвовало более одного человека, следствию необходимо определить состав участников преступления и роль каждого из них в совершенном деянии.

На основании статьи 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителя, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Если указанное обстоятельство установлено, расследуемое дело подлежит переквалификации по пункту «а» части второй статьи 194 УК РФ[28].

По результатам изучения УПК РФ был выявлен ряд проблемных вопросов, связанных с его применением в практической деятельности.

Так, часть 3 статьи 1 51 УПК РФ предусматривает проведение дознания дознавателями таможенных органов по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью 1 статьи 188 (контрабанда) и статьи 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей). Статьей 223 УПК РФ определено условие, при котором таможенные органы вправе самостоятельно проводить дознание по уголовным делам по ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК РФ. Этим условием является возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица, то есть когда к моменту возбуждения уголовного дела лицо, подозреваемое в совершении преступления, уже установлено.

Однако жизненные реалии таковы, что в большинстве случаев первоначально, при возбуждении уголовных дел по рассматриваемым статьям, подозреваемые лица отсутствуют. Водители и экспедиторы, непосредственно перемещающие товар через таможенную границу, как правило, не имеют представления о его контрабандном характере.

Проведение дознания в срок – 15 суток – (плюс 10 суток по продлению срока дознания прокурором), установленный статьей 223 УПК РФ. например, по преступлению, предусмотренному частью 2 статьи 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей при отягчающих обстоятельствах – группой лиц по предварительному сговору, неоднократно, в особо крупном размере), полностью исключено даже теоретически.

Расследование уголовных дел о контрабанде и уклонении от уплаты таможенных платежей представляет особую сложность, требует назначения и проведения сложнейших документальных ревизий, многочисленных экономических, товароведческих и криминалистических экспертиз, истребования таможенных и банковских документов из-за рубежа, направления международных следственных поручений. Как правило, производство дознания по таким делам требует длительного времени.

В связи с этим отнесение Уголовно-процессуальным кодексом РФ указанных преступлений к категории очевидных, с сокращенным сроком и упрощенным порядком производства дознания, не соответствует объективному, фактическому положению дел с расследованием данного вида преступлений.

В целях обеспечения полного и объективного расследования преступлений, совершаемых в сфере таможенного дела, необходимо изменить форму предварительного расследования по составам преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 188 и статьи 194 УК РФ. с дознания на предварительное следствие с передачей дел указанной категории в органы предварительного следствия МВД и ФСБ. В этой связи необходимо внести изменения в нормы УПК РФ, устанавливающие подследственность и полномочия по производству неотложных следственных действий.

Следует отметить, что новый УПК РФ уже был подвергнут ревизии, о чем свидетельствует принятие 29 мая 2002 года Федерального закона № 58 ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".

В заключение хотелось бы отметить, что не только таможенные органы переходят с 1 июля 2002 года на новые условия правоохранительной деятельности: в не менее сложных условиях оказываются иные правоохранительные органы и суды.

В сложившейся ситуации нам должен помочь многолетний опыт пресечения преступлений и иных правонарушений в сфере таможенного дела. Имеются наработанные схемы взаимодействия различных подразделений таможенных органов и опытные сотрудники.

В связи с обновлением законодательной базы всем нам в ближайшем будущем потребуются высочайшая концентрация усилий, кадрового потенциала, а также выработка эффективных механизмов реализации правовых новаций в повседневной работе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: