Правила составления коммерческого акта.




Общие положения.

1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 119 Федерального закона «Устав железнодо­рожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федераций, 2003, № 2, ст. 170) (далее — Устав) и определяют порядок состав­ления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

Обстоятельства, являющиеся основанием для возник­новения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивиду­альных предпринимателей при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами (приложение № 1 к настоящим Правилам), актами общей формы и иными актами, пре­дусмотренными в настоящих Правилах.

1.2. Перечень лиц представителей перевозчика, уполномоченных составлять и подписывать акты при перевозках грузов железнодорожным транспортом, устанавливается перевозчиком.

1.3. При перевозках грузов в прямом международном сообщении применяются формы акта общей формы, коммерческого акта, акта вскрытия вагона, контейнера, предусмотренные Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении.

Правила составления коммерческого акта.

2.1. Коммерческий акт составляется для удостоверения
следующих обстоятельств:

несоответствие наименования, массы, количества мест

груза данным, указанным в транспортной железнодорож­ной накладной (далее — накладная);

повреждение (порча) груза и возможные причины та­кого повреждения;

обнаружение груза без перевозочных документов, а так­же перевозочных документов без груза;

возвращение перевозчику похищенного груза;

непередача перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза. В дан­ном случае коммерческий акт составляется только по тре­бованию грузополучателя.

2.2. Коммерческий акт составляется:

при выгрузке грузов в местах общего пользования — в день выгрузки груза, в необходимых случаях — в день вы­дачи груза грузополучателю;

при выгрузке груза в местах необщего пользования — в день выгрузки груза, при этом проверка груза должна про­водиться в процессе их выгрузки или непосредственно после выгрузки груза;

в пути следования груза — в день обнаружения обстоя­тельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.

При невозможности составить коммерческий акт в ука­занные в настоящем подпункте сроки, он должен быть составлен в течение следующих суток.

2.3. Данные в коммерческом акте указываются на основании перевозочных документов, книг перевески грузов на вагонных и товарных весах и других документов.

2.4. В случае составления коммерческого акта при перевозке продовольственных и скоропортящихся грузов к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия сертификата качества или удостоверения о качестве, заверенная на основании подлинного документа, печатью и подписью уполномоченного представителя перевозчика.

При составлении коммерческого акта о порче продо­вольственных и скоропортящихся грузов, перевозимых в рефрижераторных секциях, контейнерах, автономных реф­рижераторных вагонах для перевозки эндокринного сырья (далее — АРВ-Э), курсирующих с обслуживающей брига­дой, к первому экземпляру коммерческого акта прикла­дывается выписка о температурном режиме в пути следо­вания из рабочего журнала (форма ВУ-85), подписанная руководителем обслуживающей бригады рефрижераторной секции, контейнера, АРВ-Э, заверенная подписью упол­номоченного представителя перевозчика. При этом в ком­мерческом акте указывается значение температуры возду­ха в рефрижераторной секции, контейнере, АРВ-Э перед выгрузкой, исходя из показаний приборов рефрижератор­ной секции, контейнера, АРВ-Э.

В случае составления коммерческого акта при пере­возке животных и грузов, подконтрольных органам Госветнадзора, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия ветеринарного свидетельства (сер­тификата).

В случае составления коммерческого акта при перевоз­ке подкарантинных грузов к первому экземпляру коммер­ческого акта прикладывается копия сертификата, удосто­веряющего отсутствие в грузах карантинных организмов.

2.5. При выдаче с участием перевозчика однородных грузов, которые перевезены отдельными отправками на­валом или насыпью и прибыли за данные календарные сутки от одного грузоотправителя в адрес одного гру­зополучателя в исправных вагонах без признаков утраты, выявленная недостача, превышающая норму естествен­ной убыли массы таких грузов, и значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто грузов, либо выявленные излишки, составляющие разницу меж­ду массой грузов, определенной на железнодорожной станции (далее — станция) отправления, и массой грузов, определенной на станции назначения, с учетом значения предельного расхождения в результатах опре­деления массы нетто грузов могут оформляться одним коммерческим актом.

Недостача или излишки грузов, перевозимых нава­лом, насыпью или наливом с перевалкой либо перегруз­кой в пути следования, отгруженных одним грузоотпра­вителем в адрес одного грузополучателя и прибывших в исправных вагонах без признаков утраты, определяются по результатам проверки всей партии одновременно вы­данных грузов и оформляются, как правило, одним ком­мерческим актом.

В коммерческом акте должны содержаться по каждой отправке: номер вагона, род вагона, количество запорно-шюмбировочных устройств (далее — ЗПУ) и нанесенная на ЗПУ информация, число мест и масса груза, указанная в перевозочных документах и оказавшаяся в наличии. В слу­чае определения массы груза на вагонных весах указывает­ся масса брутто, масса тары вагона (с трафарета или про­веренная на весах) и масса нетто. Сведения о перевеске вагонов указываются в перечне, который прилагается к коммерческому акту. В этом случае перечень и коммерчес­кий акт подписывают лица, участвующие в выдаче груза, и уполномоченные представители перевозчика.

2.6. Коммерческий акт составляется перевозчиком в трех экземплярах на бланке, предусмотренном настоящими Правилами, и заполняется без помарок, подчисток и ка­ких-либо исправлений на пишущей машинке путем впе­чатывания на бланке формы ГУ-2 2 или компьютере на автоматизированных рабочих местах и подлежит строгому учету.

Экземпляры коммерческого акта, составленного пере­возчиком на станции назначения, распределяются следу­ющим образом:

первый экземпляр коммерческого акта используется перевозчиком для расследования обстоятельств, послужив­ших основанием для его составления;

второй экземпляр коммерческого акта выдается грузо­получателю по его требованию;

третий экземпляр коммерческого акта остается на хра­нении в делах перевозчика.

Экземпляры коммерческого акта, составленного пере­возчиком на станции отправления или на попутной стан­ции, распределяются следующим образом:

первый экземпляр коммерческого акта используется перевозчиком для расследования обстоятельств, послужив­ших основанием для его составления;

второй экземпляр коммерческого акта прилагается к пе­ревозочному документу и следует до станции назначения;

третий экземпляр коммерческого акта остается на хра­нении в делах перевозчика.

О составлении коммерческого акта на станции от­правления или на попутной станции делается отметка на оборотной стороне накладной в графе «Отметки пере­возчика» с указанием номера коммерческого акта, даты его составления и в связи с чем он составлен. Эта запись удостоверяется подписью уполномоченного представите­ля перевозчика.

О составлении коммерческого акта на станции назначения отметка на оборотной стороне накладной в графе «Отмет­ки перевозчика» делается по требованию грузополучателя.

2.7. При перевозках грузов с использованием наклад­ной в электронном виде коммерческий акт может состав­ляться в электронном виде. Порядок хранения и направле­ние коммерческого акта, составленного в электронном виде, определяется перевозчиком в соответствии с до­говором об обмене данными и документами в электрон­ном виде. На основании данных такого коммерческого акта в электронную накладную вносятся отметки, предусмот­ренные Правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте.

Коммерческие акты, составленные в электронном виде на станции отправления и на попутной станции, прикла­дываются к электронной накладной.

2.8. В случаях, когда в накладной имеется отметка о со­ставлении коммерческого акта на попутной станции, а при перевозочных документах, прибывших с грузом, его не ока­залось, перевозчик по результатам выдачи груза на станции назначения должен составить новый коммерческий акт.

Отсутствие на момент выдачи груза коммерческого акта, составленного на попутной станции (независимо от нали­чия или отсутствия соответствующей отметки в наклад­ной), не может служить причиной его непризнания.

Если при проверке на станции назначения не будет обнаружена разница между данными коммерческого акта, составленного на попутной станции, и фактическим на­личием и состоянием груза на станции назначения, то пе­ревозчик обязан, не составляя нового коммерческого акта, сделать в разделе «Ж» коммерческого акта, составленного на попутной станции, отметку следующего содержания:

«При проверке груза, выданного «______ »_____________ г.

разницы против настоящего акта не оказалось».

В случае несоответствия сведений, имеющихся в ком­мерческом акте, составленном на попутной станции, и дан­ных проверки груза на станции назначения составляется новый коммерческий акт. При этом на станции назначе­ния грузополучателю коммерческий акт, составленный на попутной станции, не выдается, кроме коммерческого акта, составленного на попутной станции, из которого усмат­ривается ответственность грузоотправителя.

Если в пути следования был составлен коммерческий акт, удостоверяющий обстоятельства, за которые несет от­ветственность грузоотправитель, то перевозчик на стан­ции назначения обязан выдать грузополучателю коммер­ческий акт, составленный на попутной станции, незави­симо от выдачи коммерческого акта, составленного пере­возчиком при выдаче груза на станции назначения. В этом случае копия коммерческого акта, составленного на по­путной станции, хранится в делах перевозчика.

2.9. В случае проведения экспертизы грузов в соответ­ствии с Правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте, о такой экспертизе должна быть сделана от­метка в разделе «Е» коммерческого акта.

2.10. Коммерческий акт подписывает грузополучатель или его уполномоченный представитель (по доверенности на право подписания коммерческого акта), если он участвует в проверке груза, и перевозчик.

Коммерческий акт регистрируется в книге учета ком­мерческих актов перевозчика.

В случае проверки массы тары вагона представителем перевозчика, не участвовавшим при взвешивании массы вагона с грузом, в разделе «Д» коммерческого акта указы­ваются фамилии представителей перевозчика, участвовав­ших во взвешивании массы вагона с грузом и проверке массы тары вагона. При этом коммерческий акт подписы­вается уполномоченным представителем перевозчика, уча­ствующим в проверке массы тары вагона.

При выгрузке и одновременной выдаче груза грузо­получателю коммерческий акт подписывается уполно­моченными представителями грузополучателя и пере­возчика.

При выгрузке вагонов перевозчиком на места общего пользования в склады и на площадки станций, в случае, когда выдача груза производится после выгрузки, коммер­ческий акт подписывается только уполномоченным пред­ставителем перевозчика.

В случае выдачи груза со склада или площадки станции при наличии несоответствия данных, имеющихся в ком­мерческом акте, составленном при выгрузке груза из ваго­на, перевозчиком составляется новый коммерческий акт. 2.11. При составлении коммерческого акта снятые с вагона, контейнера запорно-пломбировочные устройства (далее — ЗПУ) используются в следующем порядке:

при наличии обстоятельств, по которым усматривается ответственность перевозчика или взаимная ответственность перевозчика и грузоотправителя, пересылаются, погаша­ются, направляются ЗПУ на экспертизу в порядке, уста­новленном перевозчиком;

при составлении коммерческого акта по обстоятель­ствам, при которых усматривается ответственность только грузоотправителя, ЗПУ грузоотправителя, снятые с ваго­на после признания их исправными и подписания ком­мерческого акта грузополучателем, погашаются в поряд­ке, установленном перевозчиком. При этом в коммерче­ском акте в графе «При акте приложены» против пункта 16 делается отметка «ЗПУ погашены».

2.12. По требованию грузополучателя перевозчик обязан в течение трех дней выдать коммерческий акт.

Выдача коммерческого акта представителю грузополу­чателя производится при предъявлении доверенности, а в случае, если грузополучателем является физическое лицо,— паспорта или иного документа, удостоверяющего личность лица. При получении коммерческого акта упол­номоченный представитель грузополучателя расписывает­ся на оборотной стороне коммерческого акта на экземп­ляре, остающемся в делах перевозчика, с указанием даты и номера доверенности или документа, удостоверяющего личность лица.

2.13. В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта или оформления коммерческого акта с нарушением установленных требований грузополучатель обязан подать заявление перевозчику в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, в течение трех суток, а в отношении продовольственных и скоропортящихся грузов — в течение одних суток с момента выдачи грузов или их выгрузки. Перевозчик обязан дать грузополучателю мотивированный ответ на указанное заявление в течение трех суток, а в отношении продовольственных и скоропортящихся грузов — в течение одних суток со дня получения заявления.

Представители перевозчика и грузополучателя, участву­ющие в составлении коммерческого акта, обязаны подпи­сать коммерческий акт. При несогласии с содержанием коммерческого акта представители перевозчика и грузо­получателя вправе изложить в нем особое мнение.

2.14. Если коммерческий акт выдан грузополучателю на недостачу груза, не прибывшего по основной накладной, то при прибытии этого груза по досылочному документу перевозчик при предъявлении грузополучателем накладной на основную отправку и выданного ему коммерческого акта в накладной и во всех экземплярах коммерческого акта в разделе «Ж» должен сделать отметку о том, что недостающий груз по данной отправке прибыл по досылочному документу (с указанием его номера). Кроме того, в отметке указываются номер вагона (номера вагонов), наименование станции, на которой оформлена досылка, дата оформления досылки и дата выдачи недостающего груза. По прибытии последней части груза, указанной в коммерческом акте как не прибывшей, грузополучатель должен вернуть перевозчику коммерческий акт для хранения в его делах.

2.15. В случае, если на станции назначения при проверке состояния груза, его массы, количества мест обнаружены недостача, повреждение (порча) груза или такие обстоятельства зафиксированы в составленном в пути следования коммерческом акте, перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммерческий акт.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: